Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Что такое огонь?».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ильина Марина Анатольевна

 

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Что такое огонь?».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№4 «Солнышко»

Г. Дубна Московская обл. 

Открытый показ НОД с презентацией в рамках подготовки к педсовету

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

в подготовительной группе на тему:

 «Что такое огонь?».

воспитатель Ильина М.А

ДОУ №4 «Солнышко»

Г. Дубна 2017 г.

Задачи:

Закрепить представления о природных стихиях;

Познакомить детей с огнем как явлением неживой природы.

Показать необходимость огня как условия жизни на Земле, и противоречивость этого явления: несет жизнь и смерть.

Научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях.

формировать материалистическое представление о мире;

Формировать навыки осознанно правильного поведения.

воспитывать бережное, осознанное, заботливое отношение к природе.

Предварительная работа:

чтение художественной литературы;

беседы;

рассматривание картин, иллюстраций.

Непосредственная образовательная деятельность:

Педагог с детьми рассматривают глобус.

Педагог рассказывает.

 Наша планета Земля - это огромный шар. Она вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг солнца, само близкой к нам звезды. Наша планета земля уникальна, на ней есть жизнь, животные, человек. Это потому что на нашей планете есть воздух, вода и тепло – эти условия нужны всем живым существам.

 Мир, который мы видим вокруг, питает и поддерживает огонь. Солнце, согревающее нашу Землю, - это огонь, большой, раскаленный, огненный шар.        Повернется Земля к солнышку одним боком – на этой стороне день наступит, а на другой – ночь. Вокруг Солнца летит Земля целый год, вот какой длинный путь у нее. То ближе подлетит Земля к Солнцу, то подальше убежит от него. Да еще крутится наша Земля с наклоном: то одну сторону погреет у солнечной печки, то другую. Так меняются на планете времена года: весна – лето – осень – зима. Педагог загадывает детям загадку: Я плююсь огнём и лавой. Я опасный великан.

Славен я недоброй славой. И зовут меня...(вулкан).

Вулканы – это огнедышащие горы, из которых время от времени выползает раскаленная лава – это работа подземного огня, спрятанного внутри Земли. Где еще в дикой природе спрятан огонь. (Ответы детей.)

Педагог.  Догадались верно: молнии, сверкающие во время грозы, - это тоже огонь.  А для чего нужен огонь растениям, животным, человеку? (Ответы детей.) Верно, огонь дает тепло и свет всему живому на нашей планете, а вы любите смотреть на горящий огонь? (Ответы детей.) Действительно, на горящий огонь можно смотреть бесконечно. Наверное, это передалось нам от далеких предков, для которых огонь был загадочным живым существом. Они его «приручили» и поселили в своем жилище.

Огонь – одно из важнейших явлений за всю историю человечества.        

Сначала людям приходилось сохранять огонь, дожидаться, когда молния зажжет дерево или случится лесной пожар. Затем кто-то из древних людей заметил, если долго тереть друг о друга два куска дерева, они нагреваются, потом начинают дымиться, и наконец, вспыхивает пламя. Значит, огонь можно добыть своими руками! Но труд этот долгий и тяжелый. Потому научились из камней огонь извлекать: стукнут камнем о камень – выскочит искра. Упадет она на сухой мох, вот и костер готов. Давайте представим себе, как рождается костер.

- А вы знаете, что в древности люди боялись огня так же, как боятся его дикие звери. Они встречались с огромной разрушительной силой во время лесных пожаров, вспыхивающих от удара молнии, они видели огненную лаву вулканов, которая уничтожала все на своем пути. Но постепенно люди заметили, что огонь – это тепло, защита от диких животных, огненными факелами можно освещать жилище, на огне можно приготовить пищу. Тогда они стали разводить костры, используя огонь от пожара или извержения вулкана. Долгое время люди не умели сами добывать огонь, им приходилось непрерывно беречь огонь, чтобы он не погас. Огонь был для них как нечто живое, божественное. Очаг был священным центром жилища.

Но огонь приносил человеку не только добро.

Ответы детей:

Физкультминутка «Пламя костра».

Огонь только родился, он еще слабый и неуверенный. Дети садятся на корточки, опускают голову на колени, руки опущены вдоль туловища.

А теперь огонь набирает силу, растет.

Дети медленно поднимаются, руки двигаются из стороны в сторону, поднимаются над головой.

Языки пламени колышутся из стороны в сторону, начиная свой огненный танец.

С поднятыми над головой руками, дети наклоняют корпус вправо-влево, затем кружатся.

Языки огня то поднимаются выше, то опускаются ниже, то начинают стелиться по земле. Сопровождая движения тела движениями рук, дети то нагибаются, то вытягиваются вверх, приподнимаясь на носочки, то садятся на корточки, вытягивая руки вперед, изображая стелющийся огонь.

Педагог. На огне люди варили пищу, он отпугивал хищников, спасал от холода, приносил свет и радость. А сто пятьдесят лет назад люди изобрели спички: удобные, легкие, зажигательные палочки. Люди с древности почитали огонь, называли его священным, относились к нему, как к божеству. Издавна на Руси устраивались праздники, когда зажигали костры, и люди прыгали через них. Как вы думаете, можно ли это делать? Чем это опасно? (Ответы детей.)

В наши дни огонь зажигают у памятников павшим героям. Как он называется и почему.  Человек не только приручил огонь, но и заставил на себя работать. Хорошим работником оказался огонь. Сейчас он трудится на заводах и тепловых электростанциях, заставляет двигаться машины, поезда, теплоходы, выводит в космос ракеты. Огонь трудился для людей раньше, трудится и теперь.

Но огонь может оказаться не только другом, но и врагом. Выйдя из-под контроля, огонь может оказаться страшным чудовищем, уничтожающим порой целые города, и тогда человеку приходится вступать с ним в настоящую войну. Вспомните героев книги о пожарах и пожарных, которые мы с вами читали.  (Ответы детей.)

Сегодня мы узнали много интересного. Огонь бывает разный: оказывается, это и солнце, и вулканы, и молнии! Оказывается, человек приручил огонь, заставил его работать на себя. Но огонь нельзя выпускать на волю, будет большая беда. Огонь может быть человеку другом, но может стать и врагом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей пятого года жизни "Такая разная одежда"

Непосредственная образовательная деятельность познавательно-эстетического характера в общеразвивающей группе  детей пятого года жизни.Цель: содействие становлению субъективно-ценностного отношени...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром: «Что такое лес?»

Цель занятия:1.       продолжать развивать интерес к изменениям, происходящим в природе;2.       закреплять знания о деревьях, а также основ...

«Кто такой Дед Мороз» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

Задачи:- Вызвать интерес к празднику Новый год, Деду Морозу и Снегурочки, любознательность и желание узнать о сходствах и различиях Деда Мороза и Санта Клауса.- Развивать речь детей, мышление, память,...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Что такое горы?»

Задачи:1. Продолжить знакомство детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах: какие бывают горы, кто живет в горах, что растет, из чего состоят горы;2. Развивать позна...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Что такое природа?"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Что такое природа?"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром: «Что такое горы?» «Пещеры?»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром:«Что такое горы?» «Пещеры?»...