Вода. Опыты,наблюдения, игры, загадки
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Ольга Леонидовна Яковлева

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voda_opyt.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдения на прогулке

Дождь, роса, облака, иней, снег через лупу, сосульки, лед, морозные узоры

Выберите с детьми лужу, за которой будете вести наблюдения. После дождя огородите эту лужу палочками или положите по ее контуру веревку. Наблюдайте за лужей каждый раз во время прогулки. Что с ней происходит? Куда исчезает вода? Когда лужа быстрее уменьшается: в солнечную или пасмурную погоду?

Обратите внимание детей на то, что на улице на балконах люди сушат белье: вывешивают мокрое, а снимают сухое. Почему?

В дождливую погоду подчеркните, что капельки, которые «убежали» с земли, возвращаются к нам с дождиком; потом они опять поднимутся к тучке и снова вернутся.

Наблюдения в детском саду

Вместе с детьми воспитатель проверяет, все ли краны в детском саду исправны, не капает ли из них вода. При мытье рук обращает внимание ребят на то, как они используют воду, не оставляют ли краны открытыми и не слишком ли сильную пускают струю. Сколько кранов в детском саду? А где еще, кроме кранов, можно найти воду в помещении детского сада, для каких целей она используется? Каждый ли день дети и воспитатели пользуются водой?

Наблюдение в группе

Обратите внимание детей на то, как они сушат свою одежду после прогулки, например — варежки на батарее. Они кладут мокрые варежки, а потом берут сухие. Почему? Куда пропадает вода? (Вспомните опыты.)

Когда в комнате моют пол, он сначала блестит — видно, что мокрый, но затем постепенно высыхает. Что произошло?

Наблюдение в живом уголке

Время от времени нам приходится подливать воду в аквариум, так как уровень ее падает (вода испаряется). Обратите на это внимание детей.

Вы поливаете растения, например, комнатные. Вода уходит в землю, и растения пьют ее. А куда она затем девается?

Экспериментирование

1. Рассмотреть сухое стеклышко или зеркальце, потрогать его. Подышать на стеклышко: что произошло?

2. Выделите каждому ребенку небольшую мисочку, в которую он нальет воду. Предложите детям высказать предположения о том, что произойдет с этой водой через несколько дней. Запишите для себя эти высказывания, потом вы напомните их ребятам. Мисочки с водой дети оставляют в лаборатории и регулярно наблюдают за ними до тех пор, пока вода не испарится. Каждый раз во время наблюдений спрашивайте детей, уменьшилось ли количество воды. Если жидкость подкрасить, следы краски останутся на стенках посуды и будут указывать на изменение уровня воды.

Обсудите с детьми, куда исчезла вода. Что с ней могло случиться? Объясните ребятам, что капельки воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают на землю, бегут в ручейках, поят растения, а затем, под лучами солнышка, снова возвращаются домой — к тучкам, из которых когда-то пришли на землю в виде дождя.

3. Поставьте мисочки с одинаковым количеством воды в разных местах: в теплом и в холодном — например, возле батареи и возле оконного стекла (если там прохладно). Отмечайте, где быстрее исчезает вода: там, где тепло, или там, где прохладно. Пусть дети вспомнят, в какую погоду быстрее высыхают лужи — в жаркую или в прохладную. Вывод: вода исчезает быстрее в жаркую погоду, когда тепло.

4. Возьмите одну большую и одну маленькую мисочку с водой, поставьте их в лаборатории в одинаковых условиях. Из какой из них вода исчезнет быстрее?

5. Пусть дети растворят в стаканчике с водой соль или сахар и внимательно посмотрят, заметны ли соль или сахар в воде (желательно, чтобы они были практически незаметны). Эту посуду оставьте на некоторое время, до тех пор, пока влага не испарится. Что останется на дне стаканчика? Куда исчезла жидкость?

6. Это наиболее длительный опыт, наглядно показывающий круговорот воды в природе.

Возьмите стакан или другую посуду с прозрачными стенками. Накройте стакан кусочком ткани, пропускающей воду (например, марлей), закрепив ее резинкой или ленточкой по краям. Ткань должна чуть-чуть провисать посередине, чтобы выдержать тяжесть льда. Положите на марлю кусочек принесенной с прогулки сосульки и начинайте наблюдения.

Поставьте посуду со льдом в теплое место, например, на солнечное окошко, под которым находится батарея. Что происходит с сосулькой? Пусть дети сами объяснят, почему она уменьшается. Откуда на дне стакана появляется вода? Чем меньше сосулька, тем больше воды. После того как сосулька полностью растает, подчеркните, что вода была в твердом состоянии (вспомните предыдущие опыты), а перешла в жидкое. Отметьте, сколько воды стало в стакане. Наблюдайте дальше, что происходит с этой водой. В конце концов под лучами солнца она исчезнет, испарится. Капелька воды опять «отправилась в путешествие».

7. Накройте большой лист растения полиэтиленовым пакетом так, чтобы в него не проникал воздух (завяжите пакет). Через некоторое время на стенках пакета, изнутри, появятся капельки воды. Откуда они взялись? Оказывается, с листьев растений капельки тоже «убегают» вверх, к тучкам, только мы этого не замечаем.

В жаркую погоду они делают это быстрее, чем в прохладную. Поэтому летом мы поливаем растения чаще.

8. Опыт  «Вода — прозрачная».

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой — с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком — нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком — нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

Предложите детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?

При ответах на эти вопросы дети говорили: «Рыбы ведь в молоке не живут, они привыкли жить в одной воде. Они бы в такой реке ничего не видели, ведь молоко непрозрачное, и они могли бы врезаться в мосты. Они бы сталкивались голова с головой и с кораблями. Поэтому такие реки не существуют».

9. Опыт  «У воды нет вкуса».

Предложите детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус? Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых (в том числе и в детском саду), что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, неверное с точки зрения свойств воды представление. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», — хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.

10. Опыт «У воды нет запаха».

Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

11. Опыт «Лед — это твердая вода».

Если опыт проводится зимой, предложите детям еще во время прогулки выбрать понравившуюся сосульку. Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега. Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Вспомните опыт по предыдущей теме. Возьмите одну большую сосульку (один большой кубик льда) и несколько маленьких. Следите, какой из них растает быстрее — большой или маленький.

Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда полностью растают за разные промежутки времени.

Таким же образом проследите за таянием снега. Вывод: лед, снег — это тоже вода.

12. Опыт  «Пар — это тоже вода».

Для того чтобы показать детям еще одно состояние воды, возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар — это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям. Если нет под рукой термоса, возьмите электрочайник или кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.

13. Опыт «Вода — жидкая, может течь».

Дайте детям два стаканчика: один — с водой, другой — пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Для того чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он... (дети определяют) жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель... (ответ детей) густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

14. Опыт  «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются».

Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.

На дно аквариума мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Дети отмечали, что в этом случае он растворился бы воде и тогда на дно реки нельзя было бы встать.)

Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.

15. Опыт  «Лед легче воды».

Пусть дети выскажут свои предположения: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, может быть, сразу растворится? Выслушайте детей, а затем проведите опыт. Лед плавает в воде. Скажите детям, что он легче воды, поэтому и не тонет. Оставьте лед в стаканчиках и посмотрите, что с ним затем произойдет.

16. Опыт  «Вода бывает теплой, холодной, горячей».

Дайте детям стаканчики с водой разной температуры (горячую воду вы им уже показывали, когда изучали пар). Пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком — самая теплая (естественно, при этом необходимо соблюдать правила безопасности). Если дети уже знакомы с принципом действия термометра, измеряйте вместе с ними температуру воды в разных стаканчиках.

Можно продолжить предыдущий опыт (№ 8), сравнив температуру воды до того, как в нее положили лед, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?

Подчеркните, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода с разной температурой — и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие — только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали — теплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных — в теплых морях или в холодных? В холодных морях и реках живет меньше разных животных.

В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идет пар. Как дети думают, может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть — например, некоторые водоросли.

Важно, чтобы дошкольники поняли, что в водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

17. Опыт  «Вода не имеет формы».

Предложите детям рассмотреть кубик льда (напомните, что лед — это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода? Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца.

18. Дайте каждому ребенку две горошинки или две фасолинки. Одну из них он положит на блюдце в намоченную ватку (или тряпочку) и будет постоянно поддерживать ее во влажном состоянии. Вторую горошину он поместит на другое блюдце в сухую вату и не будет ее смачивать вовсе. Блюдца должны стоять в одинаковых условиях, например, на подоконнике. В какой из горошинок появится росточек, а в какой — нет? Почему? В результате таких наблюдений ребенок наглядно убедится в том, какую роль играет вода в развитии и прорастании растений. По ходу опытов делайте зарисовки растений.

19. Поставьте букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов также окрасятся. Вывод: дети убедятся, что растения «пьют» воду. Следует, однако, заранее проверить, какие именно из имеющихся у вас цветов лучше всего подойдут для этого опыта, так как не все они активно впитывают воду и у некоторых окраска стебля может быть слабой, почти незаметной.

20. Мы утверждаем, что растения пьют воду, у них внутри есть вода. Для доказательства этого утверждения возьмите один цветок из букета и оставьте его без воды (можно даже засушить его на бумаге). Через некоторое время сравните цветы в букете, которые пьют воду из вазы, и засушенный цветок. Чем они отличаются без воды? Вода «ушла» из него, испарилась.

21. Материалы и оборудование: два стаканчика с водой: один — с чистой, другой — с грязной, пустой стаканчик, бумажный или любой другой фильтр, с помощью которого можно очистить грязную воду.

Скажите детям, что у них на столиках вода из реки. В первом стаканчике — из чистой, до того, как она встретилась с людьми в городе (вспоминаем сказку), во втором — из грязной, после того, как горожане загрязнили речку и она заболела. Пусть ребята сравнят воду в двух стаканчиках. Чем она отличается? В какой воде могут жить рыбы, раки, другие водные животные и растения, а в какой — не могут?

Предложите дошкольникам очистить грязную воду с помощью фильтра, чтобы она опять стала чистой и речка выздоровела. Через фильтр дети сливают грязную воду в пустой стаканчик. Когда вся вода очистится, сравните ее с водой в чистом стаканчике. Скажите ребятам, что благодаря их усилиям речка выздоровела. Объясните, что есть такие большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реку с заводов. Пусть вспомнят, как Крокодил Гена в мультфильме закрывал собой отверстие в трубе, из которого текла грязная заводская вода (можно посмотреть соответствующий фрагмент мультфильма). А если это отверстие закрыть фильтром, который очистит грязную воду, река не будет загрязняться.

22. В бассейне. Если в детском саду есть бассейн, предыдущее занятие в лаборатории по очистке воды можно провести по-другому, с внесением сказочного элемента.

Воспитатель: Ребята, с нашим озером случилась беда, оно погибает. Русалка и Водяной просят им помочь. Люди загрязнили их озеро: воду теперь нельзя пить, в озере нечем дышать. У Русалки испачкалась чешуя, а Водяной не может управлять озером, потому что ничего не видит в грязной, мутной воде. Растения увяли, птицы улетели, рыбки заболели. Только мы можем им помочь. Давайте пойдем к озеру, спросим у Водяного и Русалки, что мы можем сделать.

Дети с воспитателем идут в бассейн-озеро, где их ждут Русалка и Водяной, перепачканные грязью, в рваной одежде. В бассейне (озере) плавают пустые банки, бутылки и прочие (естественно, чистые) отходы. Из пенопласта можно сделать черные кувшинки (они почернели от грязи).

Дети с воспитателем идут в лабораторию, где уже все готово для очистки воды (очистка проводится так же, как и на предыдущем занятии). Воспитатель наливает в стаканчик каждому ребенку немного грязной воды из банки. Дети очищают ее при помощи фильтров и сливают обратно в емкость.

Игра «Хорошо-плохо»

Вода это хорошо. Почему?

Ответы детей: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.

Вода - это плохо. Почему?

Ответы детей: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.

Отгадайте загадки:

С подругами и сестрами

Она приходит к нам,

Рассказы, вести новые

Приносит по утрам.

                                       

Склеен, сшит,

Без дверей, а закрыт.

Кто его открывает-

Многое знает.

                                       

Без ног приходит,

Без языка рассказывает.

                                         

Языка не имеет,

а у кого побывает,

тот многое узнает.

                                         

Голубочка бела

В избу влетела,

Что на свете видала,

Про все рассказала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективное планирование опытов, наблюдений и экспериментов во 2 младшей группе

перспективное планирование опытов, наблюдений и экспериментов во 2 младшей группе...

Делимся опытом. Наблюдение за муравьями

Уточнить представления о муравьях, их образе жизни и устройстве муравейника; о пользе насекомых. Формировать навыки безопасного поведения на участке детского сада, интерес к исследовательской работе....

Делимся опытом. Наблюдение за муравьями

Уточнить представления о муравьях, их образе жизни и устройстве муравейника; о пользе насекомых. Формировать навыки безопасного поведения на участке детского сада, интерес к исследовательской работе....

Игра-загадка "Вода течёт, разливается"

Знакомство детей с окружающим миром...

"Как это сделать" (опыты, наблюдения)

рекомендации для родителей....

Картотека опытов, наблюдений и дидактических игр экологического содержания

Картотека опытов, наблюдений и дидактических  игр экологического содержания...

Опыты - наблюдения "Лук"

Техника опытнической и исследовательской деятельности. Дневник наблюдения за луком, от посадки до вызревания, сроком на 14 дней. С загадками, посовицами и стихами о луке....