Познавательные сказки
материал по окружающему миру (старшая группа)

Журавлева Ирина Вадимовна

Ознакомление с окружающим миром с помощью познавательных сказок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад №4 « Ручеёк»

Выступление на педагогическом совете.

Мастер – класс

«Познавательные сказки» - первая ступенька на пути знакомства с окружающим миром.

Выполнила: Воспитатель первой квалификационной категории

Журавлева И.В.

15.02.2017г.

         Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.              

        Познавательные сказки  - это первая ступенька на пути знакомства дошкольников с окружающим миром. Познавательное развитие очень тесно связано с развитием речи у дошкольников. Задача педагога научить детей правильно выражать с помощью речи свои умозаключения сделанные во время познавательных наблюдений, экспериментов. В этом могут помочь познавательные сказки. Эти сказки, красочно оформленные помогают детям познакомиться с тайнами природы, мира животных и растений.

        Слушая познавательные сказки и рассматривая иллюстрации дети рассширяют  словарный запас, развивают свои познавательные возможности и творческие способности.

        В нашей группе мы знакомим детей с такими познавательными сказками как: «Корабль пустыни.», « Молодая яблонька.», « Рождение лягушонка.», « Подсолнух.», «Солнечные цветы.», «Путешествие капельки.», « Заботы страуса.», « Домик кенгурёнка.», « Мама ежиха.» и многие другие.  

       С помощью этих сказок можно организовать следующую образовательную деятельность:

- Словарная работа. После прочтения сказки педагог выясняет у детей всё ли им понятно из услышанного. Если детям что-то не понятно педагогу необходимо объяснить немонятные слова. Это связано с тем, что в каждую сказку включены слова, фразеологизмы, устойчивые выражения;

- Беседа по содержанию прочитанного. Проводится беседа с детьми, в ходе которой педагог выясняет все ли ребёнок запомнил, все ли понял. Во время беседы мы следим, что бы ответы ребенка были развернутые и аргументированы. Это помогает детям научиться логично рассуждать и использовать в речи новые слова, выражения, что важно для их запоминания;

- Работа с иллюстрациями. Педагог показывает иллюстрации из прочитанных сказок, а ребёнок должен пересказать сказку. Здесь мы смотрим может ли ребёнок удерживать нить повествования и логически развивать рассказ. Если ребёнок в чем –то  затрудняется, педагог может подсказать ему, задав наводящие вопросы. И очень скоро ребенок сам начнет выстраивать цепочку повествования.  

      В нашей группе после прочтения сказок мы играем с детьми в следующие игры:

  1. «Угадайка» В ходе игры показываем ребёнку врагменты картинок из разных сказок и спрашиваем, что это и кому принадлежит. Целью игры является не только угадать, что изображено, но и ответить на вопросы.

Например: Почему лошадке трудно идти по песку?;

                   Зачем верблюду такие огромные ресницы?;

                   Почему ящерица отбрасывает хвост?;

                   Для чего нужен хвост ящерице?;

                   Зачем кенгуру сумка?;

                   Почему страус не летает?;

                   Для чего страусу нужны огромные ноги и крылья?;

                   Во что превратится капля воды когда ей станет холодно?.

2. «Правда – неправда» В этой игре детям предлагаются утверждения как истинные, так и ложные. Целью является проверка их внимательности.

Например: «Верблюд совершенно не умеет плавать.» - неправда;

                 « Мама кенгуру носит малыша в сумке.» - правда;

                  « Каждый глаз страуса больше его мозга.» - правда;

                  « По размеру мозг страу са с яблоко.» - неправда; ( с грецкий орех)

                  « У паука 20 ног.» - неправда ( 8 ног);

                  « У пауков нет ушей.» - правда ( они слышат ворсинками на своём теле);

                « У пауков 8 глаз.» - правда

                « В горбе у верблюда вода.» - неправда ( жир);

                 « У верблюда три желудка.» - правда;

                 « Двугорбого верблюда зовут – бактрианом.» - правда;

                 « Одногорбого верблюда называют – дромадером.» - правда;

                 « Хвост нужен ящерице для хранения в нём жира.» - правда;

                « Бабочка появляется из жука.» - неправда ( из гусеницы).

  3. «Фантазёры» Ребёнку предлагается пофантазировать и придумать, что было дальше, кого мог встретить тот или иной персонаж, с кем познакомиться, что рассказать о себе и других. Такая игра способствуе развитию фантазии, речи и логического мышления.

4. «Художники» В этой игре детям предлагаем слепить или нарисовать понравившегося героя из сказки, а затем рассказали о том, где тот живёт, чем питается, в чём его особенности, зачем они нужны, с кем дружит герой, а кто его враги.

        Таким образом познавательные сказки способствуют развитию детской любознательности, что очень важно для развития гармоничной личности в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

познавательные сказки

Детям очень интересны сказки. В данном случае они слушают сказку, узнают что-то новое и называют уже знакомые слова по-английски....

Познавательная сказка "Приключение Капельки"

В сказке  рассказывается о круговороте воды в природе...

Познавательные сказки для юных художников

Предлагаю вашему вниманию познавательные сказки для юных художников. Педагоги и родители могут использовать их, как на занятии, так и в совместной деятельности. Возраст детей от 4 до 7 лет. Малыши мог...

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста средствами познавательной сказки

Методический материал содержит рекомендации по экологическому образованию детей средствами экологической сказки....

Познавательная сказка "Что такое зима или любопытные зайчатки"

Прочитайте деткам мою сказку и вы в увлекательной форме расскажите детям о  зимних изменениях в природе....