Конспект занятия по познавательному развитию по теме «Дикие животные» в средней группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Валентина Николаевна Сушина

Цель: Закрепление представлений детей о диких   животных, их образе жизни.  

Задачи:

1.Образовательные:

- Упражнять в умении  называть детенышей животных, в правильном назывании жилища. - Формировать у детей умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных.

- Учить сооружать постройки из строительного материала.

 -  Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о животных.
2.Развивающие:

- Развивать     мелкую моторику через игры с прищепками.

 - Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, брусок, призма).
3.Воспитательные:

- Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе, умение работать в коллективе, активность, самостоятельность.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию
по теме «Дикие животные» в средней группе.

 

Цель: Закрепление представлений детей о диких   животных, их образе жизни.  

Задачи: 

1.Образовательные:

- Упражнять в умении  называть детенышей животных, в правильном назывании жилища. - Формировать у детей умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных.

- Учить сооружать постройки из строительного материала.

 -  Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о животных.
2.Развивающие:

- Развивать     мелкую моторику через игры с прищепками.

 - Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, брусок, призма).
3.Воспитательные:

- Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе, умение работать в коллективе, активность, самостоятельность.

 Оборудование:
Карточки с изображением   пищи, которую употребляют дикие животные и прищепки с приклеенными к ним изображениями диких животных; карточки с изображением диких животных и их жилищ, простой карандаш, аудиозапись спокойной музыки,   фланелеграф,  набор карточек «Дикие животные и их детеныши»,    конверт с письмом,   белая ткань (сугроб), следы диких животных, ёлка, сундучок, аудиозапись с голосами диких животных, сорока,    конструктор настольный деревянный, смайлики весёлые и грустные по количеству детей.

Ход занятия:

В:   Ребята, к нам сегодня пришло письмо, но оно необычное – это видеописьмо. Чтобы оно открылось, нам надо  отгадать загадку, кто же его прислал:

Кто по соснам и по елям 
Ловко скачет, ветки гнёт, 
Видит, шишки где поспели, 
И себе в дупло несёт?
(Белка) 

Итак, внимание на экран!

 (Слайд – видеописьмо Белки):

«Здравствуйте, дети. Я – Белочка.  

Срочно приходите,
Срочно помогите.
Нас волшебник напугал.
Нас он всех заколдовал.
Мы забыли, кто мы есть.
Что нам пить и что нам есть.

Всех животных перепутал,

Мам с детёнышами спутал,

Все жилища разбросал,

Так он всех перемешал
Поскорее приходите,
Помогите, помогите!»
(жители леса)

В: Что же случилось с лесными жителями?
Сможем ли мы им помочь? (Да)

 Тогда нам нужно отправиться в лес, чтобы навести там порядок. Вы готовы к путешествию?

В:  А  на чём мы туда доберемся,  вы узнаете, если отгадаете загадку:

Две сестрицы-близнецы
Кверху задраны концы
Две дощечки человеку
Чтоб на них скользить по снегу
Во дворе зима всё ближе
Скоро встанем мы на…
(Лыжи)

-Правильно, ребята, на лыжах. Становимся друг за другом, чтобы не заблудиться и поехали в лес. (Дети имитируют движение лыжника под «Звуки леса», а воспитатель читает стихотворение):
Здравствуй, лес!

Дремучий лес,

 Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь  зимою

Ночью темной, снеговою,

Что нам шепчешь на заре

Весь в снегу, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи: 

Ты же видишь, мы свои.
В: Вот и очутились мы в лесу! Посмотрите, сколько деревьев вокруг. Так тихо и спокойно в лесу. Какое  сейчас время года? (Зима).  Какой красивый зимний лес! Все покрыто снегом, будто пушистым ковром.

Давайте полюбуемся лесом.

(Дети останавливаются около сугроба, на котором находят   разложенные следы)

В: Посмотрите,  ребята, (воспитатель и дети присаживаются на корточки и разглядывают следы) какие-то странные следы…как вы думаете, чьи они? (ответы детей). Наверное, волшебник всех животных распугал, и они попрятались кто-куда, оставив на снегу свои следы. Что же делать? (На ёлке дети находят письмо, пристёгнутое прищепкой от Волшебника и читают):

« Я злой Волшебник заколдовал всех  зверей, перепутал   диких животных – мам с их детёнышами, а ещё поменял местами их «дома». А если вы  хотите помочь животным надо выполнить пять моих заданий, которые я для вас приготовил.  Задание первое. Чтобы расколдовать животных и узнать, какое животное оставило этот след надо  отгадать все мои загадки. Если загадку отгадаете правильно, отгадка появится на экране.  (Воспитатель читает загадки. Отгадывание загадок сопровождается показом слайдов с изображением диких животных) 

1.У косого нет берлоги, 
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги, 
А от голода – кора.
(Заяц) 
2.  
Он мохнатый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Летом ягоды жует,
Дикий мед у пчел берет.
 Грозно может зареветь
 Косолапый зверь…
(Медведь) 
 3. Сердитый недотрога 
Живёт в глуши лесной. 
Иголок очень много, 
А нитки ни одной. 
(ёж)
4.  Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та. 
Как зовут её? … 
(Лиса)
5. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец, 
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. 
(Лось)
6. Серый, страшный и зубастый 
Произвел переполох. 
Все зверята разбежались. 
Напугал зверят тех…
(Волк)

7. Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек?

(белка).

В: Ребята, а  как называются   звери, которые живут в лесу? (Дикие).

- Почему их называют дикими? (Они живут в лесу, сами добывают себе пищу и сами строят себе жилища).

- Правильно, ребята .

В: Скажите, всех ли диких животных можно увидеть зимой?  (Нет).
В: Почему, как вы думаете? ( Медведи и ежи зимой спят).
-Молодцы, с первым заданием мы справились: отгадали все загадки и расколдовали  диких животных. Надо выполнить ещё 4 задания.

-Ребята послушайте. Что за голоса слышны?

(Включается аудиозапись с голосами диких животных)

- Это же кричат малыши, потерявшие своих родителей. Они заблудились и хотят домой. Может быть, мы найдём им родителей? 

 -Ребята, смотрите, сорока прилетела, а в клюве у неё письмо. (Воспитатель распечатывает письмо и читает):

«Для того чтобы  быстрей вернуть малышей родителям, надо взять картинку детеныша, прикрепить рядом с «мамой» и правильно назвать животное и его детёныша. Это моё второе задание».

(Картинки  размещены  на  елочках  с  помощью  прищепок.  Дети снимают картинки и соотносят картинки взрослых животных  с их  детенышами).

-А  теперь правильно назовите  животное  и его детеныша. (Ответы детей).

У медведя – медвежонок,  а несколько – медвежата.

У лисы  - лисенок, а если их несколько - лисята.

У зайца – зайчонок, а несколько - зайчата.

У белки – бельчонок, а несколько - бельчата.

У ежа – ежонок, а несколько – ежата.

У волка – волчонок, а несколько – волчата.

У лося – лосёнок, а несколько – лосята.

- Дети, какие вы молодцы! Вот и второе задание мы выполнили.  Всех детенышей вернули своим мамам. Если бы звери могли говорить  как люди, то обязательно бы вам сказали  «спасибо».

В: Ну что, пойдём третье задание Волшебника искать. Посмотрите, что это за сундучок под деревом   стоит, посмотрим? (открывают сундучок,  воспитатель достаёт конверт, в котором лежат  карточки  с угощением   для  диких животных, прищепки с приклеенными на них дикими животными, письмо с  заданием и читает):

 «Дети, карточки возьмите,

Угощенье рассмотрите.

И, смотрите, не спешите,

Всех зверюшек  накормите.

В: Ребята,   это  угощение для наших лесных жителей.  Карточки  Волшебник  приготовил для вас на столах.
(Дети подходят к столам и соотносят  дикое животное с пищей, которой  зверь питается, соединяя прищепками).

В: Чем питается заяц? (травой, корой деревьев)

-Любимое лакомство белки? (орешки, шишки, грибы)

-Что любит ёж? (грибы, насекомые)

-Чем питается медведь? (пчелиным медом, ягодами,  грибами, муравьями, птичьими яйцами)

- За кем охотится лиса? (мышами, зайчатами, ежами)

-А кого ловит  волк?  (диких кабанов, оленей, мышей, зайцев)        


 
https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_578a49e05e2fb/konspiektpoznavatielnoghozaniatiiadliaraznovozrastnoighruppynatiemudikiieidomashniiezhivotnyie_2.jpeg

В: Ребята, все животные,  предлагают вам немного отдохнуть, ведь нам  предстоит выполнить последнее задание. 

В: Физминутка «Звери шли на водопой».
(Дети спокойно идут по кругу за воспитателем.)
За мамой - лосихой топал лосёнок, (идут громко ступая)
За мамой – лисицей крался лисёнок, (крадутся на носочках)
За мамой - медведицей шёл медвежонок, (идут вперевалочку)
За мамой - ежихой катится ежонок, (приседают, медленно двигаются вперёд)
За мамой – зайчихой, косые зайчата, (скачут на прямых ногах)
Волчица вела за собою волчат (идут по кругу осторожно переступая)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – «лакают» - гимнастика язычка)

В: Ой, посмотрите, ребята, какая красивая снежинка упала мне на ладонь! А ведь это непростая снежинка, на ней последнее четвёртое задание от злого Волшебника (воспитатель читает):

«Расселите» животных по их домикам. Для этого я приготовил для вас карточки, в которых вы должны  соединить  животное с его жильём, и рассказать, кто, где живет».

В: Карточки Волшебник уже приготовил на столах.

(Дети проходят к столам, на которых лежат карточки с изображением диких животных и их жилищ и простой карандаш и выполняют задание).

  

http://www.club-nikon.ru/forum/uploads/1323554516/gallery_24811_40_209900.jpg http://govorim-vsem.ru/img/upload/7/e/d/6/f298f5e414.jpg

http://usiter.com/uploads/20120326/lisi+lisitci+zhivotnie+90127460855.jpg http://zundercom.narod.ru/images/5-1/lisja_nora.jpg

http://i67.beon.ru/71/1/2920171/75/122835175/hare_w7.jpeg 

 https://otvet.imgsmail.ru/download/217738521_404ca6fecfa85bb61a457ed56c29056a_800.jpg

Ребята, как называется у белки домик? (Дупло).

- Где спит медведь? (В берлоге).

- У лисы, какой домик? (Нора).

- Кто живет в логове? (Волк).

-Где живёт заяц? (под кустом).
-Как называется жилище ежа? (гнездо) 

-Кто живёт под кустом? (заяц)  

В: Какие вы молодцы, ребята все задания волшебника выполнили правильно.

Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы злой Волшебник больше не навредил животным и стал добрее?  (Ответы детей).

Может, мы Волшебнику домик построим и тогда он станет добрее? (Дети соглашаются)

В:  Все домики имеют   стены, окна, перекрытия, крышу .

Какие детали будем использовать при строительстве  дома?

Какие детали будем использовать для постройки стен? (бруски)

Что послужит нам перекрытием? (пластина)

Какую деталь используем  при строительстве крыши? (призму)

 Для того чтобы получились окна использовали кубики.

У вас на столе лежит чертёж домика и необходимый строительный материал.

Можно приступать к строительству дома для Волшебника.

(Дети выполняют постройку. Если у детей возникают затруднения, воспитатель помогает). 

   I:\Новая папка (3)\mqdefault.jpg

(После окончания постройки появляется волшебник и благодарит детей):

-Спасибо, большое, ребята, какие красивые домики вы построили для меня.  Вы такие добрые. Теперь я буду не злым, а добрым Волшебником и буду помогать животным в лесу.

В: Ребята, все животные,  тоже говорят вам  «Спасибо».

В: Теперь нам пора возвращаться  в детский сад.

Волшебник: А я  знаю волшебные слова, которые помогут  вам быстро вернуться в детский сад:

                      Ножкой топнем, в ладоши хлопнем.

                      Вокруг себя повернёмся,  

                      Дружно за руки возьмёмся.

                      Глаза закроем. Скажем «Ух!»

                      И окажемся в саду».

(Дети делают движения)

В: Открываем глаза. Ну вот мы и в детском саду.

Рефлексия:

В: Где мы с вами сегодня побывали?   Кому помогали? Какое задание Волшебника было самым интересным? Какое задание вам показалось самым сложным?   (Ответы детей).  А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями? Потому что вы очень дружные и никогда не бросаете друзей в беде. Вам понравилось путешествие в лес? (Да) Если понравилось, прикрепите весёлый смайлик на фланелеграф, а если не понравилось, то грустный.   Мне тоже очень понравилось, наше путешествие. Вы были внимательными, активными! Молоды, ребята, со всеми заданиями справились: всех животных расколдовали, по домикам расселили,  детёнышей мамам вернули и зверюшек угостили.  Всем большое спасибо!

 

 

  •  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты) средняя группа

Задачи :      - развивать представления детей о свойствах воздуха;- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;- подвести к пониманию, что воздух есть...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Дикие птицы» во второй младшей группе общеразвивающей направленности

Цель: Сформировать и закрепить представления у детей о диких птицах.Задачи:- закрепить у детей представления об диких птицах;- учить детей отвечать на вопросы, составлять предложения, отгадывать загад...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» в средней группе.

Задачи:- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать предста...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Дикие животные» в младшей группе»

Программное содержание:Образовательные задачи:- формировать умение узнавать и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных (зайца, волка, медведя, лисы);Развивающие задачи:- разви...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Дикие животные». Вторая младшая группа

Образовательные задачи:- формировать умение узнавать и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных (зайца, волка, медведя, лисы);Развивающие задачи:- развивать зрительное восприя...