Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе. Тема: Воздух и ветер
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе.  Тема: Воздух и ветер

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе №1.

Тема: Воздух и ветер

Цель:  продолжить  повышать развивающий эффект применения методов моделирования, через эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека.

 Задачи:

1)Систематизировать знания о значении воздуха для жизни, использовании свойств воздуха человеком, устанавливать связи между явлениями природы и делать выводы.

2)Развивать интеллектуальные способности, через художественное восприятие произведений поэтов и художников, изображающих одно и тоже явление природы.

Оборудование. Сосуд с водой, целофановый пакет, стеклянная банка, кубики, соломинка (коктейльная трубочка), резиновый шар, мяч, веер, веточка с листочками; сюжетная картина «Охрана воздуха от загрязнения».

Музыкальный материал. Аудиозапись «Старинной французской песни» П.И.Чайковского. Аудиозапись шума ветра.

Живописный материал. Репродукции картин, изображающих море, корабли(И.Айвазовский «Черное море», «Закат на море», «Морской пейзаж»)

Речевой материал. Отрывки из сказки А.С.Пушкина «Сказка о Царе Салтане» , «Сказка о мертвой царевне….».

Раздаточный материал: целофановый пакетик, чашка с водой, коктейльная трубочка, кусочек сахара, веер

Предварительная работа: Беседа «Воздух в моей жизни». Чтение познавательного рассказа И. Соколова-Микитова «Лес». Творческая игра «Мы туристы». Рассматривание альбома «Берегите лес-наше богатство». Наблюдение за движением ветра и его направлением.

Словарная работа: Активизация слов: «порывистый», «резкий», «ураганный», «разрушительный».

Место проведения. Групповая комната.

Ход занятия

I. Беседа о воздухе, значении воздуха для жизни.

Воспитатель. Сегодня у нас будет не обычное занятие, я вас приглашаю в свою мини-лабораторию, но для того, чтобы в нее пройти вам нужно узнать с чем я вас в ней познакомлю. Давайте задержим дыхание, зажмем нос, пока я сосчитаю до 5 и попробуем не дышать.

-Получилось ли у вас?

 -Было ли вам трудно?

 -Как вы думаете почему?

Воспитатель. Вот видите, даже до 5 раз тяжело задерживать дыхание. Хочется быстрее вдохнуть. А если бы вообще не было воздуха, мы бы просто задохнулись. Но, к счастью, у нас воздуха много, на всех хватит, он везде. Хотя воздух и невидим, его можно обнаружить и сегодня мы узнаем, как это можно сделать и какой воздух бывает.

Воспитатель. Вокруг нас есть воздух, мы дышим им, без него невозможно жить. Когда вы впервые родились, то начали дышать.

- Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее отгадать

 Всю жизнь с ним живем, а ни разу не видели. Что это? (воздух)

- Как  догадались? (без воздуха мы не сможем прожить, он не видим)

II. Практическая работа на обнаружение воздуха в различных предметах, закрепление представлений о свойствах воздуха, сжимаемости воздуха, весе воздуха.

1. Игра-поиск «Где живет воздух?»

(Воспитатель показывает стеклянную банку с кубиками.)

Воспитатель. Посмотрите, что это? (Стеклянная банка.)

Воспитатель. Есть ли что-нибудь в банке? (Кубики.)

Воспитатель. Уберем кубики, есть ли что-нибудь в пустой банке? (Воздух.)

-Ребята, вокруг нас всегда есть воздух, даже если мы его не видим, то это не значит, что его нет. Воздух нас везде окружает и даже в пустой банке он есть.

Воспитатель. Какого цвета воздух? (Бесцветный, прозрачный.)

(Перед каждым ребенком на столе целофановый пакет.)

Воспитатель. Ребята давайте подойдем к столу под номером 1, что вы видите (пакеты).

-Давайте вспомним, как мы летом ловим бабочек, с помощью чего?(сочка)

-Представьте себе, что вы ловцы воздуха, возьмите пакеты и давайте будем ловить воздух.

-Что происходит с пакетом? (он раздувается)

-А  теперь возьмем целофановый пакет в руки, встряхнем его, закрутим его со стороны отверстия. По мере скручивания мешочка что происходит? (Мешочек надувается.)

- Что же надуло пакет? (Воздух.)

-А скажите, ваш пакет с воздухом тяжелый? (нет, потому что воздух легкий невесомый)

2. Опытно-экспериментальная деятельность

Опыт 1. Воздух есть в воде.

(Перед каждым ребенком на столе стоит чашка с водой и соломинкой.)

Воспитатель. Дети, возьмите палочку для коктейля, один конец опустите в чашку с водой, другой конец возьмите в рот и осторожно подуйте в воду через палочку. Что появляются в воде? (Пузырьки воздуха.)

-Значит в воде тоже есть воздух, но называется он немножко по-другому кислород. Мы с ми знаем, что под водой живут тоже организмы, которым, как и нам, нужен кислород, с помощью которого они смогут дышать

Опыт 2. Воздух есть в сахаре.

(Перед каждым ребенком на столе чашка с водой, кусочек сахара.)

Воспитатель. Возьмите кусочек сахара и осторожно опустите в воду. Что вы заметили? (Из сахара кверху побежали пузырьки воздуха.)

Воспитатель. Что это значит? (В сахаре есть воздух.)

Вывод. Воздух есть везде: в комнате, на улице, в банке, в пустом пакете, в сахаре. Он нас окружает всегда и везде. Без воздуха бы не было жизни на земле.

Сенсорное упражнение «Сжатый воздух»

Воспитатель. Сегодня у нас необычный гость. (Достает не надутый воздушный шар.) Дети, что это такое? (Шарик.)

Воспитатель. Какой шарик? (Красный, резиновый, тянется, худенький.)

Воспитатель. Шарик просит меня, чтобы я его надула.

(Воспитатель надувает шар.)

Воспитатель. Чем наполнили шар? (Воздухом.)

Воспитатель. Каким стал шар? (Большим, прозрачным.)

Воспитатель. Тяжелее стал шарик или легче? (Тяжелее.)

Воспитатель. Что случится, если шарик заполнить большим количеством воздуха? (Он лопнет.)

(Воспитатель отпускает шар не завязав его.)

Воспитатель. Воздух с силой вырвался из шарика: он был сжат там. Где еще находится сжатый воздух? (В резиновом мяче, в шинах велосипеда.)

(Воспитатель показывает резиновый мяч.)

-А теперь давайте представим, что у вас тоже есть воздушный шарик, как вы его будете надувать (показываем с помощью рта и рук)

-Наши шары стали большие, а теперь спустим их. Как будет выходит воздух из шарика? (показывают движением рук и рта)

III. Обобщение знаний о движении воздуха, о ветре, использовании свойств воздуха человеком

1. Моделирование явления природы.

Воспитатель. Посмотрите, что еще у вас лежит на столах? (бумага)

-Давайте представим, что наступило жаркое лето, что можно сделать из бумаги, чтобы нам не было жарко? (веер)

-Молоды, правильно, давайте смастерим его все вместе (изготовление веера)

 Воспитатель. Помашем веером у лица. Какое при этом возникает ощущение? (У лица движется воздух.)

Вывод. Воздух может перемещаться с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер.

-Давайте послушаем как шумит ветер (Звучит аудиозапись шума ветра.)

2. Речевая игра «Кто больше назовет действий»

-Ребята вспомните, как говорят  про ветер, что он делает?(дует, свистит, летит, гнет, стучит)

Воспитатель. Давайте представим, что мы с вами отправились в лес и подул ветер. Что происходит с деревьями? (они начинают качаться)

-А теперь представьте, что вы все деревья и повторим за мной движения, которые я буду вам показывать

IV. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо…..

V. Систематизация знаний об использовании свойств воздуха человеком

Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку.

2. Загадка.

Живет от ветра,
Сама не ест,
А весь мир кормит. 
(Ветряная мельница, показывается картинка ветряной мельницы)

-Что приводит в движение лопасти ветряной мельницы? (движение ветра)

-Как вы думаете, почему мельницу называют «ветряная»?

-А сейчас давайте представим, что каждый из вас это ветряная мельница. И покажем как  будут двигаться ваши лопасти.(показывают движение руками сначала вперед, потом назад)

-Как надо дуть на крылья мельницы, чтобы они завертелись? (Сильно.) Что приводит в движение лопасти вертушки? (Ветер.)

Воспитатель. Что делали раньше на ветряной мельнице? (Мололи зерно.)

Вывод. Ветер – наш друг.

3. Игровое упражнение с водой «Нагоним волны»

(на столах 2 тазика наполненных водой, крышки это кораблики)

Воспитатель. Отправим в плавание кораблик.

(Дети запускают в тазик с водой кораблик, наблюдают, как он ведет себя на поверхности воды.)

Воспитатель. Что надо делать, чтобы кораблик двигался. (Подуть.)

Воспитатель. Пустим кораблики в плавание, сопровождая их «ветром». Как двигается кораблик на нашем озере при ровном «ветре»? (Кораблик двигается плавно и уверенно к «берегу».)

Воспитатель. А если налетит порывистый «ветер»? (Кораблик может перевернутся.)

Воспитатель. Подуем с большей силой, поднимем большие волны, изобразим бурю.

VI. Явления природы в произведениях поэтов и художников

Воспитатель. Сравним, как одно и тоже явление природы воспринимают поэт и художник. Ребята, давайте посмотрим  отрывки мультфильмов  из произведений А.С.Пушкина , и узнаем что автор говорит о ветре

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
ты волнуешь сине море
Всюду веешь на просторе.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

Воспитатель. Что делает ветер в сказке А.С. Пушкина? (Гоняет стаи туч, волнует сине море, веет на просторе, гуляет по морю, подгоняет кораблик, бежит в волнах.)

(Воспитатель выставляет на доску картины И.Айвазовского)

Воспитатель. Что общее на трех картинах? (Художники изобразили море и корабли.)

Воспитатель. Что приводит в движение суда(корабли)? (Ветер.)

Воспитатель. Какой ветер изобразил художник на первой картине? (Легкий, приятный, ласковый.)

Воспитатель. На какой картине изображен разрушительный, ураганный, холодный ветер? 

Воспитатель. Какие волны поднимает такой ветер? (Огромные.)

Воспитатель. Какой ветер изобразил художник  на третьей картинке (Слабый, теплый.)

VII. Обобщающая беседа по картине «Охрана воздуха от загрязнения»

Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку.

Это что за потолок
То он низок, то высок
То он сер, то беловат
То чуть, чуть голубоват
А порой такой красивый
Кружевной и синий, синий. 
(Небо.)

Воспитатель. Вы правильно отгадали загадку. Что такое небо? (Небо-толстый слой воздуха.)

(Показывает картину с изображением природы и завода.)

Воспитатель. Дети, внимательно посмотрите на картину. Какие слова можно подобрать для описания неба? Что виднеется вдали, за лесом? (На картине изображен завод. Трубы заводов выбрасывают в воздух дым, сажу.)

Воспитатель. Почему мы не задыхаемся? (Зеленые растения очищают воздух.)

Воспитатель. Что можете рассказать о лесе? (Чем больше растений, тем чище воздух. Растения – это зеленый наряд планеты. Лес – это земляная лаборатория, которая вырабатывает кислород и поглощает пыль, ядовитые газы.)

Воспитатель. Как охраняют воздух от загрязнения? (Над трубами заводов устраивают уловители дыма.)

Воспитатель. Что можно делать для леса? (Сажать и выращивать молодые деревья. Нельзя жечь костры рядом с деревьями.)

VIII.  Итог занятия

Воспитатель. Что это за невидимка, который нам нужен? (Воздух.)

-Для чего нам нужен воздух? (с помощью его мы дышим)

-Какие свойства воздуха вы запомнили?

-Что такое ветер? (это быстрое передвижение воздуха)

-Что такое лес? (Лес – это не только украшение земли, ее великолепный и удивительный наряд, но и источник здоровья.)

-Для чего нам нужно охранять и защищать воздух? (без воздуха нам нельзя прожить)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема: « Озеро Азас»

Знакомя детей с природой, педагог формирует у них нравственное и эстетическое отношение к действительности. Красота родной природы раскрыва...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема занятия: «Животные севера»

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.Задачи:1. Продолжать знакомить детей с животными Севера: белка, заяц, лиса, волк, бурый медведь, северный оле...

конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. подготовительная группа. тема:"Путешествия на озера Бойка"

создать условия для познавательный  интереса детей через ознакомления  с растительным миром Прибайкалья....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе. Тема: "Вулканы"

Предварительная работа:1.Рассматривание иллюстраций.2Просмотр презентации "Вулканы"3.Вопросы к детям.Задачи:1. Познакомить детей с причиной извержения вулканов.2. Углублять представления о ж...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. ТЕМА «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНЫЙ МИР»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. ТЕМА «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНЫЙ МИР»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема: «Знакомство с театром»

Задачи:Формировать у детей представление о видах театра: ТЮЗе, театре Оперы и Балета, Драматическом театре; о крупнейших театрах России: Большом театре, Театре кукол имени С. Образцова, Мариинском в С...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. ТЕМА «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНЫЙ МИР»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. ТЕМА «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНЫЙ МИР»...