НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Путешествие с Машей, по следам осени».
план-конспект занятия по окружающему миру

Лавьева Светлана Александровна

Предварительный просмотр:

НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Путешествие с Машей,  по следам осени».

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:

• Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл).


• Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)


• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения. 
• Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.


• В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.


• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.


Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, подгрупповая и индивидуальная

Оборудование и материал:

Тайное письмо, карта маршрута, лупы, кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, молоко, пищевой краситель, жидкое мыло, волшебный мешочек, кисточки, гуашь.

Ожидаемый результат:

Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Ход занятия:

Показ небольшого видео ролика про Машу.

Маша: Здравствуйте ребята.

Дети: Здравствуйте!

Маша: Меня зовут Маша. Я очень люблю путешествовать и преодолевать разные препятствия. А это мой рюкзак! У меня в рюкзачке лежит письмо. Давайте вместе прочитаем его.

«Ребята! Оглянитесь по сторонам! Природа увядает! И чтобы вы не грустили вместе с ней, я придумал для вас интересные задания. Следуйте по стрелочкам. Справившись с заданием, вы найдете букву, и в конце пройденных испытаний вы соберете ключевое слово. И узнаете мое имя, как меня зовут. Приступайте! С любовью, ваш тайный друг». (Создание проблемной ситуации.) Ребята, а вы мне поможете?

Дети: Да

Маша: Тогда отправляемся в путь. Но что укажет нам дорогу. Карта!

Давайте все вместе позовем карту «Карта-Карта» (показ видео с картой)

Ребята давайте внимательно рассмотрим карту.

На карте изображен желтый лист, дети находят, берут листочек.

Маша: Ой, а тут письмо с вопросами. Я буду читать – вы отвечайте.

Ребята, а какое сейчас время года?

Назовите приметы осени, которые определяют время года.

Задание: назвать приметы осени, которые определяют время года.
-день короче, а ночь длиннее;
-На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
-небо серое, хмурое;
-часто идут дожди;
-перелетные птицы улетают на юг;
-дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
- люди надевают демисезонную одежду;
-собирают урожай овощей, фруктов и зерна;
- осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь:
1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья). 
3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

 Вот и мы прошли первое испытание, а теперь мы отправляемся дальше в путешествие.

Маша с ребятами рассматривают карту и уточняют маршрут движения.

Маша: Ребята мы справились с первым заданием. Под листиком дети находят первую букву О. 

Ну, ребята отправляемся в путь по нашей карте.

На карте изображен красный лист, дети находят, берут листочек.

По стрелочкам дети находят вторую станцию.

Маша: - Когда я шла к вам в гости я обратила внимание, что деревья стоят голые, без листьев

-А вы задумывались, почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?

Ответ детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.

Исследование №1

Маша: -А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?

Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.

Проблемный вопрос:

Маша: - А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)

А для того, чтобы получше рассмотреть, чем надо пользоваться?

Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором — лупой. Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите, жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.

Маша: Ребята, а вы хотите узнать, как растения пьют воду?

Давайте проведем эксперимент «Как растения пьют воду» для этого нам понадобятся: пекинская капуста; пищевой краситель или краски, стаканчики, вода.

Маша: Посмотрите внимательно на лист пекинской капусты, сколько у него прожилок, которые уже начали окрашиваться в разные цвета - это и есть трубочки-сосуды, по которым поднимается вода.

Вывод: Ребята, мы узнали какое строение у растений. У всех растений есть эти жилки, идущие вдоль стебля от корней к листьям. Именно с помощью этих сосудов растения поглощают воду и питательные вещества из почвы.

Маша: Ребята мы справились с заданием. Под листиком дети находят вторую букву С.

Маша: А теперь я приглашаю вас на небольшую разминку

"Осень"

Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)

Все листочки с веток сдул. (пошевелить пальчиками и подуть на них)

Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)

Дождик стал по ним стучать

Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)

Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)

Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад)

Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую

На карте изображен зеленый лист, дети находят листочек.

Проблемный вопрос:

«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»

Маша: А почему же листья желтеют осенью?

Ответы детей

Маша: Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Исследование №2 «Почему лист зеленый?»

Дети предлагают - Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?

Маша: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?

Дети: На ткани появились зеленые пятна.

- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым оранжевым, красным или коричневым.

Воспитатель: Ребята мы справились с заданием. Под листиком дети находят третью букву Е.

На карте изображен оранжевый лист, дети находят, берут листочек.

Исследование №3.

Эксперимент «Как листья опадают»

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.

Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.

Маша - Пока лист летел , что вы заметили?

Ответ детей (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился)

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).

Маша: Ребята мы справились с четвертым заданием. Под листиком дети находят букву Н.

Маша: Ребята давайте немного отдохнем.

«Волшебный мешочек».

Дети садятся на подушки

- Тише, тише, тишина.

Сказка в гости к нам пришла.

Вы, ребята, не шумите,

Сказку нам, вы, не спугните!

Жила – была волшебница. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. Но она забыла свой волшебный мешочек.

В волшебном мешочке (педагог показывает сумочку украшенную желтыми листочками) хранила она свое главное волшебную кисточку воспитатель извлекает из сумочки большую, мягкую кисточку, обвитую золотой ленточкой). Именно волшебная кисточка помогала ей творить множество чудес. Ребята, а давайте воспользуемся волшебными кисточками и узнаем, что раскрашивает волшебница.

Маша:- Что делать не знаю? Вам хочется стать волшебниками?

Для этого нам понадобятся кисточки из волшебного мешочка, белая жидкость и капельки осени. Где бы нам это найти?

Дети: Нам поможет карта.

На карте изображен коричневый лист, дети находят, берут по листочку.

Исследование №4.

Дети по стрелкам находят столик, где стоит молоко в блюдцах, пищевой краситель, жидкое мыло. Дети капают пипеткой в молоко каплю красного красителя и желтого. Опускают кисточку в жидкое мыло и наблюдают, как краски начинают двигаться сами и перемешиваться.

Воспитатель: Ребята посмотрите, как красиво, напоминает листопад? когда разноцветные листья, красные, желтые падают на землю.

Маша: Ребята вы справились с пятым заданием. Под листиком дети находят букву Ь.

Маша: Мы прошли все испытания. Давайте теперь из наших букв соберем слово и узнаем кто же этот наш тайный друг.

 А теперь можете прочитать слово? (Да, это слово ОСЕНЬ). Ребята наш тайный друг - это волшебница осень.

Маша: «У нас все получилось, получилось! Ураа!» (показ видео)

Маша: Ребята, у нас сегодня было такое увлекательное, познавательное путешествие. Что вам больше всего вам понравилось?

Ответы детей.

Маша: Да и мне тоже.

Маша: «У нас все получилось, получилось! Продолжайте свой путь по стрелочкам к заслуженной награде».

Дети отправляются в путь и находят корзинку с угощениями (яблоками)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Вода - источник жизни. Вода и ее превращения." Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы.

Эта презентация  знакомит только с частью нашей работы  с детьми по экологическому воспитанию  - знакомство детей со свойствами воды, круговоротом воды в природе ; дети узнают о значени...

Встреча в опытно - экспериментальной лаборатории с детьми подготовительной группы "Эксперименты с мукой"

Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через экспериментирование.Образовательные задачи:Расширять и уточнять знания детей о зерновых культурах. Познакомить со свойствами муки.Закреплять умение ...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы детского сада на тему "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Работа включает в себя теоретическое введение, объемный опытно-экспериментальный основной раздел с тремя этапами исследования (констатирующим, формирующим и контрольным) и приложения в виде практическ...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».

Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...