Образовательный проект «Детский сад – дом Дружбы»
проект по окружающему миру

К особенностям современной социокультурной среды России относится ее полиэтничность, что и определяет одну из приоритетных задач дошкольного образования – формирование у подрастающего поколения этнокультурной компетентности, толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре.

Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомство с культурными достижениями других народов; использование опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dom_druzhby.docx441.34 КБ

Предварительный просмотр:

Перемены, происходящие в российском полиэтническом обществе, находят отражение в социальном заказе образованию. Изменился образ жизни человека: характер его труда, быта, общения. В этой связи традиционная система образования, которая обеспечивала подготовку детей к жизни, претерпевает кардинальные изменения. Данные изменения были учтены разработчиками федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования,  принципами которого стало приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом этнокультурной ситуации развития детей. [14, с.4]  Кроме этого, формирование межэтнических отношений становится одним из необходимых условий реализации Концепции развития поликультурного образования в учреждениях ОАО «РЖД», что также было отражено  в  программе поликультурного образования  детей 3-7 лет «Диалог культур».

Поэтому одной из задач детского сада   становится  объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, при котором образовательная среда становится зоной ближайшего развития ребенка, способствующая его социализации и развитию.

        Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человека, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения.

                        К особенностям современной социокультурной среды России относится ее полиэтничность, что и определяет одну из приоритетных задач дошкольного образования – формирование у подрастающего поколения этнокультурной компетентности, толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре.

Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомство с культурными достижениями других народов; использование опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей. [2, с.16]

Реализуя программу поликультурного образования дошкольников «Диалог культур» на своей возрастной группе я пришла к выводу, что необходимо сделать акцент на региональном компоненте присущему республике Бурятия. Для этого я разработала долгосрочный проект «Дом Дружбы», в который включила ознакомление детей с культурой, обычаями и традициями народов проживающих на территории Бурятии, при этом изучив этносоциальную структуру Бурятии.

Новизна  проекта заключается в осуществлении воспитания и образования детей через тесное взаимодействие с семьями воспитанников, этнокультурными центрами, через внедрение инновационных педагогических технологий (проектная деятельность, исследовательская деятельность, информационно-коммуникативные технологии и др.).

Вид проекта: Информационно –практико –ориентированный.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители воспитанников, узкие специалисты: музыкальный руководитель, хореограф, инструктор по физической культуре «Детского сада № 233 ОАО «РЖД».

  1. Паспорт  Проекта

Наименование Проекта

«Дом дружбы»

Нормативная база Проекта

  • Закон 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2014 г.);
  • Концепция развития системы общего и дошкольного образования ОАО «РЖД»;
  • Программа поликультурного образования детей 3-7 лет «Диалог культур» (в рамках реализации Программы поликультурного образования в образовательных учреждениях ОАО «РЖД»);
  • Основная общеобразовательная программа  дошкольного учреждения.

Разработчик Проекта

Воспитатель Гагарова Л. А.

Цели и задачи Проекта

Цель проекта:

Формирование этнокультурных компетенций старших дошкольников через ознакомление с этническими особенностями народов Бурятии.

Задачи  для детей:

Образовательные:

- Познакомить детей с историческим и культурным прошлым и настоящим основного населения и этносоциальных групп,  проживающих в Бурятии;

- Приобщать к культуре своего народа как непременному условию интеграции в другие культуры;

- Создать условия для обеспечения качественной реализации системы мероприятий по воспитанию у дошкольников нравственно-патриотических чувств.

Развивающие:

-Развивать навыки поисково-исследовательской деятельности;

- Развивать потребность в приобретении новых знаний о России, о малой Родине, об этнических особенностях народов проживающих в республике; умение отражать свои впечатления в разнообразных видах деятельности;

Воспитательные:

-Воспитывать у дошкольников интерес к истории и культуре малой и большой Родины, желание знать, понимать, сохранять, становиться носителями семейной, родной этнической, региональной культуры;

- Воспитывать положительное этнотолерантное отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды.

- Воспитывать культуру межнационального общения.

Задачи  для родителей:

- Создание условий для изучения, закрепления и актуализации знаний об этнокультурной составляющей республики  Бурятии среди родителей воспитанников группы.

- Вовлечение родителей в образовательный процесс с целью формирования понимания важности и личностной заинтересованности родителей в поликультурном воспитании дошкольников.

- Расширение представлений по вопросам организации совместной с детьми проектной деятельности, привлечение родителей к совместным мероприятиям (организация экскурсий, создание мини-музеев, участие в творческих мастерских и т.д.)

Принципы реализации Проекта

  • Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей;
  • Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • Принцип сотрудничества с семьей;
  • Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Сроки и этапы реализации Проекта

2013-2015 уч. г.

Организационный этап (сентябрь-октябрь 2013 г.):

  • Изучение литературы (исторической, энциклопедической), материалов электронных ресурсов по этносоциальной структуре Бурятии;
  • Разработка краткосрочных внутригрупповых проектов в тесном взаимодействии со специалистами;
  • Информационное просвещение родителей, ознакомление с планируемыми мероприятиями на период реализации проекта (презентация проекта «Дом Дружбы», изготовление буклетов, подготовка рекомендаций по нравственно-патриотическому воспитанию и др.).

Основной этап реализации (ноябрь2013г - март2015 г.) включает следующие направления:

  • Информационное сообщение – ознакомление детей с традициями, обычаями разных народов и этносоциальных групп проживающих на территории Бурятии, специфике их культуры, ценностей и др., через такие формы работы: беседы, чтение художественной литературы и энциклопедий, рассматривание иллюстративного материала, подготовка и представление презентаций, проектная деятельность и т.д.
  • Эмоциональное воздействие - в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребёнка, «расшевелить» его чувства. Для этого используем: праздники, развлечения, досуги.
  • Нормы поведения - знания, полученные ребёнком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении, через: проблемные ситуации, ситуации общения, игровую деятельность и т.д.

Завершающий этап (апрель 2015 г.):

  • Анализ реализации Проекта и достигнутых результатов;
  • Выявление возникших проблем в ходе реализации проекта, оптимальных путей их решения и составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении;
  • Проведение фестиваля «Дружат дети всей планеты».
  • Создание электронного портфолио педагога.
  • Оформление творческих выставок, создание фото и видеотеки по теме проекта.

Механизм реализации Проекта

Проект  реализуется через организацию образовательной деятельности, совместную образовательную деятельность в режимных моментах, создание развивающей предметно-пространственной среды, взаимодействие с родителями, сотрудничество с общественными организациями и интеграция со специалистами дошкольного учреждения.

Ожидаемые результаты Проекта

Ожидаемый результат:

  • У детей сформировано положительное отношение к разным народам, прежде всего через познание принадлежности к своей национальной культуре. Именно благодаря этому – ценности, выбранные культурой других народов, становятся более понятными и прочувствованными.
  •  У детей сформированы эмоционально-положительные отношения к другим национальностям: от гуманных переживаний до сформированного отношения к реальной жизни.
  • Созданная развивающая предметно-пространственная среда будет способствовать развитию познавательно-исследовательской активности ребенка и развитию умения применять полученные знания в разных видах детской деятельности: игровой, музыкальной, продуктивной и т.д.
  •  Улучшится качество взаимодействия с семьями воспитанников.

Практическая значимость проекта

Данный проект направлен  формировать у детей старшего дошкольного возраста этнокультурную компетентность в условиях дошкольного учреждения и в тесном взаимодействии с родителями, через приобщение к истокам народной культуры,   традициям и обычаям, а также развивать восприятие людей разных национальностей, проживающих в республике Бурятия, одновременно находя в них общечеловеческие ценности: доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь. Только в совместной деятельности «воспитатель + дети + родители»  можно добиться результатов и решить поставленные цели и задачи.

Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе поликультурного воспитания, должно строиться под девизом: «Все друг другу мы нужны».

III.Основание для разработки проекта «Дом Дружбы»

  • Анализ Программы поликультурного образования детей 3-7 лет «Диалог культур» (в рамках реализации Программы поликультурного образования в образовательных учреждениях ОАО «РЖД»).
  • Анализ интервьюирования родителей группы, в рамках решения задач по поликультурному воспитанию  показал, что в семьях воспитанников есть представители  разных национальностей: русские (75%), буряты (15%), украинцы (5%), татары (3%), азербайджанцы (2%)/

III.Ценностные приоритеты Проекта:

  1. Реализация проекта осуществляется через основные образовательные области, которые интегрируются в зависимости от целей образовательной деятельности. Интегрированный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

2.Создание этнокультурной среды в группах старшего дошкольного возраста – внесение этнокультурного компонента в игровые центры.

Модель этнокультурной предметной среды группы

3.Так как любой проект ориентирован на разрешение конкретной практической проблемы, то при разработке проекта «Дом Дружбы» мы использовали образ «Семь МЫ» (предложенный Е.С.Заир-Бек), для видения предполагаемых действий и результатов.

IV.Паутинка проекта «Дом Дружбы»

Познавательное развитие

Реализация краткосрочных проектов:

- «Россия – добрая душа» (2013 г.);

- «Славься, Россия, мастерами своими» (2014 г.);

- «Дружный хоровод» (2015 г.);

- «Северные народы Бурятии» (2015г.);

- «Белый месяц Сагаалган» (2015 г.)

«Встречи с интересными людьми»:

- Мастер-класс с педагога дополнительного образования  школы-интерната  №22 ОАО «РЖД» Калугиной Г.Х.

Тема: «Ковроткачество»;

- Мастер-класс по изготовлению

«Эвенкийского кумалана»- Новикова А.В.;

- Представители театра народной песни и танца «Забава» - с рассказом о национальной культуре казаков;

- ХарнутоваО.А. языковед – рассказ о бурятском национальном костюме

Экскурсии:

- В филиал Кяхтинского краеведческого музея им. В.А.Обручева  г. Улан-Удэ;

- Организация передвижной выставки Центра эвенкийской культуры «АРУН»;

- Экскурсия в этнографический музей народов Забайкалья;

- Экскурсия в музей природы.

Дидактические игры:

Электронные игры ActivInspaer: «Одень куклу в национальный костюм», «Укрась посуду»,  «Придумай и составь узор» и др.

Поисково-исследовательская деятельность – составление презентаций о разных народах.

Коллекционирование –куклы в национальных костюмах, магниты с элементами национальной принадлежности.

Экологический праздник «Березовая Русь».

Речевое развитие

Знакомство с  фольклором разных народов:

- Русское устное народное творчество: сказки, былины, частушки.

- Бурятский фольклор:  мифы, улигеры, легенды.

- Эвенкийский фольклор: героический эпос, мифологические рассказы,  запреты (оде).

Беседы на нравственно-этические темы: «Мы дружная семья», «Встали дети – встали  в круг», «Ты мой друг и я твой друг», «Доброта и вежливость – залог дружбы» и др.

Литературные посиделки:

-  «В гостях у бабушки Арины», «В гостях у Будамшу», «Вечер загадок» и др.

Составление описательных рассказов по  народной игрушке, элементам народно-прикладного искусства.

Словотворчество – на основе прослушанных сказок,  по пословицам и поговоркам народов Бурятии.

Художественно-эстетическое развитие

Слушание, разучивание народных песен.

Знакомство с народными музыкальными инструментами (пэнгипкэвун-металлический варган эвенков; бурятские муз.инструменты: хуур, бишхур, чанза,варган; русские народные: трещетка, рубель и др.)

Ответственный: музыкальный руководитель

Праздники и развлечения:

- «Рождественские посиделки»;

- «Народные гуляния»;

- «Веселая ярмарка»;

- «Сагаалган»;

- «Масленница» - совместно с фольклорным ансамблем «Веселушки»;

- Фестиваль народов Сибири «Венок дружбы»;

- Эвенкийский праздник «Бакалдын» - встреча с солнцем.

Ответственные: музыкальный руководитель, воспитатель, хореограф, родители.

Танцы народов Бурятии:

«Ехор»-древний бурятский круговой танец, «Ехорье»-эвенкийский хороводный танец, «Русский хоровод» и др.

Ответственный: хореограф

«Творческие мастерские» - совместная продуктивная деятельность: украшение предметов посуды,  элементов быта.

Создание выставок совместного творчества -  композиций с элементами декоративно-прикладного искусства с использованием нетрадиционных материалов, создание макетов «Северная Бурятия», «На берегу Байкала» и др.

Организация конструктивной деятельности (из разного вида конструктора) в соответствии с темами этнокультурного воспитания.

 Физическое развитие

Подвижные игры разных народов:

- «Борьба оленей», «Кто перетянет», «Шагай наадан», «Волк и ягнята», «Иголка, нитка и узелок», «Горелки», «Волки во рву», «12 палочек» и др.

Фестиваль дворовых игр «Игры наших бабушек и дедушек».

Спортивные развлечения:

- «Если с другом вышел в путь»;

- «Сухарбан» и др.

Праздник обрядовых игр.

Досуг «Игры народов Бурятии».

Результат проекта:

Фестиваль

 «Дружат дети всей планеты».

4aa277_5289b57012ac132fe0bb2b59c00f1b68.jpg

Социально-коммуникативное развитие

- Игровые обучающие ситуации «Азбука общения»;

- Создание игровых и проблемных ситуаций с использованием атрибутов, включающих элементы быта народов Бурятии.

- Организация сюжетно-ролевых игр «Путешествие по Байкалу»,  «Экскурсия в музей», «Что нам стоит дом построить» и др.

- Образовательная деятельность по ознакомлению детей с основным видом деятельности взрослых: охота, оленеводство, вышивание, рыболовство, земледелие, ковроткачество и пр.

- Дидактические игры по типу лото, пазл, домино: «Назови из чего сделано», «Кто, где живет?», «Кто, что носит?», «Угадай, кому это нужно?»  и др.

- Разработка экологического маршрута «По следам северного оленя», «Где живет медведь?» и пр.

Предметно-пространственная среда

Создание центра поликультурного воспитания «Уголок России – отчий дом».

Создание мини-музеев:

- «Русская изба»;

- «Народные промыслы России»;

- «Край, в котором я живу» и др.

Тематические выставки:

- «Россия – добрая душа»;

- «Моя Бурятия»;

- «В гостях у эвенков» и др.

Изготовление игровых модулей «Изба», «Юрта», «Чум».

Внесение этнокультурного компонента в игровое пространство группы:

- Центр логики и математики – «Бурят-монгольская игра» и др.;

- Центр книги – оформление тематических книжных выставок;

- Центр музыки – подбор иллюстративного материала по народным инструментам и т.д.

Взаимодействие с социальными институтами

Семья

Другие соц.институты

Привлечение родителей к пополнению развивающей  предметно-пространственной среды группы:

- Изготовление атрибутов для инсценировки народных сказок «Снегирь», «Медведь» и др.

- Пошив национальных костюмов и головных уборов.

Подготовка презентаций по темам проектов: «Россия – добрая душа», «Славься, Россия, мастерами своими», «Дружный хоровод» и др.

Проведение родительского клуба «Мы одна большая семья» - 1 раз в квартал.

Создание  выставок совместного творчества.

Привлечение родителей к организации экскурсий и праздников.

Информационное просвещение родителей: выпуск буклетов, заочные консультации.

Семейные газеты.

- Школа-интернат № 22 ОАО «РЖД»

- Филиал Кяхтинского краеведческого музея им. В.А.Обручева  г. Улан-Удэ;

- Республиканский государственныйцентр эвенкийской культуры «АРУН»;

- Этнографический музей народов Забайкалья;

- Художественный музей им.Ц.С.Сампилова;

- Музей природы Бурятии.

Диагностика детского развития

Для определения эффективности проведенной работы я разработала критерии по выявлению уровня практических знаний и умений этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста, опираясь на критерии педагогической диагностики и мониторинга  примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство».

Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года(сентябрь-октябрь), и в конце учебного года (апрель-май).

Критерии диагностики

Критерии оценки

Когнитивный

  1. Знает  геральдические  символы  России и Бурятии.
  2. Знает названия других  народностей, проживающих на территории республики.
  3. Знает  о культурном многообразии народов Бурятии.
  4. Знает традиционные виды деятельности  народов  Бурятии (чабан, хлебороб, охотник, рыбак,    

оленевод), значение труда.

     5.  Знает об  историческом прошлом (бурят, эвенков, русских и др. этносоциальных групп).

     6.  Знает об общности исторического и культурного прошлого этносов и этносоциальных групп.

     7.  Знает и различает русские, бурятские, эвенкийские национальные: жилище, одежду,  посуду, блюда,  праздники, национальные игры, музыкальные инструменты, фольклор, традиционные виды ремесел.

      8. Знает об особенностях (климатического, географического) проживания народов.

Ценностно-

ориентированный

  1. Понимает, что такое «Моя малая  Родина»; выражены забота и  интерес к своей семье, родному городу, желание узнавать о крае, в котором живет, его  истории, к познанию жизнедеятельности других народов родного края.
  2. Выражено позитивное отношение к людям (детям) другой национальности.
  3. Проявляет интерес к познанию мира этнокультур своего и других народов.

Деятельностный

  1. Ориентируется на карте России, показывает  территорию Бурятии, находит столицу, север Бурятии – район проживания эвенков и т.д.
  2. В организации игр использует   национальный колорит: атрибуты костюмов, маски, предметы быта, загадки и др.
  3. Отражает в рисунках, рассказах,  играх интерес к  жизни  других  народов, к событиям истории.
  4. Самостоятельно организует свою деятельность.
  5. Участвует в совместных мероприятиях.
  6. Общается с людьми разных национальностей.
  7. Успешно использует полученные сведения о культурно-духовных, национальных ценностях,

творчески проявляет себя, принимает различные (позитивные) формы самовыражения.

Поведенческий

  1. Умеет организовать игровую деятельность, работать в коллективе сверстников.
  2. Способен оценить свои возможности, помочь другому, проявить заботу о более слабом, о малышах.
  3. Умеет конструктивно разрешать конфликты.
  4. Ребенок регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами.

Эмоциональный

  1. Эмоционально-положительно откликается на красоту природы;  на особенности народной музыки, поэзии, на специфичность декоративно-прикладного творчества.
  2. В труде проявляет творчество, индивидуальность.
  3. Проявляет эмоционально-положительное отношение к людям разных этносов и этнических групп.

Планируемые результаты по этнокультурной компетентности

старших дошкольников

Достижения ребенка

Критерии

Старшая группа

Подготовительная группа

Что нас радует

  • Ребенок имеет первичные представления о малой Родине и Отечестве.
  • Освоил представление о республике, в которой живет, о своем городе (Улан-Удэ) — называет его достопримечательности, особенности.
  • Ребенок знает и различает геральдику  республики, напевает слова гимна.
  • Знает и называет  названия ближайших улиц, назначение некоторых общественных учреждений города.
  • Понимает особенности правил поведения в общественных местах.
  • Знает пословицы о Родине, понимает их смысловое значение, может использовать их в процессе общения.
  • Проявляет  интерес к родной стране. Знает и называет ее столицу, различает флаг и герб России.
  • Имеет представление о содержании основных государственных праздников России, ярких исторических событиях, героях России.
  • Понимает многообразие россиян разных национальностей — особенности их внешнего вида, одежды, традиций.
  • Проявляет интерес  к  сказкам,  песням, играм разных народов.
  • Из быта и традиционной культуры русских и бурят называет и объясняет от 4 до 6 понятий, различает и называет видовое разнообразие бурятского, русского узора, орнамента.
  • Узнает, различает и дает название русским и бурятским народным мелодиям.
  • Различает и называет разные виды декоративно-прикладного искусства  из разных областей России и Бурятии (игрушки, утварь, одежда, предметы быта); технологии изготовления, назначение, особенности.
  • Осознает ценность народного искусства, проявляет интерес, желание его сохранять и познавать.
  • С удовольствием принимает участие в народных играх.
  • Ребенок имеет представление о  малой Родине и Отечестве.
  • Освоил представления о Республике Бурятия, в которой живет, о городе — его гербе, названии улиц, некоторых архитектурных особенностях, достопримечательностях.
  • Овладел представлениями о местах труда и отдыха людей в г.Улан-Удэ, об истории города и выдающихся горожанах, традициях городской жизни.
  • Знает и различает некоторые национальные особенности людей проживающих на территории Бурятии (русские, буряты, эвенки, казаки, семейские). Проявляет  толерантность по отношению к людям разных национальностей.
  • Имеет стойкий  интерес к отдельным фактам истории и культуры России и Бурятии.
  • Имеет представление о России — ее государственных символах, президенте, столице и крупных городах, особенностях природы.
  • Интересуется традициями народов проживающих в Бурятии,  их народными  промыслами, применяет имеющиеся знания в игре с использованием национальных атрибутов.
  • Проявляет желание участвовать в праздновании государственных праздников и социальных акциях России и Бурятии.  
  • Активно принимает участия в национальных праздниках (Сагаалган, Масленица и т.д.)
  • Освоил некоторые национальные мелодии, песни, сказки, танцы народов Бурятии.
  • Проявляет толерантность по отношению к людям разных национальностей.
  • Проявляет эстетическое отношение к окружающему миру в разнообразных ситуациях: повседневных и образовательных, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, экскурсий по городу.
  • Знает и различает прикладное искусство бурят, русских, эвенков  на примере промыслов России.
  • Называет сходство и отличия традиционных промыслов, назначение и особенности, традиционность образов, узоров, отражение в них природы, народного быта, культуры.
  • Осознает ценность народного искусства; проявляет  желание его сохранять и познавать.
  • Проявляет  предпочтения  и интерес к  коллекционированию, увлечению ручным трудом, продуктивной деятельности.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

  • Отсутствует интерес к окружающему миру (природе, людям, искусству, предметному окружению).
  • Представления о мире поверхностны, часто ошибочны.
  • Не проявляет положительного отношения и интереса к людям разной национальности.  
  • Затрудняется в различении людей по национальному признаку,  как в реальнойжизни, так и на иллюстрациях.
  • Познавательный интерес к социальному миру, городу, стране снижен.
  • Ребенок знает и различает флаг, герб Бурятии, называет ФИО президента  республики с помощью наводящих вопросов.
  • Эпизодически задает вопросы о стране, малой Родине, их общественном устройстве.
  • Ребенок называет разные виды деятельности народов Бурятии,  но значимость их труда объяснить затрудняется.
  • Ребенок проговаривает пословицы о Родине по подсказке («Закончи фразу»)
  • Из быта и духовной культуры русских и бурят называет и объясняет по 2-3 понятия, различает и называет видовое разнообразие бурятского, русского узора, орнамента; узнает и различает  русские и бурятские народные мелодии.
  • Снижена познавательная активность, познавательный интерес не проявляется.
  • Кругозор ограничен, представления бедны и примитивны.
  • Социальные представления о социальном мире, жизни людей и о себе ограничены, поверхностны.  
  • Ребенок не проявляет интереса к настоящему и прошлому жизни малой Родины, родной страны, не стремится рассуждать на эти темы.  
  • Имеет крайне ограниченные социальные представления о  жизни разных народов, проживающих на территории Бурятии.
  • Проявляет интерес к поликультурным знаниям, национальностям людей только в процессе образовательной деятельности, организованной педагогом.

Литература:

  1. Диалог культур. Программа поликультурного образования детей 3-7 лет. ОАО «Кубанское полиграфическое объединение», 2013. – 70 с.
  2. Захарова Л.М. Этнокультурное воспитание дошкольников  М., 2010.
  3. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. – М., 2008., 343 с.
  4. Микляева Н.В. Игровые педагогические ситуации в опыте работы ДОУ/ Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева, Ю.В. Ярова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96с.
  5. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / Авт.-сост. В.Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.
  6. Нетрадиционные формы занятий с дошкольниками/авт-сот. Н.В.Тимофеева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 127с.
  7. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект / Авт.-сост. Н.Н. Леонова, Н.В. Неточаева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 103 с.
  8. Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015. (Библиотека воспитателя). (3)
  9. Петрова Е.В. Специфика современного межэтнического взаимодействия в республике Бурятия, 2008 г.[Электронный ресурс].  – URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/313/image/313-055.pdf.
  10. Петрова Е.В. Русское население в этносоциальной структуре  республик Сибири: особенности развития в условиях трансформации современного российского общества, 2007. [Электронный ресурс].  – URL: http://pandia.ru/text/77/350/74569.php.
  11. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 72 с.
  12. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.
  13. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративным искусством. Программа дошкольного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 168 с.
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
  15. Формирование толерантности в полиэтническом образовательном пространстве ДОО: учебно-методическое пособие. Авт-сост. Коломиец Е.В., Удова О.В. Иркутск: РМ «Сокол», 2014. – 140 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация новых образовательных проектов "Детский сад и спорт"

Физическое воспитание детей — один из вопросов, которые призваны решать как родители, так и воспитатели детских садов.Задумываясь над проблемами физического воспитания своего ребенка, родит...

Образовательный проект «Детский сад, физкультура и спорт в городе Мурманске в дошкольной организации» в рамках городского фестиваля «Белый Медвежонок»

Привлечение детей дошкольного возраста к систематическим занятиям физическими упражнениями; привлечь семьи воспитанников к созданию семейной рукописной книги « Мы – спортивная семья, мама, папа, Я!»...

Журнал для родителей "Творческая студия "Серпантин дружбы" в рамках проекта "Детский сад - территория дружбы"

Руководители творческой студии "Серпантин дружбы" предлагают  фотоотчет и познавательный материал для родителей и педагогического сообщества в рамках проекта "Детский сад - территория дружбы",...

Журнал № 4 для родителей "Творческая студия "Серпантин дружбы" в рамках проекта "Детский сад - территория дружбы"

Руководители творческой студии "Серпантин дружбы" предлагают  для родителей и педагогического сообщества 4 выпуск журнала в рамках проекта "Детский сад - территория дружбы", Цель проекта...

Журнал для родителей № 5 Студия "Серпантин дружбы" в рамках проекта "Детский сад - территория дружбы"

Руководители творческой студии "Серпантин дружбы" предлагают  для родителей и педагогического сообщества 5 выпуск журнала в рамках проекта "Детский сад - территория дружбы", Цель встречи...

Инновационный эколого-краеведческий, культурно-образовательный проект «Детский сад – экология детства»

Инновационный эколого-краеведческий, культурно-образовательный проект «Детский сад – экология детства»...

Образовательный проект «Детские годы Юрия Алексеевича Гагарина»

Цель проекта: воспитание духовно-нравственных качеств ребенка-дошкольника через ознакомление с семейным укладом и играми детей в семье Гагариных....