Конспект "Наш край-наша малая Родина"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гартлиб Галина Федоровна

Расширять представление детей о своей малой Родине

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nash_kray_-nasha_malaya_rodina.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Комбинированного вида «Октябрьский детский сад №7».

Конспект занятия для детей старшей группы

«Наш край -  наша малая Родина»

Выполнила: Воспитатель

Гартлиб Галина Фёдоровна

2019 г.

Задачи

Образовательная:

1.Знакомить детей с историей Южного Урала:

- Расширять представление детей о большой   и малой  Родине, о родном крае;

- Обогащать знания детей о традициях, обычаях на Урале;

- Систематизировать знания детей об полезных ископаемых и камнях самоцветах на Урале;

- Побуждать детей самостоятельно находить решение проблемы и учить высказывать свои предположения и суждения;

Развивающая:

Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.

Воспитательная:

1.  Воспитывать интерес и любовь к малой Родине, чувство гордости за свой край, иуважение к людям разных национальностей, живущих на Урале.

Оборудование:

Проектор; указка;плоскостной макет уральских гор; фонарик,клей; салфетки цветные, обертки от конфет.

Шкатулка с ящерками;  

Костюмы для детей. Рукавички.

Предварительная работа:

1.Знакомство с картой России, расположением уральских гор на карте.                                                                                                                  2.Беседа с детьми о богатствах Урала: истории, значении для страны.

3.Разучивание народных игр, стихов, пословиц, песен об уральском крае.

4.Рассматривание коллекции минералов.

5.Чтение детям сказов Бажова П.П. Рассматривание иллюстраций к сказам.

6.Тестопластика:«Ящерица».

Ход занятия:

1.Дети входят в зал под музыку, до стульчиков(выбор муз. руководителя.)

2.Приветствие   гостям: «Придумано  кем - то, просто и мудро, здороваться с каждым- доброе утро .  Доброе утро и солнцу и птицам, доброе утро улыбчивым лицам!Дружно за руки возьмемся и гостям все улыбнемся».

3.Воспитательчитает  стихотворение:

« Родина слово большое - большое!

Пусть не бывает на свете чудес,Если сказать это слово с душою

Глубже морей оно- выше небес.( слайд )

4.Беседа по вопросам

- О чем говорится в стихотворении?

-  В какой стране мы живем?

-  Наша страна какая?  /Большая и красивая /( слайд )

 - Существует  такое понятие «Малая Родина».           -  Как вы понимаете что такое –«Малая Родина»?

Ответы детей:

Воспитатель:

-Верно. Место, где человек родился и где прошли его детские годы  называют «Малой Родиной».Даже когда человек становится взрослым, он с любовью вспоминает дом, свою улицу,  друзей, родной край. «Всякому мила своя сторона», так говорится в русской пословице.

Дети, а вы знаете пословицы о Родине?  Расскажите.

Дети:

-«Где родился, там и пригодился» .

-«На чужой сторонушке рад своей воронушке»

-«Родная земля и в горсти мила»

-«Человек без Родин , что соловей без песни»

Почему так говорят: - «Человек без Родины, что соловей без песни?»

Ответы детей

Воспитатель:Молодцы! Пословицы о Родине вы знаете.

В центре нашей страны расположен удивительный край Урал

 А свое название он получил по уральским горам (слайд).

Наш край прекрасен и снежной зимой и жарким летом

Звонкой весной,  и   богатой урожаем осенью ( слайд )

Холодное небо,прозрачныедали

Громады застывшие скал.

Этому краю недаром дали

Гордое имя Урал.

Воспитатель:

Дети, расскажите стихи  об  Урале?

Ребенок.

Я родился на Урале,здесь  живу я,  и  расту  

Лучше края я не знаю:

Урал, мне дарит красоту(слайд)

Ребенок

Вот горы змейкой проползают,

Березы, сосны там и тут.

Здесь рыбки в озере играют,

В лес ягоды, грибы зовут (слайд)

Воспитатель:

Действительно прекрасен наш край уральский.

Славится Урал не только красотой своей, но и богатством .

В уральской земле богатства скрыты -она и золото хранит,

А рядом с медью малахиты, железо, мрамор и гранит.

Темны кристаллы хрусталя, и знаменита, и богата

Наша уральская земля./Слайды/

Воспитатель: Чем богата  наша  уральская  земля?

Дети называют  камни , полезные ископаемые.

Щедро одарила природа Урал полезными ископаемыми, драгоценными камнями, металлом.Чем больше мы будем знать о богатствах родного края,  тем бережнее мы будем к ним относится.

Кто   в сказах  Бажова является«Хранительницей» этих богатств ?

/Слайд  хозяйки  медной горы/

 -Дети : Хозяйка медной горы.

Воспитатель:

Как называют людей, работающих с камнем?

 -Мастера.

Сейчас мы отправимся в  недра«Хозяйки Медной  горы».

 Физкультурная минутка: «Мастера».

По тропинке мы шагали, выше ноги поднимали,

Не боимся мы преград, встрече с новым каждый рад.

Шире шаг, шаг смелей,вправо - влево повернись,

Самоцветными камнями полюбуйся, наклонись.

Впереди видна гора, нам туда спешить пора -

Мы ребята- Мастера.

Воспитатель:

Заглянем в подземные недра и рассмотрим богатства там скрытые,Посмотрите, что приготовила для нас «Хозяйка медной горы»                          

( заранее подготовленный макет уральских гор , выполненный на  ватмане).Воспитатель приглашает детей подойти к мольберту, освещает фонариком темный фон композиции.  /Музыка/Одновременно   рассказываеткак создать драгоценные камни с помощью фантиков: - «Что бы макет стал похож на настоящие горы, нужно взять фантик понравившегося цвета, немного скомкать его, придав форму настоящего камня, обмакнуть в клей и прикрепить его к фону».

Дети приступают к работе, воспитатель помогает формировать бумажные камни, подсказывает куда лучше приклеить что бы получилась единая композиция. Периодически включает фонарик.

В итоге рассматривают, любуются.

Воспитатель: У нас с вами получились настоящие Уральские горы.

А из нас получились настоящие Мастера.Дети смотрите тут в шкатулке что – то лежит (открываю шкатулку),да тут ящерки,предлагет выпустить их из шкатулки, и посадить на камушки. Ну что ж нам пора возвращаться. Проходим на свои места.

Наш край славится не только красивой природой   и своими богатствами, но и удивительными,трудолюбивыми и талантливыми  людьми.

Люди каких национальностей живут у нас на Урале ?

Воспитатель дополняет ответы детей.

К нам в   детский садходят дети разных национальностей( слайд ) и живем мы дружно, вместе играем, отмечаем праздники. /Стук в дверь/ Вот и сегодня к нам   пришли гости/ под музыку «я, ты, он она» входят дети в костюмах : украинский татарский и русский./

Дети, посмотрите какие красивые костюмы у наших гостей.

Ребенок:-В детский сад хожу давно, здесь мне очень нравится, приготовила для вас,свой татарский танец я.Танцует национальный танец.дети сидят на стульчиках.

Музыкальный руководитель обсуждает с детьми танец.Дети вам понравился танец? Какой он?( быстры , веселый) .

Воспитатель.  К нам пришел Миша в русском народном костюме

Ребенок: А я ребята предлагаю вам поиграть в русскую народную игру    «Рукавички»

Музыкальный руководитель:Издавна у нас на Урале люди очень любили праздники, такие как Святки,Рождество, Масленица. (слайд) Люди собирались, ходили друг к другу в гости, пели песни, плясали, играли в разные игры, и одной из любимых зимних игр  ибыла игра «Рукавички».

Ребенок: А вот рукавички, рукавички непростые, рукавички кружевные.

Воспитатель: Крепче за руки беритесь, в круг скорее становитесь.(дети встают в круг под музыку, передают рукавички, как только музыка остановилась, тот у кого рукавичка, должен быстро ее одеть и выбежать на середину круга. Игра проводится 1 – 2 раза. Кто первый оделрукавички,- победитель.

Ребенок в Украинском костюме: очень весело у вас ребята. Я тоже  живу на Урале и хочу вместе с вами спеть песню про наш Уральский край

«Песня про Урал»

Воспитатель: Что вам сегодня запомнилось и показалось самым интересным?

Ребенок: Что смогли то показали, про Урал вам рассказали,

 напоследок что сказать?-«Всем здоровья пожелать»!

Воспитатель: Молодцы, вы очень старались .

Нам пора возвращаться в группу. Дети уходят вместе с воспитателем.

Литература:

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.-2-е изд., испр. И доп.-М. Мозаика- Синтез, 2012.-336с.

1.Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста «Наш Дом –Южный Урал Челябинск «Взгляд»-2005г.

Редактор и составитель Е.С. Бабунова; Л.В. Градусова; Е.Г. Лопатина; В.И. Турченко.

2.«Наш Дом-Южный Урал» Программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. Челябинск. Авторы – составители: Е. Бабунова, С. Багаутдинова, Л. Галкина, Л. Градусова, И. Едакова, Н. Левшина, И.Колосова,Е. Лопатина, С. Обухова, В. Садырин, В. Турченко.

3.Жизнь и труд людей на Южном Урале. Иллюстрированное приложение к программно-методическому комплексу Наш Дом-Южный Урал.Авторы – составители: Е. Бабунова, С.Багаутдинова, Л. Галкина, Л.Градусова, И. Едакова, Н. Левшина, И. Колосова, Е. Лопатина, С. Обухова, В. Садырин, В. Турченко.

4.Природа Южного Урала. Иллюстрированное приложение к программно-методическому комплексу Наш Дом-Южный Урал. Авторы – составители: Е. Бабунова, С. Багаутдинова, Л. Галкина, Л. Градусова, И. Едакова, Н. Левшина, И. Колосова, Е. Лопатина, С. Обухова, В. Садырин, В. Турченко.

 5.Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству Урала.Министерство образования и науки Челябинской области ГОУ ДПО ЧИПКРО Составитель С.Н. Обухова-Челябинск, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Кружок "Наш город, наш край, наша Родина"

Воспитание чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье, краю, в котором живешь - все это служит фундаментом для формирования чувства любви к своей Родине. Совершенствован...

Конспект НОД по нравственно - патриотическому воспитанию для детей старшей группы «Кузбасс - наш родной край, наша малая Родина»

Цель: формирование нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников.Образовательные задачи:·...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

Презентация "Донской край-наша малая Родина".

Презентация "Донской край-наша малая Родина"....