Экологическое воспитание в структуре образования дошкольника
статья по окружающему миру

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция его ухудшения требует отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного отношения к ней. Важнейшим условием сохранения жизни на Земле ( природных ресурсов Земли) является просвещение людей в вопросе охраны окружающей среды,экологическое воспитание всего населения и особенно молодого подрастающего поколения. Вследствие чего в современной педагогической науке появилось новое направление в образовании-экологическое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание в структуре образования дошкольника                                                                                        

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами Российской Федерации (далее - ФГОС), работник дошкольного образовательного учреждения (педагог) имеет несколько основных направлений для образования своих воспитанников: художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное, познавательное и речевое. Экологическое воспитание по ФГОС не является отдельным направлением педагогической деятельности, но  органично вписывается во все сферы образования ребенка. Последнее утверждение кажется бесспорным в части художественно-эстетического и познавательного развития (действительно, трудно себе представить развитие ребенка в этих областях без опоры на базовые элементы экологии: например, красота увядающей природы осенью или смена времен года, вообще), но и в социально-коммуникативной и в физической областях педагог имеет возможность прививать воспитанникам экологическое мышление, реализуя на деле основной принцип экологического воспитания – принцип непрерывности. Он становится реальным как раз во взаимосвязанности процесса обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

Авторы педагогических программ и методик предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания, которые могут быть системно реализованы в общей структуре образовательного процесса дошкольников. Например, С. Н. Николаева предлагает в качестве цели экологического воспитания дошкольников воспитание первоначальной экологической культуры.[1]  Другие педагоги в своих работах указывают на необходимость формирования у дошкольников осознанного отношения к природе, людям, себе, месту в жизни дошкольников. Такое воспитание ответственного отношения к природе у ребенка, должно развить у него потребность в ее сохранении и улучшении, помогать развитию творческого потенциала в природной среде. Как промежуточный результат экологического воспитания, Н. А. Рыжова в своих работах говорит о формировании у дошкольников осознанного и правильного отношения к окружающей среде.[2] С. Н. Николаева, продолжая мысль вышеуказанного автора, указывает, что именно такое отношение и формирует у детей начала экологической культуры, бережное отношение к природе.[1]

Сейчас сама жизнь ставит перед воспитателями (педагогами) задачу последовательного развития личности ребенка. Проблема же личностного развития, как единого целого процесса обучения, может быть решена только тогда, когда воспитатель (педагог) будут иметь целостную картину основных линий развития экологической культуры в любых направлениях. Экологическое воспитание и образование возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов (в том числе физической и социально-коммуникативной направленностей) способствует развитию общечеловеческих и экологических ценностей. Таким образом, любой педагог, ставящий своей целью всестороннее образование дошкольников, обязан использовать «экологический вектор» в любом направлении своей совместной образовательной деятельности, не останавливаясь в узкоспецифических «природоохранных» посылах к воспитанникам, вроде затертых «Не ломать деревья» или «Не мусорить в лесу». Только так мы можем реализовать основной принцип экологического воспитания. Для детей дошкольного возраста такое воспитание предполагает решение следующих задач:

  1. Обогащение знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
  2. Формирование понятий о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.
  3. Развитие художественных способностей и эстетических чувств: умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы. Активная позиция по сбережению и преумножению красоты и богатства родной природы.
  4. Получение практических навыков по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.

Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д. Чтении книг, открывающих перед ребенком все многообразие окружающего мира.

Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание. Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания Академии педагогических наук). Например, Н. Н. Поддъяков доказывал положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.[3] Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, таким образом, у него формируются основы экологического сознания, как важной части сегодняшнего общеобразовательного и культурного базиса современного человека.

Список литературы

  1. Николаева, С.Н. Система экологического воспитания дошкольников / Николаева С.Н. -  «Мозаика-синтез», Москва 2011 г.

  2. Поддъяков, Н.Н. Мышление дошкольника /  Поддъяков Н.Н. - «Педагогика», Москва 1977 г.
  3.  Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду / Рыжова Н.А. - «Карапуз», Москва  2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края"

Красота   родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой храм ещё прекраснее. Поэтому в дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через озн...

"Экологическое воспитание в процессе обучения дошкольников"

Воспитание в детях начального подхода к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам....

Недетские задачи экологического воспитания в дошкольном образовании

Никто не будет спорить с тем, что эта планета одна на всех, и другой у нас нет. Что мы передадим нашим потомкам? В каком мире будут жить наши дети? Это зависит от нашего поколения. От успешности эколо...

Презентация учебной программы экологического воспитания по дополнительному образованию "Мы и природа"

Зеленные леса и луга, яркие цветы, бабочки, пауки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает...

Из опыта работы по самообразованию по теме: «Экологический театр, как инновационная форма работы по экологическому воспитанию и речевому развитию дошкольников».

В работе описан опыт, который рассказывает об экологическом воспитании дошкольников посредством  театрализованной деятельности. К задачам, кроме экологических, добавляются еще и речевые. То есть,...

Роль экологического воспитания в дошкольном образовании

Роль экологического воспитания в дошкольном образовании...

Использование дополнительных образовательных программ туристической направленности как средство физического, экологического и нравственно - патриотического образования дошкольников.

В статье ""Использование дополнительных образовательных программ туристической направленности как средство физического, экологического и нравственно - патриотического образования дошкольнико...