Приложения к проекту
проект по окружающему миру (старшая группа)

Приложения к проекту

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_4-6.docx428.34 КБ
Файл prilozhenie_7-8.docx2.12 МБ
Файл prilozhenie_9.docx31.53 КБ
Файл prilozhenie_11-12.docx113.49 КБ
Файл prilozhenie_10.docx2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Приложение №4

Размножение дуба.

К осени на дубе созревают плоды - жёлуди. Плюска («шапочка» на жёлуде), которая раньше защищала основание растущего жёлудя, больше не удерживает на дереве созревший плод, и жёлудь падает на землю. В его семядолях много питательных веществ, и он быстро прорастает. Из верхушечки жёлудя появляется корешок, который потом поворачивается вниз, в глубину.

Всходам дубков опасны и заморозки, и холодные ветра, и яркие лучи солнца. Молодым дубкам нужна защита других деревьев. Окрепнув, дуб раздвигает своей мощной кроной приютивших его соседей. Теперь ему не страшны ни солнцепёк, ни ураганы. Глубоко в землю уходит мощный корень дуба.

Желудями нередко питается лесная птица - сойка. Её так и называют - желудёвая сойка. Это пёстрая птица величиной с галку. Сойка сорвёт клювом жёлудь и улетает дальше в лес. Где-нибудь сойка сядет на дереве, прижмёт лапкой жёлудь к ветке и начинает его расклёвывать. Жёлудь легко может выскользнуть, упасть на землю. И вот на новом месте вырастает молодой дубок. Не отстают от пернатых лесные мыши. Мышиная семья затаскивает на зиму в норы до 30 кг желудей. Вряд ли всё это добро будет съедено. Часть желудей обязательно прорастёт, и тогда потянутся к небу и солнцу молодая поросль дубков. Любит полакомиться желудями и белка. Она прячет жёлуди на зиму, часто забывает про них, и они тоже могут прорасти на новом месте.

C:\Users\qq\Desktop\сой.jpg

Сойка


http://pixanews.com/wp-content/uploads/2014/04/The-best-of-the-Mammal-Photographer-of-the-Year-pixanews-14-680x453.jpg            Мышь

http://wallpapers4screen.com/Uploads/29-1-2016/22534/thumb2-tree-oak-protein-branch-rodent.jpg           Белка

 

Оказывается, лучше всего высаживать молодые дубки в пни! Для этого пень просверливается до земли, в образовавшееся отверстие вносят удобрения и высаживают деревца в почвенных брикетах. Это очень выгодно, так как не надо выкорчёвывать пни на лесных вырубках. А через несколько лет, когда молодой дубок окрепнет, пень сгниёт.

https://img-fotki.yandex.ru/get/369718/94487452.6e/0_1a1c22_9ac22574_XL.jpg

Приложение №5

ЭКСКУРСИЯ В ДУБОВУЮ РОЩУ

Цель:

- Развивать у детей интерес к окружающей природе;

- Пробуждать эстетические чувства, желание слушать и разучивать художественные произведения о природе;

- Расширять знания о деревьях, их пользе;

- Вызвать желание заботится о деревьях.

Словарная работа: крона, плюски.

Ход экскурсии

В: Ребята, сегодня мы с вами пойдем в дубовую рощу на прогулку и постараемся узнать много интересного. Посмотрите на этих красавцев-великанов. Давайте подойдем к одному из них. Я попрошу кого-нибудь одного подойти к дубу и обхватить его ствол. Посмотрите, ребята, один человек не может обхватить ствол дуба руками. Давайте все вместе встанем вокруг дуба и возьмемся за руки. Мы смогли обхватить его ствол, потому что нас много.

А знаете ли вы, что дубы растут свыше 300 лет. Они живут дольше людей, потому что они очень выносливые.

Послушайте стихотворение:

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Можно простудиться.

Ведь до поздней осени

Дуб стоит зеленый

Значит дуб выносливый,

Значит – закаленный.

Поднимите свои головы вверх и посмотрите на листья дуба. Листья дуба с ветвями образуют крону дерева. Как вы считаете, какая крона у дуба?

Д: Крона большая, крона широкая, мощная.

В: Правильно дети! Крона у дуба большая, широкая, мощная. А как вы считаете, чем полезна такая крона?

Д: Дает большую тень.

В: Молодцы, дети! (повторяет). А знаете ли вы, что дубы вырастают до 40 метров в вышину? Ребята, а как вы считаете, чем может размножаться дуб?

Д: Из семян.

В: Да, дуб вырастает из семян. А кто из вас скажет, как называются семена дуба?

Д: Желуди.

В: Правильно, семена у дуба – это желуди.

Свалился с ветки желудь

Он желтый и тяжелый

На землю упал

И в листве пропал

Весной проснулся ежик

И вышел на лужок

Смотрит перед ним

Маленький дубок.

Желуди у дуба помещены в специальные тарелочки – плюски.  А когда желуди созревают, то выпадают из плюсок и падают на землю. И сразу около дубу появляются любители полакомиться желудями. Сейчас я вам загадаю загадку.

Висит висюкин,

Под ним хрю-хрюкин.

Висюкин упадет,

Хрю-хрюкин подберет.

Д: Желуди и свинья.

В: Молодцы! Большие любители полакомиться желудями – это дикие свиньи (кабаны). Желуди, попавшие в землю, начинают прорастать. И из них вырастают молодые дубки.

Сегодня мы с вами посадим молодой дубок, будем его поливать, рыхлить почву около него. Пусть он растет на радость всем. А мы с вами в дальнейшем еще много будем узнавать о дубах. Будем беречь их. Ведь недаром говориться:

- «Много леса – не губи, мало леса – посади!»

- «Рощи да леса – всему краю краса»

Дуб

Раскинув ветки широко

Встал во весь могучий рост

Он увидит все на свете

Луч за лесом, речку, мост.

Мне сказал соседский Витя

Это дуб

Но знаю я

Это у калитки витязь

Это  -

Муромец Илья.

С колпаком на голове

Будто в путь готовый

Он скрывается в листве

Дуба золотого                                          С. Маршак

В этот гладкий коробочек бронзового цвета

Спрятан маленький дубочек будущего лета

П/игра «Найди свое дерево»

Играющие делятся на три команды. Каждой команде называется дерево (дуб, клен, береза). По команде «Раз, два, три.… К дереву беги!». Побеждает та команда, которая добежит быстрее.

Приложение № 6

Связь с живыми организмами.

Дуб является местом обитания и питания для многих животных, а дубравы отличаются разнообразием растений. Осенью плоды этого дерева едят глухари, сойки, отчасти тетерева, белки, кабаны, медведи. Распространению желудей помогают сойки, галки и белки. Они создают своеобразные «склады» на зиму, при этом значительное количество желудей теряется при «транспортировке», часть из них остается не найденной.

На листьях дуба образуются шаровидные выросты. Это галлы – «чернильные шарики» или «орешки», в которых осы откладывают яички. Появившиеся затем личинки питаются орешком до тех пор, пока не станут взрослыми. Чаще всего галлы на дубовых листьях образует орехотворка дуболистная.

Дуб может служить «домом» для ночного зверька сони-полчка, чей пушистый хвост придает этому животному сходство с белкой. Соня-полчок строит шаровидные гнезда в дуплах, скворечниках или просто среди ветвей. Она питается семенами, сочными плодами, насекомыми, яйцами птиц, птенцами. За зверьком охотятся куница и неясыть. С октября по май соня впадает в спячку, для чего находит какую-нибудь нору.

За многими животными, обитающими на дубе (белкой, птицами), охотится куница – преимущественно ночной зверь с красивыми желтоватым пятном на горле. Она прекрасно лазает по деревьям и прыгает с ветки на ветку, как белка.

Опавшие желуди (наряду с семенами других растений, насекомыми) охотно поедает мышь лесная. Этот зверек живет в глубокой норе, из которой выходит ночью. На мышей охотится («мышкует») лисица обыкновенная. Она так же живет в норе, которую выкапывает в лесу или в зарослях кустарников. Обычно лиса охотится в радиусе 6-8 км от норы, но не рядом с ней.

В дубравах обитает косуля – небольшой (весом до 25 кг) олень с бугристыми рогами, у которых насчитывается три отростка. У нее очень короткий (всего 2-3 см) хвост с белым «зеркальцем». Питается косуля побегами растений и их плодами. Косулята рождаются на свет беспомощными и сначала даже не могут следовать за матерью. При встрече их нельзя трогать, так как мать после этого просто отказывается от своих малышей. Желуди прячет про запас поползень, который размещает свою кладовую высоко над землей, засовывая плоды в щели и в трещины коры. Кроме того, он ловит крупных жуков-дровосеков, которых также помещает в трещины, после чего начинает долбить. Листьями дуба питается майский хрущ (жук) западный. Молодую поросль на пнях и листьях объедают гусеницы. В дубовых лесах можно встретить улитку дубравную, питающуюся травой. Ее, в свою очередь, поедают птицы, например, дрозды.

        На дубах часто селится трутовик серно-желтый, который в молодом возрасте вполне съедобен. В дубравах растут грибы дубовики: они похожи на белые, но их мякоть имеет желтый цвет и на изломе синеет.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение № 9

Сказка

Жил-был дуб. Вырос он большой-пребольшой. Дуб радовался жизни. Но тут пришли лесорубы и захотели срубить его. Начали лесорубы рубить дуб. Вдруг появился лесник. Он остановил лесорубов, но на дубе осталась ранка. Лесник стал ухаживать за дубом. Прошло много лет. Лесник умер, а дерево – то продолжать расти. На дубе не осталось и следа от ранки. Надо охранять деревья!

Дубы и Жёлуди (добрая сказка)

Автор: Надежда Сухарь

В прекрасной дубовой роще жило семейство дубов: папа Дуб, мама Дубиха и их детишки: куча маленьких желудят.
         Папа Дуб был могуч. Он рос слегка в стороне и почти всегда был занят важными раздумьями: Взойдет ли завтра солнце? Сколько звезд на небе? Сколько листьев он теряет за один осенний день? В общем, папа был очень занят. Поэтому, семейными делами и воспитанием детворы занималась мама Дубиха.

Детей было много и маме стоило большого труда сохранять дисциплину. Особенно это чувствовалось осенью, когда приходила пора детишкам отправляться в отдельную от мамы жизнь.

Маме Дубихе очень хотелось, чтобы все малыши желудята падали поближе к ней.  Она хотела всех видеть и знать, где находится каждый из ее детенышей. Она готова была их всех прикрыть своей листвой от ветра, дождя и солнца. Большинство малышей были послушными, они считали, что маму волновать незачем, да и вообще – она лучше знает, как надо жить. Они падали рядом с маминым  стволом, при этом чувствовали, что мама рядом и ни о чем не беспокоились.

Были малыши позадиристей. Им нравилось быть непослушными, и они старались откатиться подальше от мамы. Но они не знали, что мама была опытным деревом и имела некоторые связи. Несколько полевых мышей, которые жили в корнях мамы Дубихи, выполняли ее поручение. Аккуратно возвращали «бунтарей» маме под ствол. Детвора возмущалась, конечно, некоторые даже стали делать вид, что мама Дубиха и папа Дуб и не родители им вовсе, а так – седьмая вода на киселе. Желудята обижались, но  что- либо изменить были не в силах.

Но была среди «бунтарей» одна девочка - Желуденка, которая не была похожа на остальных.  Конечно, ее много раз возвращали к маме и папе полевые мыши. Много раз мама Дубиха объясняла дочке, что без родителей она пропадет, что мир вокруг – жестокий, что лучше держаться ближе к семье и лишний раз не высовываться.  Папа слегка журил малышку, не отрываясь от решения вселенских задач. А Желуденка в это время придумывала новый план побега. И не потому, что ей хотелось расстроить родителей, а потому что очень хотелось увидеть мир. А  ее внутренняя природа подсказывала, что не стоит бояться солнца, дождя и ветра.

Желуденка не знала, откуда в ней проросло это понимание, но верила, что так оно и есть. И вот однажды неугомонной малышке удалось уговорить Полевого мышонка помочь ей. Ночью, когда родители и дети спали, мышонок осторожно взял Желуденку в зубки и отнес нашу героиню подальше от мамы и папы, на полянку, где было мало деревьев.

Мама Дубиха очень огорчилась, не досчитавшись поутру одной из дочерей. Они с папой громко возмущались поведением неразумного ребенка. После чего папа вернулся к подсчету звезд и опавших листьев, а мама начала еще больше следить за детьми. Это занятие очень ее утомляло, но она считала, что только так и должна поступать настоящая мать.

А вскоре наступила зима. Все желуди заснули крепким сном, укрытые серебристым снежным одеялом. Уснули до весны и мама Дубиха с папой Дубом, растерявшим все свои листья. Уснула и маленькая смелая Желуденка под большим сугробом на своей полянке.

Время быстро пролетает для тех, кто спит. И вот дни опять стали длиннее, солнышко стало пригревать, снег растаял и напитал еще сонную землю своей живительной влагой. По стволу и веткам деревьев побежали весенние соки, папа  Дуб и мама Дубиха проснулись и сразу погрузились в свои хлопоты.

Папа – в подсчет звезд и волнение за солнце. Мама – в заботу о маленьких ростках, которые проклюнулись из желудей рядом с ее стволом. Малыши росли, а мама старалась их укрыть своей тенью от солнца, спрятать от дождя и ветра. Но вот странное дело… Малыши были слабенькие, часто болели, плохо росли. И только одна Желуденка росла без всякой защиты и крыши над головой.

Корни ее быстро крепли, ствол наливался силой, листья были сочными и красивыми. Дождик поливал ее, солнце дарило свой солнечный свет и тепло, ветер закалял  и делал устойчивой к трудностям. Желуденка с легкой грустью наблюдала со своей полянки за родней. Ее братишки и сестренки выросли совсем чуть- чуть, лишенные солнечного света, дождя и ветра. Они не видели звезд и летающих птиц. Мама Дубиха и папа Дуб были их миром, их вселенной. Желуденке очень хотелось поговорить с родителями, рассказать про свою жизнь. Но как это сделать? Расстояние между ними было хотя и не очень большое, но вряд ли папа с мамой ее бы услышали.

Прошло лето, опять наступила осень. Наша Желуденка превратилась в красивое крепкое, хоть и небольшое деревце. На ней вырос первый и пока единственный желудь – ее первый сынок. Когда желудю пришло время упасть, мама Желуденка изо всех сил тряхнула веткой, чтобы малыш упал как можно дальше от нее. Ей было немного грустно расставаться,  и она очень хорошо понимала в этот момент свою маму. Но Желуденка твердо знала, что поступает правильно, и что ее сын станет сильным и могучим деревом, которое будет жить своей жизнью.

А еще Желуденка всё-таки нашла способ разговаривать со своими родителями. При помощи своего друга ветра. Ветер качал ее ветки, шевелил листья, и дерево нашептывало ему послание. Ветерок перелетал к маме Дубихе и папе Дубу и рассказывал им об удивительной и счастливой жизни их доченьки. Мама Дубиха сначала горько плакала, так как ей очень сложно было понять, как ребенок мог стать счастлив без нее. Но,  в конце концов, поняла, что жизнь устроена именно так.  И что ее деткам вполне достаточно того внимания и заботы, которые они получают, пока растут на ее ветвях. А еще она поняла, что из- за повышенного внимания детям, она почти перестала общаться с папой Дубом и ему ничего не оставалось, как все время глядеть на звезды, волноваться за уходящее солнце и пересчитывать свои опадающие листочки.

С тех пор каждую осень, когда приходит пора,  мама Дубиха сильно взмахивает своими ветвями. И ее детки – желуди разлетаются далеко- далеко. И растут - тянутся навстречу солнцу и теплу, не скованные никакими условиями, свободно распрямляя свои ветви.  Мама Дубиха и папа Дуб нежно касаются своими ветвями друг друга. И шумит листьями – переговаривается большая семья, где у каждого есть место под солнцем, каждый – волен, силен и красив. И каждый понимает, что нельзя счастливо прожить чужую жизнь, а можно только свою собственную.

Сказка про одинокий дуб.  

 Автор сказки: Ирис Ревю

На краю дороги стоял старый, одинокий дуб. Крепко стоял, надёжно. Не страшны ему были ни сильные порывы ветра, ни хлёсткие ливни, ни вьюжные метели. Усталые путники любили отдыхать у большого ствола, звери и птицы лакомиться дарами дуба – желудями, семенами. Если кто-то в лесу заболевал, то принимал отвар из коры дуба, и быстро выздоравливал.

Но вот однажды злая волшебница Молния ударила прямо в сердце дуба, и он затрещал, застонал и раскололся надвое. Звери и птицы в ужасе разбежались, кто куда. И только маленький Бельчонок не испугался, не убежал; он спрятался неподалёку.

Как только Молния удалилась в своё Молниеносное государство, Бельчонок нашёл недалеко от поверженного дуба несколько желудей, закопал их в землю, и только после этого вернулся домой.

Через некоторое время на месте старого дуба выросло несколько молодых, тоненьких дубков. А место это со временем стали называть: «Беличья тайна».

Русские народные сказки.

А. Н. Афанасьев. Вещий дуб

Тошно молодой жене с старым мужем, тошно и старику с молодой женой! В одно ушко влезет, в другое вылезет, замаячит — в глазах одурачит, из воды суха выйдет: и видишь и знаешь, да ни в чём её не поймаешь!

‎        Одному доброму старичку досталась молодая жена — плутоватая баба. Он ей слово в науку, она ему в ответ:

— Нет тебе, старый лежебок, ни пить, ни есть, ни белой рубахи надеть! А не стерпишь — слово вымолвишь: дело старое!

Вот и придумал он жену выучить. Сходил в лес, принёс вязанку дров и сказывает:

— Диво дивное на свете деется: в лесу старый дуб всё мне, что было, сказал и что будет — угадал!

— Ох, и я побегу! Ведь ты знаешь, старик: у нас куры мрут, у нас скот не стои́т… Пойду побалакать; авось скажет что.

— Ну, иди скорей, пока дуб говорит; а когда замолчит, слова не допросишься.

Пока жена собиралась, старик зашёл вперёд, влез в дубовое дупло и поджидает её.

‎Пришла баба, перед дубом повалилася, замолилася, завыла:

— Дуб дубовистый, дедушка речистый, как мне быть? Не хочу старого любить, хочу мужа ослепить; научи, чем полечить?

А дуб в ответ:

— Незачем лечить, зелья попусту губить, начни масленей кормить. Сжарь курочку под сметанкою, не скупись: пусть он ест — сама за стол не садись. Свари кашу молочную, да больше маслом полей; пущай ест — не жалей! Напеки блинцов; попроси, поклонись, чтоб их в масло макал да побольше съедал — и сделается твой старик слепее кур слепых.

‎        Пришла жена домой, муж на печке кряхтит.

— Эх ты, старенький мой, ай опять что болит, ай опять захирел? Хочешь: курочку убью, аль блинцов напеку, кашку маслом полью? Хочешь — что ль?

— Съел бы, а где взять?

— Не твоя печаль! Хоть ты и журишь меня, а всё тебя жалко!.. На, старинушка, ешь, кушай, пей — не жалей!

— Садись и ты со мною.

— Э, нет, зачем? Мне б только тебя напитать! Сама я там-сям перекушу — и сыта. Ешь, голубчик, помасляней ешь!

— Ох, постой, жена! Дай водицы хлебнуть.

— Да вода на столе.

— Где на столе? Я не вижу.

— Перед тобою стоит!

— Да где же? Что-то в глазах темно стало.

— Ну, полезай на печку.

— Укажи-ка, где печь? Я и печь не найду.

— Вот она, полезай скорее.

Старик сбирается головой в печь лезть.

— Да что с тобой? Ослеп, что ли?

— Ох, согрешил я, жена! Сладко съел, вот божий день и потемнел для меня. Ох-хо!

— Экое горе! Ну, лежи пока; я пойду, кое-что принесу.

‎        Побежала, полетела, собрала гостей, и пошёл пир горой. Пили-пили, вина не хватило; побежала баба за вином. Старик видит, что жены нету, а гости напитались и носы повесили; слез с печи, давай крестить — кого в лоб, кого в горб; всех перебил и заткнул им в рот по блину, будто сами подавилися; после влез на печь и лёг отдыхать. Пришла жена, глянула — так и обмерла: все други, все приятели как боровы лежат, в зубах блины торчат; что делать, куда покойников девать? Зареклася баба гостей собирать, зареклася старика покидать. На ту пору шёл мимо дурак.

— Батюшка, такой-сякой! — кричит баба. — На́ тебе золотой, душу с телом пусти, беду с нас скости!

Дурак деньги взял и потащил покойников: кого в прорубь всадил, кого грязью прикрыл и концы схоронил.

Сказка старого дуба

Дмитрий Чехов

В одном дремучем лесу жил мудрый и старый дуб. Его все уважали и называли царём леса.
Молодые ивы, берёзы и другие деревья любили послушать сказки старого дерева.

Вот раз дуб спросил деревьев:
— Дорогие деревья — липы, клёны, ивы и остальные! — Не хотите ли послушать сказку
про наш лес?
— Хотим, хотим! — радостно закричали все молоденькие деревья.
— Ну, слушайте... — сказал дуб.

Мудрый дуб начал рассказывать:
— В нашем лесу, когда-то давно жил старый и гордый пень. Это дело было под осень. Раз пришла к нему бабушка с корзинкой, поклонилась ему и ушла. Через какое-то время приходит в лес дедушка с мешочком, тоже поклонился пню и ушёл оттуда. И так приходили люди с ведёрками и кланялись пню.

Возгордился пень тогда и говорит деревьям, стоявшим вокруг него:
— Кланяйтесь мне я ваш царь!
Но деревья не кланялись ему.
— У тебя прекрасное воображение! — сказала высокая Сосна.
— И дар играть в театре! — заявила дикая черешня.
— Я не шучу! — Сегодня приходили ко мне люди и кланялись мне — вы делайте тоже самое!
Но деревья стали уже возмущаться:
— Это как же так? — сказала дикая яблоня.
И тут поднялся страшный переполох. Деревья возмущались, а старый пень всё ещё доказывал, что он царь.

Но тут среди этого переполоха прилетела быстрая синичка и села на пень. Она попросила рассказать, что случилось дикой черешне. Когда птичка всё узнала, она сказала:
— Старый пень! Тебе известно, что на дворе осень и что в лесу много грибов. Погляди вокруг себя.
И действительно, вокруг пня виднелись грибы: белые, маслята, лисички и другие.
— Я теперь понял, почему люди передо мной наклонялись! — сказал пень. — Они грибы
осенние собирали!

И старый пень больше не стал хвастаться, он начал уважать всех деревьев и лес.

Закончил рассказывать сказку мудрый дуб.
— Какая умная сказка! — сказала сова, которая тоже прилетела слушать историю.
— Действительно, и с нами также случается! — восхитилась молодая берёза.

Всем понравилась сказка мудрого дуба и так как дело было под вечер, все сладко заснули.

Сказка о дубе

Наталья Туровая

В чаще леса на опушке дуб стоит большой.
Величавый и могучий с кроною густой!
Высоченный! Он макушкой небо достаёт!
Звёзды по ночам считает, словно Звездочёт!

Он прожил на этом свете целых двести лет!
Видел грозы, видел бури, видел взлёт ракет!
Наблюдал затменье солнца он ни раз, ни два,
Но грустит, что мало знает он ещё пока….

Он скрывал от непогоды маленьких птенцов.
Как отец, качал на ветках, прятал от врагов…
Помогал летать учиться, пенье слушал их!
И росой поил прохладной, как детей своих…

А зимой к нему сбегались зайцы по утру,
В чехарду играли, в салки, прятались в снегу…
Под его широкой кроной всем хватало мест.
Он один такой огромный! Знал о нём весь лес!

…В чаще леса на опушке великан живёт!
Очень добрый, очень мудрый – каждого поймёт…
Он любовь свою и силу всем дарить готов!
…Только старый стал, боится, вдруг не хватит дров…

Вдруг нагрянут лесорубы, срубят, увезут…
И зверушки на опушке дуба не найдут…

Сказка про дуб

Сергей Вязёмский-Панчешный

      Однажды мне пришлось ехать по делам  в старую, удалённую от всех дорог деревню. От станции, на которой я вышел, я свернул на тропинку, проходившую через красивую берёзовую  рощу. Минут через пятнадцать я вышел на небольшую опушку, где увидел стоящий отдельно от всех деревьев дуб.
      Но это был не просто дуб, а дуб-гигант. Крона его возвышалась над землёй метров на сорок. Кряжистый ствол дуба, покрытый грубой серо-коричневой корой с большими трещинами,  толщиной  был в несколько человеческих обхватов.
      Насладившись красотой и могуществом лесного великана, я решил немного отдохнуть под его кроной.  Я прилег и не заметил, как уснул. Во сне мне приснилось, что прилетела к этому дубу длиннохвостая сорока.  Она села на нижнюю ветку и стала мне рассказывать «Сказку про дуб».
      – Много веков тому назад на эту опушку упало несколько желудей.  Один схватила сойка и унесла в своё гнездо. Один нашла белка и спрятала его в лесной подстилке. Один унёс бурундук в свою нору. И никто из них не увидел маленький коричневый комочек, который спрятался под опавшим берёзовым листком.
      Это был жёлудь, который и дал жизнь могучему дубу. Но, прежде чем он стал таким, в первую весну из жёлудя появился маленький корешок, который стал пить воду и минеральные  вещества из земли. Затем появился на свет небольшой, совсем не похожий на могучий дуб, стебелёк.  Он радовался каждому восходу и заходу солнца, каждому дождику, который поливал его. Он радовался, что пробегавшие мимо дикие кабаны и олени не затоптали его тонкое тельце.
      Проходили годы. Стебелёк вытянулся,  и уже можно было видеть по его листьям и ветвям, что это растёт величественный и могучий дуб. Каждый год, когда наступал месяц май, дуб расцветал и становился всё краше и сильнее.
      Он стал уже таким высоким, что ветер застревал в его кроне, а сквозь его густую листву едва-едва проглядывало жаркое летнее солнце. И хотя дуб рос совершенно один, ему никогда не было скучно. Ведь его окружали те лесные жители, для которых он стал и домом и столовой.
      Дрозды и иволги, горлицы и грачи, сойки и зяблики защищали дуб от различных жучков и гусениц, а он давал им пристанище на всё лето. Дятел-красноголовик  стучал, не умолкая весь день, разыскивая в коре дуба жуков-короедов.
      Трудолюбивая белка собирала  в дупло на зиму лесные орехи, жёлуди, грибы. Хорёк облюбовал нору в корнях дуба-великана, выходя каждую ночь на охоту.  Иногда к дубу подбегала дикая кошка – рысь и пряталась от преследующих её волков на его нижних ветвях.  А сколько вокруг дуба кружилось летом бабочек, мотыльков и разных мошек – и не сосчитать! Всех приютит старый дуб, всем даст еду и жильё.   Так и жили они вместе. И это в природе называется симбиозом. После этих слов сорока встрепенулась и улетела, а я проснулся.
       Посмотрел  на могучий дуб, поблагодарил его за приют, за уведенную во сне сказку и пошёл своей дорогой.   Шёл я и думал:
      – Как хорошо, что в природе есть такие  места, где можно отдохнуть, набраться сил, услышать интересную историю и увидеть мир другими глазами. И пусть таких мест на земле становится больше. Ведь это так нужно нам, людям!

Сказкотерапия

«Сказка про высокий дуб»

( терапевтическая сказка для детей).

Автор: Ирина Гурина


Жил да был мальчик Алеша. Он был очень веселый и любил приключения. Мама всегда очень беспокоилась и переживала за него, потому что Алеша был ужасно непослушным.
 
Однажды Алеша гулял во дворе. Было еще совсем рано, и никто из друзей не вышел. Кто-то завтракал, кто-то спал, а кто-то вообще заболел и грустно сидел у окна, глядя на улицу.
 
Посреди двора рос старый-престарый дуб. Он был такой огромный, что когда ребята брались за руки, то едва могли обхватить его шершавый ствол своим хороводом. Про этот дуб рассказывали много всяких интересных и таинственных историй. Больше всего Алеше понравился рассказ дворника дяди Пети о том, что на самой верхушке дуба не просто веточки и листочки. Там спрятана от посторонних глаз целая страна. На ветвях лежит большое пушистое облако, а на нем луга, поля, леса и целый город. Только все маленькое-премаленькое. И живут в этой стране волшебные гномы. Они наблюдают за двором и иногда спускаются, чтобы исполнить желание какого-нибудь хорошего и послушного ребенка. Алеша долго ждал, пока маленький гном придет к нему в гости. Но Алеша не очень-то слушался маму, поэтому гномы к нему не приходили.
 
Поскучал Алеша во дворе один, да и думает:
 
— Пока нет никого, залезу-ка я на дуб, поймаю гнома и загадаю ему желание. Заодно и волшебную страну посмотрю, будет потом о чем ребятам рассказать.
 
Как всегда Алеша совершенно забыл, что мама строго запретила ему залезать высоко.

— Ты еще маленький, — говорила мама. – Не залезай на подоконник, иначе можно упасть и набить огромную шишку. А если окно открыто, то можно вообще вывалиться на улицу. На крыше живут злые эльфы. Как только какой-нибудь маленький непослушный мальчик высовывается в окно, они его тут же подхватывают и уносят далеко-далеко. Никогда еще никто из детей, унесенных эльфами, не возвращался домой. И на забор нельзя залезать, и на деревья. Эльфы всегда начеку. Если ты залез не очень высоко, то они просто подлетят и толкнут тебя, ты упадешь и больно ударишься. А вот если ты залез высоко от земли, то там их волшебства хватит на то, чтобы навсегда забрать тебя к себе.
 
— А зачем они толкаются? – удивился Алеша.
 
— Просто так, из вредности, — ответила мама. – Ведь они же злые!
 
— Никогда не буду высоко забираться, — подумал Алеша. И тут же забыл свое обещание.
 
Забыл он и про маму, и про эльфов. Так уж ему хотелось влезть на дуб и поймать гнома.
 
Взял Алеша лесенку, поднялся до первой ветки. А потом с ветки на ветку, все выше и выше. Стал подбираться к верхушке старого дуба. Долго-долго карабкался Алеша по дубу. Но верхушка все никак не приближалась. Зато земля осталась где-то далеко внизу. Ухватился Алеша за ствол и присел отдохнуть. Сидит и думает:
 
— Зря я полез сюда. Теперь если и поймаю гнома, то придется его просить, чтобы он меня спустил на землю. Какое-то неинтересное желание получается. Ладно, хоть волшебный город увижу.
 
Вдруг ветка рядом с ним вздрогнула. В зеленой листве кто-то зашевелился.

— Ой, — перепугался Алеша. – Наверное, это злой эльф. Сейчас он меня столкнет вниз!

Алеша начал торопливо спускаться, но нога соскользнула, и он кувырком полетел вниз.

Злые эльфы не успели его схватить, потому что он зацепился штанами за длинную крепкую ветку и повис в воздухе.
 
Смотрит он вниз, а земли-то и не видно. Где-то далеко-далеко люди разговаривают, собака лает, машины бибикают, а он висит, и того гляди свалится.
 
Испугался Алеша, стал на помощь звать. Кричит, а сам думает:
— А вдруг эльфы услышат и прилетят за мной?
Подумал так и замолчал. А ветка уже совсем согнулась, вот-вот сломается.
— Кто тут? – раздался вдруг грубый голос.
Затаился Алеша, дышать боится.
— Все, — думает. – Точно, злой эльф за мной прилетел.
Тут ветки раздвинулись и увидел Алеша черную бороду и лохматые брови.
— А-а-а! – закричал Алеша. – Помогите!
— Сейчас помогу, — ответила голова и из зеленой листвы появилась огромная рука.
— Не трогай меня, не трогай, — начал барахтаться Алеша.
— Ты зачем сюда залез? – сердито спросила его голова, а рука крепко схватила за штаны.
— Гномов ловить, — прохныкал Алеша.
— Понятно, — кивнула голова. – Так вот я и есть самый главный гном.
— Если ты, и правда, гном, то спусти меня на землю, — попросил Алеша. А потом добавил: — Только гномы, ведь, маленькие.
— Я кушал хорошо, вот и вырос большой, — ответил гном и потащил его с собой вниз.
Долго-долго они спускались со старого дуба, а когда спустились, оказалось, что весь двор собрался у дерева.
— А где же гном? – спросил Алеша у дворника дяди Пети.
— Домой вернулся, некогда ему тут с тобой заниматься. Он же твое желание уже исполнил.
Алеша поднял голову и посмотрел на высокий дуб, верхушка которого была выше дома.
— Ну что? — нахмурил лохматые брови дядя Петя. – Полезешь еще на дерево?
— Нет. Высоко залезать вообще нельзя. Мне так мама говорила.
— Ну и молодец, — усмехнулся в черную бороду дворник. – Маму надо слушаться.

 



Предварительный просмотр:

Приложение Приложение № 11

Экологические игры

«Если бы я был дубом…»

Подвижная образная игра

Задачи: закреплять представления о деревьях разных видов, развивать воображение, координацию движений, учить передавать информацию с помощью движений тела.

Предварительная работа: наблюдение за деревьями, растущими на территории детского сада; изучение их особенностей.

Примечание: Игры такого типа могут быть проведены в качестве физкультминуток, на прогулке, во время экскурсии.

Ход игры

Дошкольники уже знают особенности разных деревьев. (Есть высокие, низкие, тонкие, толстые деревья. у одних из них раскидистая крона, у других — опущенные или приподнятые ветви.). Предложите детям превратиться в разные деревья и отразить их особенности. Скажите ребятам, что у каждого из них есть части тела, которые можно сравнить с частями растения: наши ноги похожи на корни, туловище — на ствол, руки — на ветки, пальцы — на листья. Так, изображая старый дуб с большими, толстыми корнями, ребенок широко расставит ноги; показывая плакучую иву, опустит руки и т.д. Пусть дошкольники вспомнят, как шумела листва в ветреную погоду, и воспроизведут эти звуки; представят, что на ветви садятся птицы; идет дождь (или светит солнце); пришел человек и сломал ветку. Ситуации можно придумать самые разнообразные, главное, чтобы они были связаны с проводившимися ранее наблюдениями.

Второй вариант: дошкольники одной группы изображают конкретное дерево, а остальные отгадывают его название.

Третий вариант: представим, что деревья научились ходить (эту игру уместно провести после чтения и обсуждения поэмы Б.Заходера  «Почему деревья не ходят?»). Задание: показать, как могло бы ходить дерево: тяжелым шагом или легкой поступью, и т.п. Пусть дети объяснят свои движения (как правило, в своих объяснениях они ссылаются на особенности внешнего вида растения).

«Дуб — это…»

Речевая игра

Задача: развивать мышление дошкольников, актуализировать их опыт, знания, учить рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения.

Ход игры

Ведущий предлагает детям определить, какую роль играет дуб в жизни разных животных, людей и т.п.

Приведем примеры:

«Для птицы дерево — это…» Варианты ответов ребят: столовая, место для постройки гнезда, место, где она может спрятаться, и т.п.

«Для жука наш дуб — это…». Варианты ответов: его жилище, место, где он откладывает яйца, из которых появляются личинки, где жук может найти добычу и т.п.

«Для художника дуб — это…».Варианты ответов: объект для картины, источник вдохновения...

«Для усталого путника раскидистый дуб— это…». Варианты ответов: место, где в жаркий день можно укрыться от знойного солнца, отдохнуть.

«Для мебельщика дуб — это…». Варианты ответов: древесина, из которой можно сделать много разных предметов.

«Для зайца дуб— это…». Варианты ответов: пища зимой. Заяц обгрызает кору с деревьев. «Для горожанина дуб — это…». Варианты ответов: чистый воздух, прохлада в зной, «зонтик» от дождя, место для отдыха и т.п.

Приложение № 12

Кроссворд

По горизонтали:

  1. Плод дуба.
  2. Животное, для которого плоды дуба  - лакомство.
  3. Какая птица сажает дубы.
  4. Юркий, маленький зверек, по деревьям скок да скок.

По вертикали:

  1. Лес, в котором растет много дубов.

Ответы:

1. Желудь

2. Кабан

3. Сойка

4. Белка.

Приложение №13

Буклет  

Советы

по выращиванию дубов.

         Дуб легко выращивать из семян (желудей). Поскольку в желуде находится большой запас питательных веществ, уже в первые недели жизни всходы дуба достигают высоты до 10-12 см. Это облегчает выращивание дуба: он не настолько быстро забивается сорняками, как мелкие всходы других пород деревьев. Пригодные для посадки на постоянное место сеянцы дуба можно вырастить за один-два года.

Как собирать желуди.

Лучше всего собирать их под мощными, хорошо развитыми деревьями, растущими не среди асфальта, а где-нибудь в парках и скверах (у здоровых дубов и желуди крупные и здоровые).

Какую выбрать почву?

Дуб лучше всего растет на богатых почвах с благоприятными условиями увлажнения. Однако он способен расти практически на любых почвах.

Как хранить желуди для посадки на следующий год?

Желуди дуба довольно сложно сохранить со времени сбора до времени посадки. При хранении желудей в комнатных условиях они погибают из-за высыхания; даже если держать желуди в обычном холодильнике, скорее всего, они тоже погибнут. Лучше всего желуди хранить в подвале при температуре около нуля градусов, например, в тех условиях, где хорошо сохраняется картофель до весны. Желуди можно также прикопать в почву на глубину 15-25 см, защитив сверху листом укрывного материала от прямого попадания дождевых и талых вод. Для защиты от мышей желуди лучше всего упаковать в металлическую сетку. Можно также посадить желуди на грядку осенью - но в этом случае существует опасность того, что их съедят мыши.

Как пересаживать росток?

Дуб уже с первых лет жизни имеет мощную и разветвленную корневую систему с длинным стержневым корнем. В связи с этим при его пересадке нужна особая осторожность. Надо стараться выкапывать как можно большую часть корневой системы, иначе саженцы плохо перенесут пересадку.

C:\Users\qq\Desktop\дубы проект\zheludy.jpg

Список литературы

1. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. – 2-е изд. – Мн.: ООО «Асар», 2001. – 128 с.: ил.

2. «МЫ». Программа экологического образования детей/ Н.Н. Кондратьева и др. – 2-е изд, испр. И доп. – СПб: «Детство-пресс», 2001. – 240 с.

3. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.

4. Рыжова Н.А. Экологический проект «Моё дерево». – М.: «КАРАПУЗ ДИДАКТИКА», ТЦ «СФЕРА», 2006. – 256 с., 8 л. ил.

5. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432 с.

6. Шишкина В.А. Прогулки в природу: Учебно-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 112 с.: ил.

7. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – синтез, 2008

8. Виноградова Н.А., Панкова Е.А. Образовательные проекты в детском саду. – Айрис-пресс, 2008

9. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Ладога Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005

10. Рыжова Н.А. Программа "Наш дом - природа": пособие для педагогов. М.,2005

11. Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров, родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002

12. Протасова Е.Ю., Родина Н.М., Познание окружающего мира детьми 5-6 лет 7. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1993

13. Интернет ресурсы


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интересные факты о клене. Приложение к проекту"Наше деревце-Кленок"

Приложение к проекту "Наше деревце - Кленок"...

Приложение к проекту "Это все моя Сибирь-моя родинамой мир!"

В приложении составлено несколько конспектов занятий и театрилизованного представления,иллюстрирующих каждый блок  проекта "Это все моя Сибирь- моя родина,мой мир!"...

Приложение к проекту " Наше деревце-Кленок" День рождения нашего Кленка

Пожелания Своему любимому дереву Кленок на день рождения....

приложение к проекту "Одежда"

Предлагаю вашему вниманию подборку загадок, стихов и сказок об одежде....

Приложение к проекту "Хлеб - всему голова!"

Предлагаю вашему вниманию подборку стихов, загадок,  пословиц, поговорок, примет о хлебе....

Приложение к проекту "Наша армия"

Предлагаю вашему вниманию подборку стихов и загадок на военную тематику....

Приложение к проекту

Приложение к проекту "Уж верба вся душистая"...