Информационно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Золотая осень»
проект по окружающему миру (старшая группа)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ДЕТСКИЙ САД №16 «РУЧЕЁК»
Информационно-творческий проект
для детей старшего дошкольного возраста
«Золотая осень»
Проект разработала:
воспитатель
Таран Н.В.
2019 год
Паспорт проекта:
- Вид проекта: информационно-творческий
- Продолжительность проекта: краткосрочный (30.09-04.10)
- По составу участников: групповой
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
- Актуальность проекта:
Осень - последняя,
самая восхитительная улыбка года.
(Уильям Каллен Брайант)
Значение природы в жизни людей очень велико и многообразно. Восприятие красоты и гармонии форм, красок и звуков, наблюдение происходящих в природе явлений, вызывает чувство радости и даёт огромное наслаждение.
Природа – могучий источник познания. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его.
Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить.
В детском саду дети знакомятся с природой и с происходящими в ней изменениями в разное время года. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Ребёнок учится находить и правильно определять причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Ребёнок учится рассуждать, рассказывать, описывать.
Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретённых знаний. Процесс познания природы во всём её многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предметы и явления со всех сторон.
Осень – это прекрасная пора, преображающая природу до неузнаваемости. Пожелтевшие, налившиеся багрянцем листья, падающие с деревьев, по-осеннему ласковое солнце, освежающий ветерок – что может быть прекраснее?
Дети чувствуют красоту природы, тянутся к ней. У них возникает много вопросов, поэтому встаёт необходимость расширять представления об осени, знакомить с литературными произведениями, музыкой и живописью на эту тему, расширяя словарный запас детей, их представления о произведениях искусства.
- Цель проекта:
- расширять знания детей о сезонных изменениях в природе, систематизировать имеющиеся знания.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие:
- воспитывать умение вести диалог (внимательно слушать, отвечать на вопросы, не отвлекаться, не перебивать);
- воспитывать бережное отношение к природе.
Познавательное развитие:
- расширять и систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период;
- углублять представления о многообразии и пользе овощей и фруктов;
- формировать у детей умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
- развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
Речевое развитие:
- расширять и активизировать словарный запас детей;
- развивать монологическую и диалогическую форму речи.
Художественно-эстетическое развитие:
- формировать эмоциональную отзывчивость к восприятию произведений искусства;
- воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту;
- развивать творческие способностей у детей.
Физическое развитие:
- воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
- создавать условия, при которых реализуются потребности детей в движении;
- развивать физические качества.
6. Задачи по работе с родителями:
- повысить интерес к работе ДОУ;
- повысить заинтересованность родителей в учебно-воспитательном процессе.
7. Пути реализации:
Подготовительный этап:
- определение проблемы, цели, задач, содержания, участников проекта;
- разработка перспективного планирования по работе с детьми, составление плана взаимодействия с родителями;
- подбор и изучение методической литературы;
- разработка конспектов занятий и других мероприятий;
- разработка и изготовление дидактических игр и пособий;
- подбор иллюстративного и литературного материала для работы с детьми.
Практический этап (работа с детьми):
Проведение непосредственно-образовательной деятельности
- Познавательно-исследовательская деятельность: ознакомление с миром природы
«Осенины»
Цель: формировать представления о чередовании времён года.
Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Расширять представления об овощах и фруктах. Знакомить с традиционным народным календарём. Развивать познавательную активность.
- Коммуникация: развитие речи
«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.
Цель: учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.
- Художественное творчество: рисование
«Разноцветная осень»
Цель: развивать продуктивную деятельность детей, творчество, используя нетрадиционные методы рисования при помощи печати листьями. Расширять знания детей о признаках осени. Продолжать работу по обогащению словарного запаса; воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
«Золотая осень»
Цель: учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит в ясный день. Продолжать учить составлять композицию сюжетного рисунка. Учить детей видеть и наслаждаться цветовым богатством природы. Поощрять творческие находки и стремление детей к самостоятельному решению образа. Закреплять умение рисовать разные виды деревьев, совершенствовать навыки работы с кистью (всем ворсом и концом). Развивать чувство композиции, глазомер, воображение.
Воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в рисунке. Продолжать приучать к аккуратности при выполнении работы.
- Художественное творчество: аппликация
«Осенний листопад»
Цель: развивать творческие способности детей, используя нетрадиционный способ аппликации - обрывание бумаги. Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память; развивать интерес к выполнению заданий.
Уточнить понятие «листопад»; активизировать словарь детей по данной теме. Воспитывать бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа.
- Художественное творчество: лепка
«Золотая осень»
Цель: расширять знания детей о временах года, закрепить признаки осени, учить видеть красоту природы. Учить смешивать различные цвета, закрепить приёмы надавливания и размазывания, развивать мелкую моторику пальцев рук, умение работать, используя технику «Пластилинография». Развивать речь, память, наблюдательность, умение составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицы. Воспитывать навыки аккуратности, поддерживать желание доводить начатое дело до конца.
- Чтение художественной литературы
«Поэты и писатели об осени»
Цель: учить детей сравнивать произведения разных авторов, определять их характер, замечать образные выражения, эпитеты. Демонстрировать вариативность образа, воплощенного в разных произведениях. Соотносить литературный и музыкальный образ, выражения настроения в слове и цвете.
Закрепить представления об отличии рассказа и стихотворения. Развивать память при заучивании стихотворения.
Беседы
- «Что нам осень принесла?»
Цель: расширять представление детей об овощах и фруктах. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Дать представление о пользе природных витаминов.
- «Небо осенью»
Цель: уметь замечать осенние изменения на небе. Познакомить детей с понятием «облака» и «тучи».
- «Вода и осадки»
Цель: расширять представление детей о свойствах воды. Рассказать об особенностях осеннего дождя.
- «Осень – добрая волшебница»
Цель: развивать творческое воображение; приобщать к красоте, искусству, творчеству.
- «У цветочной клумбы»
Цель: знакомство с осенними цветами. Показать строение растения. Закрепить понятие высокий, низкий (цветок), длинный, короткий (стебель).
- «Листопад»
Цель: показать детям многообразие красок золотой осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Вести сезонные наблюдения.
- «Растительный мир осенью»
Цель: расширять представление о разнообразии растительного мира. Учить различать деревья и кустарники по внешнему виду. Формировать желание отражать красоту природы в художественно-творческой деятельности.
- «Птицы осенью»
Цель: знакомство с сезонными изменениями в жизни животных в осенний период. Учить различать и называть птиц по внешним признакам. Формировать желание наблюдать за поведением птиц.
- «Ветер»
Цель: расширять представление детей о ветре. Учить правилам поведения в ветреную погоду.
- «У медведя во бору грибы, ягоды беру»
Цель: закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибы и ягоды. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.
Дидактические игры
- «Осенние приметы»
Цель: закреплять знания о приметах осени; развивать устную речь, наблюдательность, внимание, память.
- «Какой сок?» («Какое варенье?»)
Цель: совершенствовать умение различать и называть фрукты; учить образовывать прилагательные; развивать устную речь, внимание, память.
- «С какого дерева лист?»
Цель: совершенствовать умение дифференцировать деревья по их стволам и листьям; развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.
- «Доскажи словечко»
Цель: развивать внимание, память; совершенствовать знания об овощах и фруктах.
- «Придумай сам»
Цель: учить правильно составлять предложения с заданным количеством слов.
- «Вершки и корешки»
Цель: упражнять в классификации овощей (что в них съедобно – корень или плоды на стебле).
Сюжетно-ролевые игры
- «Осенняя ярмарка»
Цель: закреплять представления детей об окружающей жизни, продолжать знакомить с народными праздниками, с русским фольклором. Совершенствовать игровые навыки детей: играть в коллективе, брать на себя роль и выполнять соответствующие действия, показать характер героев, передавать интонацию. Воспитывать и развивать творчество, артистизм. Доставить детям радость, зарядить их положительными эмоциями.
- «Путешествие в осенний лес»
Цель: совершенствовать умение детей выполнять роль строителя; формировать навыки коллективного конструирования несложных построек;
закреплять знания детей о сезонных изменениях; закреплять навыки словообразования; учить детей взаимоотношению в игре, воспитывать дружелюбие, желание играть вместе.
Подвижные игры
- «Овощи — фрукты»
Цель: развивать двигательную активность; учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду; развивать внимание, наблюдательность.
- «Найди пару»
Цель: развивать двигательную активность; учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым; закреплять знания о форме, цвете и размере; развивать слуховое и зрительное восприятие.
- «Туча и дети»
Цель: развивать двигательные способности.
- «Дождик, дождик не мочи!»
Цель: развивать двигательные способности.
- «Догони грибок»
Цель: упражнять в беге с увёртыванием; развивать умение действовать по сигналу.
Пальчиковая гимнастика
Цель: развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений. Совершенствовать зрительно–двигательную координацию. Совершенствовать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи. Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.
- «Мы идём в осенний лес»
- «Перелётные птицы»
- «Осенняя одежда»
Физкультурные минутки
Цель: способствовать снятию усталости и напряжения, укреплению здоровья детей. Восстановить работоспособность, успокоить нервную систему. Учить координировать речь с движением, проводить работу над темпом и ритмом речи. Развивать творческое воображение, подражательность.
- «Дождик»
- «За грибами»
- «Тучи дождевые»
Наблюдения
- Наблюдение за сезонными изменениями в природе
Цель: закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы;
учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время; формировать представление об осенних месяцах.
- Наблюдение за погодой
Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в жизни растений осенью.
- Наблюдение за погодой
Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в жизни растений осенью.
- Наблюдение за небом
Цель: Познакомить детей с внешними особенностями осеннего неба. Вызвать у детей интерес к внешним особенностям неба.
- Наблюдение за листопадом
Цель: закрепить знания признаков поздней осени; уточнить, почему падение листьев называют листопадом.
Художественная литература
Цель: формировать интерес к чтению художественной литературы. Способствовать развитию монологической и диалогической речи детей. Развивать память, слуховое и зрительное внимание, усидчивость.
1. И Токмакова «Деревья», «Дуб»
2. К. Ушинский «Рассказы и сказки Осень»
3. А. Плещеев «Осень наступила»
4. А. Фет «Осень»
5. И. С. Соколов-Микитов "Листопадничек", "Лес осенью"
6. К. Г. Паустовский "Желтый свет", "Прощание с летом"
Эксперементальная деятельность
- "Почему цветы осенью вянут?"
Цель: установить зависимость роста растений от температуры окружающей среды и поступающей влаги.
- «Листопад»
Цель: расширить знания о явлениях живой и неживой природы, учить устанавливать причинно-следственные связи, исследовать природное явление – листопад, строение листа, опытным путём сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях, развивать любознательность.
- «Почему листья опадают?»
Цель: исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства
Цель: закреплять представления у детей о живописи, особенностях его жанров и средств выразительности. Вызвать эмоциональный отклик на настроение живописных полотен, сопереживание ему. Формировать эстетическое суждение и оценку.
1. Пейзаж:
С. Шишко «Листопад», «Осенний мотив»
И.И. Левитан «Золотая осень», «Туман», «Осень»
А.И. Куинджи «Осень»
Ознакомление с музыкальными произведениями
Цель: формировать музыкальную культуру на основе знакомства с произведениями классической, народной музыки.
- Песни:
«Осенняя песня» Н. Рубальская
«Осень раскрасавица» А. Бас
«Дождик озорник» «Грустный журавушка» З. Роот
- Музыка для слушания:
украинские народные мелодии
«Краски природы» Н. Рубальская
«Времена года» Чайковский
Ознакомление с театральным искусством
- «Колосок»
Цель: формировать умение имитировать характерные движения сказочных персонажей-животных.
Практический этап (работа с родителями):
- памятка «Здоровье детей осенью»
- папка-передвижка «Что рассказать детям про осень»
Завершающий этап:
- выставка «Поделки из осенних листочков»
- музыкальное развлечение «Осенины»
- выставка рисунков «Осень золотая»
Методы и приёмы проекта:
Наглядные: наблюдение, экскурсии, рассматривание картин, иллюстраций, демонстрация презентаций, просмотр видеофильмов о природе.
Словесные: рассказ воспитателя, чтение художественных произведений о природе, беседы, использование фольклорных материалов.
Практические: экологические, подвижные, дидактические игры, труд в природе, опыты и эксперименты.
8. Предполагаемый результат:
- расширение знаний о сезонных изменениях в природе, об их причинах;
- совершенствовать знания о видах изобразительного искусства; продолжать знакомить с художниками;
- активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу;
- достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи, поэзии и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности;
- повышение эмоционального, психологического, физического развития детей.
9. Продукт предметной деятельности
Конспекты занятий и наблюдений, подборка дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр, детские рисунки, фотоматериалы, развлечение, методическое оборудование для игр и занятий.
10. Литература
1.Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 г. – 48 с
2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г. - 304 с.
3. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. 2-е издание, исправленное. – М.: Мозаика-синтез, 2008 г.- 96 с
4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. 2-е издание, исправленное. – М.: Мозаика-синтез, 2008 г.-96 с
5. Колдина Д.Н. Занятия по изобразительной деятельности с детьми 5-6 лет детского сада. Конспекты занятий. 2-е издание, исправленное. – М.: Мозаика-синтез, 2016 г. - 64 с
9. Интернет - ресурсы:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_-_zolotaya_osen.pdf | 2.42 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Золотая осень»
Цель. Учить передавать свое впечатление от осенней красоты природы. Развивать художественно-творческие способности....
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Золотая осень».
материал на закрепление знаний: листьях деревьев, классификация ягод и грибов, перелетные и зимующие птицы....
Конспект образовательной деятельности в нетрадиционной техники рисования для детей старшего дошкольного возраста «Золотая осень»
Конспект образовательной деятельности в нетрадиционной техники рисования для детей старшего дошкольного возраста «Золотая осень» ...
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Золотая осень России"
Цель: Воспитывать любовь к родине, интерес к народному творчеству России; создавать радостное настроение....
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Золотая осень»
Интеграция образовательных областей ФГОС ДО – познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.Познавательное развитие:Развивать...
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Золотая осень»
Закрепление представлений у детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....
Спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста "Золотая осень"
Спортивное мероприятие в виде эстафет по теме Осень для детей подготовительной группы...