ООД - экспериментирование
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 21 Золотая рыбка»
Занятие-экспериментирование
«Волшебные превращения»
(Средняя группа)
Подготовила и провела
воспитатель средней группы
Новикова Н.А
Занятие
по экспериментальной деятельности в средней группе
«Волшебные превращения»
Программные задачи:
- Выявить свойства воды: текучесть (льется, течет, можно переливать), цвет (прозрачная, но может менять свою окраску), температурное состояние (может быть теплой и холодной). Уточнить значение её для всего живого.
- Познакомить детей со взаимодействием воды и снега: чем выше температура воды, тем быстрее в ней тает снег.
- Развивать внимание, мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, прозрачная, тёплая, холодная, льется, течёт, тает.
- Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.
Методы и приёмы:
- Сюрпризный момент: появление Весны, подарки для детей – маленькие солнышки.
- Игровой: проведение физкультминутки, игры «Солнышко и тучка»;
- Практический (проведение опытов)
- Словесный: прослушивание весенней сказки, использование художественного слова, вопросы воспитателя к детям, ответы детей, напоминание, уточнение, обобщение.
Предварительная работа:
- Чтение стихотворений, рассказов, сказок познавательного характера.
- Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде», «Для чего нам нужна вода?»
- Разучивание физкультминутки, подвижной игры «Солнышко и тучка»
- Проведение дидактических игр «Времена года», «Когда это бывает?»
Материал и оборудование:
- Магнитофон, аудиозапись шума весеннего леса,
- Костюм весны.
- Инвентарь для опытов: стаканы с холодной и теплой водой, пустые стаканы, ложечки, салфетки (по количеству детей в подгруппе), тазики со снегом (по одному на стол), гуашевые краски зелёного и красного цветов.
- Макеты солнышка и тучки для проведения подвижной игры.
- подарки для детей – маленькие солнышки (по количеству детей в подгруппе).
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
Звучит фонограмма «Звуки весеннего леса»
Весна: Здравствуйте, ребята
Я Весна-красна
Бужу землю ото сна.
Наполняю соком почки,
На лугах ращу цветочки,
Прогоняю с речек лёд
Птичий хор дружней поёт.
Всюду в поле и в лесу
Людям радость я несу.
Кто же я такая, вы меня узнали?
Весна: Я хочу рассказать вам сегодня весеннюю сказку, хотите её послушать?
Весна: Тогда присаживайтесь на стульчики и слушайте.
Как-то раз дети стали лепить снеговиков. Первого они назвали Снежок, второго - Пушок. Когда снеговики остались одни, к ним прилетела ворона и рассказала, что скоро придёт весна, солнышко будет светить ярче и от его тёплых лучей снеговики растают и превратятся в лужи. Снежок и Пушок решили идти в лес, найти солнышко и попросить его не светить и не греть так сильно. По дороге они встретили похудевшего за зиму ежика, озябшего зайчика, грустную березку. Все они ждали весну, когда солнце растопит в лесу снег. И снеговики задумались - им стало жалко лесных жителей. Наконец они дошли до высокого холма, за которым пряталось солнце, но теперь они уже не знали, о чём его просить. И всё-таки что-то нужно было делать. Второй снеговик, тот, что оказался посмелее спросил: «Милое солнышко, скажи нам, пожалуйста, правда, что мы скоро растаем?» Солнце ответило: «Да, друзья мои, это так, но почему вы об этом так грустно говорите, словно собираетесь исчезнуть навсегда?»
- А разве это не так, разве мы не погибнем? - удивились снеговики.
- Конечно же нет, - пообещало им Солнышко, - вы также будете видеть, слышать, дышать, чувствовать, мечтать, потому что вы станете хрустальным ручейком и сможете напоить своей ключевой водой людей, зверей, птиц, землю и всё что на ней растёт.
Вопросы к детям:
- Ребята, понравилась вам весенняя сказка?
- Кого слепили ребята?
- О чём рассказала ворона снеговикам?
- Что пообещало солнышко снеговикам?
Вывод: Правильно ребята, они превратятся в хрустальный ручеёк и смогут напоить своей ключевой водой людей, зверей, птиц, землю и всё что на ней растёт. Вот какое мудрое солнышко!
Физкультминутка.
Давай, дружок, смелей дружок
Кати по снегу свой снежок!
Он превратится в толстый ком
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла:
Два глаза, шляпа, нос, метла,
Но солнце припечёт слегка
Увы, и нет снеговика!
- Что же станет со Снеговиками, когда придёт Весна?
Вывод: Правильно ребята, весной солнце светит ярче, теплее и от его тёплых лучей снег тает, превращается в воду.
Весна: Ребята, а вы знаете, что такое вода?
Вывод: Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой. Хотите, попробовать?
II. Практические действия детей
Перед вами на столе два стакана: один наполнен водой, а другой пустой. Перелейте воду из одного стакана в другой.
Действия детей.
Весна: Посмотрите, ребята, вода течёт, её можно переливать из одного стакана в другой. А теперь опустите в стаканчик с водой ложечку, загляните в стакан.
- Вы видите какого цвета ложечка? Почему её хорошо видно? Какая вода по цвету?
Вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом?
На столе у воспитателя 3 стакана с водой, зелёная и синяя гуашевые краски.
Весна: Я сейчас в воду добавлю красную краску и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?
А теперь я добавлю в воду синюю краску. Посмотрим, что произойдёт с водой. Какого цвета стала вода?
Вывод: Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
Выставляет на столы стаканчики с тёплой водой (по количеству детей в подгруппе).
Весна: Потрогайте стаканчики с водой. Чем они отличаются?
В одном стаканчике холодная вода, а в другой стаканчик я налила тёплую воду. Ребята, а я могу удержать в руках и не пролить воду. Вот посмотрите.
Весна берёт в руки комок снега.
Весна: Снег – это тоже вода. Хотите проверить? Тогда давайте положим снег в наши стаканчики и определим, где он быстрее растает.
Действия детей.
Весна: В каком стаканчике снег растаял быстрее?
- А почему?
- В тёплой воде снег тает быстрее.
- А теперь посмотрим в стаканчик с холодной водой. Почему здесь снег тает медленнее?
- Что происходит со снегом в стакане без воды?
Вывод: В стакане появились капельки воды, это снег превращается в воду, потому что в помещении тепло.
III. Подведение итогов занятия.
Вопросы к детям:
- Что такое вода?
- Какая вода по цвету?
- В какие цвета мы красили воду?
- А что такое снег?
- В какой воде снег тает быстрее?
- А что произошло со снегом в стакане без воды?
А теперь я предлагаю вам превратиться в ручейки и поиграть в игру «Солнышко и тучка». Когда я вам покажу «солнышко» - станет тепло, побегут ручейки, вы можете бегать по группе. Когда я вам покажу «тучку» - на улице станет холодно, ручейки замерзают, превращаются в лёд, вы должны остановиться и присесть. Игра проводится 2-3раза.
Весна: Ребята, а как вы думаете, мы можем прожить без воды?
- Зачем нам нужна вода?
Весна: Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
- А ещё кому нужна вода?
Вывод: Вода нужна всем, и людям, и животным, и растениям. Без воды жизнь на Земле невозможна, поэтому мы должны беречь воду: не оставлять без надобности открытым кран с водой, не загрязнять мусором речки и озёра.
Весна: А мне пора уходить, у меня много дел: нужно снег растопить, пробудить ото сна животных, встретить из тёплых краёв птиц. Все ждут весну, все хотят тепла. И вам я хочу подарить немножко весеннего тепла (раздает детям «солнышки»). Мои маленькие солнышки согреют вас, когда вам станет холодно, а когда вам будет грустно - подарят своё солнечное настроение. До свидания, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе образовательная область «Экспериментирование» (технология экспериментирования) «Зачем нужна вода»
Цель:Заложить у детей основы экологических знаний, основы безопасного поведения в природе.Задачи:Образовательные:1.Дать детям понятие о разнообразии воды, зачем она нужна человеку, животным, растениям...
Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группе тема: «Лаборатория «Юные исследователи»» в рамках недели "Наука и экспериментирование"
Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группетема: «Лаборатория «Юные исследователи»»в рамках недели "Наука и экспериментирование...
Конспект занятия-экспериментирования во II младшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 3–4 лет)
Цель занятия: формировать у детей представления о свойствах воды; развивать интерес к познанию окружающего мира....
Методические рекомендации для воспитателей по экспериментированию. «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»
«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности»С.Л. Рубинштейн...
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования
Цель- развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...
Родительское собрание на тему "Значение экспериментирования в жизни дошкольника, экспериментирование в домашних условиях."
Как экспериментирование влияет на умственное развитие дошкольников....
Мастер- класс для педагогов по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Презентация, текст к презентации и пошаговая инструкция Мастер- класса для педагогов по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовател...