Конспект беседы «Москва белокаменная»
план-конспект урока по окружающему миру (средняя группа)

Крупина Галина Дмитриевна

Конспект беседы «Москва белокаменная»

Цель: Создание у воспитанников образа о Москве, знакомство с достопримечательностями столица.
Задачи:
Актуализация знаний о Москве, как о столице государства;
Формирование представлений о главной достопримечательности столицы - Московском Кремле и Красной площади;
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
 Развитие речевого общения детей в соответствии с тематикой беседы;
Оборудование: глобус, карта России, кукла Незнайка.

Ход беседы

Воспитатель: ребята, сегодня ко мне подошел Незнайка (кукла) и показал стихотворение, которое он прочитал вчера вечером в новой книге. Незнайка попросил прочитать его вам. Хотите послушать? (ответы детей).
Воспитатель читает стихотворение:
«Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных...
Это матушка Москва!
Незнайка: ребята, а что это за город такой, Москва? (ответы детей).
Воспитатель: а давайте посмотрим на нашу карту и найдем с вами главный город нашей столицы, ведь сегодня мы совершим путешествие в него! (дети, вместе с воспитательницей, ищут на карте/глобусе Москву, отмечают ее флажком.

Воспитатель: дети, а вы знаете историю возникновения нашей столицы? (ответы детей)
Воспитатель: предлагаю Вам послушать небольшую притчу. Ехал как – то Великий князь Юрий, по прозвищу Долгорукий (со своей дружиною из славного города Киева в град Владимир. Дорога шла через дремучие леса, топкие болота. И вдруг увидел князь посреди болот огромного зверя. Было у чудесного странного зверя три головы, шерсть пестрая многих цветов. В изумлении остановились князь и его спутники, глядя на это чудо. А зверь, явившись людям, исчез, словно растаял в тумане. Вместе с князем ехал ученый грек – предсказатель. И спросил его Юрий Долгорукий.
Что знаменует собой явление сего чудесного зверя?
Растолковал предсказатель это так - витает поблизости сих мест град превелик треуголен, и распространится вокруг, него царство великое. А пестроты шкуры звериной значит, что сойдутся сюда народы разные. И сбудется явленное ныне, тебе знамение.
Конечно, это сказка. Но ведь сбылось знамение – вырос великий город.
Сейчас трудно представить, что когда-то там, где красуется наша столица, не было домов и улиц, а шумели дремучие леса, не было площадей, а были лесные поляны (слайд – леса, поля). И вот сюда пришли люди, посмотрели, места им понравились, и они здесь поселились.
Незнайка: люди селились там, где была вода, которая нужна для приготовления пищи. А где можно найти воду? (ответы детей)
Воспитатель: да, вода – это реки. Москва-река рядом, в реке много рыбы. Люди селились там, где можно найти еду. Это – леса. В лесу много дичи, грибов, ягод. Около Москвы-реки шумели дремучие леса. Земля здесь тоже была хорошей, можно было выращивать пшеницу. Вот поэтому люди и выбрали это место.
А еще это место было холмистым. Если поставить дома на вершине холма, легче обороняться от врагов (слайд – холм и дома на нем). Но места около реки были болотистыми, и чтобы добраться до воды, приходилось строить маленькие мостики, или мостки. Поэтому реку они назвали сначала Моствой, а потом короче – Москвой.
Незнайка: ой, так и столица наша называется! Напомните ребята, как? (ответы детей).
Воспитатель: времена тогда были неспокойные, людям часто приходилось защищаться от врагов, и они окружали свои селения высокими стенами. Как вы думаете, ребята, из чего делали защитные стены? (ответы детей). Делали эти стены из дерева, ведь кругом были непроходимые леса. И маленькие селения превращались в крепости. Жители крепости зорко следили за окрестностями – не идет ли враг (слайд – Кремль в середине XII в.).
Незнайка: население росло, строились новые дома, места внутри крепости уже не хватало, и люди стали строить дома за крепостными стенами. А когда нападали враги, что делали жители Москвы, как вы думаете? (ответы детей)
Воспитатель: все жители уходили в крепость и сражались с ними. Такая крепость внутри, в центре города называется Кремль.
Незнайка: построим и мы дома перед крепостными стенами! (физкультминутка)
Воспитатель: стук-стук молотком, строим-строим-строим дом (дети хором говорят стихи, с постепенным нарастанием громкости голоса. На слова «Стук-стук молотком» дети стучат об пол, на слова «Строим-строим-строим дом» - постепенно выпрямляются, сила голоса нарастает, и поднимая правые руки и соединяя их в центре, дети образуют «дом»).
Незнайка:
Вот он первый Кремль сосновый
За бревенчатой стеной
Так родился город новый
И назвался он Москвой.
Да не город – деревушка
На пригорочке церквушка
Кучка княжьих теремов,
Да десятка два домов….
Воспитатель: Сначала кремль был деревянным, но во время нападения врагов кремль не раз сжигали, и через много лет другой русский князь Дмитрий Донской решил построить кремль в Москве из белого камня.
Незнайка: Как вы думаете, как теперь стали называть Москву, ведь Кремль теперь из белого камня сложен (ответы детей)
Воспитатель: С тех пор Москву стали называть белокаменной. При князе Иване III итальянскими зодчими построены новые кирпичные стены, сохранившиеся до наших дней. По верху стен — двурогие зубцы с бойницами, похожие на ласточкины хвосты. Их больше тысячи

Незнайка: Ох, вот это путешествие мы с вами сегодня совершили, столько нового и интересного узнали! А что вам, ребята, запомнилось больше всего? (выслушиваются ответы детей, стараемся спросить мнение каждого).
Воспитатель: Сегодня нам удалось познакомиться с тем, как строилась и росла наша столица, город Москва, а еще мы узнали, что самая главная защита в ней была кремлевская стена, которая сначала была деревянной, затем белокаменной, на а теперь – яркого красного цвета! Спасибо, Незнайка, что помог нам узнать столько нового! Правда, ребята? (ответы детей).
Незнайка: До свидания! До новых путешествий!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_moskva_v_sredney_gruppe.docx15.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект беседы «Москва белокаменная»

Цель: Создание у воспитанников образа о Москве, знакомство с достопримечательностями столица.
Задачи:
Актуализация знаний о Москве, как о столице государства;
Формирование представлений о главной достопримечательности столицы - Московском Кремле и Красной площади;
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
Развитие речевого общения детей в соответствии с тематикой беседы;
Оборудование: глобус, карта России, кукла Незнайка.

Ход беседы

Воспитатель: ребята, сегодня ко мне подошел Незнайка (кукла) и показал стихотворение, которое он прочитал вчера вечером в новой книге. Незнайка попросил прочитать его вам. Хотите послушать? (ответы детей).
Воспитатель читает стихотворение:
«Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных...
Это матушка Москва!
Незнайка: ребята, а что это за город такой, Москва? (ответы детей).
Воспитатель: а давайте посмотрим на нашу карту и найдем с вами главный город нашей столицы, ведь сегодня мы совершим путешествие в него! (дети, вместе с воспитательницей, ищут на карте/глобусе Москву, отмечают ее флажком.

Воспитатель: дети, а вы знаете историю возникновения нашей столицы? (ответы детей)
Воспитатель: предлагаю Вам послушать небольшую притчу. Ехал как – то Великий князь Юрий, по прозвищу Долгорукий (со своей дружиною из славного города Киева в град Владимир. Дорога шла через дремучие леса, топкие болота. И вдруг увидел князь посреди болот огромного зверя. Было у чудесного странного зверя три головы, шерсть пестрая многих цветов. В изумлении остановились князь и его спутники, глядя на это чудо. А зверь, явившись людям, исчез, словно растаял в тумане. Вместе с князем ехал ученый грек – предсказатель. И спросил его Юрий Долгорукий.
Что знаменует собой явление сего чудесного зверя?
Растолковал предсказатель это так - витает поблизости сих мест град превелик треуголен, и распространится вокруг, него царство великое. А пестроты шкуры звериной значит, что сойдутся сюда народы разные. И сбудется явленное ныне, тебе знамение.
Конечно, это сказка. Но ведь сбылось знамение – вырос великий город.
Сейчас трудно представить, что когда-то там, где красуется наша столица, не было домов и улиц, а шумели дремучие леса, не было площадей, а были лесные поляны (слайд – леса, поля). И вот сюда пришли люди, посмотрели, места им понравились, и они здесь поселились.
Незнайка: люди селились там, где была вода, которая нужна для приготовления пищи. А где можно найти воду? (ответы детей)
Воспитатель: да, вода – это реки. Москва-река рядом, в реке много рыбы. Люди селились там, где можно найти еду. Это – леса. В лесу много дичи, грибов, ягод. Около Москвы-реки шумели дремучие леса. Земля здесь тоже была хорошей, можно было выращивать пшеницу. Вот поэтому люди и выбрали это место.
А еще это место было холмистым. Если поставить дома на вершине холма, легче обороняться от врагов (слайд – холм и дома на нем). Но места около реки были болотистыми, и чтобы добраться до воды, приходилось строить маленькие мостики, или мостки. Поэтому реку они назвали сначала Моствой, а потом короче – Москвой.
Незнайка: ой, так и столица наша называется! Напомните ребята, как? (ответы детей).
Воспитатель: времена тогда были неспокойные, людям часто приходилось защищаться от врагов, и они окружали свои селения высокими стенами. Как вы думаете, ребята, из чего делали защитные стены? (ответы детей). Делали эти стены из дерева, ведь кругом были непроходимые леса. И маленькие селения превращались в крепости. Жители крепости зорко следили за окрестностями – не идет ли враг (слайд – Кремль в середине XII в.).
Незнайка: население росло, строились новые дома, места внутри крепости уже не хватало, и люди стали строить дома за крепостными стенами. А когда нападали враги, что делали жители Москвы, как вы думаете? (ответы детей)
Воспитатель: все жители уходили в крепость и сражались с ними. Такая крепость внутри, в центре города называется Кремль.
Незнайка: построим и мы дома перед крепостными стенами! (физкультминутка)
Воспитатель: стук-стук молотком, строим-строим-строим дом (дети хором говорят стихи, с постепенным нарастанием громкости голоса. На слова «Стук-стук молотком» дети стучат об пол, на слова «Строим-строим-строим дом» - постепенно выпрямляются, сила голоса нарастает, и поднимая правые руки и соединяя их в центре, дети образуют «дом»).
Незнайка:
Вот он первый Кремль сосновый
За бревенчатой стеной
Так родился город новый
И назвался он Москвой.
Да не город – деревушка
На пригорочке церквушка
Кучка княжьих теремов,
Да десятка два домов….
Воспитатель: Сначала кремль был деревянным, но во время нападения врагов кремль не раз сжигали, и через много лет другой русский князь Дмитрий Донской решил построить кремль в Москве из белого камня.
Незнайка: Как вы думаете, как теперь стали называть Москву, ведь Кремль теперь из белого камня сложен (ответы детей)
Воспитатель: С тех пор Москву стали называть белокаменной. При князе Иване III итальянскими зодчими построены новые кирпичные стены, сохранившиеся до наших дней. По верху стен — двурогие зубцы с бойницами, похожие на ласточкины хвосты. Их больше тысячи

Незнайка: Ох, вот это путешествие мы с вами сегодня совершили, столько нового и интересного узнали! А что вам, ребята, запомнилось больше всего? (выслушиваются ответы детей, стараемся спросить мнение каждого).
Воспитатель: Сегодня нам удалось познакомиться с тем, как строилась и росла наша столица, город Москва, а еще мы узнали, что самая главная защита в ней была кремлевская стена, которая сначала была деревянной, затем белокаменной, на а теперь – яркого красного цвета! Спасибо, Незнайка, что помог нам узнать столько нового! Правда, ребята? (ответы детей).
Незнайка: До свидания! До новых путешествий!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Москва деревянная, Москва белокаменная, Москва современная"

Конспект проектной деятельности для детей подготовительной группы по теме "Москва деревянная, Москва белокаменная, Москва современная" для реализации Государственной программы «Патриотическое вос...

Беседа "Москва"

«Москва – главный город нашей Родины». НОД детей старшего дошкольного возраста...

Конспект беседы "Путешествие по Москве"

Закрепить знания детей о достопримечательностях города Москвы, истории создания Московского Кремля;Развивать речь, мышление, кругозор;Воспитывать интерес к истории Отечества....

Конспект-беседа "Москва - столица нашей Родины"

Конспект НОД (Непосредственно-Образовательной Деятельности)...

Беседа «Москва – столица нашей Родины, сердце России. Герб Москвы».

Цели: дать представление о столице нашей Родины - Москве, как о сердце России; познакомить детей с достопримечательностями Москвы, с ее гербом, как символом защиты, победы добра над злом, c гербо...

Краткосрочный проект "Москва деревянная, Москва белокаменная, Москва современная" 2021г.

Продолжать расширять представления детей о Москве - столице России....

Краткосрочный проект "Москва деревянная, Москва белокаменная, Москва современная".

Продолжать расширять представление детей о Москве - столице Росии....