Конспект открытой организованной образовательной деятельности по экспериментированию в подготовительной группе «Мы - исследователи»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект открытой организованной образовательной деятельности по экспериментированию в подготовительной группе
«Мы - исследователи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_my-issledovateli._pesok.docx | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытой организованной образовательной деятельности по экспериментированию в подготовительной группе
«Мы - исследователи»
Цель: познакомить детей со свойствами песка. Обучить навыкам проведения лабораторных опытов.
Задачи: развивать наблюдательность, смекалку, мелкую моторику рук, логическое мышление, коммуникативные навыки, внимание, память; учить детей определять физические свойства песка и делать умозаключения по результатам обследования; соблюдать меры безопасности.
Активизация словаря: исследователи, лаборатория, эрозия, сыпучий, сырой, лупа.
Предварительная работа: рассматривание различных видов песка (кинетический, кварцевый, глинистый, цветной); создание цветного песка, рисование им картин; знакомство с правилами безопасности во время проведения экспериментов.
Материалы и оборудование: мультимедийная доска, мультфильм «Семья Почемучек. Песок», стол у воспитателя с оборудованием для экспериментирования, весы. 2 доски, карточки-картинки.
На столах у каждого ребенка: 2 тарелочки с сухим и сырым песком, 2 пластиковых стаканчика, воронка, ложка чайная, ложка пластмассовая, трубочка, формочка, бутылочка с водой, лупа, бумажные салфетки, поднос.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня у нас гости. Давайте поприветствуем их.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: У нас сегодня не обычное занятие. Хотите быть исследователями?
Дети: Да.
Воспитатель: Кто такие исследователи?
Дети: Кто изучает, проводит исследования чего-либо.
Воспитатель: Что будем исследовать, узнаете, если отгадаете загадку:
Петя замок строит ловко,
Маша торт печет ведерком.
Здесь у моря на часок
Всех детей собрал….
Дети: Песок.
Воспитатель: Хотите узнать, насколько удивителен песок?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда, я приглашаю вас в нашу мини-лабораторию.
Дети проходят и присаживаются за столы.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: Это место, где ученые проводят опыты и эксперименты, делают открытия.
Воспитатель: Правильно. Какие правила надо соблюдать при работе с песком?
Дети: 1. Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая друг другу. 2. Если испачкался, вытирать руки салфеткой. 3. Не брать песок и грязные пальцы в рот. 4.Не тереть грязными руками глаза 5. Класть все на место. 6. Аккуратно работать за столом, не обсыпаться.
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на свои столы. У вас оборудование. Перед вами на подносах лежат материалы в тарелочках, 2 стаканчика, лейка, ложка чайная, ложечка пластмассовая, формочка, бутылочка с водой, лупа, трубочка, салфетки. Все это пригодится нам в работе.
- «Сухой и сырой песок»
Пожалуйста, своей рукой прикоснитесь к песочку, который лежит на правой тарелочке.
Дети ладонью трогают песок на тарелочках.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какой это песок?
Дети: Это песок сухой.
Воспитатель: у меня такая карточка, на которой написано «песок» и солнышко. Значит, мы будем говорить о песке сухом.
Воспитатель прикрепляет карточку на доску справа.
Воспитатель: теперь приложите ладошку на другой песок на тарелочке слева.
Дети трогают песок на другой тарелочке и делают выводы.
Дети: Этот песок мокрый.
Воспитатель: у меня карточка с капелькой, которая говорит, что мы будем разговаривать о сыром песке.
Воспитатель прикрепляет карточку на доску слева.
- «Из чего состоит песок?»
Воспитатель: посмотрите через лупу на сухой и сырой песок.
Дети берут лупы и разглядывают через нее сухой и сырой песок на своих тарелочках.
Воспитатель: Из чего состоит песок?
Дети: Из маленьких песчинок (другие ответы детей).
Воспитатель: А какого цвета сухой песок?
Дети: Светлого.
Воспитатель: А сырой песок какого цвета?
Дети: Темного
Воспитатель: сухой песок светлый, поэтому у меня клякса будет светлого цвета.
Воспитатель приклеивает на правую доску желтую кляксу.
Воспитатель: А сырой песок темный, поэтому у меня клякса более темного цвета.
Воспитатель приклеивает кляксу на левую доску.
- «Свойства сухого и сырого песка».
Воспитатель: Возьмем стакан и леечку, опустим леечку в стакан. Теперь ложкой возьмите сухой песок со своей тарелочки и положите его в леечку и посмотрите, что произойдет.
Дети выполняют эксперимент: определение свойств сухого песка. Делают выводы (когда я сыпала сухой песок в воронку, он легко сыпался, потому что он сухой и сыпучий).
Воспитатель: возьмите другой стакан, переставьте воронку и положите сырой песок в воронку. Что произойдет.
Дети выполняют эксперимент: определение свойств сырого песка. Делают выводы (когда я накладываю сухой песок в воронку, он не сыпется, потому что мокрый).
Воспитатель: Какие вы молодцы, вы узнали еще одно свойство песка, что сухой песок у нас сыпучий (прикрепляет карточку- ориентир на правую доску), а сырой песок не сыпучий (вторую карточку на левую доску).
- «Песок не растворим»
Воспитатель: Пожалуйста, возьмите бутылочку с водой, налейте в воронку воды. И во второй стаканчик тоже.
Дети берут бутылочку с водой и наливают немного воды в оба стаканчика с песком.
Воспитатель: Так, исследователи, подумайте, о каком свойстве мы будем говорить сейчас?
Дети: Сухой и сырой песок не растворились в воде.
Воспитатель: Помешайте лучше ложкой песок в стакане, вдруг получится.
Дети помешивают ложкой песок в обоих стаканчиках и делают вывод, что песок не растворим.
Воспитатель: и сухой и сырой песок в воде не растворяются.
Воспитатель прикрепляет таблички с обозначением нерастворимости песка.
- «Имеет ли песок форму?»
Воспитатель: предлагаю вам, ребята, определить, имеет ли сухой и сырой песок форму с помощью фигур-формочек. Сделать выводы.
Дети пробуют с помощью формочек сделать фигуры из сухого и сырого песка. Делают выводы: (когда я прикладывала формочку к сухому песку, он не имеет форму, когда я прикладывала к сырому песку, он имеет форму).
Воспитатель: Какие вы молодцы. Вы определили свойства песка сухого. Сухой песок не имеет форму (прикрепляет табличку с горкой сухого песка на правую доску), а мокрый песок имеет форму (прикрепляет карточку с фигурками из сырого песка на левую доску).
- «Когда песок легкий, когда тяжелый».
Воспитатель: Пожалуйста, возьмите трубочку и тихонько подуйте на сухой и сырой песок. Подумайте, какие выводы можно сделать?
Дети берут трубочки и слегка дуют на сухой и сырой песок. Делают выводы (сухой песок разлетается, потому что он легкий, а если подуть на мокрый песок, он не разлетается, потому что он тяжелый и склеен водой).
Воспитатель: Да, песок сухой может двигаться, если на него подует ветер, и я приглашаю вас отдохнуть и тоже подвигаться.
Физкультминутка «Тихо плещется вода»
Тихо плещется вода,
Мы плывем по теплой речке (Плавательные движения руками)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погулять (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох (Вдох)
И садимся на песок (Дети садятся)
Воспитатель: Проходите на свои рабочие места и продолжим нашу исследовательскую работу.
Дети проходят за столы.
Воспитатель: Чтобы узнать точно, что сухой песок легкий, а сырой тяжелый, в этом нам помогут весы. Приглашаю сюда исследователя Елисея. Подойди пожалуйста, к моему столу к весам и положи на одну чашу весов сухой песок, на другую сырой, а мы посмотрим, верен ли наш вывод.
Ребенок насыпает на чашечки разный песок, смотрим, делаем вывод.
Воспитатель прикрепляет на доску карточки с обозначением легкого и тяжелого.
- «Имеет ли песок запах»
Воспитатель: Предлагаю еще подумать и найти еще одно свойство сухого и сырого песка. Прикрепляет на доску карточки с носом.
Дети: сухой песок не имеет запаха, а сырой песок имеет запах.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю для подведения итога, рассказать о свойствах сухого и сырого песка. В этом помогут карточки на доске.
Дети выходят по очереди к доскам и рассказывают о свойствах сухого и сырого песка.
Воспитатель: Уважаемые исследователи, я предлагаю ознакомиться – откуда появился песок. Песок – это природный материал. Обратите внимание на экран и посмотрите мультфильм «Семья Почемучек. Песок».
Просмотр мультфильма.
Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть один сюрприз в награду за вашу хорошую работу. Мы посмотрели мультфильм, там говорили о вулканах. Хотите самостоятельно в лаборатории проделать опыт «Извержение вулкана»? Здесь у меня есть лаборатория интересных открытий и там все готово для проведения опыта.
Воспитатель с детьми подходит к столу, где находится материал и оборудование для опыта.
Воспитатель: Из чего сделано основание вулкана? Из конуса, который мы изготовили заранее.
Из чего сделано жерло вулкана? Можно вставить внутрь какую-нибудь пустую пластиковую баночку.
Все это стоит на подносе.
Далее дети выполняют действия, которые указывает воспитатель:
- насыпаем в жерло ложку соды
- добавляем красную краску
- с помощью пипетки пять капель моющей жидкости.
А теперь – внимание! Жидкость в этой бутылочке – с особым знаком. Он означает, что без взрослых этой жидкостью пользоваться нельзя. Это уксус, его добавлю я сама.
Воспитатель: Что вы наблюдаете?
Дети: Он извергается спокойно.
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за вашу работу. Вам интересно было быть исследователями?
Дети: Да.
Воспитатель: на сегодня наша исследовательская деятельность закончена. Благодарю вас и вручаю вам знаки отличия того, что вы настоящие юные исследователи.
Конец занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области "Познание": формирование элементарных математических представлений. Тема "Путешествие Лунтика"
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области "Познание": Формирование элементарных математических представленийТема ...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по теме: "Цепочки в лесу"
Содействовать формированию представлений у детей о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга....
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Музыкальная лаборатория»
Познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования....
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы " В поисках космического клада"
ООД для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы для районного семинара воспитателей и педагогов ДОУ по теме: «Полилингвальное образование как основа формирования речевой культуры дошкольников»
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы для районного семинара воспитателей и педагогов ДОУ по теме: «Полилингваль...
Конспект открытой организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы
Открытое занятие на методическом объединении инструкторов по физической культуре.Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18 «Гармония» станицы По...
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности Тема: «Путешествие на планету Математика»
закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия...