Проект по краеведению: "Животный и растительный мир"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Проект по краевееднию: "Животный и растительный мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №28»

Проект на тему: «Животный и растительный мир родного края».

Создал: воспитатель

I квалификационной категории

Кузнецова Д.А.

Арзамас, 2018 г.

Цель: Содействовать формированию представлений о представителях животного и растительного  мира природного края.

План:

1. Родной край - Нижегородская область

2. Растительный мир Нижегородской области

3. Животный мир Нижегородской области

4. Охрана природы Заповедник — «Керженский»

Родной край - Нижегородская область

Нижегородская область расположена на слиянии рек Волги и Оки. Природа здесь разнообразна и красива. Пейзажи так хороши, что кажется сами просятся на полотно художника. Долина Волги разделяет эту область на две географические зоны. Южная зона это лесостепь, а северная песчаные равнины с густыми лесами.

Растительный мир Нижегородской области

Растительность области очень разнообразна. Здесь наблюдаются три природные зоны, лесостепи, хвойно-лиственный лес и тайга. Березовые и липовые рощи растут по соседству с многовековыми соснами. На песчаных берегах рек много плакучих ив, заросли тростника и ежевики. В дельте Волги насчитываются 500 видов растений. На лугах растут полынь, мята, осока, алтея, молочай и щавель.

Встречаются здесь ясени, ивы и тополя.

Животный мир Нижегородской области

Животный мир области отличается разнообразием и богатством видов. Этому способствует большое количество водоемов. В них живут масса земноводных и насекомых. Здесь обитает также много болотных птиц. Гуси, кряквы, серые утки селятся на озерах области. На берегу реки попадаются редкие порода птиц: орлан белохвост, лебедь шипун и белая цапля. В реках и водохранилищах много рыбы (лещ, судак, голавль, щука, окунь, стерлядь и даже речной осетр). Благодаря такому обилию пищи в области много хищных зверей. Тут обитают медведи, волки и рыси. Заповедник — «Керженский»

На территории Нижегородской области находится только один заповедник —«Керженский».

Заповедник — это территория, на которой сохраняются в естественном состоянии природные комплексы и ведутся исследовательские работы. Это только общее понятие. На самом деле заповедник — небольшой уголок нашей большой Земли, где природа является нетронутой и недоступной для рук человека. В заповеднике Нижегородской области под особой охраной находятся 287 видов животных. Из них особо ценными являются: русская выхухоль, черный аист, орел могильник, беркут и бородатая неясыть (вид совы). Все эти животные могут исчезнуть, поэтому требуют особо бережного отношения человека.

Литература:

1. Биологическое краеведение Нижегородская область, авторы: Алексеева Е.В., завкафедрой естественнонаучного образования НИРО, Вахромеева И.М., учитель высшей категории и др., Н-Новгород, 2013 год.

2. Сети интернет

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатель, родители.

Срок реализации: краткосрочный (3 месяца).

Актуальность проекта:

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Цель: Создать условия для ознакомления детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Способствовать формированию у детей осознанно-правильного отношения к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Задачи:

  1. Содействовать систематизации знаний об окружающем мире;
  2. Способствовать формированию элементарных представлений о взаимосвязях в природе;
  3. Способствовать воспитанию любви к природе родного края, восприятию её красоты и многообразия.
  4. Содействовать развитию поисково-исследовательской деятельности детей.
  5. Способствовать расширению и систематизации знаний о растительном и животном мире Нижегородской области;
  6. Содействовать развитию познавательного интереса к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность;
  7. Содействовать развитию связной речи, обогащению словаря детей, образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

Ожидаемые результаты:

  • Расширение знаний о растительном и животном мире родного края;
  • Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе;

  • Сформируется стремление к исследованию объектов природы;
  • Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений;
  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Беседа на тему: «ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА?»

Цель: Сформировать понятия «природа» и «не природа»; живая и неживая природа.

Задачи:

  1. Развивать память и мышление детей;
  2. Воспитывать чувство бережного отношения к природе.

Содержание беседы:

  • Сформировать у детей понятия «Природа и не природа»;
  • Природа – это то, что существует в независимости от человека; не природа – это то, что сделано руками человека;
  • Классификация окружающих предметов, объектов на природу и не природу;
  • Животные и растения как живые существа могут дышать, питаться, двигаться, расти;
  • Неживая природа – солнце, вода, небо, облако, земля, ветер и т.п..
  • Живая и неживая природа - общий дом для всех живых существ.

Консультация для родителей: «УЧИТЕ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ».

Цель: Привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.

     

Уважаемые родители!

 Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к природе. Учите их правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоёмов. Рассказывайте, как губительно на обитателей леса действует шум, об опасностях пожаров, о том, что нельзя портить деревья, добывать берёзовый сок, разорять гнёзда, муравейники, засорять водоёмы и многое другое.

 Уже в дошкольном возрасте детям нужно ЗНАТЬ:

  - Надо охранять и беречь природу.

  - Надо осторожно вести себя в природе и помнить, что в лесу, на лугу, водоёме живут постоянные жители (звери, птицы, насекомые, рыбы), для которых эта среда родной дом! Поэтому нельзя разрушать его. Нельзя портить растения, собирать цветы, мусорить, шуметь. Нельзя забирать живые существа из мест их обитания.

   - Надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среды где существует всё живое.

   - Воду следует расходовать экономно, так как без неё не могут жить растения, животные, люди.

Игра: «ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»

Цель: Способствовать формированию обобщённых представлений у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.

Задачи:

  • Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках;
  • Устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц;
  • Знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании;
  • Развивать память, внимание, речь;
  • Воспитывать любовь к природе родного края.

Варианты игры:

«Найди перелётных и зимующих птиц»

Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.

«Найди по описанию»

Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.

«Найди, кого назову»

Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.

«Опиши, а мы отгадаем»

Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.

«Кого не стало?»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.

Беседа на тему: «ДЕРЕВЬЯ НАШЕГО КРАЯ»

Цели: Содействовать закреплению названий деревьев, которые растут на территории нашей области.

Задачи:

  • Дать понятие о хвойных и лиственных деревьях;
  • Воспитывать чувство любви к природе родного края.

Содержание беседы:

Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки.     (дерево)

Сегодня мы поговорим о деревьях, которые растут на территории нашего края.

Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья – это те, которые имеют листву. Деревья,  у которых вместо листьев «иголки», иначе их именуют хвоинками, называют хвойными. Осенью лиственные деревья сбрасывают листочки, а хвойные сохраняют свои хвоинки целый год. Поэтому про них говорят: зимой и летом одним цветом.

Ребята, назовите лиственные деревья, которые растут в нашей республике?

Назовите хвойные деревья?

Скажите, а где растут деревья, где вы их встречали?    (ответы детей)

(В лесу, в саду, в парке, во дворах домов, вдоль дорог и т.д.)

Педагог предлагает внимательно рассмотреть картинку дерева.

Посмотрите внимательно на это дерево. У него есть ветки, листья.

А что ещё есть у дерева?   (ответы детей)

Дидактические игры: Игра «От какого дерева лист?», Игра «Чьи плоды?»,

Жёлуди растут на … дубе;

гроздья рябины растут на … рябине;

яблоки растут на … яблоне;

круглая шишка на … сосне;

длинная шишка на … ели.

Игра «Назови ласково»

Ель – ёлочка, сонна – сосёнка, берёза – берёзонька, шишка - шишечка, ветка – веточка.

Ребята, а надо ли беречь и охранять деревья, ведь их так много?(рассуждения детей).

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЯБИНОЙ»

Цель: Познакомить  с характерными особенностями рябины, по которым её можно выделить среди других деревьев.

Рассмотреть её ствол, ветви, ягоды.

Воспитывать желание любоваться красотой дерева.        

Ход наблюдения:

 Воспитатель загадывает детям загадку.

Прилетает в гости к ней

Стайка алых снегирей,

По ветвям они снуют,

Красны ягодки клюют. ( рябина )

 Ребята, посмотрите на это дерево.

 Где его можно встретить?

Ответы детей (Оно растёт в садах, парках, около домов, в лесу.)

Скажите что примечательного у этого дерева? Чем оно отличается от других деревьев? Ответы детей.

Вы обратили внимание на яркие красные ягоды рябины. В народе говорят: «Осенью одна ягодка, да и та горькая рябина».

 Скажите, а ягоды нужны только для красоты или ещё для чего-то? Ответы детей.

 Потрогайте ягоды рябины. Какие они?  Ответы детей.

Ранней осенью рябиновые ягоды горьковато-кислые, жёсткие. Но, сейчас, в ноябре, когда уже были морозы они стали мягче и слаще, поэтому ими любят полакомиться птицы.

Посмотрите на дерево рябины ещё раз. Много ли на нём ягод? Ответы детей.

Существует такая примета: «Если рябины уродилось много, то зима будет морозная».

Ребята, нужно ли сажать рябину, как вы считаете? Для чего? Ответы детей.

Настольная игра «КАК ЗОВУТ ТЕБЯ ДЕРЕВЦЕ?»

Предложить детям настольную игру экологического содержания.

Цель: Знакомить детей с различными видами деревьев и их отличительными признаками: формой листьев, цветами, плодами.

Развивать внимание, воображение, мелкую моторику пальцев рук.

Чтение стиха А.Яшина «Покормите птиц зимой».

Цель: С помощью содержания стиха показать детям как тяжело приходится птицам зимой. Способствовать появлению чувства сострадания к пернатым друзьям.

Воспитывать любовь к птицам.

Покормить птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло,

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми,

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Беседа по содержанию стиха:

Почему надо подкармливать птиц зимой?

От чего птицам так тяжело приходится зимой?

Чем бы вы стали подкармливать птиц?

Как вы думаете, много ли птиц гибнет зимой?

Что вы сделаете для того, чтобы птицы слетались к вашему крыльцу?

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА «КОРМУШКА ДЛЯ ПТИЦ»

Цель:  Создать условия для конструирования кормушки для птиц, используя бросовый материал.

Материалы и оборудование: пластиковые бутылки, коробки из-под соков; ножницы.

ТРУД В ПРИРОДЕ: УСТАНОВКА КОРМУШЕК ДЛЯ ПОДКОРМКИ ПТИЦ.

Цель: Подвесить изготовленные кормушки. Разложить в них корм.

Учить проявлять заботу о птицах.

РИСОВАНИЕ на тему «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»

Цель: Расширять представления детей о растительном и животном мире.

Учить отображать в рисунке собственные замыслы.

Развивать творческие способности, воображение.

Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о правилах поведения в природе.

Содержание деятельности:

1. Беседа с детьми о том, что они хотят отобразить в своём рисунке.

2. Рисование по замыслам детей на   тему «Берегите природу!».

Выставка рисунков.

Итогом проекта «Животный и растительный мир родного края» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:

Всем людям необходимо бережно относиться к растениям, охранять животных.              

Любить свой край, любить  природу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Мы познаём растительный мир"

Тип проекта: познавательный, исследовательский, педагогический. Срок: долгосрочный Участники: дети  старшей  группы, воспитатели старшей  группы, родители. Проблема. Дети  проя...

Разработка технологии проектной деятельности проекта "Ладожское озеро, растительный и животный мир" для детей старшего дошкольного возраста по основным образовательным областям ФГТ

В методической разработке представлен паспорт проекта "Ладожское озеро, растительный и животный мир", показана интеграция образовательных областей, планирование совместной деятельности детей и взрослы...

Конспект мероприятия по краеведению «Животный мир Медвежьегорска»

Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста сживотным миром родного края....

Педагогический проект на тему «Реализация образовательной области «Познание » посредством приобщения детей к растительному миру "О чем шумит сосна?"

Все чаще человек воспринимает окружающую его природу как данность, не заботясь о том, почему исчезает тот или иной вид растений? Важно уже в дошкольном возрасте сформировать правильное представление о...

Проект "Развитие познавательного интереса у дошкольников к растительному миру через наблюдения"

Влияние наблюдений на развитие познавательного интереса у дошкольников к растительному миру...

Познавательно-творческий , групповой проект "Растительный мир Южного Урала"

Познавательно-творческий, групповой проект: «Растительный мир Южного Урала».(1 часть – «Деревья»).Автор проекта: воспитатель Грачёва Юлия Валерьевна.Участники проекта: воспитатели, дети коррекци...