Конспект открытой организованной образовательной деятельности по экспериментированию в подготовительной группе «Мы - исследователи»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Жучкова Валентина Сергеевна

Конспект открытой организованной образовательной деятельности  по экспериментированию в подготовительной группе

 «Мы - исследователи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_my-issledovateli._pesok.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытой организованной образовательной деятельности  по экспериментированию в подготовительной группе

 «Мы - исследователи»

Цель: познакомить детей со свойствами песка. Обучить навыкам проведения лабораторных опытов.

Задачи: развивать наблюдательность, смекалку, мелкую моторику рук, логическое мышление, коммуникативные навыки, внимание, память; учить детей определять физические свойства песка и делать умозаключения по результатам обследования; соблюдать меры безопасности.

Активизация словаря: исследователи, лаборатория, эрозия, сыпучий, сырой, лупа.

Предварительная работа:  рассматривание различных видов песка (кинетический, кварцевый, глинистый, цветной); создание цветного песка, рисование им картин; знакомство с правилами безопасности во время проведения экспериментов.

Материалы и оборудование: мультимедийная доска, мультфильм «Семья Почемучек. Песок», стол у воспитателя с оборудованием для экспериментирования, весы. 2 доски, карточки-картинки.

На столах у каждого ребенка: 2 тарелочки с сухим и сырым песком, 2 пластиковых стаканчика, воронка, ложка чайная, ложка пластмассовая, трубочка, формочка, бутылочка с водой, лупа, бумажные салфетки, поднос.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня у нас гости. Давайте поприветствуем их.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: У нас сегодня не обычное занятие. Хотите быть исследователями?

Дети: Да.

Воспитатель: Кто такие исследователи?

Дети: Кто изучает, проводит исследования чего-либо.

Воспитатель: Что будем исследовать, узнаете, если отгадаете загадку:

Петя замок строит ловко,

Маша торт печет ведерком.

Здесь у моря на часок

Всех детей собрал….

Дети: Песок.

Воспитатель: Хотите узнать, насколько удивителен песок?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда,  я приглашаю вас в нашу мини-лабораторию.

Дети проходят и присаживаются за столы.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?

Дети: Это место, где ученые проводят опыты и эксперименты, делают открытия.

Воспитатель: Правильно.  Какие правила надо соблюдать при работе с песком?

Дети: 1. Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая друг другу. 2. Если испачкался, вытирать руки салфеткой. 3. Не брать песок и грязные пальцы в рот. 4.Не тереть грязными руками глаза 5. Класть все на место. 6. Аккуратно работать за столом, не обсыпаться.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на свои столы. У вас оборудование. Перед вами на подносах лежат материалы в тарелочках, 2 стаканчика, лейка, ложка чайная, ложечка пластмассовая, формочка, бутылочка с водой, лупа, трубочка, салфетки. Все это пригодится нам  в работе.  

  1. «Сухой и сырой песок»

Пожалуйста, своей рукой прикоснитесь к песочку, который лежит на правой тарелочке.

Дети ладонью трогают песок на тарелочках.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какой это песок?

Дети: Это песок сухой.

Воспитатель: у меня такая карточка, на которой написано «песок» и солнышко. Значит,  мы будем говорить о песке сухом.

Воспитатель прикрепляет карточку на доску справа.

Воспитатель: теперь приложите ладошку на другой песок на тарелочке слева.

Дети трогают песок на другой тарелочке и делают выводы.

Дети: Этот песок мокрый.

Воспитатель: у меня карточка с капелькой, которая говорит, что мы будем разговаривать о сыром песке.

Воспитатель прикрепляет карточку на доску слева.

  1. «Из чего состоит песок?»

Воспитатель: посмотрите через лупу на сухой и сырой песок.

Дети берут лупы и разглядывают через нее сухой и сырой песок на своих тарелочках.

Воспитатель: Из чего состоит песок?

Дети: Из маленьких песчинок (другие ответы детей).

Воспитатель: А какого цвета сухой песок?

Дети: Светлого.

Воспитатель: А сырой песок какого цвета?

Дети: Темного

Воспитатель: сухой песок светлый, поэтому у меня клякса будет светлого цвета.

Воспитатель приклеивает на правую доску желтую кляксу.

Воспитатель: А сырой песок темный, поэтому у меня клякса более темного цвета.

Воспитатель приклеивает кляксу на левую доску.

  1. «Свойства  сухого и сырого песка».

Воспитатель: Возьмем стакан и леечку, опустим леечку в стакан. Теперь ложкой возьмите сухой песок со своей тарелочки и положите его в леечку и посмотрите, что произойдет.

Дети выполняют эксперимент: определение свойств сухого песка. Делают выводы (когда я сыпала сухой песок в воронку, он легко сыпался, потому что он сухой и сыпучий).

Воспитатель: возьмите другой стакан, переставьте воронку и положите сырой песок в воронку. Что произойдет.

Дети выполняют эксперимент: определение свойств сырого песка. Делают выводы (когда я накладываю сухой песок в воронку, он не сыпется, потому что мокрый).

Воспитатель: Какие вы молодцы, вы узнали еще одно свойство песка, что сухой песок у нас сыпучий (прикрепляет карточку- ориентир на правую доску), а сырой песок не сыпучий (вторую карточку на левую доску).

  1. «Песок не растворим»  

Воспитатель: Пожалуйста, возьмите бутылочку с водой, налейте в воронку воды. И во второй стаканчик тоже.

Дети берут бутылочку с водой и наливают немного воды в оба стаканчика с песком.

Воспитатель: Так, исследователи, подумайте, о каком свойстве мы будем говорить сейчас?

Дети: Сухой и сырой песок не растворились в воде.

Воспитатель: Помешайте лучше ложкой песок  в стакане, вдруг получится.

Дети помешивают ложкой песок в обоих стаканчиках и делают вывод, что песок не растворим.

Воспитатель: и сухой и сырой песок в воде не растворяются.

Воспитатель прикрепляет таблички с обозначением нерастворимости песка.

  1. «Имеет ли песок форму?»

Воспитатель: предлагаю вам, ребята, определить, имеет ли сухой и сырой песок форму с  помощью фигур-формочек. Сделать выводы.

Дети пробуют с помощью формочек сделать фигуры из сухого и сырого песка. Делают выводы: (когда я прикладывала формочку к сухому песку, он не имеет форму, когда я прикладывала к сырому песку, он имеет форму).

Воспитатель: Какие вы молодцы. Вы определили свойства песка сухого. Сухой песок не имеет форму (прикрепляет табличку с горкой сухого песка на правую доску), а мокрый песок имеет форму (прикрепляет карточку с фигурками из сырого песка на левую доску).

  1. «Когда песок легкий, когда тяжелый».

Воспитатель: Пожалуйста, возьмите трубочку и тихонько подуйте на сухой и сырой песок. Подумайте, какие выводы можно сделать?

Дети берут трубочки и слегка дуют на сухой и сырой песок. Делают выводы (сухой песок разлетается, потому что он легкий, а если подуть на мокрый песок, он не разлетается, потому что он тяжелый и склеен водой).

Воспитатель: Да, песок сухой может двигаться, если на него подует ветер, и я приглашаю вас отдохнуть и тоже подвигаться.

Физкультминутка «Тихо плещется вода»

Тихо плещется вода,

Мы плывем по теплой речке (Плавательные движения руками)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погулять (Ходьба на месте)

А теперь глубокий вдох (Вдох)

И садимся на песок (Дети садятся)

Воспитатель: Проходите на свои рабочие места и продолжим нашу исследовательскую работу.

Дети проходят за столы.

Воспитатель: Чтобы узнать точно, что сухой песок легкий, а сырой тяжелый, в этом нам помогут весы. Приглашаю сюда исследователя Елисея.  Подойди пожалуйста, к моему столу к весам и положи на одну чашу весов сухой песок, на другую сырой, а мы посмотрим, верен ли наш вывод.

Ребенок насыпает на чашечки разный песок, смотрим, делаем вывод.

Воспитатель прикрепляет на доску карточки с обозначением легкого и  тяжелого.

  1. «Имеет ли песок запах»

Воспитатель: Предлагаю еще подумать и найти еще одно свойство сухого и сырого песка. Прикрепляет на доску карточки с носом.

Дети: сухой песок не имеет запаха, а сырой песок имеет запах.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю для подведения итога, рассказать о свойствах сухого и сырого песка. В этом помогут карточки на доске.

Дети выходят по очереди к доскам и рассказывают о свойствах сухого и сырого песка.

Воспитатель: Уважаемые исследователи, я предлагаю ознакомиться – откуда появился песок. Песок – это природный материал. Обратите внимание на экран и посмотрите мультфильм «Семья Почемучек. Песок».

Просмотр мультфильма.

Воспитатель:  Ребята, у меня для вас есть один сюрприз в награду за вашу хорошую работу. Мы посмотрели мультфильм, там говорили о вулканах. Хотите самостоятельно в лаборатории проделать опыт «Извержение вулкана»? Здесь у меня есть лаборатория интересных открытий и там все готово для проведения опыта.

Воспитатель с детьми подходит к столу, где находится материал и оборудование для опыта.

Воспитатель: Из чего сделано основание вулкана? Из конуса, который мы изготовили заранее.

Из чего сделано жерло вулкана? Можно вставить внутрь какую-нибудь пустую пластиковую баночку.

Все это стоит на подносе.

Далее дети выполняют действия, которые указывает воспитатель:

- насыпаем в жерло ложку соды

- добавляем красную краску

- с помощью пипетки пять капель моющей жидкости.

А теперь – внимание! Жидкость в этой бутылочке – с особым знаком. Он означает, что без взрослых этой жидкостью пользоваться нельзя. Это уксус, его добавлю я сама.

Воспитатель: Что вы наблюдаете?

Дети: Он извергается спокойно.

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за вашу работу. Вам интересно было быть исследователями?

Дети: Да.

Воспитатель:  на сегодня наша исследовательская деятельность закончена. Благодарю вас и вручаю вам знаки отличия того, что вы настоящие юные исследователи.

Конец занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области "Познание": формирование элементарных математических представлений. Тема "Путешествие Лунтика"

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области "Познание": Формирование элементарных математических представленийТема ...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по теме: "Цепочки в лесу"

Содействовать формированию представлений у детей о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга....

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы для районного семинара воспитателей и педагогов ДОУ по теме: «Полилингвальное образование как основа формирования речевой культуры дошкольников»

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми  подготовительной группы для районного семинара воспитателей и педагогов  ДОУ  по теме: «Полилингваль...

Конспект открытой организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы

Открытое занятие на методическом объединении инструкторов по физической культуре.Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18 «Гармония» станицы По...