Народ и расселение
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Юкагиры (самоназвание деткиль, одул, ваду, алан) – один из древнейших народов, в прошлом широко расселенный на просторах Северо-Восточной Азии. Происхождения именования «юкагир» точно не установлено, возможно, было дано этому народу русскими, вероятно, через посредство эвенов (тунгусов) и в 20 веке закрепилось как официальное наименование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strana_yuagiriya.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Народ и расселение

Азарова Лена Васильевна

Воспитатель высшей категории,

Отличник образования Республики Саха (Якутия)

        Юкагиры (самоназвание деткиль, одул, ваду, алан) – один из древнейших народов, в прошлом широко расселенный на просторах Северо-Восточной Азии. Происхождения именования «юкагир» точно не установлено, возможно, было дано этому народу русскими, вероятно, через посредство эвенов (тунгусов) и в 20 веке закрепилось как официальное наименование. Улуро Адо – Гаврил Курилов пишет: «Многое из древней истории юкагиров до сих пор покрыто мраком неизвестности. Судя по легендам и преданиям, первое заметное сокращение численности юкагиров началось из-за столкновения с тунгусоязычными пришельцами с юга. Юкагиры окозались вынужденными отойти на самый край ойкумены и поселиться на тех территориях, где их застали русские первопроходцы в начале 17 века. Общая их численность к тому времени приблизительно до 5 тыс. чел. Из фольклора: фольклор юкагиров сохранил рассказ о первой встрече юкагиров с русскими Согласно преданию, русские пришли со стороны верховьев Колымы, спускаясь по ней на лодках по ней. Это произошло летом, «когда листья на рябинах распустились, выросли травки полевые и пели пташки полевые… Однажды вечером заметили, что плывет к ним сверху человек с шерстью на лице, с громадным как шишки березы, носом, в котором две черные дыры, подобные норкам горностая. И этот человек. С лесину ростом, видя, как пляшут на берегу девушки, пристал к берегу, подошел к ним и, схватил одну из них и потащил в лес. Видя это пришли мужчины с копьями и стрелами, убили его, бросили в реку и сказали «Откуда ты (река) привела, туда и уведи».

        Присоединение «Юкагирской землицы»не было простым и бескровным. Уже с первых отписок казаков мы узнаем об их столкновениях с юкагирами. О масштабах этих столкновений говорит донесение Семена Дежнева, отряд которого в 50 человек во время

Похода по Колымскому краю подвергся нападению юкагиров численностью несколько сотен человек. Сам он еле спасся в одном из острогов, будучи ранен стрелой в голову. Кстати, это происходило еще до его знаменитого похода вдоль северо-восточного побережья Азии и открытия пролива, названного в его честь. Включение юкагирских земель в состав Русского государства уже в 17 в. привело к значительным изменениям  в их хозяйстве, расселении и численности. Неурядицы первых лет после проникновения служилых и промышленных людей, когда в этих окраинных районах  Ленского воеводства еще не был установлен элементарный правопорядок, крайне отрицательно сказались на существовании многих военачальников, хищнических устремлений проникавших на север авантюристов, столкновений со сборщиками ясака особенно пострадали пешие оседлые юкагиры, привязанные своим хозяйством к низовьям рек.

        Вытесненные из обжитых мест эти маленькие племена юкагиров заняли территорию от нижнего течения Лены до среднего течения р. Анадырь. Затем на них обрушились десятки страшных эпидемий оспы, стерших с лица земли большинство юкагирских племен. Вот почему наука ничего не знает ни о языках, ни о культуре         тех исчезнувших племен».

Вот как описывает юкагиров Улуро Адо в поэме «Идилвэй»:

Было юкагиров много тундре много,

Словно озер, их бессчетно было.

Жили разбросанно вдоль по рекам,

В редких лесах и в распадках горных…

                       (перевод Анатолия Преловского).

Еще в конце прошлого века В.Л. Серошевский отметил характернейшую черту юкагирсокго народа, как говорят сейчас, менталитета – это «податливое, мягкое племя со слабыми национальными инстинктами».

Автором первых научных исследований духовной и материальной культуры одулов является Владимир (Вениамин) Ильич Иохельсон – этнограф, краевед, антраполог, который в конце 19 века собрал и систематизировал уникальные историко-географические сведения, изложенные позже в фундаментальном труде «Юкагиры и юкагиризованные тунгусы»: «Юкагиры, которые, согласно имеющимся сведениям, в прошлом были довольно многочисленным народом, в настоящее время …. представлены несколькими сотнями людей, разбросанных маленькими группами на огромной территории. Группы эти быстро вымирают или ассимилируются с другими народами, т.е. ныне юкагиры находятся на грани полного физического и этнического исчезновения… » [8].

С конца 19 в. по настоящее время в официальных российских документах числится три юкагирские группы: 

  • Лесные юкагиры, называющие себя «одул», что означает «сильный», проживающие в Верхнеколымском улусе РС(Я) в с. Нелемное и п. Сеймчан Магаданской области. Это потомственные охотники на лося, таежных зверей, боровую и перелетную птицу, рыболовы. Кроме собаки, домашних животных не имеют;
  • Тундровые юкагиры (самоназвание «вадул»), живут в Нижнеколымском улусе РС(Я) в селах Андрюшкино, Колымское и районном центре п. Черский. Основное занятие – оленеводство, охота и рыбный промысел.
  • Чуванцы – обрусевшие юкагиры долины р. Анадырь на Чукотке. В 18-19 вв., смешавшись с русским населением, они утратили родной язык.

В настоящее время юкагиры представлены несколькими  сотнями людей, разбросанных маленькими группами на огромной территории.

По данным 2010 г. общая численность юкагиров в России составила 1603 человека, в РС(Я) – 1281 человек. Основными районами проживания являются Нижнеколымский (310), Верхнеколымский (304), Аллаиховский (79) улусы и г. Якутск (210).

Сохранить самобытность малочисленного народа – важная государственная задача. В селе Нелемное успешно работает юкагирская средняя школа, одна из двух в России, образовательно-воспитательная программа которой направлена не только на сохранение своеобразной, уникальной культуры: бережно хранят память об известном сыне юкагирского  народа Спиридонове  Николае Ивановиче (Тэки Одулок) – ученом, основоположнике юкагирской литературы и о Дьячкове Геннадии Алексеевиче – драматурге, писателе, поэте.

Современное расселение юкагиров сложилось в результате длительного исторического развития. На их расселение определенное влияние оказали время заселения и освоения территории, социально-политическое и ассимиляционные процессы, различные производственные навыки и национальные традиции. По мнению исследователей - североведов, в начале 17 в. юкагиры жили на значительной  территории северо – восточной Сибири: от нижнего течения р. Лены на западе до верхней и средней части бассейна р. Анадыря на востоке, от побережья Ледовитого океана на севере до отрогов Верхоянского хребта на юге. Однако под воздействием разных исторических обстоятельств уменьшались их численность и территория обитания. К 19 в. на территории Якутии сформировался основной район расселения юкагиров – бассейны рек Яны, Индигирки и Колымы.  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

«Ознакомление детей с народами разных стран, с жизнью, бытом, традициями разных народов»

Консультация для родителей. Данный материал поможет родителям расширить круг озор ребенка используя разные формы работы, методы и приемы....

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"

В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской  культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...

Праздник «Шумбрат, Мордовия!», посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства

Праздник «Шумбрат, Мордовия!», посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государстваПроведение праздника "Шумбрат, Мордовия! ", посвященного 1000-летию единения мордовс...

Фотоотчет, посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства

Фотоотчет, посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государстваВ нашем садике была объявлена выставка поделок к 1000-летию мордовского народа. Я с детьми изготовила мо...

Конструирование «Расселение человечков»

В МБДОУ 22 в первой младшей группе провели занятие по закреплению основных цветов. Ребятам было предложено из четырёх больших кубиков построить основание для домиков и расселить туда человечков такого...