Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Валенки для Бабы Яги»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сальникова Ирина Петровна

Программное содержание:

·         В игровой форме закрепить знания детей о производстве валенок, их назначении, обычаях, связанных с этой обувью.

·         Учить связно и последовательно выражать свои мысли, отвечать на вопросы.

·         Повторить фольклорный материал по теме.

·         Активировать словарь детей за счет слов: мастер- валяльщик, валенцы, самовалочки, пимы, и т.д.

·         Развивать память, внимание, логическое мышление, воображение.

·         Вызвать интерес детей к теме, предложив им изготовить валенки методом валяния.

·         Развивать мелкую моторику рук.

Предварительная работа:

·         Заучивание пословиц, поговорок, потешек со словом « валенок».

·         Рассматривание иллюстраций валенок.

·         Просмотр видео - фильмов: «Как делали валенки», мастер – класс «Эх, валенки, валенки...».

·         Рисование на тему: «Мы модельеры – украшаем валенки».

Декоративное рисование на тему: «Какие были валенки на Руси».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

     Конспект занятия по ознакомлению с окружающим

в подготовительной группе  «Валенки для Бабы Яги»

Сальникова И.П.,воспитатель

 

Программное содержание:

  • В игровой форме закрепить знания детей о производстве валенок, их назначении, обычаях, связанных с этой обувью.
  • Учить связно и последовательно выражать свои мысли, отвечать на вопросы.
  • Повторить фольклорный материал по теме.
  • Активировать словарь детей за счет слов: мастер- валяльщик, валенцы, самовалочки, пимы, и т.д.
  • Развивать память, внимание, логическое мышление, воображение.
  • Вызвать интерес детей к теме, предложив им изготовить валенки методом валяния.
  • Развивать мелкую моторику рук.

Предварительная работа:

  • Заучивание пословиц, поговорок, потешек со словом « валенок».
  • Рассматривание иллюстраций валенок.
  • Просмотр видео - фильмов: «Как делали валенки», мастер – класс «Эх, валенки, валенки...».
  • Рисование на тему: «Мы модельеры – украшаем валенки».
  • Декоративное рисование на тему: «Какие были валенки на Руси».

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас на занятие в наш мини музей «Русская изба».

Воспитатель: Вот мы с вами и в избе. Но что-то здесь не так. Посмотрите вокруг, что здесь изменилось? (В избе поставлена новогодняя елкарядом с ней дети находят валенки.)

Интересно, чей это валенок? (Воспитатель находит письмо.)

Воспитатель: Ой, смотрите, какое – то письмо лежит на столе. Давайте прочитаем, что написано на конверте. (Дети читают кому: ребятам группы «Цветик-семицветик»», от кого (мнемокарта).)

Воспитатель: Так вот от кого письмо. Значит здесь была Баба Яга. Валенок значит забыла она. А что же она хочет от нас? Давайте прочитаем. (Педагог зачитывает письмо.)

«Дорогие мои ребятишки?

Хочу вам пожаловаться. Как же у Вас красиво в детском саду. А у меня в избушке темно. Вижу, что вы готовитесь к празднику. Видела Деда Мороза, он Вам подарки готовит. А мне не готовит. Сказал, что я злая, коварная, вредная. А я так хочу подарочек. Ну хоть совсем малюсенький. Поздравляю Вас с наступающим Новым Годом! Здоровья вам и счастья. Ваша Баба Яга».

Воспитатель: Вот такие дела. Надо выручать Бабу Ягу. А как? Вот это вопрос? У вас есть предложения (воспитатель выслушивает ответы детей). Мы с вами мастера - на все руки, правда?

Воспитатель: Я предлагаю сделать вам вот что: (загадывание загадки)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой.

Утром в садик

Днем – домой. (Валенки.)

Воспитатель: Правильно, я предлагаю вам сделать валенки. Сначала мы сделаем маленькие, как украшение на елку. Это будет наш подарок. А если бабе Яге понравятся мы сделаем ей настоящие - большие. Согласны? (Ответы детей.)

Воспитатель: А вы знаете, что такое валенки, как их делают? Из чего?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Тогда садитесь вот здесь, на лавочку, и давайте вспомним все что мы знаем о валенках.

- Что такое валенки? (Это вид обуви.)

- Почему их так называют? (Валенки так называют, потому что их делают методом валяния. Их валяют.)

Воспитатель:  Раньше валенки называли по - разному. Например, валенцы, валеники, волнушечки, выходки, пимы, самовалочки. Как вы думаете почему их называли самовалочки.

- Правильно, это настоящие валенки, которые делали руками, сами валяли. Получались они тонкие, мягкие, теплые.

- Из чего делают валенки? (Из шерсти овец романовской породы.)

- Почему именно из овец романовской породы? (У овец романовской породы шерсть мягкая, длинная, светло – серая, тонкая, легкая, шелковистая.)

Где раньше делали валенки? (В банях.)

- А в наши времена? (На фабриках.)

Давайте вспомним процесс работыЧто делают сначала?

Составление рассказа по алгоритму

  • Чешут шерсть с помощью чесальной машины. Валяют
  • Сматывают на бобину, в рулон, с которого мастер потом отмеряет и отрезает нужный кусок шерсти.
  • Вручную выкладывают стенки и подошву
  • Агрегат стирает заготовку и валенок оседает
  • Сушат
  • Утрамбовывают и выкатывают
  • Надевают на колодки и выправляют колотушками
  • Почти готовые валенки кладут в печь на 12 часов
  • 1 пара валенок это 3,5 дня тяжелой работы.

Какие валенки бывают? (Удобные, низкие, высокие, толстые, тонкие, легкие, теплые, узорные, украшенные, красивые, левый, правый, и т.д.)

- Что делали раньше в валенках? (Колядовали, ходили на масленицу, невеста выбирала жениха по валенкам.)

- Валенки полезная вещь. Какую пользу имеют валенки? (Согревают, лечат.)

- Правильно, и все это благодаря овечьей шерсти. Она не только греет, но и лечит. Не зря говорят:

Знает взрослый человек,

Знает даже маленький.

Чтоб зимою не болеть

Надевают валенки.

Воспитатель: - Дети, вы знаете поговорки, пословицы со словом «валенки»?

Ответы детей

Воспитатель: Про валенки даже русская народная песня есть, которая так и называется «Валенки». Предлагаю станцевать  танец под эту песню.

Физкультминутка «Танец «Валенки».

Воспитатель: - Ну а теперь надо браться за работу. Мы с вами будем валять шерсть для того, чтобы сделать валенки.

Валяние валенок.

Педагог рассказывает и показывает процесс работы. Дети выполняют за педагогом.

Воспитатель: Ну что, мастера, справились с работой. Сейчас мы наши валеночки положим сушиться, а сами пойдем - отдохнем. А завтра, когда валеночки высохнут, мы их сделаем еще красивее. А вы пока подумаете - как можно валеночек сделать красивым.

Дети возвращаются в группу.

ПРИЛОЖЕНИЕ  2

1.Упражнения  для  мимики

«Новые валенки» - радость

«Старые валенки» - грусть

2. Пальчиковая гимнастика «Новые сапожки»

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка –
Новые кроссовки.

Загибают на обеих руках пальчики, по одному, 
начиная с больших

Вот так, вот так,

Новые кроссовки

Шагают» по столу указательным и средними  пальцами обеих рук.


3. Распевка «Валеночки»

Это валенки  Антошки

По 2 раза ритмично топают каждой ногой.

Чтобы в них не мерзли ножки

Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.

 Топ-топ-топотушки,

По два раза ритмично топают каждой ногой.

Что за валеночки? Как игрушки!

Левую ногу сначала ставят на носок, потом – на пятку. Повторяют движения правой ногой.

4.Загадки

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой.

Утром в садик

Днем – домой. (Валенки).

Их треплют, катают, а зиму таскают. (Валенки).

Знает взрослый человек,

Знает даже маленький.

Чтоб зимою не болеть

Надевают………..(Валенки).

Пусть не очень он красив,
Но на первом месте
Среди разной обуви,
Сделанной из шерсти.
Никогда не подведёт
В стужу он друзей,
Для него есть в городе
Мышкине музей
(Валенок)

 

 

Тёплые, удобные

Ноги согревают,

Долго, долго по сугробам

Ходить позволяют (Валенки)

5. Пословицы и поговорки

Прост как валенок

Ваньку валяет

Не мытьём так катаньем

Мы не левые и не правые, потому что валенки.

С какой бы ноги мужик не встал, валенок всегда оденет правильно.

Тупой, как валенок.

С умного по шерстинке, дураку-  валенки.

Сани и валенки готовь с лета.

Кто раньше встал, того и валенки.

Без шубы и валенок и зима без конца.

Готовь ласты зимой, а валенки – летом.

6. Стихи

 

               В. Гаевская
Прибежали с улицы,
Снег стряхнули быстро.
Лужи! Мама хмурится:
«Марш на печь, артисты!»
Выстроились
валенки
Дружно возле печки,
От больших до маленьких –
Словно человечки,
Плотно к стенке рядышком
Прислонили пятки,
Птичьей стайкой варежки
Сверху. Всё в порядке!

                      С. Хохлова
Своей дочке маленькой
Купила мама
валенки.
По дорожке топ, топ, топ.
На дорожку попой - хлоп.
Плачет горько Варенька -
Не нужны ей валенки…
Мама за руку берёт,
Мама за руку ведёт…
"Верю, больно, Варенька.
Не виновны валенки.
Не виновны валенки,
Просто, ножки маленьки.
Вот немного подрастёшь
И одна гулять пойдёшь".

Валенки сваляли
И Андрюше дали.
Носи, носи, Андрюшенька,
Зимой и летом, душенька!
Носи, ножки не морозь
Хоть с галошами, хоть врозь.
Выйдет в поле в тулупе
Наш Андрюша на коне -
Минус тридцать нипочём,
Коли валенки на нём.

С. Соложенкина
Потоптались на крылечке,
прогулялись в сад и к речке,
а потом — пришли назад...
Сохнут
валенки на печке,
Рядом с кошкою лежат.

Кошка в них погреет лапки,
Кошка в них погреет нос
— И задремлет сладко-сладко...
Все в порядке? Все в порядке!
И — пускай трещит мороз!


Мой сыночек маленький
Чуть побольше
валенка !
В валенки обуется
Как пузырь надуется!

            В. Сибирцев
Как у нашей Валеньки
Убежали
валенки,
И катаются на горке
Вместе с братиком Егоркой.


   Мама Кира
Сегодня самым маленьким
Под утро снились
валенки,
Снежная дорожка,
На дорожке – кошка
Поджимает лапки,
Намывает вьюгу,
Теплые фуфайки
Вязаные шапки.

     
      В.Степанов
Новые подошвы
Подшивает
валенки
Дедушка Макар.
Старенькие валенки -
И хозяин стар.

Как дорожка, тянется
За иголкой нить.
Эх, подошвы новые -
Долго не сносить!

Как наденет валенки
Дедушка седой -
В них пойдет по улице,
Словно молодой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема: « Озеро Азас»

Знакомя детей с природой, педагог формирует у них нравственное и эстетическое отношение к действительности. Красота родной природы раскрыва...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе.

В настоящее время усилено внимание к решению задач патриотического воспитания. Приобщение детей к государственной символике РФ нашло отражение в работе с детьми нашего детского сада. В результате прод...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по теме: «Свойства воды. Круговорот воды в природе»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе  по теме: «Свойства воды. Круговорот воды в природе»    Цель: Сформировать у детей первые представления о круго...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Наш дом – планета Земля»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди.Познако...

конспект занятию по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе

Занятие проводилось по теме "кто нас учит в школе" из цикла занятий по знакомству детей подготовительной группы со школой....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема занятия: «Животные севера»

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.Задачи:1. Продолжать знакомить детей с животными Севера: белка, заяц, лиса, волк, бурый медведь, северный оле...