Главные вкладки

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема занятия: «Животные севера»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Сабельникова Ольга Владимировна

     

    Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.

    Задачи:

    1. Продолжать знакомить детей с животными Севера: белка, заяц, лиса, волк, бурый медведь, северный олень, лось; познакомить с некоторыми особенностями приспособления животных к зиме (заяц, белка – меняют шубку; у лисы на лапах, как сапожки, вырастает густая шерсть; у волка шерсть становится густой и теплой; у северного оленя, лося более широкие копыта, которые не проваливаются в снег).

        Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания (живут в дикой природе; белка, заяц - меняют шкуру; медведь накапливает жир, и всю зиму спит).

        Активизировать и расширять словарь признаков: медведь – косолапый, бурый, неуклюжий; белка – заботливая, трудолюбивая, рыжая, пушистая; заяц – трусливый, длинноухий, пугливый; лиса – рыжая, хитрая, пушистая; хищные и травоядные; продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные (волчий, лисий, олений, беличий, медвежий).

    2. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

    Продолжать  формировать слухо-моторную координацию, слуховое внимание.

    3. Воспитывать любовь к животным, умение сопереживать, стремление помогать в трудных условиях (помощь людей животным).

    Демонстрационный материал: презентация «Животные Севера», схемы изображения елочек, схематическая модель пищи травоядных, схематическая модель пищи хищников.

    Раздаточный материал: перфокарты, фломастеры.

    Предварительная работа:

    Чтение: Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы», Н.Сладков «Медведь и солнце»,

    Н. Павлова «Белые шубки», «Зимняя пирушка»; якутские народные сказки о животных «Лиса и медведь», «Как почернел кончик хвоста у горностая», «Волк и лиса».

    Наблюдения за белкой на прогулке.

    Беседа «Как животные приспособились к зиме».

    Рисование «Наш любимый мишка», «Сказки о животных».

    Д/и «Кто что ест?», «Кто где живет?», «Отгадай животное».

    Рассматривание серии картин «Животные Севера».

    Дополнительный материал: дидактическая игра «Узнай чей след», ватман, фонограммы ветра и  вьюги, готовое тесто или пластилин, 4 остро заточенных карандаша, 4 фломастера с крышками, 2 пластмассовых крышки.

    Ход занятия:

     

    Этапы занятия

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    I. Организационный момент.

    Педагог вносит посылку и объясняет, что обнаружила ее утром у дверей группы. В ней была книга (демонстрирует книгу о животных), но кто и для чего ее прислал не понятно.

    Педагог показывает рисунок, вложенный в книгу, и предлагает детям подумать, что бы это значило.

     

    Педагог:

    - Когда и где можно наблюдать следы животных?

     

     

    Дети рассматривают книгу и убеждаются, что письма в книге нет.

     

    Дети рассматривают рисунок и приходят к выводу, что это следы животных.

     

    Предположительные ответы детей.

    (зимой, на снегу)

    II. Основная часть.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. Словарная работа

    Педагог предлагает детям прочитать «письмо на снегу» и выяснить, кто написал это странное письмо и для чего.

     

    На ковре разложены дорожки из следов разных животных. Педагог предлагает детям выбрать дорожку, пройти по запутанным следам. В конце каждого маршрута найти квадрат, открыть его и ответить, кто оставил следы на снегу.

    Педагог:

    - Какое животное у тебя спряталось?

     

     

     

    - Расскажи о нем ?

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    - Теперь мы знаем, кто спрятался, и кто какие следы оставил. Так чьи же это следы?

     

     

     

     

     

     

    Дети выбирают дорожки, рассматривают следы и отправляются в путь.

     

     

     

    - Волк, лиса, белка, заяц, медведь, северный олень.

     

    - Волк – серый, зубастый, злой; лиса – хитрая, пушистая, рыжая;  белочка – заботливая, трудолюбивая, хлопотливая; заяц - трусливый, пугливый, боязливый; медведь – неуклюжий, косолапый, неповоротливый; олень -  быстрый, рогатый, добрый, гордый.

    - Волчьи, лисьи, беличьи, заячьи, медвежьи, оленьи.

    2. Введение в тему. Беседа по теме

    Педагог:

    - О ком вы сейчас рассказывали?

     - Где живут  эти животные?

     

     

    - Как вы думаете там, где  живут эти животные - холодно или тепло?

    Педагог:

    - Животные, живущие в холодных климатических условиях называются северными животными. (презентация «Животные Севера»)

     

    - Эти северные животные обитают в дикой природе или за ними ухаживает человек?

    - Какие это животные?

     

    Педагог предлагает детям на листе ватмана нарисовать модель леса, и разместить своих животных.

    (Схемы изображения елей).

     

     

     

    Педагог:

    - Зима – это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить.

    - Как готовятся животные к зиме?

     

    (Демонстрация картинки зимнего и летнего зайца)

    - Заяц меняет серую шубку на белую, что бы зимой не быть заметным на снегу, ведь у зайчишки так много врагов. Это и лиса, и волк, и куница. Зайцы кормятся по ночам корой деревьев и ветками кустарников.

    Почему зайцы питаются ночью?

    (Демонстрация картинки зимней и летней белки)

    - Белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая так же, как зайцу, помогает ей маскироваться. Она приготовила на зиму запасы: шишки, орешки, сушеные грибы. Прыгает с ветки на ветку в солнечный денёк белка, но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.

     

     Психогимнастика «Белочка»

    Включается фонограмма тихого ветра. Педагог предлагает детям попрыгать и порезвиться как белочка.

    Звучит фонограмма вьюги. «Белочки» сворачиваются в клубок и замирают.

    Повторить 2 -3 раза.

     

    Педагог:

    -Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет мышиные норки, так мышами, в основном и кормится всю зиму. У лисы к зиме отрастает на лапах густая шерсть, и они не мерзнут. У волка за лето и осень отрастает шерсть, и становится густой и теплой. (Демонстрационный материал к рассказам о животных)

    Волк и лиса спят просто на снегу, закрыв ноги и нос хвостом. Они запасов не делают, голодно бывает им порой. Волки охотятся на  зайцев, оленей, лосей. Волки зимой живут семьями: волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Днем они спят, а охотятся по ночам. Почему?

     

     

    - Бурый медведь наедается за лето, копит побольше жира под шкурой, чтобы всю зиму спокойно спать в берлоге, где уютно и тепло.

    Северные олени, лоси питаются ветками, корой деревьев и кустарников, мхами и лишайниками. Во время непогоды прячутся в глубоком снегу. Из укрытия видны только голова и спина. У северных оленей широкие копыта. Для чего оленю такие копыта?

     

    - Чтобы выяснить это, проведем опыт.

     

       Из теста, приготовленного заранее и положенного в целлофановый пакет или пластилина, делают две приблизительно одинаковые  лепешки, толщиной 1-1,5 см.

       Для опыта, заранее изготавливают два предмета с разной площадью опоры. Например, к одной их двух одинаковых пластмассовых крышек пластилином крепятся четыре остро заточенных карандаша, к другой - четыре закрытых фломастера. Каждый из полученных «столов» поставить на лепешку. Сверху положить одинаковые грузы.

       После этого грузы убрать и рассмотреть следы, оставленные опорами.

     - Что вы заметили?

     

     

     

     

    - Теперь попробуйте объяснить, почему же у северного оленя широкие копыта?

     

     

     

    - О животных.

    Предположительные ответы детей. (Тайга, тундра)

    Предположительные ответы детей.

     

     

     

     

     

    Предположительные ответы детей.

    -Дикие животные.

     

    Дети рисуют модель леса, используя схемы изображения елей разными способами, и размещают своих животных.

     

     

     

     

    Предположительные ответы детей.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Дети имитируют движения и состояние  белочки.

     

     

     

     

     

    По ходу беседы дети отвечают на вопросы педагога.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Предположительные ответы детей.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Предположительные ответы детей.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Дети определяют: «Там, где площадь опоры меньше, они оставили более глубокий след».

    Дети приходят к выводу: « Чтобы он меньше проваливался в снег».

    3. Физкультминутка

    Заяц мчится, что есть мочи,

     

    Заяц схорониться хочет.

     

    То бежит он, то кружит…

     

     

    Бедный он всего боится,

    Где укрыться ото зла

    От лисицы, от куницы,

     

     

     

    От орлицы и орла,

     

     

    Он боится даже белки

     

    Певчей птицы, даже мелкой.

     

     

    Уши – стрелы, хвост – сучок,

     

     

    Прыгнув белкой и молчок.

     

    - изображают бег на месте;

    - закрывают лицо ладонями;

    - бег на месте, поворачиваются вокруг себя;

    - руки лодочкой у груди;

    - повороты вправо-влево, изображая хвост лисы и хвост куницы;

    - показывают крылья орла, широко расставив руки;

    - показывают ушки белки;

    - показывают клювик птицы, сложив пальцы;

    - показывают заячьи уши, вытянув руки вверх;

    - показывают беличий прыжок, а затем подносят указательный палец к губам, изображая молчание.

     

    4. Педагог:

    - В холодную зимнюю стужу, когда животным трудно добыть себе корм, на помощь приходят люди. Они подкармливают животных.

    Педагог предлагает детям определить, чем питаются разные животные.

    - Чем питаются заяц, белка, лось, олень?

     

    - Как одним словом можно назвать эту пищу?

     

     

     

    - Как называют животных, которые питаются растительной пищей?

     

    - Чем питаются бурый медведь, волк, лиса?

    - Эти животные питаются мясом.

    - Как можно назвать этих животных?

    Педагог выставляет схемы изображения пищи травоядных и хищников и  предлагает детям разложить картинки с изображением животных на две группы к схемам по типу питания.

    (картинный материал д/и «Узнай чей след»  + модели типов питания животных).

     

     

     

     

     

     

     

    Дети называют виды корма.

     Дети обобщают и делают вывод – животные питаются растительной пищей, поэтому их  называют травоядными.

     

    Ответы детей.

     

    - Они хищники.

    Дети выкладывают карточки с изображением животных к схемам.

    5. Дидактическая игра: «Накорми животное»

    Работа с раздаточным материалом (перфокарты для каждого ребенка).

    Дети работают по перфокартам.

    6. Пальчиковая игра.

    Тук-тук-тук, тра-та-та,

    Что за стук в лесу с утра?

     

     

    Кто простукивает ель снизу до макушки?

    Сначала белка вниз да вверх, белка-поскакушка.

    Поскакала-поскакала, никого не увидала.

    Тук-тук-тук, тра-та-та,

    Что за стук в лесу с утра?

    Кто простукивает ель снизу до макушки?

     

    Скачет зайка скок-поскок,

    Скачет зайка серый бок.

    Он под деревом скакал, вверх головку не поднял.

     

    Дети постукивают указательными пальцами друг о друга.

    Дети сжимают левую руку в кулак, а указательными пальцами правой руки дотрагиваются поочередно до всех бугорков на тыльной стороне ладони.

    Движения повторяются.

    III. Подведение итогов.

    Педагог:

    - Теперь вы догадались, кто прислал нам эту книгу? Зачем?

     

    С какими животными вы сегодня встречались? Что нового узнали о жизни животных? Что вам понравилось?

     

    Дети высказывают свои предположения.

    Предположительные ответы детей.

    Рассказывают, что им больше всего понравилось.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_5.docx25.57 КБ

    Предварительный просмотр:

                       Конспект   занятия по звуковой культуре речи ( средняя группа ).

                                           Тема : Знакомство со звуком С.

    Программное содержание

    Цели :

    1.Познакомить детей со звуком С, показать его артикуляцию. Учить произносить звук С

    изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи.

    2.Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи;  умение говорить четко,  громко, неторопливо.

    3.Способствовать развитию фонематического восприятия, упражняя детей в умении определять наличие звука С в словах.

    4.Развивать  речевое дыхание, формировать правильный длительный выдох.

    5.Развивать воображение, память, внимание.

    6.Развивать связную речь, ее выразительность.

    7.Обогащать словарный запас детей, активизировать словарь.

    8.Формировать интерес к речевой деятельности; самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.

    9.Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

    Словарная работа : лес, самокат, колесо, оса, кусать, куст, автобус, самолет, стол, рисунок, солнышко, насос.

    Формы организации :

    - фронтальная работа,

    - подгрупповая работа,

    - индивидуальная работа.

    Методические приемы :

    1.Художественное слово.

    2.Репродукция картины И.И. Шишкина « Утро в сосновом лесу ».

    3.Иллюстрации к сказке К.И. Чуковского « Айболит ».

    4.Физминутка « Насос ».

    5.Пальчиковые игры « Компот », « Солнышко ».

    6.Словарная работа :

    - обогащение словарного запаса,

    - активизация словаря.

    7.Поисково – исследовательская деятельность.

    8.Использование игр по формированию лексико – грамматического строя речи :

    - « Один – много »,

    - « Назови ласково »,

    - « Доскажи словечко »,

    - « Кто больше? », (  нахождение предметов с заданным звуком ),

    - « У кого – кто? »,

    - « Кто внимательный? ».

    9.Использование элементов театрализации ( кукла Мишутка ).

    10.Использование наглядности :

    - предметные картинки,

    - игрушки.

    11.Моделирование лесной полянки.

    12.Беседа.

    13.Использование загадок ( развитие мышления, воображения ).

    14.Создание проблемной ситуации.

    Оборудование :

    1.Репродукция картины И.И. Шишкина « Утро в сосновом лесу ».

    2.Иллюстрации к сказке К.И. Чуковского « Доктор Айболит ».

    3.Игрушки, в названии которых есть звук С : самолет, пистолет, насос, колесо, автобус,  бусы, лиса, слон, собака, апельсин, ананас, сливы, абрикос.

    4.Предметные картинки :

    - тема « Фрукты » : апельсин, ананас, сливы, абрикос;

    - тема « Транспорт » : самолет, автобус;

    - тема « Птицы » : сорока, сова, соловей;

    - тема « Насекомые » : оса;

    - тема « Животные » : собака, свинья, лиса, слон.

    5.Кукла Мишутка.

    Ход занятия

    Организационный момент.

    Логопед. Чтение отрывка из сказки К.И. Чуковского « Айболит » : « Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит …И пришла к Айболиту лиса: « Ой, меня укусила оса!». И пришел к Айболиту Барбос : « Меня курица клюнула в нос!».( на фланелеграфе иллюстрация к сказке ). Вдруг издалека доносится чье – то жалобное хныканье : « Ой – ой – ой, ай – ай – ай…».

    Логопед. Ребята, вы слышите, кто – то плачет? Пойдемте посмотрим, может кому – то нужна наша помощь? ( Идет с детьми по группе  и  вдруг…Смотрите – лесная полянка.  Ребята, слышите, плач доносится с полянки? Никого не видно…( игрушка Мишутка накрыт веточками и шишками. Пока дети рассматривают лесную полянку, логопед надевает на руку куклу ).

    - Как тебя зовут малыш и почему ты плачешь?

    - Я – а – а, Мишутка, а плачу, потому что мне больно.

    - Что же у тебя болит, Мишутка?- спрашивает логопед, но Мишутка не отвечает.

    - У тебя носик болит? – кукла не отвечает.

    - У тебя ушко болит? – не отвечает.

    - У тебя лапка болит? – но Мишутка молчит.

    Логопед : « Ребята, спросите, пожалуйста, что же у Мишутки болит?» ( дети обращаются к кукле с вопросом  и Мишутка отвечает: « У меня щека болит »).

    Логопед : Ребята, давайте спросим  у Мишутки, что случилось?

     Рассказ Мишутки :

    Я катался в лесу на самокате и нечаянно колесом наехал на куст с осиным гнездом. Осы рассердились и начали меня кусать. И теперь у меня щека  распухла и болит. Скажите, ребята, а вы падали с самоката, когда учились кататься? ( ответы детей ). А я не знаю, что мне делать, как вернуться домой, колесо у самоката спустилось. Вы поможете мне накачать колесо? ( ответы детей ).

    Физминутка « Насос » (  дети стоят  полукругом ).

    - Спасибо  вам , мальчишки и девчонки, за помощь. Уф, я так устал и пить хочется. А вы хотите пить? Давайте вместе сварим вкусный компот!

    Пальчиковая игра « Компот » ( проводится сидя на ковре, в корзиночке лежат муляжи фруктов ).  Логопед приглашает детей: « Сядьте так, как вам удобно ».

    - Будем мы компот варить, ( большим пальцем правой руки делаем круговые движения по ладошке левой руки ).

    - Фруктов нужно много, вот! ( прижимаем к ладошке  мизинчик  )

    - Будем сливу мы крошить, ( безымянный пальчик )

    - Будем ананас рубить. ( средний пальчик )

    - Апельсин отдаст нам сок ( указательный пальчик )

    - И положим сахарок! ( пальцы прижаты к ладошке, большой пальчик смотрит вверх ).

    Мишутка : Ребята, посмотрите, на столе лежат картинки. Пойдемте  посмотрим!

    Отгадывание загадок. Логопед  читает  загадки детям. Тот, кто отгадал,  берет со стола картинку и называет, что на ней изображено. ( Загадки и картинки на каждого  ребенка ).

    1.Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

    Птица говорливая, самая болтливая ( сорока ).

    2.Где – то в Африке  нужны,

    Как транспорт, сильные…( слоны ).

    3.Лежит – молчит, подойдет – заворчит ( собака ).

    4.Хвост – крючком, нос – пятачком,

    Четыре грязных копытца

    Залезли прямо в корытце ( свинья ).

    5.Мы варенье наварили, никому не говорили.

    Чудеса!  Чудеса! Как проведала …( оса ).

    6.Дом по улице идет,

    На работу всех везет.

    Не на курьих ножках,

    А в резиновых сапожках ( автобус ).

    7.Не машет крылом, а летает.

    Не птица, а всех обгоняет ( самолет ).

    8.Он соло пел среди ветвей,

    Его назвали …( соловей ).

    9.Хвост пушистый, мех золотистый,

    В лесу живет, в деревне кур крадет ( лиса ).

    Мишутка : Какие вы молодцы, столько знаете, так легко отгадываете загадки! Сейчас я проверю, какие вы внимательные.

    Игра « Кто больше » : Посмотрите, как много у вас в группе игрушек, в названии которых есть звук С. ( нахождение игрушек, в названии которых есть заданный звук ).

    Логопед. Ребята, обратите внимание, сколько раз мы с вами произнесли звук С, сколько слов со звуком С вы знаете!

    Игра « Договори словечко » : ли – са, о – са, коле – со…

    СА – СА – СА – самолет, оса.

    СА – СА – СА – такса, колбаса.

    СО – СО – СО – сокол, колесо.

    СОК – СОК – СОК – поясок, носок.

    СУ – СУ – СУ – сумку я несу.

    СУ – СУ – СУ – лису найду в лесу.

    СЫ – СЫ – СЫ – бусы и носы.

    СЫ – СЫ – СЫ – косы и усы.

    Мишутка : Ребята, какие вы веселые, дружные! А вам нравится  играть?  Давайте поиграем в мою любимую игру. Проводится игра « Один – много » ( дети делятся на две команды и садятся на стульчики. Логопед показывает карточки с изображением предмета или предметов, а дети отвечают  ).

    Мишутка. Вы так хорошо отвечаете, так четко, красиво произносите слова, так много знаете и умеете. А я еще маленький и многого не умею и не знаю. Ребята, я хочу научиться говорить ласковые слова. Вы мне поможете? ( ответы детей ).

    Игра « Волшебный мешочек ». Каждый ребенок достает игрушку из мешочка и называет ее ласково ( игра « Назови ласково » ).

    Мишутка. Спасибо  вам , ребята! Теперь я умею произносить ласковые слова. И от этого мне хорошо и тепло, как – будто светит солнышко! И я хочу подарить вам свою любимую игру. Пальчиковая игра  « Солнышко » :

    - Нарисую солнышко на своей ладошке,

    - Пусть оно сияет, хоть и понарошку! ( Указательным пальчиком правой руки рисуем круг на ладошке левой руки. Затем проводим лучики, начиная с мизинчика.).

    Мишутка. Я рад, что у меня такие умные, добрые, веселые друзья! А мне пора домой и на прощание я хочу подарить вам раскраску « Солнышко»  ( дарит детям рисунки ). Пусть оно вас всегда согревает и напоминает обо мне. Ребята, а  как же я поеду? Ведь на самокате спустилось колесо. Вы поможете мне его накачать? ( ответы детей ).

    Проводится   физминутка « Насос »  и Мишутка уезжает в лес на самокате.

    Итог занятия.

    Логопед. Ребята, с каким звуком мы с вами сегодня играли? Правильно, со звуком С.

    Мишутке очень понравилось, как вы четко, правильно, красиво произносили слова со звуком С.  Назовите предметы, в названии которых есть этот  звук.

    - Спасибо, до новых встреч!

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема: « Озеро Азас»

    Знакомя детей с природой, педагог формирует у них нравственное и эстетическое отношение к действительности. Красота родной природы раскрыва...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема занятия: «Животные севера»

    1. Продолжать знакомить детей с животными Севера2. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи3. Воспитывать люб...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи. Тема: "Домашние животные". Средняя группа

    Конспект фронтального  (подгруппового) занятия для детей с ТНР, ЗПР. Тематический цикл: "Домашние животные".  Возрастная группа: средняя....

    конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. подготовительная группа. тема:"Путешествия на озера Бойка"

    создать условия для познавательный  интереса детей через ознакомления  с растительным миром Прибайкалья....

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе. Тема: "Вулканы"

    Предварительная работа:1.Рассматривание иллюстраций.2Просмотр презентации "Вулканы"3.Вопросы к детям.Задачи:1. Познакомить детей с причиной извержения вулканов.2. Углублять представления о ж...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему «Домашние животные»

    Цель: систематизировать представления детей о домашних животных.Задачи:Образовательные:Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами: повадки животных, особенности питания, усл...