Краткосрочный проект "Поможем зимующим птицам"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Исследовательско – творческий проект

в подготовительной к школе группе № 1

«Зимующие птицы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimuyushchie_ptitsy.docx44.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр Развития Ребенка Детский сад № 131

Исследовательско – творческий проект

в подготовительной к школе группе № 1

«Зимующие птицы»

                                                                    Разработали и провели воспитатели:

                                                                       Гальянова Т.Ю.

Проект «Зимующие птицы»

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Возраст детей-участников:6-7 лет.

Участники: педагоги, дети и родители группы.

Актуальность:

     В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

     Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 17 опрошенных воспитанников меньше половины группы узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц, каждый третий смог узнать и уверенно назвать 6 птиц, а каждый восьмой смог вспомнить и назвать только 4 птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

1.Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2.Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.

3.Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Подготовительный этап

- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.

- Подбор необходимой литературы по данной теме.

Основной этап.

Взаимодействие с детьми.

Задача: закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Понедельник -беседа «Что ты знаешь о птицах?»

Рисование «Утки на озере», «Чайка».

Вторник -дидактические игры «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь», «Верю – не верю», «В зимней столовой»; «Кто где живет?», «Какой птицы не стало»; «Найди по контуру»; «Чей голос?», «Соедини по точкам», «Собери птичку», «Поломанные слова», «Кто где сидит», «Покормим птенчиков», «Покажи и назови»; лото «Птички», «Угадай по описанию», «4 лишний», «Какая птичка прячется за веткой?»

Цель. Уточнить знания детей об особенностях обитания зимующих птиц (чем они питаются).

Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонова «Зимние гости».

Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Среда - Пластилинография «Снегири».  

Цель. Учить передавать внешний вид снегирей.

Четверг Отгадывание загадок о зимующих птицах. Рассматривание альбома и лепбука «Зимующие птицы», добавление в него материала по данной теме.

Грудка ярче, чем заря,

У кого?..

У снегиря.

Всех я за день навещу,

Всё, что знаю, растрещу.

Сорока.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Синица.

В серой шубке перьевой,

И в морозы он герой,

Назови его скорей,

Кто там скачет?

Воробей.

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей,

Прячется в морозных кронах,

А зовут её …

Ворона.

Эти птички с хохолком,

Очень яркие притом.

На рябину прилетели,

Птички эти…

Свиристели.

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица – почтальон,

Пролетит любой маршрут.

Голубь.

Над жуком и короедом

Держит он всегда победу.

По деревьям тук да тук:

Кто для леса верный друг?

Дятел.

Изготовление «Съедобных кормушек».

Пятница -дидактические игры «Четвёртый лишний», «Один – много».

Развешивание «Съедобных кормушек».

Взаимодействие с родителями

Консультации«Покормите птиц зимой», «Они остались зимовать, мы им будем помогать».

Заключительный этап.

Взаимодействие с родителями

Сбор подкормки для птиц.

Взаимодействие с детьми.

Викторина «Кто больше знает о птицах?» (Расширение представлений о профессиях (орнитолог).

Цель: закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.

Ожидаемый результат:

-у детей сформирована система знаний о зимующих птицах;

- созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

-у детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.

Перспективы проекта: В дальнейшем планирую разработать весенний проект «Перелётные птицы».

 

Воспитатель. А мы должны сделать всё, чтобы наши пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.

Воспитатель. Ребята с родителями смастерили кормушки, давайте их рассмотрим.

Взрослые и дети показывают кормушки и рассказывают, как их мастерили.

Воспитатель. А сейчас забавная задача ожидает вас. Сосчитайте, сколько птичек прилетело, в этот час?

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.

Поползень, лесной – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости первый день недели.
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.

З. Александрова «Новая столовая»

Воспитатель. Посчитайте, сколько прилетело на нашу кормушку поползней, синиц, воробьёв, голубей, сорок? Ответьте на вопросы:
1. Какие птицы прилетали первыми на кормушку?
2. В какой день недели прилетали вороны?
3. Сколько ворон прилетало?
4. Чем лакомился голубь на кормушке?
5. Чем угощались сороки?
6. Сколько было сорок на кормушке?
Молодцы, и с этим заданием справились!

Проводится викторина «Что мы знаем о птицах».

Взрослый задает вопросы, дети отвечают. Выигрывает участник, давший большее количество правильных ответов.

Вопросы к викторине:

1. Какая птица на земле самая большая?

2. Какая птица самая маленькая на земле?

3. Какие птицы не умеют летать?

4. Какие птицы устраивают танцы на болотах?

5. Птенцы, какой птицы не знают своей мамы?

6. Какую птицу называют «лесным доктором»?

7. Какую птицу называют «лесным санитаром»?

Проводится игра «Птичий концерт».

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы и предлагается хором продемонстрировать, как эти птицы поют:

Воробьи – чирик – чирик. 

 Синицы – тинь – тинь.

Ворона – кар – кар.

Дятел – тррр – тррр.

Снегирь – дю – дю – дю.

Клёст – цок – цок – цок.

Свиристель – тюр –тюр – тюр.

Воспитатель. Ребята, вот вам семейное задание. Повесьте кормушки у себя во дворе и подкармливайте птиц зимой. А сейчас, когда вы все оденетесь, мы пойдём на улицу и повесим кормушки на участке. Когда будете в них насыпать корм, то приговаривайте: «Птичка, птичка, вот тебе крошки с моей ладошки». В заключение нашей с встречи, я хочу подарить каждому участнику буклеты «Что любят птицы» и «Как кормить птиц». Передайте их друзьям, знакомым, соседям. Как только вы начнете регулярно подкармливать птиц, они станут вашими постоянными гостями!

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

А. Яшин.

Дети одеваются и выходят на участок. Одни выносят кормушки, другие корм. Взрослые помогают развесить кормушки. Дети насыпают корм.

 

Пластилинография

«Снегири зимой».

Цели: Создать условия для обобщения представлений о зимующих птицах, побуждения детей точно передавать внешний вид объекта, подбирать цвет и сопоставлять размер. Способствовать развития умений и навыков работы в технике «Пластилинография» (отщипывание, скатывание колбасок, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей, мелкой моторики пальцев рук, сенсорных навыков, творческого воображения.  Содействовать воспитанию бережного отношения к пернатым друзьям.

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, беседа о зимующих птицах.

Материал:

-картон с изображением контура снегиря;

-набор пластилина;

-влажные салфетки для рук;

-иллюстрация с изображением снегиря.

Ход занятия

Организационный момент.

Прочитать детям стихотворение:

Стынут лапы на морозе у сосны и ели.

Что за чудо-на березе яблоки поспели!

Подойду поближе к ней, и глазам не верится-

Стайка алых снегирей облепила деревце! (Снегири)

Основная часть.

1. Беседа о снегирях.

-Снегирь-птица (отряд воробьинообразные). Снегири - это пролетные птицы, то есть перемещаются с одного места на другое на недалекое расстояние в поисках пищи, зимовки, отдыха.

-Чем питаются снегири? (Ягодами рябины, калины, можжевельника и семенами растений).

-Как выглядит снегирь? (Ответы детей)

Показ иллюстраций.

-Да, ребята, у самца снегиря спинка сиренево-серая, подхвостье ослепительно – белое, хвост и крылья черные, а грудка – ярко-красная. Самочка окрашена скромнее – грудка у нее не алая, а темно-серая.

-Знаете ли вы, как ведут себя снегири? (Ответы детей)

-Это птицы медлительные, неповоротливые, важные, драчливые, задиристые. Неторопливо перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево, медленно расклевывая ягоды рябины.

-На что похож свист снегиря? На звук флейты: нежный, грустный.

-Как мы можем помочь этим птицам? (Ответы детей)

-Самое главное правило для человека – не вмешиваться в природу и беречь маленьких пернатых друзей! Без них наша жизнь станет скучной и «некрасивой».

Подвижная игра «Снегири»

Практическая работа.

-Сегодня мы с вами нарисуем с помощью пластилина своих снегирей, и в нашей группе будет жить целая стая этих удивительных птиц.

-Начнем закрашивать снегиря со спинки. Нам понадобится серый пластилин. Что для этого нужно сделать? (Смешать кусочки белого пластилина с черным).

-Вспоминаем порядок наших действий. (Отщипываем маленький кусочек пластилина, скатываем пальцами колбаску, прижимаем к контуру, размазываем аккуратно тонким слоем).

-Для грудки возьмем пластилин какого цвета? (Красного.) Приступайте к работе.

-Замазываем черным пластилином головку, хвост и лапки птицы. Клюв будет черным или серым. Глаз – белый с черной точкой.

-Подхвостье закрасим белым пластилином.

-Скатаем толстую длинную колбаску коричневого цвета и сделаем «веточку» для снегиря. А еще угостим птицу «ягодами рябины». Скатаем тонкие веточки, а ягоды – красные шарики.

Итог занятия. Выставка детских работ.

Беседа «Что ты знаешь о птицах?»

Программные задачи: 

Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеют типичное строение;
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; доказательно строить суждения; воспитывать интерес к природе; желание глубже познавать её тайны;
Активизировать словарь по теме: орнитология, символ; развивать речевую активность; развивать логическое мышление, внимание и память;
Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им.

Ход занятия:

1. Вступительная часть

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие (гости). А куда? Попробуйте угадать. (Звучит аудиозапись «голоса птиц»).
Правильно, мы отправимся в мир птиц!

2. Закрепление знаний о видах птиц

Воспитатель:

Вы уже очень много знаете о них. В природе существует очень большое разнообразие птиц. Давайте вспомним, на какие две большие группы можно их разделить?

Дети:

Перелётные и зимующие.

Воспитатель:

Почему птицы улетают на юг?

Дети:

Самое страшное для птиц – не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под крылышками; самое ужасное - голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена.

Воспитатель:

Каких представителей перелётных птиц вы знаете?

Дети:

Перелётные – утки, журавли, ласточки.

Воспитатель:

Как человек заботится о пернатых друзьях в зимнее время?

Дети:

Необходимо развесить птичьи столовые – кормушки. Их можно вешать на деревья, под навесами, на верандах, на балконах. А птицы, в знак благодарности, споют нам радостные песни.

Воспитатель:

Вот послушайте стихотворение на эту тему: 

Покормите птиц зимой

Покормите птиц зимой. 
Пусть со всех концов 
К вам слетятся, как домой, 
Стайки на крыльцо. 

Не богаты их корма. 
Горсть зерна нужна, 
Горсть одна — 
И не страшна 
Будет им зима. 

Сколько гибнет их — не счесть, 
Видеть тяжело. 
А ведь в нашем сердце есть 
И для птиц тепло. 

Разве можно забывать: 
Улететь могли, 
А остались зимовать 
Заодно с людьми. 

Приучите птиц в мороз 
К своему окну, 
Чтоб без песен не пришлось 
Нам встречать весну.

(А. Яшин)

Воспитатель:

Каких представителей зимующих птиц вы знаете?

Дети:

Зимующие – дятел, синица, воробей.

Воспитатель:

Как человек заботится о птицах с приходом весны?

Дети:

Строит и развешивает скворечники.

Воспитатель:

Давайте рассмотрим скворечник. Посмотрите, это маленькое отверстие – вход в скворечник, птица легко может попасть внутрь, а вот, например, кошка не сможет. Перед входом можно сделать жердочку. Из какого материала он сделан?

Дети:

Из дерева.

Воспитатель:

Верно. Скворцы всегда возвращаются на прежнее место в свой скворечник. Поселится лишь в тот домик, у которого вход направлен на восток, там, где встаёт солнышко.

Давайте вспомним, какие ещё можно выделить группы птиц?

Дети:

Морские – живут у моря, ноги как у водоплавающих с перепонками: чайка, пингвин;
Водоплавающие – живут у водоёмов, ноги с перепонками: утка, лебедь;
Домашние – живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: куры, гуси, индюки;
Ночные – днём спят, а ночью охотятся: сова, сыч;
Певчие – отличаются красивым пением: канарейка, соловей, щегол;
Хищные – употребляют в пищу мясо других животных: орёл, сова;
Экзотические – живут в других странах, отличаются красивым оперением: колибри, павлин, фламинго, тукан.

Воспитатель:

Молодцы, вы отлично разбираетесь во всём многообразии птиц! У меня для вас есть интересная игра «Четвёртый лишний», на карточках изображены птицы, нужно определить, по какому признаку они объединены, а кто является лишним и почему.

3. Игра «Четвёртый лишний»

Ласточка, павлин, воробей, журавль.
(Павлин – обитатель жарких стран).

Соловей, канарейка, щегол, трясогузка.
(Трясогузка не певчая птица).

Аист, фламинго, страус, альбатрос.
(Альбатрос – птица с короткими ногами).

Грач скворец, ласточка, индюк.
(Индюк – домашняя птица).

Сойка, фазан, гусь, сова.
(Гусь - водоплавающая птица).

Сова, утка, голубь, сойка.
(Сова – ночная птица).

4. Сравнение птиц по разным признакам

Действительно, птицы все очень разные. Они отличаются друг от друга. Чем например?

Дети:

У птиц разные ноги по длине, в зависимости от среды обитания. Цапля имеет длинные ноги – живёт на болоте; лебедь имеет короткие ноги с перепонками – живёт на воде, плавает. Синичка имеет короткие ножки с цепкими коготками – живут на деревьях.

Воспитатель:

Я предлагаю вам выполнить небольшое задание. На столе лежат изображения птиц и разных мест, где они могли бы обитать. Вам их следует расселить в зависимости от того где они живут (у воды, в лесу или других местах).

Воспитатель:

Что ещё у птиц разного? Вспомните, мы читали с вами произведение В. Бианки «Чей нос лучше?»

Дети:

У птиц клювы разной формы, потому что они едят разную пищу. У ласточки клюв маленький, она ест мошек. У цапли длинный – ест рыбу. У пеликана клюв-мешок – заглатывает рыбу целиком. У клеста – крепкий загнутый – легко расщёлкивает семечки.

Воспитатель:

Конечно, смог бы пеликан достать жучков и личинок из-под коры деревьев? А ласточка рыбу из воды, или цапля поймать мошку?

Дети:

Нет.

Воспитатель:

Что ещё у птиц разного?

Дети:

У птиц разное оперение. Перья отличаются по окрасу, длине.

Воспитатель:

А знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике в хвостовой части). 

Опыт: жир отталкивает воду

Давайте проверим? Возьмите листочек бумаги, сверните его пополам. Одну часть намажьте жиром, другую оставьте так как есть. На поверхность листа капните водой. Что вы обнаружили?

Дети:

Мы увидели, что вода скатывается по поверхности листа смазанного жиром, а не смазанная часть листа впитала воду и бумага размокла.

Воспитатель:

Верно, не зря в народе говорят: «Как с гуся вода».

Воспитатель:

Как называются дети птиц? (Птенцы). Давайте посмотрим на макет яйца в нашем музее, из чего оно состоит? (Скорлупа, желток, белок, воздушная камера) Как развивается птенец?

Дети:

Птенец развивается из желтка, питание он получает из белка, воздух из воздушной камеры, который поступает из маленьких отверстий на поверхности скорлупы.

Воспитатель:

Верно, мы наблюдали с вами эти отверстия через лупу.

5. Игра «У кого кто?»

А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «У кого кто?»

Грач-грачата,
Дрозд – дроздята,
Стриж-стрижата,
Журавль-журавлята,
Кукушка-кукушата,
Ласточка-ласточата.

6. Игра-перевоплащение

Воспитатель:

Давайте сейчас с вами тоже превратимся в птиц! Я буду называть, а вы их изображать.

7. Игра «Чей дом?»

У меня для вас есть интересная игра– «Чей дом?» Давайте поможем нашим птицам расселиться в свои гнёзда. Объясните свой выбор.

8. Обобщение признаков, выведение типичного строения птиц

Воспитатель:

Вы хорошо справились с заданием. Всё у птиц разное, а название одинаковое – птицы. Как же мы отличаем птиц от других животных?

Дети:

(Опираясь на модель). Ноги у птиц разные, но их две. Крылья разные, но у всех по два крыла. Клювы разные, но клюв есть у всех птиц. Перья разного цвета, но у всех птиц тело покрыто перьями.

9. Игра «Угадай по описанию»

Воспитатель:

Молодцы. А сейчас давайте поиграем с вами в игру. Дайте описание птицы, но не называйте её. Ребята должны догадаться, о какой птице вы говорите.

Воспитатель:

Как человек использует птиц в своей жизни?

Дети:

Использует мясо и яйца в еду, перья для украшений, пух для изготовления перин, подушек, одеял, верхней одежды. Слушает пение птиц.

Воспитатель:

Какую пользу приносят птицы в природе?

Дети:

Уничтожают вредных насекомых, грызунов. Разносят семена растений.

Воспитатель:

А какой вред?

Дети:

Склёвывают посевы на полях, ягоды в ягодниках и садах.

Воспитатель:

Кого можно назвать врагами птиц?

Дети:

Диких животных, хищных птиц.

Викторина

Воспитатель:

Мы с вами много читали сказок и рассказов о птицах. Давайте проведем небольшую викторину.

У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди).
Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка).
Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица).
Кем была жена князя Гвидона в сказке о царе Салтане? (Царевна-лебедь).
Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (Курочка Ряба).
У кого лиса была в гостях, и, обидевшись, преподнесла угощение на тарелке? (Журавль).
Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся).

Воспитатель:

Конечно, о птицах много написано рассказов, сказок и стихов, песен. Человек украшал изображениями птиц и одежду и посуду.
Ребята, а какие профессии вы знаете, связанные с птицами?

Дети:

Птичник – работает на птицеферме, выращивает птиц. Орнитолог – изучает птиц, их виды, где живут, чем питаются.

Итог занятия:

Воспитатель:

Ребята, расскажите, что нового, интересного вы узнали, собирая музей птиц?    

Дети:

Мы узнали, какими разными бывают птицы, что живут они в разных местах и строят разные гнёзда. Узнали о некоторых особенностях их поведения. Проведённый опыт, помог нам выяснить, что жир отталкивает воду.

Воспитатель:

Вы очень много узнали нового о мире птиц, поэтому смело можете называться юными орнитологами. Желаю вам новых интересных открытий в окружающем вас мире живой природы.

Беседа «Что ты знаешь о птицах?»

Воспитатель: Сегодняшняя тема спрятана в загадке:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это.
Дети: Птица.
Воспитатель: Мы безмерно богаты,
В наших чащах и рощах,
Столько всяких пернатых - 
Просто диву даешься!
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково - 
И, гляди, удивится:
Как же, фауна, дескать,
Как же, наше богатство - 
На полях, перелесках,
Так сказать, птичье царство.
Птичье царство – и только?
Ну, дрозды, ну, синички .
Где запомнишь все клички, 
Просто птички – и только?
     Птицы населяют все уголки нашей планеты. Их можно встретить и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океана. В отличие от многих других животных, часто ведущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с нами. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением разнообразной окраской оперения. Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя. 
     Разнообразие птиц на Земле велико – их около 9000 видов. Раздел зоологии, изучающий птиц, называется орнитологией. Археологи свидетельствуют, что еще в глубокой древности люди понимали хозяйственное и экологическое значение птиц.

     Это интересно:
     В знак признательности к заслугам птиц во многих странах люди установили им памятники:
     В 1942 г. в Англии на подводной лодке произошла авария, матросы выпустили птицу и она доставила сообщение на сушу – экипаж был спасен. Птицу наградили высшей воинской наградой и навечно зачислили в экипаж лодки (голубь).
     В 16 веке в Германии, в осажденном городе люди умирали от голода, когда осажденные выставили птицу на крепостную стену – враг подумал, что в городе много продовольствия и снял осаду. Благодарные люди поставили птице памятник (петух). 
     В 1850 г. в Америке, впервые завезли воробья, здесь он быстро освоился. В пригороде Бостона сильно размножились насекомые. На помощь пришла эта птица. В знак благодарности жители поставили ей памятник в центральном парке (воробей). 
Этой птице поставлено 2 памятника в честь спасения ею посевов от саранчи: один в США, штат Юта, а другой в Австралии. Ведь она спасла людей от голодной смерти (чайка).

Физминутка.
Летели кукушки через три избушки
Так суетились, так торопились.
Головками вертели, крыльями махали
А куда летели, так и не сказали!

Конкурс «Загадки».
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
(Дятел)
Спинкою зеленовата,
Брюшком желтовата.
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
(Воробей)

Конспект НОД по рисованию «Такие разные птицы»

Цель: Закрепить знания детей о птицах через творчество.

Задачи:

Образовательные: систематизировать знания детей о птицах, закрепить представления детей о понятиях «птицы нашего края» и «птицы дальних стран», «перелетные птицы». Дать детям представление, как можно нарисовать птицу на основе общей формы «капля». Учить детей передавать характерное строение задуманной птицы, соблюдая относительную величину частей.

Развивающие: создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы. Развивать умение делать набросок простым карандашом, использовать в рисунке различные техники, совмещать акварельные краски, восковые мелки, цветные карандаши. Развивать технические навыки, умение передавать в рисунке свои впечатления от наблюдения за птицами. Развивать умение работать самостоятельно, аккуратно, внимательно. Развивать фантазию, воображение, речь детей.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к птицам, умение видеть их красоту.

Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Предварительная работа: чтение рассказа В. Бианки «Чей нос лучше», «Лесные домишки», просмотр мультфильмов «Павлиний хвост», «Кто ж такие птички».

Материал: иллюстрации с изображениями птиц: иволга, аист, цапля, дрозд скворец, глухарь, кукушка, дятел, синица, снегирь, поползень, сова; силуэты птиц: страус, павлин, попугай, орел, пеликан; разрезные картинки: соловей, чайка; запись «Пение птиц. Соловей»; вырезанная из голубого картона большая «капля», усиленная магнитами (для показа на магнитной доске, листы бумаги, карандаши простые и цветные, восковые мелки.

Ход занятия:

Как-то раз в море произошла необычайная история. Корабль плыл из России в далекую Африку, и вдруг прямо посреди океана к нему подлетели 2 стаи птиц. Птицы одной стаи были маленькие, серенькие и очень уставшие. Они сразу уселись на мачты, на края парусов, и сложили крылышки. Птицы другой стаи были веселыми и радостными. Они плавали вокруг корабля и ныряли в волны за рыбой. Одна белая птица села рядом с серенькой на мачту.

«Добрый день! Куда держите путь?» - спросила белая птица свою серенькую соседку. «Мы летим в далекую Африку» - ответила маленькая серая птичка. А вы откуда?» - а мы живем здесь неподалеку, здесь есть скалистый остров, где мы выводим своих птенцов. Но наши родственники тоже улетают к берегам теплых стран»

Вы уже наверно догадались, кто были эти птицы? Хотите проверить? Давайте разделимся на 2 команды и соберем разрезные картинки, и у нас получатся портреты этих птиц с надписью, как они называются. (Дети собирают разрезные картинки).

Белая птица – это (чайка). А серенькая –? (соловей). Как вы думаете, это перелетные птицы? (Да). Почему чайки не были уставшими? (Ответы детей). Правильно, чайки могут плавать, и корм в океане они нашли. А маленьким соловьям очень трудно перелететь через огромное море. Скажите, соловей – это городская или лесная птица? Какая особенность есть у соловья, что эту птицу все знают? (Красивое пение). Давайте послушаем пение соловья. Кто помнит, какие птицы были соседями соловья в лесу? Давайте вспомним соседей соловья – перелетных птиц, которые тоже улетели в теплые края. (Дети перечисляют птиц).

Давайте отгадаем загадки про этих птиц (отгадка сопровождается показом картинки):

Звонко песенки поет (В. Тунников)

Желтогрудка-крошка.

И за крик всегда зовут

Ее – лесная кошка. (Иволга)

Ходит-бродит по болоту (А. Гарькавенко)

На ходулях тонких кто-то;

Без сетей, без закидушек

Ловит рыбу и лягушек.

(Цапля)

У него хороший слух, (Т. Маршалова)

Но когда токует, - глух!

Можно даже, говорят,

Взять руками (глухаря)

Из семейства воробьиных. (Т. Маршалова)

Буро-жёлтый, видом прост.

Насекомых ест, малину

Небольшой, но певчий… (Дрозд)

Домик я ему построил, (Н. Карпова)

важный я урок усвоил.

Вот пришел зиме конец,

прилетел домой (скворец)

Не заботится о детках, (С. Мельников)

Ищет гнёздышки на ветках:

Непутёвая подружка

И зовут её (кукушка).

Все эти птицы улетели, а кто остался в лесу? (Дятел, сова, синица, снегирь, поползень). Отгадки детей также сопровождаются иллюстрациями).

А каких птиц встретит ласточка в теплых странах? Давайте узнаем птицу по силуэту. (Страус, павлин, орел, пеликан)

Физ. минутка «Веселые птицы»:

Аист белый ровно встал,

К небу длинный клюв задрал.

(Потягивание, руки со сложенными ладонями вверх).

Аист клювом щелкать стал,

Он свою подругу звал.

(Хлопки ладонями над головой).

Просыпается сова,

Смотрит вправо – раз и два.

А потом как королева

Величаво смотрит влево.

(Повороты головы).

Попугай сидит на ветке.

Что же делает он, детки?

Раз – и в сторону наклон.

Очень любопытный он!

(Наклоны в стороны).

Знают все – любая птица

В небо улететь стремится.

(Махи руками).

Только страус не летает,

Испугавшись – убегает.

(Бег на месте).

Только ни один пингвин

Не летает среди льдин.

(Ходьба на месте).

А сейчас мы будем рисовать птиц. Придумайте, какую именно птицу вам хотелось бы нарисовать. Единственное условие – это должна быть не сказочная, а настоящая птица, которую мы легко могли бы узнать по рисунку.

Воспитатель объясняет последовательность и способ работы. Воспитатель показывает, как, пририсовывая разной формы и размера клювы, хвосты и ноги можно на основе данной формы изобразить практически любую птицу.

Самостоятельная работа детей. В процессе работы звучит музыка "Звуки природы". Во время работы воспитатель помогает тем детям, у которых возникли затруднения. Рисуют, делая набросок простым карандашом, исправляя погрешности и наметку с помощью ластика. Раскрашивают птицу в реалистичные цвета, используя цветные карандаши, восковые мелки, акварельные краски по выбору – отдельно или в сочетании. Делают легкий фон с помощью штриховки восковыми мелками или акварельными красками. Дети в процессе творчества задают вопросы педагогу и сверстникам, дают сверстникам советы.

Итог занятия:

Совместное рассматривание работ детей. Обсуждение и отгадывание, какие именно птицы нарисованы. Отбор лучших работ решением детей и размещение их на выставке.

Конспект занятия по аппликации из ватных дисков «Совушка-сова»

Цель: расширить представление детей о сове, об особенностях внешнего облика.

Задачи: Образовательные: учить приёмам наклеивания волокнистых материалов на фон аппликации, учить детей работе в технике аппликации из ватных дисков, совершенствовать умения детей создавать композицию из отдельных деталей;

Развивающие: развивать мелкую моторику рук, зрительное, слуховое восприятие, формировать навыки аккуратного и бережного отношения к материалам.

Воспитательные: вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Оборудование: иллюстрация с изображением совы, половина листа картона синего (фиолетового) цвета, ватные диски (3шт., цветная бумага, ножницы, клей ПВА; кисть; клеенка; салфетка для удаления лишнего клея.

Предварительная работа: просмотр мультфильмов про сову, загадки, рассматривание иллюстраций.

Организационная часть.

Воспитатель: Дети, отгадайте загадку.

Солнца яркого боится.

Ночью - хищник эта птица.

Ловко мышь найдет в траве.

Говорим мы о (Сове).

Клюв крючком, глаза большие,

Кругом ходит голова,

Сокращает род мышиный

Тихо серая (Сова)

Воспитатель: Правильно, дети.

Воспитатель: Дети сейчас мы посмотрим фрагмент мультфильма «День рождения»

Просмотр мультфильма, воспитатель просит внимательно рассмотреть сову.

Воспитатель: Сова имеет большую голову. Головой она может вертеть во все стороны, у нее почти не видно шеи из-за пышного пестрого оперения. Пышное оперение спасает сову от зимних холодов. Закругленные крылья и широкий короткий хвост помогают ей бесшумно летать. Сова - хищник, который охотится только ночью. Глаза совы не любят яркого дневного света, и днем она беспомощна, так как на свету ее большие глаза практически не видят. В ночное время она великолепно видит в темноте, а днем спит и не вылезает из своего дупла.

Воспитатель демонстрирует иллюстрацию совы.

Воспитатель: дети, как вы думаете, сове скучно без друзей? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте сделаем Сове друзей? (ответы детей).

Основная часть.

Воспитатель вместе с детьми обсуждает по иллюстрации особенности внешнего облика совы: туловище вместе с головой овальной формы, большие круглые глаза желтого цвета с черными зрачками, брови-щеточки над глазами, треугольный клюв, закругленные крылья, пестрое оперение.

Динамическая пауза «СОВА»

В лесу темно,

Все спят давно.

(дети изображают спящих)

Все птицы спят.

Одна сова не спит,

Летит, кричит. (делают взмахи руками)

Совушка - сова,

Большая голова.

На суку сидит,

Головой вертит. (сделать повороты головой вправо, влево)

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит. (сделать взмахи руками, бег на месте)

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами сделаем вот такую сову (показ готового изделия).

Выполнение работы

Отрезать небольшую часть ватного диска по прямой линии. Это голова совы.

Следующий круг разрезать на два полукруга. Это крылья совы.

Сделать небольшие надрезы на деталях головы и крыльев совы и небольшие вырезы по бокам туловища.

Наклеить круг - это туловище, детали головы и крылья на основу аппликации, нанося клей на фон в местах наклеивания головы совы.

Выполнить брови совы, разрезав на две части остаток ватного диска, оставшегося после выполнения головы совы.

На каждой детали бровей совы сделать небольшие надрезы или вырезы.

Наклеить на голову совы детали глаз и клюва.

Из бумаги желтого цвета вырезать месяц и звезды.

Во время работы разминка для рук «Совушка-сова»

Совушка-сова,

Большая голова

(руки положить на голову, покачать головой из стороны в сторону)

На суку сидела,

Головой вертела,

(не убирая рук с головы, покрутить ею из стороны в сторону)

В траву свалилась,

(опустить руки на колени)

В яму провалилась.

(убрать руки с колен и опустить их вниз)

Наклеить на основу аппликации вырезанные детали.

Заключительная часть.

В конце занятия сделать выставку детских работ.

Ребята, понравилось вам мастерить сову?

Какая у нас получилась сова?

Из чего мы сделали совушку?

Молодцы, а теперь давайте поиграем в игру «Сова».

Дети выбирают водящего – сову, которая садится в гнездо и спит, В. это время дети начинают бегать и. прыгать. Затем ведущий говорит: «Ночь!» Сова открывает глаза и начинает летать. Все играющие сразу должны замереть. Кто пошевелится или засмеется, становится совой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект "Зимующие птицы"

Цель: углубление  и расширение знаний детей о зимующих птицах (названия.внешний вид,особенности поведения в зимний период, питание); воспитывать бережное отношение к птицам....

Краткосрочный проект "Зимующие птицы"

Краткосрочный проект "зимующие птицы"...

Краткосрочный проект "Зимующие птицы"

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. У детей мало экологических знаний о зимующих птицах, не сформированы навыки оказания ...

Краткосрочный проект "Зимующие птицы".

Тип проекта:познавательно-исследовательский  Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы  Срок реализации проекта:краткосрочный...

Краткосрочный проект «Зимующие птицы ХМАО - ЮГРЫ»

Краткосрочный проект  «Зимующие  птицы ХМАО - ЮГРЫ» Актуальность   Многие задумывались над тем как тяжело выжить птицам зимой?  Давно известно, что многие пт...

Краткосрочный проект «Зимующие птицы» во второй младшей группе (3–4 года).

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблемасовременности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях....