"Откуда к нам пришла бумага"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Леонова Елена Александровна

Исследовательский проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskiy_proekt_bumaga_leonovae.a.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 г.Вязьмы Смоленской области

Леонова Елена Александровна,

воспитатель высшей категории

2020

Введение. Актуальность.

Познавательно-исследовательская деятельность детей является  одной из форм реализации образовательной программы ДОО согласно федеральному  государственному  образовательному стандарту  дошкольного образования , утв. приказом Минобрнауки  России от 17.10.2013г№ 1155. В процессе  познавательно-исследовательской деятельности у  детей  формируются  представления об окружающем  мире, им  предоставляется  возможность  самим  найти  ответы на вопросы «как»? и «почему». Познание- творческий процесс, поэтому в задачу  взрослого  входит  поддержать и  развить  в ребенке  интерес  к открытиям, исследованиям, создать  для этого  необходимые условия. Широкие возможности  для развития  познавательной  активности  детей  предоставляет  проектная деятельность.

Как показывает история развития науки, часто темы исследований возникают спонтанно, и многие открытия были совершены  неожиданно, даже случайно. Тема моей работы тоже появилась неожиданно Дети нашей группы очень любят  рисовать, а при рисовании, чаще в свободной деятельности, только начав рисовать, выбрасывают лист и берут  все новые и новые листы бумаги.Однажды, в уголке творчества, закончилась чистая  бумага. Дети столкнулись с проблемой, где взять бумагу для рисования. Так совместно  с детьми   родилась  идея проекта. Окончательно идея проекта была сформулирована, когда мы делали  поделки из бумаги.

В проекте  приняли участие  дети 5-6 лет.  Основная цель проекта заключалась в разъяснении  дошкольникам необходимости беречь  лесные массивы и возможности  сделать  это путем  изготовления  бумаги  из макулатуры для  последующего  использования  продуктивных видов деятельности.

Проектная цель для детей:

Развивать исследовательские умения детей в процессе ознакомления с окружающим миром.

Задачи:

Задачами проекта  стали:

  • Изучение свойств  бумаги в ходе  исследовательской деятельности;
  • Активизация  познавательной  активности детей;
  • Формирование у дошкольников  понимания значимости  своей работы  и  удовлетворения от  качества  ее конечного результата;
  • Создание положительного  эмоционального настроя;
  • Формирование желания беречь лес.
  • Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира.

Проектная цель для воспитателя:

Создать условия для исследовательской деятельности детей в процессе познания окружающего мира.

Задачи:

  • Сформировать у детей представление о свойствах бумаги.
  • Развивать исследовательские навыки детей: умение выдвигать гипотезы, наблюдать и анализировать объект, сопоставлять различные факты, делать выводы.
  • Воспитывать самостоятельность и инициативность детей в процессе деятельности.

Начиная исследовательскую работу, мы предполагали, что в процессе исследовательской работы  выясним:

-Действительно ли имеющиеся свойства бумаги позволяют её так широко использовать в жизни человека?

-Так ли необходима бумага в жизни человека?

-Действительно ли бумага используется людьми практически всех профессий?

Методы исследования:

1. Чтение и изучение научно – познавательной литературы.

2. Создание иллюстративного ряда по теме «История возникновения бумаги».

3. Опыты и эксперименты с бумагой.

4. Работа с материалами Интернета.

Содержание:

1. На чем писали, когда не было бумаги?

2. История возникновения бумаги.

3. Современная технология изготовления бумаги.

4. Вторая жизнь бумаги.

5. Применение бумаги.

6. Изучение свойств бумаги.

1. На чем писали, когда не было бумаги?

Древние люди рисовали на стенках пещер. Мы тоже попробовали нарисовать на камне красками. Получилось красиво. Но ведь в школе не будешь писать на камнях, они тяжелые и неудобные.

Некоторые народы писали тростниковой палочкой на глиняных табличках (шумеры). Египтяне писали на папирусе, изготовленного из листьев водно-болотного растения - «Папирус».

Потом люди писали на бересте – это кора березы. Буквы царапали инструментами, сделанными из костей животных. Мы тоже попробовали нацарапать буквы на бересте. Писать на ней лучше, чем на камне, но тоже неудобно.

Тогда люди придумали листы из кожи животных и назвали их пергаментом. Это очень прочный материал. Он лучше папируса, так как на нем можно было писать с обеих сторон. Из него делали книги, а обложки книги – из меди. Такая книга напоминала сундук. Но на пергаменте писать тоже не очень удобно. Кожа дорогая и намного тяжелее бумаги.

В продолжение тысячелетий люди пытались использовать для письма и изготовления книг самые разнообразные материалы: камень, глину, дерево, кожу животных, ткань, металл и др. Однако одни из них были тяжелыми и громоздкими, другие - хрупкими и непрочными, третьи - неудобными в пользовании или очень дорогими.

Вывод: Используемые в древности материалы для письма были неудобными.

2. История возникновения бумаги.

До сих пор точно неизвестно, когда появилась бумага. По одной из легенд, она была изобретена в Китае. Способ ее изготовления китайцы долго держали в секрете. Сырьем для нее послужила древесная кора, пенька и тряпье. Древнейшая ручная технология изготовления бумажного листа заключалась в следующем: исходное сырье сортировали, мыли, размалывали и варили с добавлением клея и воды для получения однородной волокнистой массы. Затем начинался процесс "черпанья", то есть собственно формирования и изготовления бумажного листа: сварившуюся массу вычерпывали специальной формой и опрокидывали на гладкую, хорошо отполированную поверхность. Получившийся бумажный лист прессовали, сушили и разглаживали.

Вывод: человечество остановилось на бумаге, которая оказалась самым универсальным, простым, дешевым и технологически доступным носителем письменной и книжной информации, бумага является самым удобным материалом для письма.

3. Современная технология изготовления бумаги.

Из чего состоит бумага?

Мы провели опыт. Разорвали картон и газету. Внимательно рассмотрели край картона и газеты под лупой. Край оказался мохнатым и ворсистым. Это потому, что бумага состоит из волокон, которые сильно прижаты друг к другу в беспорядке. Эти волокна состоят из целлюлозы - вещества, которое содержится во всех растениях, особенно его, много в деревьях.

Бумага - многокомпонентный материал, состоящий преимущественно из волокон растительного происхождения, тесно переплетенных между собой, а также минеральных наполнителей и клеящих веществ. Она различается по композиционному составу, массе, толщине, механическим свойствам, цвету, белизне, степени гладкости.

Сейчас бумагу очень быстро делают машины на бумажной фабрике. Туда привозят из леса бревна. Обычно это сосны и елки. С них сдирают кору, измельчают на мелкие щепки. Затем щепки варят. Эта древесная каша попадает в бумагоделательную машину, у которой много валиков. Одни валики отжимают воду, другие – высушивают, третьи полируют. Так древесная каша превращается в бумагу.

Вывод: Современные технологии изготовления бумаги позволяют изготавливать её различной фактуры и качества.

4. Вторая жизнь бумаги.

Мы задумались: чем больше делается бумаги, тем меньше остается деревьев. Не может ли так случиться, что все деревья в лесу срубят? Чтобы такого не случилось, бумагу надо беречь.

Ученые придумали способы, как использовать выброшенную бумагу снова:

1. Использованную бумагу снова прессуют и делают новую бумагу.

Но волокна бумаги не вечны, так как они истончаются и рвутся. Мы снова провели опыт. Взяли два листа бумаги. Один сильно измяли и снова расправили. Затем порвали и измятый, и гладкий лист бумаги. Измятый лист бумаги порвался легче, потому что волокна бумаги стали тонкими и порвались.

2. Когда из бумаги нельзя снова сделать бумагу, из нее изготавливают компост – это удобрение для растений. Его добавляют в землю.

3. И, наконец, бумагу сжигают. При ее сжигании вырабатывается энергия, которая дает нам тепло.

5. Применение бумаги.

Мы пользуемся бумагой постоянно, и иногда даже не задумываемся над тем, из чего сделаны те или иные вещи.

В детском саду мы читаем книги, рисуем в альбомах, пишем в тетрадях, а ведь они сделаны из бумаги.

Применение:

- для письма и печати (книги, журналы, газеты, тетради) ;

- отделочные материалы (обои) ;

- производство денег;

- бумага, используемая в быту;

- промышленное использование бумаги (упаковка, туалетная).

В заключении хотелось бы сказать, что представить себе нашу жизнь без бумаги очень трудно, поэтому мы должны бережно относиться как к самой бумаге, так и к основному источнику бумаги - деревьям.

Вывод: Современные виды и фактура бумаги позволяют широко использовать её в нашей жизни.

6. Изучение свойств бумаги.

Чтобы лучше изучить бумагу, мы провели несколько опытов.

Взяли салфетку и картон. Затем проделали с ними такие опыты:

Опыт 1. Сложили бумагу. Легче всего сложить салфетку, она тонкая. Тяжелее сложить картон. Он толстый и плотный.

Опыт 2. Разорвали бумагу. Больше усилий мы прилагали, когда разрывали картон, а салфетку рвали очень легко.

Опыт 3. Опустили бумагу в воду. Быстрее намокла салфетка. Картон намокал дольше. Любая бумага намокает.

Опыт 4. Подбросили бумагу вверх. Быстро упал картон и медленно - салфетка, потому что она легкая.

Опыт 5. Подули на бумагу. Дальше и быстрее улетела салфетка, медленнее - картон, потому что он тяжелый.

Опыт 6. Для проведения этого опыта мы взяли два цилиндра, лист бумаги и игрушки:

- поставили два цилиндра на расстоянии друг от друга;

- положили сверху лист бумаги, чтобы получился "мостик";

- поставили на лист игрушку, бумага прогнулась, игрушка упала;

- сложили лист бумаги «гармошкой»;

- положили "гармошку" на банки и снова поставил на неё игрушку. Она не упала. Мостик стал прочнее.

Таким образом, из опытов мы узнали, что

1. Писать легче и удобнее на бумаге, чем на камне, бересте, пергаменте.

2. Бумага состоит из волокон, крепко прижатых друг к другу в беспорядке.

3. Волокна бумаги могут истончаться и рваться.

4. Бумага может быть разной и обладать разными свойствами. Тонкую бумагу легче сложить, смять и разорвать, чем толстую.

5. Любая бумага боится воды.

6. Бумага может стать прочнее, если ее сложить «гармошкой».

Из бесед и чтения книг с воспитателями мы узнали, что:

1. Камень, глиняные таблички, папирус, береста, пергамент – это те материалы, на которых писали и рисовали люди до того, как была изобретена бумага.

2. Бумага была изобретена в Китае, ее изготавливали из тутового дерева.

3. Волокна бумаги состоят из целлюлозы - вещества, которое содержится во всех растениях, особенно его, много в деревьях.

4. Сейчас бумагу делают машины на фабриках. Технология изготовления сложная.

5. Существуют способы использования выброшенной бумаги: повторное изготовление из нее бумаги; изготовление компоста, использование энергии при сжигании бумаги.

В процессе нашей исследовательской деятельности мы убедились, что:

- Имеющиеся свойства бумаги позволяют её широко использовать в жизни человека со времени её изобретения;

- Бумага действительно играет очень важную роль в жизни человека благодаря особенностям своей структуры;

- Бумага широко используется людьми всех профессий во всех видах деятельности

Заключение

1. Исследовательская работа детей была направлена на повышение интереса детей к многообразию предметного окружающего мира, на формирование у детей 5 – 6 лет социально – значимого отношения к предметам рукотворного мира, представлений о бумаге как о важном материале в жизни человека.

2. Исследовательская работа позволила расширить представления детей о свойствах бумаги; расширила знания детей об истории возникновения и способах применения бумаги; развила навыки совместной исследовательской работы с взрослыми, сформировала чувство сопричастности к окружающему рукотворному миру.

3. При завершении работы дети получали новые представления о бумаге как о материале, широко используемым человеком при преобразовании окружающего мира. Реализация проекта способствовала развитию любознательности детей, повысила их интерес к истории предметов. Полученные знания окажут в дальнейшем большое влияние на формирование у детей навыков бережного отношения к окружающему миру, а процесс совместной работы закрепил правила социального общения.

4. В процессе исследовательской работы дети усвоили разные способы получения информации, смогли проявить свои способности и умения в индивидуальной и совместной работе, работе с книжными материалами и материалами Интернета, смогли практически выявить свойства изучаемого материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Откуда к нам пришла книга ?

Откуда к нам пришла книга?...

Откуда к нам пришла книга

Конспект НОД с  использованием мультимедийного проектора "Откуда к нам пришла книга"...

Презентация "Откуда к нам пришла бумага"

Так почему же мы говорим, что бумагу делают из дерева? Конечно, бумага не растет на деревьях, и все же жизнь любого листочка бумаги начинается в лесу. От дерева до бумаги длинный путь. Об этом рассказ...

Презентация "Откуда к нам пришла картошка"

Цель:  Познакомить детей с Родиной картофеля; его появления на Руси....

Откуда к нам пришла бумага.

Познакомить детей с производством бумаги...

откуда к нам пришла бумага

Данная презентация разработана к занятию «Свойства  бумаги»...

Исследовательский краткосрочный проект «Откуда к нам пришла бумага» для детей старшей группы

Проектная цель для детей:Развивать исследовательские умения детей в процессе ознакомления с окружающим миром.Задачи:• Расширить представления детей об истории возникновения бумаги и об использова...