Конспект занятия. Тема: "Елочка-красавица"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Антоненко Олеся Владимировна

Цель: Закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как представителях хвойных деревьев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovyy_konspekt_po_ek.aktsii.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Ёлочка-красавица»

Цель: Закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как представителях хвойных деревьев.

Программное содержание:

Образовательные задачи

  1. Расширять представлений о хвойных деревьях, о значении их в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном; об их взаимосвязи с окружающей средой. Расширять знания детей о правилах поведения в природе, побуждать к действиям бережного отношения к окружающему миру.

Развивающие задачи

  1. Развивать исследовательские способности: наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Развить познавательный интересы детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную связь, умение делать выводы.
  2. Совершенствовать навыки связной речи и грамматического построения речи. Развивать творческий потенциал детей.

Воспитательные задачи

  1. Воспитывать экологическое мировоззрение: вызвать негативное отношение к тем, кто наносит вред природе, вырубая ели и сосны.
  2. Учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева.
  3. Воспитывать желание беречь, защищать и изучать природу.

Предварительная работа: Наблюдение за елкой и сосной в разное время года, беседа о деревьях, заучивание стихов, песня про елку, загадок, чтение художественной литературы.

Вид деятельности: Познавательно – исследовательская, коммуникативная и изобразительная деятельность

Форма – работы: экспериментирование, аппликация

Возраст детей: Старшая группа (5-6 года)

Методы и приемы:  наблюдение, демонстрация наглядных пособий (показ способов действий) рассказ педагога, рассказы детей, беседа (вопросы, пояснение, объяснение, педагогическая оценка, беседа), дидактическая игра (введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, выполнение воспитателем игровых действий), экспериментирование,

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Словарная работа: Хвоинки, ельник, макушка.

Материалы и оборудование: Новогодняя елка, мультимедийная установка, музыка леса, шишки, веточки еловые и сосновые, предметные картинки, карандаши и цветная бумага, ножницы, клей, ватман.

Ход деятельности

  1. Вводная часть:

Дети заходят в группу полюбоваться новогодней елкой под музыкальное сопровождение «В лесу родилась елочка».

Воспитатели: Ребята давайте поздороваемся с елочкой.

Дети: здравствуй елочка

Ребенок читает стихотворение «Здравствуй елочка».

Здравствуй, здравствуй, елочка.

Как ты зелена!

Хорошо, что елочка,

В гости к нам пришла.

Пахнет свежей хвоей,

Огоньки горят,

Ах, какой веселый,

Праздник у ребят.

  1. Основная часть:

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о новогодних деревьях.  Вы догадались, о каких деревьях пойдет речь?

Ответы детей: да, о ели и сосне.

Воспитатель: Как вы думаете, почему эти деревья я назвала новогодними? (ответы детей)  

Ответы детей: Потому, что есть традиция - на Новый год ставить дома елку или сосну и украшать игрушками.

Воспитатель: Скоро Новый год и на елочных базарах есть  еловые и сосновые ветки, я вам их принесла. Предлагаю взять ветку сосны и ёлки рассмотреть их и сравнить. (Сосна и ель похожи друг на друга, у них есть иголки и они круглый год зеленые).

-А чтобы никогда не путать эти два дерева, запомните приговорку:

Елочка – короткая иголочка. Сосна – игла длинна.

Растут ель и сосна медленно. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Вот шишка ели, а это шишка сосны (показ)

Воспитатель: Я попрошу вас присесть на стульчики и посмотреть как растет елочка.

Воспитатель: Весной из семечка появляется росток длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево. Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить». Как вы понимаете эту поговорку? (Дерево растет очень долго, а срубить его легко и быстро). Вместо листьев у сосны и ели иголки. Но правильнее называть не иголки, а хвоинки. Хвоинки – это такие листья у хвойных деревьев. И хотя мы знаем, что хвойные деревья «зимой и летом одним цветом», хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу. Кто из вас бывал в хвойном лесу, мог заметить под деревьями ковер из опавших хвоинок.

Воспитатель: А как называется лес, где растут одни ели? (ответы детей) - Ельник.

Воспитатель: А почему в ельнике так сыро и темно? (ответы детей)

Ветки елей опускаются до самой земли и не пропускают свет. В таком лесу всегда темно и сыро. В летний жаркий день можно укрыться от жары в ельнике. Ель – очень выносливое дерево. Не боится даже самых сильных морозов. А вот корни ели растут близко к поверхности земли, поэтому сильный ветер может повалить ель.

А у сосны корни очень сильные и длинные. Сосны могут расти и среди скал, и на песке, ветры им не страшны. А вот чего страшится сосна, так это отсутствия солнца. Сосны очень любят солнечный свет и растут там, где светло.

Воспитатель: А как называется место, где растут одни сосны? (Сосновый бор.) 

- А почему полезно гулять в сосновом бору? (В нём чистый воздух, там светло и просторно.) 

- В народе говорят «в сосновом лесу легче дышится».

- А вы знаете, что ель и сосна выделяют приятно пахнущее вещество, которое называют смолой и когда капельки смолы застывают на стволе дерева, то они похожи на прозрачные бусинки янтаря.

- Сейчас мы потрем ветку сосны, ощутим приятный запах смолы. Зал наполнился ароматом сосновой хвои, воздух стал чище, ведь сосновый запах убивает бактерии.

- А сейчас закройте глаза и представьте, что вы находитесь в тени этих деревьев, вдыхаете свежий воздух, пропитанный ароматам хвои.

  1. Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании. (Дети вдыхают воздух через нос и выдыхают через рот под музыку леса.)

Воспитатель: Откройте глаза и расскажите о своих ощущениях, что вы почувствовали.

Ответы детей: Нам было хорошо, у нас поднялось настроение.

Воспитатель: Приятно гулять в сосновом еловом лесу. Дети, а вы знаете, как надо вести себя в лесу?  Давайте поиграем, я буду задавать вопросы, а вы отвечать «хорошо» или «плохо».

Ответы детей: Да

  1. Игра «Хорошо» - «плохо»

• Ломать ветки у деревьев? (Плохо, потому, что им больно.)

• Гулять по тропинке в лесу? (Хорошо.)

• Собирать ядовитые грибы? (Плохо, так как можно отравиться.)

• Разводить костер в лесу? (Плохо, так как может случиться пожар.)

• Собирать ягоды? (Хорошо.)

• Рвать с деревьев шишки? (Плохо, так, как ими питаются птицы и белки.)

• Собирать шишки под деревом? (Хорошо.)

 

  1. Игра «Собери шишки»

Воспитатель: Дети, а вы собирали шишки в лесу? 

Ответы детей: Да

Воспитатель: Посмотрите, здесь около елки лежат разные шишки. Давайте соберем их. Девочки будут собирать сосновые шишки, а мальчики - еловые.

  1. Опыт с карандашом и крышкой стола

Воспитатель: Дети, а можно ли вам доверить тайну?

Ответы детей: Да

Воспитатель: Из какого вещества сделан стол?

Ответы детей: Из дерева.

Воспитатель: Крышка у стола, какая? 

Ответы детей: Деревянная.

Воспитатель: Что внутри крышки?

Ответы детей: Опилки.

Воспитатель: Мебель делают не только из цельного дерева, но и из опилок с целью экономии. Опилки склеивают и получают материал ДСП.

Воспитатель: Почему карандаш не проходит сквозь крышку стола?

Ответы детей: Потому, что крышка стола твердая.

Воспитатель: Здесь скрыта тайна. В крышке стола и других деревянных предметах живут маленькие человечки, которые, взявшись за руки, не пускают карандаш.

Дети берутся в кругу за руки и  показывают, какие сильные человечки живут в твердых веществах.

Воспитатель: Пройти между ними невозможно, они сильные и крепкие, когда держатся за руки.

  1. Игра «Выбери нужную картинку»

Воспитатель: Что дает нам ель и сосна? Выберите нужные картинки.

• Ель и сосна дарят нам свою красоту.

• Чистый воздух.

• Древесину, из которой делают бумагу, мебель, дома.

• Из семян, хвои и молодых шишек делают лекарства.

• Из веток ели делают веники.

• Хвойную муку дают домашним животным, в ней много витаминов.

Воспитатель: И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат сосны и ели. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.

В наше время многие люди во время новогодних праздников отказываются от использования живых елей и сосен. Вместо живых деревьев используют искусственные, сделанные человеком деревца. Или же наряжают живые деревья, но не срубленные, а посаженные в горшки. Во время праздника такие ели и сосны стоят в домах наряженные, а после того, как праздничные дни заканчиваются, с этих деревьев снимают игрушки и высаживают из горшков в парках, во дворах, на улицах.

Воспитатель: Послушайте стихотворение Ирины Токмаковой «Живи, елочка!».

Мне елку купили!

Мне елку купили

В лесу на опушке ее не рубили.

А сделали елку на добром заводе

Хорошие дяди, веселые тети.

Скорей приходите,

Скорей поглядите

На елку из тонких серебряных нитей:

Вся в хвое мохнатой,

Блестящей и пышной,

Задень -

И она зазвенит еле слышно.

А елка лесная осталась живая,

Стоит на опушке,

Макушкой кивая.

Кому?

Никому!

Просто — ветру, метели,

Такой же красивой

Не спиленной ели!

  1. Коллективная аппликации «Елочка»

Воспитатель: Конечно, встреча Нового года – любимый и радостный праздник, а ёлка – символ этого праздника. Но ведь радость можно создать, не принося вреда живому. Ведь символы мы можем смастерить сами, своими руками. А елочки пусть останутся в лесу, радуют нас своей красотой.

Давайте сделаем из бумаги елочку - подружку. Но прежде разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Елка» 

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются. Локоточки поднимите,

Ну а пальцы – разведите.

Творческая работа детей.

Воспитатель: Каким цветом будет наша елочка? 

Ответы детей:  Зеленая.

Воспитатель: К листу бумаги приложите свою ладошку и обведите ее. Затем по линии вырежете. Дети приклеивают свои работы на общую коллективную аппликацию, создавая силуэт дерева - елка, украшая бумажными игрушками.

Рефлексия

Воспитатель:

-Что нового вы узнали про деревья «ель» и «сосна»?

-Что дает нам ель и сосна?

-Что вам понравилось? Ответы детей

-Посмотрите, красивая елочка у нас получилось?

-Дети, помните пословицу - Много леса – не губи

Мало леса – береги. Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по художественно-эстетическому развитию для средней группы на тему "Елочка-красавица в гости к нам пришла"(рисование)

Гульнара Кузнецова -авторНОД по художественно-эстетическому развитию для средней группы на тему «Ёлочка-красавица в гости к нам пришла» (рисование)Цели деятельности воспитателя:создание образа новогод...

Проектная деятельность в первой младшей группе на тему: «Елочка красавица».

Проектная деятельность в первой младшей группе на тему: «Елочка красавица»....

Конспект открытого занятия художественно-эстетическое развитие (конструирование - оригами) Тема: «Елочка - красавица»

Конспект открытого занятия художественно-эстетическое развитие (конструирование - оригами) Тема: «Елочка - красавица».Цель: создать красивую объемную елочку в технике оригами.Задачи:- Закр...

Конспект открытого занятия художественно-эстетическое развитие (конструирование - оригами) Тема: «Елочка - красавица»

Цель: создать красивую объемную елочку в технике оригами.Задачи:- Закреплять умение складывать лист бумаги в разных направлениях.- Приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания.- Развиват...

Конспект занятия в первой младшей группе по нетрадиционной технике рисования ладошкой Тема: Елочка красавица.

Цель: Совершенствовать умение делать отпечатки ладони.Задачи:Познакомить с нетрадиционной техникой рисование ладошкой, учитьрисовать аккуратно; формировать представление детей о елке, о ееособенностях...