Примерное перспективное планирование в старшей группе на 2019 - 2020 учебный год по теме: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Антонова Мария Васильевна

В данной статье составлен план работы на учебный год с детьми старшего дошкольного возраста  по формированию экологической культуры. Материал будет полезен воспитателям детских садов, углублённо работающих с детьми по экологическому воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование  в старшей группе  на 2019 - 2020 учебный год.

Тема «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Цель: формирование у детей основ экологической культуры, умение сопереживать природе и желание сохранять ее.   

Задачи:

Обогащать представления о растительном и животном мире родного края. Совершенствовать трудовые умения  и навыки детей  по уходу за комнатными и декоративными растениями.

Знакомить  с  лекарственными растениями (комнатными и дикорастущими), животными и растениями, занесенными в   Красную книгу, расширять кругозор детей.

Развивать умение устанавливать  причинно-следственные связи между природными явлениями, любознательность, наблюдательность, интерес к познавательно - исследовательской деятельности и экспериментированию.

Воспитать бережное  отношение к объектам  живой природы, основы безопасного поведения в природе.

Месяц

Совместная образовательная деятельность

Другие формы работы с детьми

Работа  с родителями

сентябрь

1.Беседа «Мир растений»

Цель: учить  различать  и называть садовые и дикорастущие растения, сравнивать их по  внешнему виду, условиям  произрастания. Воспитывать эстетические чувства.

2. Наблюдение: «Какие они  цветущие растения?»

Цель: закреплять знания детей о цветущих растениях цветника. Выделить части растения и объяснить их назначение, роль в жизни растения. Воспитывать бережное отношение к растениям.

3. Эвристическая беседа: «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?»

Цель: показать детям приспособленность дикорастущих растений к распространению семян – как они сами заселяют землю. Побуждать детей не губить растения, если они не мешают человеку.

4. Труд в природе: «Соберем семена цветущих садовых растений».

Цель: учить детей различать семена  растений цветника, правильно собирать и хранить семена садовых растений. Формировать умение работать в коллективе и получать удовольствие от коллективного труда. Расширять кругозор детей.

1.Рассматривание папок:

«Садовые цветы», «Полевые цветы».

2. Наблюдение  на территории детского сада за садовыми и дикорастущими растениями.

3. Сбор гербария «Растения нашего поселка».

4. Дидактические игры

«Собери букет», «Собери картинку».

5. Словесные игры «Я знаю», « Я садовником родился».

6.Чтение рассказов:

М. Пришвин «Золотой луг»

В. Берестов «Веселое лето».

 Чтение глав из книги А. Плешакова «Зеленые страницы»

7.Загадывание  загадок о  дикорастущих растениях.

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет.

(колокольчики)

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

(василек)                                                      Путник часто ранит ноги

Вот и лекарь у дороги.

(подорожник)

Шел я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи.

 (ромашка)

8.Заучивание стихотворения:  

З. Александрова «Одуванчик»

9. Физкультурные  минутки: «Цветы на лугу», «Цветы в саду», «Одуванчик».

Консультация: «Экологическое воспитание дошкольников».

Папка- передвижка «Не все грибы съедобные»

октябрь

1. Беседа: «Растения в нашем уголке природы».

Цель: уточнить представления о 4-5 видах знакомых растений;

познакомить с терминами  «влаголюбивые» и «засухоустойчивые»  комнатные растения; воспитывать интерес и заботливое отношение к комнатным растениям.

2. Беседа «Почему птицы готовятся к отлету?»

Цель: обогащать представления детей о птицах (об условиях, необходимых для жизни птиц, роли человека в их жизни).

Учить устанавливать связь между перелётом птиц и наличием корма, изменением состояния природы и образом жизни известных детям птиц.

Уточнить понятия «перелетные», «зимующие» птицы.

Воспитывать заботливое отношение к птицам

1. Заготовка корма для зимующих птиц

(ягоды рябины, шиповника,  семена дыни, арбуза, крылатки клена, шишки ели, кедра, сосны).

2. Создание в экологическом уголке центра «Птичья столовая».

3. Чтение глав из книги А. Плешакова «Зеленые страницы» о перелетных птицах.

4. Просмотр видео презентации «Перелеты  птиц».

5. Пальчиковая гимнастика

 «Птицы перелетные».

6. Галерея рисунков «Пернатые друзья».

1. Фотовыставка «Мой друг - комнатное растение».

2.Привлечение родителей к заготовке кормов для зимующих птиц и белочек.

3.Памятка для родителей «Чем и как кормить птиц?»

4. Акция «Кормушки для птиц».

ноябрь

1.Беседа: «Береги живое!»

Цель: познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения  видами растений и животных; вызвать сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относиться к растениям, животным, как части природы – источника красоты и радости для людей.

1. Просмотр видео презентации «Красная книга»

2. Чтение статей в энциклопедиях о редких животных и растениях.

3. Настольные  игры:

«Ботаническое лото»,

«Дикие животные»,

«Зоологическое   лото»

1. Выставка  рисунков  «Их осталось мало!» (совместно дети и родители).

2. Акция «Добрая зима для птиц»

декабрь

1. Цикл бесед: «Жизнь диких животных зимой».

- «Волк и лиса - лесные хищники» 

Цель: уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время: живут в лесу, питаются мясом других животных, которое добывают самостоятельно.

Формировать у детей представление о приспособленности хищников к добыванию пищи.

Упражнять детей в умении сравнивать и описывать животных.


- «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу?»

Цель: расширять представления детей о жизни животных леса зимой.

3. Игра - экспериментирование 

«Найди меня!»

Цель: продолжать знакомить детей  с таким явлением, как маскировка. Развивать познавательный интерес, память, внимание, речь. Воспитывать любовь к природе и животным.

1. Просмотр видео фильма «Жизнь животных зимой в лесу».

2. Изготовление плаката «Сохраним живую елочку!».

3.Дидактические игры:

«Ласковые лапки», «Чей хвостик?», «Кто, что ест?».

4.  Чтение энциклопедий о диких животных леса.

5. Чтение глав из книги А. Плешакова «Зеленые страницы» о жизни диких животных зимой.

6. Изготовление альбома «Мастера маскировки у животных»

1. Папка-передвижка «Пушистая целительница»

2. Памятка «Сбережем елочку».

3. Фотоколлаж  «Прогулка по зимнему поселку».

январь

1.Беседа «Растения – легкие Земли»

Цель: продолжать знакомить детей с растительным миром (растения леса).

Уточнить представления детей о пользе растений леса для человека, животных, птиц.

Воспитывать интерес к растениям, желание наблюдать за ними, узнавать, что-то новое, бережно относиться к ним.

1. Чтение художественной литературы природоведческого характера о деревьях.

2. Рассматривание папки «Деревья», «Деревья зимой».

3. Просмотр видео презентации «Растения – легкие Земли»

4. Дидактическая игра «С чей ветки детки?»

5. Изготовление книжки – самоделки «Кому в лесу нужны деревья?».

1.Совместное творчество (дети и родители) «Кому в лесу нужны деревья?»

февраль

1. Беседа с элементами труда

 «Комнатные растения»

Цель: расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду, учить видеть изменения  у растений в связи с изменением светового и теплового режима. Поддерживать интерес к

комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

 

1. Уход за комнатными растениями  (подкормка и пересадка)

 2. Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений.

3. Знакомство со способами  размножения комнатных растений.

4. Пальчиковая гимнастика «На окне цветок колючий».

1.Папка-передвижка «Зеленый мир на окне».

март

1.Экспериментальная деятельность:

- «Свойства воды»

Цель: продолжать знакомить со свойствами воды (может быть   холодной, тёплой, может нагревать другие вещества;

вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различными  ее состояниями. Расширять знания детей о значении воды  в нашей жизни.

- «Свойства воздуха»

Цель:  учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

 

1. Просмотр видео презентаций о воздухе и воде.

2. Видеофильм «Взаимодействие воды и снега».

3. Чтение художественной литературы природоведческого характера.

4. Посев семян помидор.

5.Опыты с комнатными растениями

(потребность в воде и свете)

1.Консультация «Экспериментируем дома»

апрель

1. Беседа с детьми «Весеннее пробуждение»

Цель: уточнять и обогащать представления детей об изменениях, происходящих в лесу с наступлением  весны (животные, птицы, растения).

1. Просмотр видео презентаций, фильмов о весеннем лесе.

2. Посев семян бархатцев.

3. Рассматривание  репродукции картины А. К. Саврасов «Грачи прилетели»

4. Чтение рассказа: М. Пришвин «Мать - и – мачеха»

5.

1. Выставка  поделок из бросового материала «Первоцветы».                     2. Консультация  «Здоровье  -  всему голова».

май

1. Наблюдение на территории детского сада «Лекарственные растения вокруг нас»

Цель: познакомить детей с лекарственными травами, растущими на территории  детского сада, воспитывать бережное отношение к травам.

2. Беседа с элементами практики

«Лекари на окне»

Цель: познакомить детей с разнообразием лекарственных комнатных растений, их применением в лечении различных заболеваний; закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.

Воспитывать у детей интерес к миру комнатных растений.

3. Наблюдение за скворцами.

1.Беседа «Для чего нужны лекарственные растения?»

Цель:  продолжать знакомить дошкольников с лечебными свойствами лекарственных растений.

2. Наблюдение за перелетными птицами.

3. Рассматривание набора открыток о лекарственных растениях.

4. Создание альбома «Лекарственные растения».

5. Загадывание загадок о растениях.

6. Чтение  рассказа  В. Бианки

«О травах»

1.Консультация «Расскажите детям о лекарственных растениях».

2. Памятка «Берегите природу!»

3. Папка- раскладушка «Опасные соседи - ядовитые растения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт работы по теме "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Педагогический опыт работы по теме "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"...

Перспективное планирование старшая группа 2019-2020 учебный год

Перспективное планирование старшая группа 5-6 лет....

Перспективное планирование старшая группа 2019-2020 учебный год

Перспективное планирование старшая группа 5-6 лет...

Педагогический опыт работы по теме «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического ...

Самообразование на 2019-2020 учебный год по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через технику Квиллинг»

Самообразование на 2019-2020 учебный год по теме:  «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через технику Квиллинг» Отчёт по самообразованию....

Презентация на тему" Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредствам проектной деятельности"

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном...

Сообщение из опыта работы на тему " Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"

Сообщение из опыта работы на тему " Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"...