Конспект занятия «История глиняной посуды»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ленгле Татьяна Владимировна

Конспект занятия для детей старшей группы «История глиняной посуды»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_istoriya_glinyanoy_posudy.docx14.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «История глиняной посуды»

«История глиняной посуды»

Цель: Рассказать детям об истории глиняной посуды, (керамике, учить их обследуя вещи из керамики, выделять её свойства: водонепроницаемая, непрозрачная, покрытая глазурью, блестит, бывает разного цвета, распадается на куски от удара.

Ход

Давным – давно, тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто - то взял в руки глину и заметил, что она мягкая и податливая. Что хочешь делай из неё. И человек вылепил горшок.

Первые горшки пропускали воду, трескались и легко ломались. Прошло ещё много времени, может быть, целые столетия и люди додумались обжигать ее на огне.

Очень бережно относились в давние времена к простому глиняному горшку. Его почитали и берегли, как самое дорогое. А почему, ребята, как вы думаете? Для чего нужна посуда?

- Чтобы кушать, пить, готовить еду.

- Да, ребята, в горшках готовили еду, хранили воду, продукты (зерно, мясо, овощи). В то далёкое время люди не придумали ещё, как делать стекло или металл.

- Давайте мы с вами посмотрим на эту глину. Какого она цвета?

- Коричневого.

- А на что она похожа? На твёрдый песок.

- А теперь я доливаю воды. Какая она стала?

- Глина стала мягкая, легко лепится в руках. Похожа - на пластилин.

- Хорошо ребята, а если я возьму маленький кусочек и опущу в воду, что случится с глиной? Она растворилась и окрасила воду в коричневый цвет. А теперь я опущу в воду кусочек (осколок) от блюдца, что с ним случилось?

- Он не растворится, а останется таким же, как и был. А вода останется прозрачной.

- Вот видите ребята, глина может, из твёрдой становиться мягкой, раствориться в воде, окрашивать воду в коричневый цвет. А вот кусочек от блюдца остался таким же, потому что вся посуда и все предметы из глины обжигаются в печи для прочности.

- Глина, дети, находится в разных местах нашей страны. И там где много глины строят заводы и делают много разных вещей.

- Давайте очень внимательно рассмотрим нашу выставку. Что вы здесь видите?

- Разные вещи: вазы, чашки, кружки, блюдца, тарелки, горшки для цветов, фигурки животных.

- Из чего сделаны все эти вещи?

- Из глины. Какие они? Красивые, блестящие, гладенькие, цветные, разные. --- Возьмите по одному предмету в руки.

- Какого они цвета?

- Белые, коричневые, цветные.

- А если я налью воду в чашку, можно её увидеть? – Нет.

- Значит керамическая посуда не прозрачная. И ещё не пропускает воду.

- Значит посуда из керамики водонепроницаемая.

- Давайте повторим: не прозрачная, водонепроницаемая.

- Молодцы. А теперь потрогайте руками поверхность вазы и цветочного горшка. Чем они отличаются?

- Ваза гладкая, блестящая, а цветочный горшок шершавый.

- Да, ребята, ваза, блюдца, тарелки, чашки покрыты глазурью, а цветочный горшок нет.

- А что ещё вы видите на керамических вещах?

- Рисунки. А для чего они сделаны? Для красоты.

- Да, дети, люди стали не просто лепить посуду, но и раскрашивать её, украшать лепниной, чтобы все смотрели и радовались красивыми узорами.

А теперь посмотрите сюда. Ребята. Что вы видите?

У чашки нет ручки. Блюдечко раскололось на две части. А почему это случилось? С посудой обращались неосторожно и она разбилась.

Какой можно сделать вывод? Глиняная посуда бьётся. Поэтому дежурным надо быть очень осторожными и аккуратными.

-А теперь, пусть кто – нибудь из вас постучит карандашиком по вазе. Что слышится?

-Звонкий звук?

-Керамическая посуда. Как и стеклянная издаёт мелодичный звук. Ребята, понравилась вам наша выставка? А что больше всего понравилось Ване, Мише, Насте и т. д.? Ответы детей.

Итог:

-Ребята, сегодня мы познакомились с глиной, глиняной посудой.

-Какая она? Блестящая, красивая. Непрозрачная, водонепроницаемая, бьющаяся.

-А теперь скажите, кто делает эту посуду, все эти красивые вещи? Люди.

-А как их называют – гончарами. Повторите.

-А как называют людей, которые разрисовывают эти вещи – художники. Повторите.

-А как называют людей, что продают всё это – продавцы. Повторите.

-Ребята, а давайте и мы с вами попробуем вылепить что – то, что вам больше понравилось и сделаем выставку.

Дети лепят по желанию, после окончания лепки, работы выставляют на подставку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект проекта на конкурс Я -исследователь (районный тур) "История глиняной посуды"

МАДОУ ЦРР –детский сад №2      Проект «История глиняной посуды»(номинация «неживая природа»)    Автор проекта: Пастернак Матвей, Пастернак Захар...

Конспект занятия по теме "Посуда"

Конспект   занятия  по  теме:   "Положительная  динамика   в  расширении  и  уточнении активного  словаря  у  детей  с  тяжел...

Конспект занятия на тему " Посуда"

Конспект занятия на тему " Посуда...

Конспект занятия "Няня моет посуду"

Наблюдение мытья посуды за помощником воспитателя.Программное содержание:1. Создать условия для обогащения словарного запаса детей в процессе мытья посуды:• Обогащение словаря:- существительные: кофе,...

История глиняной посуды

Представлен материал для детей об истории глиняной посуды (керамике)....

Конспект занятия «Роспись глиняных лошадок».

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему «Роспись глиняных лошадок» в старшей группе....