Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема занятия: «Животные севера»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Сабельникова Ольга Владимировна

 

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с животными Севера: белка, заяц, лиса, волк, бурый медведь, северный олень, лось; познакомить с некоторыми особенностями приспособления животных к зиме (заяц, белка – меняют шубку; у лисы на лапах, как сапожки, вырастает густая шерсть; у волка шерсть становится густой и теплой; у северного оленя, лося более широкие копыта, которые не проваливаются в снег).

    Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания (живут в дикой природе; белка, заяц - меняют шкуру; медведь накапливает жир, и всю зиму спит).

    Активизировать и расширять словарь признаков: медведь – косолапый, бурый, неуклюжий; белка – заботливая, трудолюбивая, рыжая, пушистая; заяц – трусливый, длинноухий, пугливый; лиса – рыжая, хитрая, пушистая; хищные и травоядные; продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные (волчий, лисий, олений, беличий, медвежий).

2. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Продолжать  формировать слухо-моторную координацию, слуховое внимание.

3. Воспитывать любовь к животным, умение сопереживать, стремление помогать в трудных условиях (помощь людей животным).

Демонстрационный материал: презентация «Животные Севера», схемы изображения елочек, схематическая модель пищи травоядных, схематическая модель пищи хищников.

Раздаточный материал: перфокарты, фломастеры.

Предварительная работа:

Чтение: Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы», Н.Сладков «Медведь и солнце»,

Н. Павлова «Белые шубки», «Зимняя пирушка»; якутские народные сказки о животных «Лиса и медведь», «Как почернел кончик хвоста у горностая», «Волк и лиса».

Наблюдения за белкой на прогулке.

Беседа «Как животные приспособились к зиме».

Рисование «Наш любимый мишка», «Сказки о животных».

Д/и «Кто что ест?», «Кто где живет?», «Отгадай животное».

Рассматривание серии картин «Животные Севера».

Дополнительный материал: дидактическая игра «Узнай чей след», ватман, фонограммы ветра и  вьюги, готовое тесто или пластилин, 4 остро заточенных карандаша, 4 фломастера с крышками, 2 пластмассовых крышки.

Ход занятия:

 

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

I. Организационный момент.

Педагог вносит посылку и объясняет, что обнаружила ее утром у дверей группы. В ней была книга (демонстрирует книгу о животных), но кто и для чего ее прислал не понятно.

Педагог показывает рисунок, вложенный в книгу, и предлагает детям подумать, что бы это значило.

 

Педагог:

- Когда и где можно наблюдать следы животных?

 

 

Дети рассматривают книгу и убеждаются, что письма в книге нет.

 

Дети рассматривают рисунок и приходят к выводу, что это следы животных.

 

Предположительные ответы детей.

(зимой, на снегу)

II. Основная часть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Словарная работа

Педагог предлагает детям прочитать «письмо на снегу» и выяснить, кто написал это странное письмо и для чего.

 

На ковре разложены дорожки из следов разных животных. Педагог предлагает детям выбрать дорожку, пройти по запутанным следам. В конце каждого маршрута найти квадрат, открыть его и ответить, кто оставил следы на снегу.

Педагог:

- Какое животное у тебя спряталось?

 

 

 

- Расскажи о нем ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Теперь мы знаем, кто спрятался, и кто какие следы оставил. Так чьи же это следы?

 

 

 

 

 

 

Дети выбирают дорожки, рассматривают следы и отправляются в путь.

 

 

 

- Волк, лиса, белка, заяц, медведь, северный олень.

 

- Волк – серый, зубастый, злой; лиса – хитрая, пушистая, рыжая;  белочка – заботливая, трудолюбивая, хлопотливая; заяц - трусливый, пугливый, боязливый; медведь – неуклюжий, косолапый, неповоротливый; олень -  быстрый, рогатый, добрый, гордый.

- Волчьи, лисьи, беличьи, заячьи, медвежьи, оленьи.

2. Введение в тему. Беседа по теме

Педагог:

- О ком вы сейчас рассказывали?

 - Где живут  эти животные?

 

 

- Как вы думаете там, где  живут эти животные - холодно или тепло?

Педагог:

- Животные, живущие в холодных климатических условиях называются северными животными. (презентация «Животные Севера»)

 

- Эти северные животные обитают в дикой природе или за ними ухаживает человек?

- Какие это животные?

 

Педагог предлагает детям на листе ватмана нарисовать модель леса, и разместить своих животных.

(Схемы изображения елей).

 

 

 

Педагог:

- Зима – это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить.

- Как готовятся животные к зиме?

 

(Демонстрация картинки зимнего и летнего зайца)

- Заяц меняет серую шубку на белую, что бы зимой не быть заметным на снегу, ведь у зайчишки так много врагов. Это и лиса, и волк, и куница. Зайцы кормятся по ночам корой деревьев и ветками кустарников.

Почему зайцы питаются ночью?

(Демонстрация картинки зимней и летней белки)

- Белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая так же, как зайцу, помогает ей маскироваться. Она приготовила на зиму запасы: шишки, орешки, сушеные грибы. Прыгает с ветки на ветку в солнечный денёк белка, но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.

 

 Психогимнастика «Белочка»

Включается фонограмма тихого ветра. Педагог предлагает детям попрыгать и порезвиться как белочка.

Звучит фонограмма вьюги. «Белочки» сворачиваются в клубок и замирают.

Повторить 2 -3 раза.

 

Педагог:

-Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет мышиные норки, так мышами, в основном и кормится всю зиму. У лисы к зиме отрастает на лапах густая шерсть, и они не мерзнут. У волка за лето и осень отрастает шерсть, и становится густой и теплой. (Демонстрационный материал к рассказам о животных)

Волк и лиса спят просто на снегу, закрыв ноги и нос хвостом. Они запасов не делают, голодно бывает им порой. Волки охотятся на  зайцев, оленей, лосей. Волки зимой живут семьями: волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Днем они спят, а охотятся по ночам. Почему?

 

 

- Бурый медведь наедается за лето, копит побольше жира под шкурой, чтобы всю зиму спокойно спать в берлоге, где уютно и тепло.

Северные олени, лоси питаются ветками, корой деревьев и кустарников, мхами и лишайниками. Во время непогоды прячутся в глубоком снегу. Из укрытия видны только голова и спина. У северных оленей широкие копыта. Для чего оленю такие копыта?

 

- Чтобы выяснить это, проведем опыт.

 

   Из теста, приготовленного заранее и положенного в целлофановый пакет или пластилина, делают две приблизительно одинаковые  лепешки, толщиной 1-1,5 см.

   Для опыта, заранее изготавливают два предмета с разной площадью опоры. Например, к одной их двух одинаковых пластмассовых крышек пластилином крепятся четыре остро заточенных карандаша, к другой - четыре закрытых фломастера. Каждый из полученных «столов» поставить на лепешку. Сверху положить одинаковые грузы.

   После этого грузы убрать и рассмотреть следы, оставленные опорами.

 - Что вы заметили?

 

 

 

 

- Теперь попробуйте объяснить, почему же у северного оленя широкие копыта?

 

 

 

- О животных.

Предположительные ответы детей. (Тайга, тундра)

Предположительные ответы детей.

 

 

 

 

 

Предположительные ответы детей.

-Дикие животные.

 

Дети рисуют модель леса, используя схемы изображения елей разными способами, и размещают своих животных.

 

 

 

 

Предположительные ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети имитируют движения и состояние  белочки.

 

 

 

 

 

По ходу беседы дети отвечают на вопросы педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предположительные ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предположительные ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети определяют: «Там, где площадь опоры меньше, они оставили более глубокий след».

Дети приходят к выводу: « Чтобы он меньше проваливался в снег».

3. Физкультминутка

Заяц мчится, что есть мочи,

 

Заяц схорониться хочет.

 

То бежит он, то кружит…

 

 

Бедный он всего боится,

Где укрыться ото зла

От лисицы, от куницы,

 

 

 

От орлицы и орла,

 

 

Он боится даже белки

 

Певчей птицы, даже мелкой.

 

 

Уши – стрелы, хвост – сучок,

 

 

Прыгнув белкой и молчок.

 

- изображают бег на месте;

- закрывают лицо ладонями;

- бег на месте, поворачиваются вокруг себя;

- руки лодочкой у груди;

- повороты вправо-влево, изображая хвост лисы и хвост куницы;

- показывают крылья орла, широко расставив руки;

- показывают ушки белки;

- показывают клювик птицы, сложив пальцы;

- показывают заячьи уши, вытянув руки вверх;

- показывают беличий прыжок, а затем подносят указательный палец к губам, изображая молчание.

 

4. Педагог:

- В холодную зимнюю стужу, когда животным трудно добыть себе корм, на помощь приходят люди. Они подкармливают животных.

Педагог предлагает детям определить, чем питаются разные животные.

- Чем питаются заяц, белка, лось, олень?

 

- Как одним словом можно назвать эту пищу?

 

 

 

- Как называют животных, которые питаются растительной пищей?

 

- Чем питаются бурый медведь, волк, лиса?

- Эти животные питаются мясом.

- Как можно назвать этих животных?

Педагог выставляет схемы изображения пищи травоядных и хищников и  предлагает детям разложить картинки с изображением животных на две группы к схемам по типу питания.

(картинный материал д/и «Узнай чей след»  + модели типов питания животных).

 

 

 

 

 

 

 

Дети называют виды корма.

 Дети обобщают и делают вывод – животные питаются растительной пищей, поэтому их  называют травоядными.

 

Ответы детей.

 

- Они хищники.

Дети выкладывают карточки с изображением животных к схемам.

5. Дидактическая игра: «Накорми животное»

Работа с раздаточным материалом (перфокарты для каждого ребенка).

Дети работают по перфокартам.

6. Пальчиковая игра.

Тук-тук-тук, тра-та-та,

Что за стук в лесу с утра?

 

 

Кто простукивает ель снизу до макушки?

Сначала белка вниз да вверх, белка-поскакушка.

Поскакала-поскакала, никого не увидала.

Тук-тук-тук, тра-та-та,

Что за стук в лесу с утра?

Кто простукивает ель снизу до макушки?

 

Скачет зайка скок-поскок,

Скачет зайка серый бок.

Он под деревом скакал, вверх головку не поднял.

 

Дети постукивают указательными пальцами друг о друга.

Дети сжимают левую руку в кулак, а указательными пальцами правой руки дотрагиваются поочередно до всех бугорков на тыльной стороне ладони.

Движения повторяются.

III. Подведение итогов.

Педагог:

- Теперь вы догадались, кто прислал нам эту книгу? Зачем?

 

С какими животными вы сегодня встречались? Что нового узнали о жизни животных? Что вам понравилось?

 

Дети высказывают свои предположения.

Предположительные ответы детей.

Рассказывают, что им больше всего понравилось.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_5.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

                   Конспект   занятия по звуковой культуре речи ( средняя группа ).

                                       Тема : Знакомство со звуком С.

Программное содержание

Цели :

1.Познакомить детей со звуком С, показать его артикуляцию. Учить произносить звук С

изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи.

2.Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи;  умение говорить четко,  громко, неторопливо.

3.Способствовать развитию фонематического восприятия, упражняя детей в умении определять наличие звука С в словах.

4.Развивать  речевое дыхание, формировать правильный длительный выдох.

5.Развивать воображение, память, внимание.

6.Развивать связную речь, ее выразительность.

7.Обогащать словарный запас детей, активизировать словарь.

8.Формировать интерес к речевой деятельности; самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.

9.Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Словарная работа : лес, самокат, колесо, оса, кусать, куст, автобус, самолет, стол, рисунок, солнышко, насос.

Формы организации :

- фронтальная работа,

- подгрупповая работа,

- индивидуальная работа.

Методические приемы :

1.Художественное слово.

2.Репродукция картины И.И. Шишкина « Утро в сосновом лесу ».

3.Иллюстрации к сказке К.И. Чуковского « Айболит ».

4.Физминутка « Насос ».

5.Пальчиковые игры « Компот », « Солнышко ».

6.Словарная работа :

- обогащение словарного запаса,

- активизация словаря.

7.Поисково – исследовательская деятельность.

8.Использование игр по формированию лексико – грамматического строя речи :

- « Один – много »,

- « Назови ласково »,

- « Доскажи словечко »,

- « Кто больше? », (  нахождение предметов с заданным звуком ),

- « У кого – кто? »,

- « Кто внимательный? ».

9.Использование элементов театрализации ( кукла Мишутка ).

10.Использование наглядности :

- предметные картинки,

- игрушки.

11.Моделирование лесной полянки.

12.Беседа.

13.Использование загадок ( развитие мышления, воображения ).

14.Создание проблемной ситуации.

Оборудование :

1.Репродукция картины И.И. Шишкина « Утро в сосновом лесу ».

2.Иллюстрации к сказке К.И. Чуковского « Доктор Айболит ».

3.Игрушки, в названии которых есть звук С : самолет, пистолет, насос, колесо, автобус,  бусы, лиса, слон, собака, апельсин, ананас, сливы, абрикос.

4.Предметные картинки :

- тема « Фрукты » : апельсин, ананас, сливы, абрикос;

- тема « Транспорт » : самолет, автобус;

- тема « Птицы » : сорока, сова, соловей;

- тема « Насекомые » : оса;

- тема « Животные » : собака, свинья, лиса, слон.

5.Кукла Мишутка.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед. Чтение отрывка из сказки К.И. Чуковского « Айболит » : « Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит …И пришла к Айболиту лиса: « Ой, меня укусила оса!». И пришел к Айболиту Барбос : « Меня курица клюнула в нос!».( на фланелеграфе иллюстрация к сказке ). Вдруг издалека доносится чье – то жалобное хныканье : « Ой – ой – ой, ай – ай – ай…».

Логопед. Ребята, вы слышите, кто – то плачет? Пойдемте посмотрим, может кому – то нужна наша помощь? ( Идет с детьми по группе  и  вдруг…Смотрите – лесная полянка.  Ребята, слышите, плач доносится с полянки? Никого не видно…( игрушка Мишутка накрыт веточками и шишками. Пока дети рассматривают лесную полянку, логопед надевает на руку куклу ).

- Как тебя зовут малыш и почему ты плачешь?

- Я – а – а, Мишутка, а плачу, потому что мне больно.

- Что же у тебя болит, Мишутка?- спрашивает логопед, но Мишутка не отвечает.

- У тебя носик болит? – кукла не отвечает.

- У тебя ушко болит? – не отвечает.

- У тебя лапка болит? – но Мишутка молчит.

Логопед : « Ребята, спросите, пожалуйста, что же у Мишутки болит?» ( дети обращаются к кукле с вопросом  и Мишутка отвечает: « У меня щека болит »).

Логопед : Ребята, давайте спросим  у Мишутки, что случилось?

 Рассказ Мишутки :

Я катался в лесу на самокате и нечаянно колесом наехал на куст с осиным гнездом. Осы рассердились и начали меня кусать. И теперь у меня щека  распухла и болит. Скажите, ребята, а вы падали с самоката, когда учились кататься? ( ответы детей ). А я не знаю, что мне делать, как вернуться домой, колесо у самоката спустилось. Вы поможете мне накачать колесо? ( ответы детей ).

Физминутка « Насос » (  дети стоят  полукругом ).

- Спасибо  вам , мальчишки и девчонки, за помощь. Уф, я так устал и пить хочется. А вы хотите пить? Давайте вместе сварим вкусный компот!

Пальчиковая игра « Компот » ( проводится сидя на ковре, в корзиночке лежат муляжи фруктов ).  Логопед приглашает детей: « Сядьте так, как вам удобно ».

- Будем мы компот варить, ( большим пальцем правой руки делаем круговые движения по ладошке левой руки ).

- Фруктов нужно много, вот! ( прижимаем к ладошке  мизинчик  )

- Будем сливу мы крошить, ( безымянный пальчик )

- Будем ананас рубить. ( средний пальчик )

- Апельсин отдаст нам сок ( указательный пальчик )

- И положим сахарок! ( пальцы прижаты к ладошке, большой пальчик смотрит вверх ).

Мишутка : Ребята, посмотрите, на столе лежат картинки. Пойдемте  посмотрим!

Отгадывание загадок. Логопед  читает  загадки детям. Тот, кто отгадал,  берет со стола картинку и называет, что на ней изображено. ( Загадки и картинки на каждого  ребенка ).

1.Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая ( сорока ).

2.Где – то в Африке  нужны,

Как транспорт, сильные…( слоны ).

3.Лежит – молчит, подойдет – заворчит ( собака ).

4.Хвост – крючком, нос – пятачком,

Четыре грязных копытца

Залезли прямо в корытце ( свинья ).

5.Мы варенье наварили, никому не говорили.

Чудеса!  Чудеса! Как проведала …( оса ).

6.Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих ножках,

А в резиновых сапожках ( автобус ).

7.Не машет крылом, а летает.

Не птица, а всех обгоняет ( самолет ).

8.Он соло пел среди ветвей,

Его назвали …( соловей ).

9.Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, в деревне кур крадет ( лиса ).

Мишутка : Какие вы молодцы, столько знаете, так легко отгадываете загадки! Сейчас я проверю, какие вы внимательные.

Игра « Кто больше » : Посмотрите, как много у вас в группе игрушек, в названии которых есть звук С. ( нахождение игрушек, в названии которых есть заданный звук ).

Логопед. Ребята, обратите внимание, сколько раз мы с вами произнесли звук С, сколько слов со звуком С вы знаете!

Игра « Договори словечко » : ли – са, о – са, коле – со…

СА – СА – СА – самолет, оса.

СА – СА – СА – такса, колбаса.

СО – СО – СО – сокол, колесо.

СОК – СОК – СОК – поясок, носок.

СУ – СУ – СУ – сумку я несу.

СУ – СУ – СУ – лису найду в лесу.

СЫ – СЫ – СЫ – бусы и носы.

СЫ – СЫ – СЫ – косы и усы.

Мишутка : Ребята, какие вы веселые, дружные! А вам нравится  играть?  Давайте поиграем в мою любимую игру. Проводится игра « Один – много » ( дети делятся на две команды и садятся на стульчики. Логопед показывает карточки с изображением предмета или предметов, а дети отвечают  ).

Мишутка. Вы так хорошо отвечаете, так четко, красиво произносите слова, так много знаете и умеете. А я еще маленький и многого не умею и не знаю. Ребята, я хочу научиться говорить ласковые слова. Вы мне поможете? ( ответы детей ).

Игра « Волшебный мешочек ». Каждый ребенок достает игрушку из мешочка и называет ее ласково ( игра « Назови ласково » ).

Мишутка. Спасибо  вам , ребята! Теперь я умею произносить ласковые слова. И от этого мне хорошо и тепло, как – будто светит солнышко! И я хочу подарить вам свою любимую игру. Пальчиковая игра  « Солнышко » :

- Нарисую солнышко на своей ладошке,

- Пусть оно сияет, хоть и понарошку! ( Указательным пальчиком правой руки рисуем круг на ладошке левой руки. Затем проводим лучики, начиная с мизинчика.).

Мишутка. Я рад, что у меня такие умные, добрые, веселые друзья! А мне пора домой и на прощание я хочу подарить вам раскраску « Солнышко»  ( дарит детям рисунки ). Пусть оно вас всегда согревает и напоминает обо мне. Ребята, а  как же я поеду? Ведь на самокате спустилось колесо. Вы поможете мне его накачать? ( ответы детей ).

Проводится   физминутка « Насос »  и Мишутка уезжает в лес на самокате.

Итог занятия.

Логопед. Ребята, с каким звуком мы с вами сегодня играли? Правильно, со звуком С.

Мишутке очень понравилось, как вы четко, правильно, красиво произносили слова со звуком С.  Назовите предметы, в названии которых есть этот  звук.

- Спасибо, до новых встреч!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема: « Озеро Азас»

Знакомя детей с природой, педагог формирует у них нравственное и эстетическое отношение к действительности. Красота родной природы раскрыва...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема занятия: «Животные севера»

1. Продолжать знакомить детей с животными Севера2. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи3. Воспитывать люб...

конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. подготовительная группа. тема:"Путешествия на озера Бойка"

создать условия для познавательный  интереса детей через ознакомления  с растительным миром Прибайкалья....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе. Тема: "Вулканы"

Предварительная работа:1.Рассматривание иллюстраций.2Просмотр презентации "Вулканы"3.Вопросы к детям.Задачи:1. Познакомить детей с причиной извержения вулканов.2. Углублять представления о ж...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе. Тема: Воздух и ветер

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе.  Тема: Воздух и ветер...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема: «Знакомство с театром»

Задачи:Формировать у детей представление о видах театра: ТЮЗе, театре Оперы и Балета, Драматическом театре; о крупнейших театрах России: Большом театре, Театре кукол имени С. Образцова, Мариинском в С...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема: «Домашние животные»

Конспект создан с целью обобщить и систематизировать знания детей о домашних животных. Т.к. занятие проводиться с детьми с различным уровнем познавательного развития, то и задания продуманы с уче...