Картотека игр - экспериментов с детьми среднего дошкольного возраста
картотека по окружающему миру (средняя группа)

Шакирова Александра Владимировна

Картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР - ЭКСПЕРИМЕНТОВ

С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Волшебный материал.

Цель: выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.

Материалы и оборудование: емкости с песком, глиной, брошечки, палочки, изделия из керамики, клеенка. Педагог предлагает слепить детям шарики, колбаски, фигурки из песка и глины. После высыхания изделий дети проверяют прочность построек. Педагог и дети обсуждают изменения, рассуждают о том, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее. Ребята угадывают, из чего сделана посуда. Для этого наливают в нее воду и проверяют материал по результатам.

Вывод. Влажная глина становится вязкой, из нее легко лепить. После высыхания сохраняет приобретенную форму. Сухой песок форму не сохраняет. Посуду можно изготовить из глины. Посуда из песка воду не держит, ломается. Глиняная посуда какое-то время сохраняет форму.

«Что случилось? Впитываемость песка и глины» 

Цель: определить, что песок и глина по-разному впитывают воду.

Материалы и оборудование: прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, пластиковые стаканчики с водой, клеенка. Педагог предлагает выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие). Дети одновременно наливают в стаканчики одинаковое количество воды (ровно столько, чтобы вода полностью ушла в песок). Дети выясняют, что произошло в емкостях с песком и глиной и почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду). Педагог предлагает вспомнить детям, где больше луж после дождя — на асфальте или на глинистой почве. На земле и в песочнице луж нет. Педагог интересуется у детей, почему дорожки в огороде посыпают песком (для впитывания воды).

Вывод. Песок и глина по-разному впитывают воду. Вода полностью впитывается песком. Глина воду не пропускает - она остается на поверхности.

Поиск воздуха

 Цель: обнаружить воздух.

Материалы и оборудование: султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой, модели (карточки с обозначениями «дуем вовнутрь» и «дуем снаружи»). Педагог предлагает детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно или по выбранной модели. С помощью педагога объясняют происходящие процессы на основе результата действий с предложенным оснащением (например, дуют в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик или полиэтиленовый пакет и др.).

Вывод. Внутри нас есть воздух, который мы вдыхаем из окружающей среды. Когда мы дуем в трубочку или в шарик мы выдыхаем воздух.

Кто разбудил китёнка 

Цель: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.

Материалы и оборудование: ванночка с водой, соломинки, мыльная вода в стаканчиках.

Ветер дует-задувает,

Волны в море поднимает.

Море синее бурлит,

Недоволен папа-кит:

«Ну, на что это похоже! 

Мой китёнок спать не может!

Ветер очень громко воет –

Не даёт нам всем покоя! »

Соглашается китиха:

«Надо, чтобы стало тихо!

Ветер, ветер, не гуди,

Нашу крошку не буди! »

Возьмите соломинку для коктейля, опустите её в воду и попросите ребёнка подуть в соломинку так, чтобы вода забурлила. А если приготовить в ковшике мыльный раствор и подуть в трубочку, начнёт образовываться пена и из ковшика вырастет пышная мыльная «борода».

Пузырьки-спасатели 

Цель: выявить, что воздух легче воды, он имеет силу.

Материалы и оборудование: стаканы с минеральной водой, кусочки пластилина величиной с рисовые зернышки. Дети наливают минеральную воду в стаканы, бросают в нее несколько кусочков пластилина. Пластилин падает на дно, всплывает и снова опускается на дно.

Вывод. Пластилин падает на дно, так как он тяжелее воды. И воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина на поверхность воды. Потом пузырьки выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно и т.д. Воздух легче воды и имеет силу, способную выталкивать некоторые предметы из воды.

Загадочные пузырьки

Цель: обнаружить воздух в предметах.

Материалы и оборудование: емкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, кусочки земли, глина. Педагог предлагает рассмотреть твердые предметы, погрузить их в воду, понаблюдать за выделением воздушных пузырьков. Обсудить, что это? (воздух), откуда он взялся? (вода вытеснила воздух). Что изменилось в предметах? (намокли, стали тяжелее и т. д.).

Растворимость веществ в воде

Цель: помочь детям выделить свойство воды: она растворяет некоторые вещества.

Материалы и оборудование: стаканы с водой (по количеству детей + 4), сахарный песок, соль, речной песок, акварельные краски, мерные ложечки, кисточки, клеенка. Педагог предлагает детям посмотреть, что случится с песком, если его насыпать в стакан с водой. В два других стакана педагог поочередно насыпает сахарный песок и соль. Предлагает попробовать детям воду на вкус (просит описать результат). Далее педагог предлагает размешать акварельную краску в стакане с водой. У каждого ребенка — свой цвет. Педагог спрашивает детей, почему вода стала цветной?

Вывод. Одни вещества в воде растворяются, другие — нет.

Помощница вода 

Цель: использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.

Материалы и оборудование: банка с мелкими лёгкими предметами на поверхности, ёмкость с водой, стаканчики. Перед детьми ставится задача: достать из банки предметы, не прикасаясь к ним руками (вливать воду, пока она не польётся через край). Взрослый предлагает проделать эти действия.

Дети делают вывод: вода, заполняя ёмкость, выталкивает находящиеся внутри неё предметы.

Вода принимает форму 

Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Материалы и оборудование: воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, резиновая перчатка, широкая миска, ковши, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы. Перед детьми – таз с водой и различные сосуды. Педагог интересуется – может ли вода иметь какую - то форму? Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (ковшом через воронку). Дети наливают во все сосуды по два ковша воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах.

Вывод: вода не имеет формы. Она принимает форму сосуда, в который она налита.

Водяная мельница.

Цель: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

Материалы и оборудование: игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой. Педагог проводит с детьми беседу о том, для чего человеку вода. В ходе беседы дети вспоминают ее свойства. А может ли вода заставить работать другие предметы? Взрослый показывает детям водяную мельницу. (Что это? Как заставить мельницу работать?). Педагог демонстрирует работу мельницы (Что видим? Почему мельница движется? Что ее приводит в движение?). Дети самостоятельно повторяют опыт. Вывод: вода приводит в движение мельницу. Если лить воду тоненькой струйкой, то мельница работает медленно, а если лить большой струей – мельница работает быстрее.

Лед — твердая вода

 

Цель: доказать, что лед — тоже вода.

Материалы и оборудование: сосулька (или пластина льда из морозилки), миска. Дети и педагог выбирают на площадке сосульку, приносят ее в помещение и помещают в миску для наблюдений за таянием. Педагог обращает внимание детей на то, как постепенно уменьшается сосулька. Что происходит? Взяв одну большую и несколько маленьких сосулек дети наблюдают, какая растает быстрее. Педагог обращает внимание детей на, то, что разные по величине куски льда растают за разные промежутки времени. Так же можно проследить за таянием снега.

Вывод. Лед (и снег) — тоже вода.

Где быстрее? 

Цель: выявить условия изменения агрегатных состояний воды (лед — вода, вода — лед).

Материалы и оборудование: варежки, льдинки, свеча, емкости с теплой и горячей водой, металлическая подставка, целлофановые пакетики. Педагог и дети изготавливают на прогулке фигурные льдинки, приносят их в группу, рассматривают (они твердые, холодные), выясняют, можно ли их сделать теплыми. Педагог выслушивает предложения детей о том, где можно согреть фигурки, проверяя все предположения (батарея, варежки, ладошки, емкости с горячей водой, свеча). Одинаковые льдинки помещают в целлофановые мешочки: один берут в руку, другой прячут в варежку. Через пять минут выясняют, почему льдинка в руке исчезла (от тепла руки она превратилась в воду). Уточняют, изменилась ли льдинка, лежащая в варежке, и почему (льдинка почти не растаяла, потому что в варежке нет тепла). Определяют, где быстрее льдинка превратится в воду (там, где больше тепла: свеча, батарея, рука).

Вывод. Агрегатное состояние воды зависит от температурных условий. Лед превращается в воду при соприкосновении с предметами, излучающими тепло.

Взаимодействие воды и снега 

Цель: выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. Выявить способность воды остывать под действием внешних условий. Сравнить свойства воды и снега: прозрачность, текучесть, хрупкость, твердость. Проверить способность снега под действием тепла превращаться в воду.

Материалы и оборудование: емкости с водой разной температуры (уровень воды отмечен меткой), снег, тарелочки, мерные ложки (или совочки). Педагог утверждает, что сможет удержать в руках воду, не пролив (жестом показывает, как много), затем демонстрирует это с комком снега. Дети рассматривают воду и снег, с помощью педагога выявляют их свойства, определяют, потрогав стенки, какая емкость с водой теплее. Педагог просит детей объяснить, как они узнали, что происходит со снегом в теплой комнате. Что произойдет с водой, снегом, если снег опустить в воду? Где снег быстрее растает: в стакане с теплой или с холодной водой? В тарелку, в стаканы с водой разной температуры дети кладут снег и следят, где он быстрее растает. Дети с педагогом отмечают, как увеличивается количество воды, как вода теряет свою прозрачность, когда в ней растаял снег.

Вывод. Вода может быть в жидком и твердом (снег, лед) состояниях. Чем выше температура воды, тем быстрее в ней тает снег. Вода со льдом или снегом на холоде быстро остывает. Растаявший в воде снег увеличивает ее объем, но уменьшает ее прозрачность.

Украсим елочку

Цель: расширять знания о том, что вода замерзает на холоде. 

Материалы и оборудование: формочки для замораживания, вода, акварельные краски, нитки. Педагог напоминает детям о приближающихся новогодних праздниках и предлагает украсить елку на участке д/с необычными игрушками – из воды. Спрашивает можно ли из воды сделать украшения и каким образом. Поощряет самостоятельные высказывания детей. Напоминает о превращении воды в лед при воздействии низких температур. Побуждает детей самостоятельно определить способы достижения цели. Вместе определяют алгоритм деятельности: налить воду в емкость – растворить в ней краску понравившегося цвета – налить в формочку окрашенную воду - опустить нитку, сложенную вдвое, ближе к краю формы – вынести на холод. После замерзания опустить дно формы в горячую воду и вынуть содержимое. Вместе украсить ель.

Почему все звучит? 

Цель: подвести детей к пониманию причины возникновения звука - колебание предметов.

Материалы и оборудование: длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, стеклянная банка, стеклянная палочка, балалайка, детская металлическая посуда, стеклянный стакан. Педагог предлагает детям выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос дети получают из серии опытов. -Дети рассматривают деревянную линейку и выясняют, есть ли у нее голос. Один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дергают — возникает звук.

Дети выясняют, что происходит в это время с линейкой. Останавливают дрожание рукой и уточняют, есть ли звук.

-Дети рассматривают натянутую струну на балалайке и выясняют, как заставить ее звучать и как заставить ее замолчать.

-Дети сворачивают лист бумаги в трубочку, дуют в нее легко, не сжимая, держа ее пальцами. Выясняют, что почувствовали. Делают вывод о том, что звучит только то, что дрожит (колеблется).

-Дети разбиваются на пары. Первый ребенок выбирает предмет, заставляет его звучать, второй — проверяет, касаясь пальцами, есть ли дрожание; объясняет, как сделать, чтобы звук смолк.

Вывод. Дрожащие предметы издают звуки. При прекращении дрожания (колебания) предмета звук смолкает.

Откуда берется голос? 

Цель: подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

Материалы и оборудование: линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи. Взрослый предлагает детям «пошептаться» — сказать друг другу «по секрету» разные слова шепотом. Повторить эти слова так, чтобы услышали все. Выяснить, что для этого сделали (сказали громким голосом); откуда выходили громкие звуки (из горлышка). Подносят руку к горлышку, произносят разные слова то шепотом, то очень громко, то тише и выясняют, что почувствовали рукой, когда говорили громко (в горлышке что-то дрожит); когда говорили шепотом (дрожания нет). Взрослый рассказывает о голосовых связках, об охране органов речи (голосовые связки сравниваются с натянутыми ниточками: для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали). Далее проводят опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: извлекают из нее тихий звук, подергивая за нить. Выясняют, что надо сделать, чтобы звук был громче (дернуть посильнее — звук усилится). Взрослый объясняет также, что при громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить (если дернуть сильно за нить, она порвется). Дети уточняют, что, разговаривая спокойно, без крика, человек бережет голосовые связки.

Металл. Его качества и свойства. 

Цель: научить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структуру поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).

Материалы и оборудование: скрепки, гайки, шурупы, гирьки, магниты, емкости с водой, картинка с изображением кузнеца в кузнице, алгоритм описания свойств материала. Педагог показывает детям несколько предметов из металла и выясняет, из чего сделаны эти предметы и как дети об этом узнали. Путем ощупывания дети определяют особенности формы, структуру поверхности. Дети рассматривают разные предметы и выделяют характерный блеск. Опускают гайки в воду, кладут на солнечное место, располагают рядом магниты. Педагог показывает картинку с кузнецом в кузнице: и рассказывает, как из металла делают различные вещи: нагревают металл и придают ему необходимую форму. Дети рассказывают по алгоритму о металле.

Вывод. Металл имеет плотную структуру поверхности, холоден на ощупь, проводит тепло, имеет металлический блеск, тонет в воде, куется при высоких температурах.

Мы — фокусники 

Цель опыта: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Материалы и оборудование: рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри. Взрослый вместе с детьми рассматривает бумагу, делает из нее самолетик, подвязывает его на нить. Незаметно для детей заменяет его на самолет с металлической пластиной, подвешивает его и, поднося «волшебную» рукавичку, управляет им в воздухе. Дети делают вывод: если предмет взаимодействует с магнитом, значит, в нем есть металл. Затем дети рассматривают мелкие деревянные шарики. Выясняют, могут ли они сами двигаться (нет). Взрослый подменяет их предметами с металлическими пластинами, подносит «волшебную» рукавичку, заставляет двигаться. Определяют, почему это произошло (внутри должно быть что-то металлическое, иначе рукавичка не будет действовать). Потом взрослый «нечаянно» роняет иголку в стакан с водой и предлагает детям подумать, как достать ее, не замочив руки (поднести рукавичку с магнитом к стакану).

Волшебное сито 

Цель опыта: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

Материалы и оборудование: совки, различные сита, ведерки, миски, крупа манная и рис, песок, мелкие камешки. К детям приходит Красная Шапочка и сообщает, что собирается в гости к бабушке — отнести ей горшочек манной каши. Но у нее случилось несчастье. Она нечаянно уронила банки с крупой, и крупа вся перемешалась. (Показывает миску с крупой.) Как отделить рис от манки? Дети пробуют отделить пальчиками. Отмечают, что получается медленно. Как можно это сделать быстрее? Посмотрите, нет ли в лаборатории каких-то предметов, которые могут помочь нам? Замечаем, на столе лежат сита. Что это? Для чего необходимо? Как этим пользоваться? Что остается в сите? Что из сита сеется в миску? Дети рассматривают очищенную манку. Педагог спрашивает: «Как еще можно использовать это волшебное сито?»

• Найдем вещества у нас в лаборатории, которые можно просеять. Обнаруживаем, что в песке много камешков. Как отделить песок от камешков? Дети самостоятельно просеивают песок. Что у нас в миске? Что осталось в сите? Почему крупные вещества остаются в сите, а мелкие сразу попадают в миску? Для чего необходимо сито? Есть ли у вас сито дома? Как его используют мамы, бабушки?

Каждому камешку свой домик

Цель опыта: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

Материалы и оборудование: различные камни, четыре коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета, дорожка из камешков. Педагог предлагает детям сундучок с разными камешками. Дети их рассматривают. Чем похожи эти камни? Действуют в соответствии с моделью (рис. 2): надавливают на камни, стучат. Все камни твердые. Чем камни отличаются друг от друга? Затем обращает внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупать их. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые. Педагог просит помочь ему разложить камни по четырем коробочкам по следующим признакам: в первую — гладкие и округлые; во вторую — маленькие и шероховатые; в третью — большие и не круглые; в четвертую — красноватые. Дети работают парами. Затем все вместе рассматривают, как разложены камни, считают количество камешков. Игра с камешками «Выложи картинку» педагог раздает детям картинки-схемы (рис. 3) и предлагает их выложить из камешков. Дети берут подносы с песком и в песке выкладывают картинку по схеме, затем выкладывают картинку по своему желанию. Дети ходят по дорожке из камешков. Что чувствуете? Какие камешки?

Цветной песок 

Цель опыта: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом), научить пользоваться теркой.

Материалы и оборудование: цветные мелки, песок, прозрачная емкость, мелкие предметы, два мешочка, мелкие терки, миски, ложки или палочки, небольшие банки с крышками. Педагог просит детей отгадать, что у него в мешочках. Дети пробуют определить на ощупь. (В одном мешочке — песок, в другом — кусочки мела.) Воспитатель открывает мешочки, дети проверяют свои предположения. Воспитатель и дети вместе рассматривают содержимое мешочков. Что это? Какой песок? Что с ним можно делать? Какого цвета мел? Какой мел на ощупь? Можно ли его сломать? Для чего он нужен? Может ли песок быть цветным? Как его сделать цветным? Что будет, если мы песок перемешаем с мелом? Как сделать, чтобы мел был таким же сыпучим, как песок. Взрослый говорит, что у него есть инструмент для превращения мела в мелкий порошок. Показывает детям терку. Что это? Как ею пользоваться? Дети берут миски, терки и трут мел. Что получилось? Какого цвета у тебя (называет имя) порошок? Как теперь сделать песок цветным? Дети насыпают песок в миску и перемешивают его ложками или палочками. Дети рассматривают красивый цветной песок. Как мы можем использовать этот песок? (Будем в группе делать красивые картинки.) Воспитатель предлагает поиграть. Показывает прозрачную емкость, заполненную разноцветными слоями песка, и спрашивает детей: «Как можно быстро найти спрятанный предмет?» Дети предлагают свои варианты. Воспитатель объясняет, что перемешивать песок руками, палочкой или ложкой нельзя, и показывает способ выталкивания из песка предмета путем встряхивания сосуда. Что произошло с разноцветным песком? Дети отмечают, что таким образом мы и предмет быстро нашли, и песок перемешали. Дети прячут в прозрачные банки мелкие предметы, засыпают их слоями разноцветного песка, закрывают банки крышками и показывают, как они быстро находят спрятанный предмет и перемешивают песок.

Увеличительное стекло, бинокль, очки

Цель: выявить особенности увеличительных приборов, познакомить детей с результатом взаимодействия увеличительного стекла с солнечными лучами.

Материалы и оборудование: увеличительные стекла по количеству детей, бинокль, очки с увеличением, спички, пучок сухой травы, настольная лампа. Педагог знакомит детей с увеличительным стеклом, биноклем, очками. Дети рассматривают предметы, сравнивают, что и как видно через них. Рассматривают пучок сухой травы через увеличительное стекло. Рассуждают, от чего может загореться сухая трава. Педагог предлагает детям посмотреть опыт с солнечными лучами (увеличительным стеклом направляет солнечные лучи на пучок травы). Рассуждают, как происходят пожары летом в лесу и что делать в случае возгорания травы, в случае пожара. Затем педагог предлагает направить свет настольной лампы через лупу на пучок травы и посмотреть, что получится (трава не загорится). Педагог обобщает: настольная лампа светит слабее, поэтому трава не может загореться.

Вывод. Увеличительные приборы имеют разную степень увеличения. Самое слабое увеличение дают очки. Лупа увеличивает от 10 до 20 раз, а бинокль приближает к нам предмет на самое близкое расстояние. При преломлении солнечных лучей через лупу теплота от лучей тоже увеличивается, поэтому сухая трава нагревается и может загореться.

Угадай-ка (Опыт № 1) 

Цель: наглядно показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера.

Материалы и оборудование: предметы из одного материала разных размеров, большие и маленькие машины, матрешки, мячи, мешочек, непрозрачные коробочки разных размеров. Дети рассматривают пары предметов, выясняют, чем похожи и чем отличаются (отличаются по размеру). Педагог предлагает детям поиграть: поместить все игрушки в коробочку и, вынимая по одной, определить на ощупь, какая это игрушка — большая или маленькая. Далее предметы помещают в один мешочек. Педагог предлагает достать тяжелый или легкий предмет, выясняет, как дети догадались (если большой предмет, то он тяжелый, а если маленький — легкий). Вывод. Все предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Больший по размеру предмет тяжелее меньшего по размеру предмета, сделанного из того же материала.

Угадай-ка (опыт №2)

Цель: помочь детям понять зависимость веса предмета от материала.

Материалы и оборудование: предметы одинаковых формы и размера из разных материалов: дерева (без пустот внутри), металла, поролона, пластмассы, емкость с водой, емкость с песком, шарики одинакового цвета из разных материалов. Дети рассматривают пары предметов и выясняют, чем они похожи и чем отличаются (похожи по размеру, отличаются по весу). Проверяют разницу в весе, берут предметы в руки. Затем педагог предлагает детям поиграть: из мешочка, лежащего на столе, на ощупь выбрать предмет и объяснить, как догадались, тяжелый он или легкий. Педагог объясняет, от чего зависит легкость или тяжесть предмета (от того, из какого материала он сделан). Далее дети с закрытыми глазами по звуку упавшего на пол предмета определяют, легкий он или тяжелый. Так же определяют по звуку вес упавшего в воду предмета. По углублению в песке можно определить, легкий или тяжелый предмет в него упал.

Вывод. Предметы одинакового размера, но изготовленные из разных материалов отличаются по весу. Дерево и металл тяжелее изделий из поролона или пластмассы.

Свет вокруг нас 

Цель: определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности устройства рукотворных источников света.

Материалы и оборудование: картинки с изображениями источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик), несколько предметов, которые не дают света. Педагог предлагает детям определить, темно сейчас или светло, объяснив свой ответ. Педагог с детьми выясняют, что светит сейчас (солнце), что может осветить предметы, когда в природе темно (лампа, костер и пр.). Затем педагог предлагает выбрать детям те картинки, где изображены предметы, дающие свет. Предлагает разделить эти картинки на две группы (рукотворные и природные источники света). Педагог демонстрирует действие свечи, настольной лампы, фонарика. Дети сравнивают результаты — что светит ярче — и раскладывают в такой же последовательности изображения. Вместе с детьми педагог рассматривают предложенные предметы, обсуждают их назначение, особенности их использования и правила безопасности при обращении с ними.

Вывод. Предметы, дающие свет, имеют природное или рукотворное происхождение. Рукотворные предметы изготовлены человеком. Эти предметы дают свет разной степени яркости. При обращении с ними необходимо соблюдать определенные правила безопасности.

Когда это бывает? 

Цель: понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру.

Материалы и оборудование: иллюстрации пейзажей, событий в разные части суток. Дети заранее вместе с родителями наблюдают на улице за освещенностью в разные части суток (утро, день, вечер, ночь), за луной. Вспоминают свои наблюдения и сравнивают освещенность солнцем и луной. Взрослый предлагает детям изготовить модель (круговую диаграмму) частей суток: подобрать цвет (объясняя свой выбор степенью белизны бумаги и цвета) и закрасить сектора или проклеить их цветной бумагой. Дети подбирают иллюстрации (пейзажи и изображения режимных моментов) по каждой части суток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека игр - экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста

Игры-эксперименты с различными источниками света Солнечный зайчикЦель: познакомить с естественным источником света – солнцем.Вам понадобятся маленькие зеркала, солнечный светВыбрав момент, ...

Картотека игр - экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста. Часть 1

Пособие включает в себя картотеку опытов, экспериментов для воспитателей детских садов. В картотеке подробно описывается ход эксперимента и её цель....

Картотека игр - экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста. Часть 2

Пособие включает в себя картотеку опытов и экспериментов для воспитателей детских садов. В картотеке подробно описывается ход эксперимента и её цель....

КАРТОТЕКА ИГР- ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Часть 1

Эксперименты с красками, с различными источниками света и почвой с детьми младшего возраста...

Картотека игр-экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста

Картотека игр-экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста часть 1-2....

Картотека игр-экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста

Картотека игр-экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста часть 1-2....