Методическая разработка по экспериментированию в подготовительной группе «Знакомство с водой и ее свойствами»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Козлова Елена Викторовна

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами воды.

Задачи:

  • Закрепление знаний детей о значении воды в нашей жизни;
  • формирование представлений о разнообразных состояниях воды;
  • Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;
  • Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи;
  • Воспитание  чувства бережного отношения к природе, воде;
  • продолжать закреплять умения детей во время опытов соблюдать правила безопасности;
  • Обогащение  и активизация словаря: прозрачная, жидкая, бесформенная, газообразная, лед, град, пар.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_eksperim.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 Московского района

Санкт-Петербурга

Методическая разработка по экспериментированию в подготовительной группе «Знакомство с водой и ее свойствами»

Подготовила воспитатель

Козлова Елена Викторовна

Санкт – Петербург  2018

Конспект НОД «Знакомство с водой и ее свойствами»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами воды.

Задачи:

  • Закрепление знаний детей о значении воды в нашей жизни;
  • формирование представлений о разнообразных состояниях воды;
  • Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;
  • Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи;
  • Воспитание  чувства бережного отношения к природе, воде;
  • продолжать закреплять умения детей во время опытов соблюдать правила безопасности;
  • Обогащение  и активизация словаря: прозрачная, жидкая, бесформенная, газообразная, лед, град, пар.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: растительное масло, термос с горячей водой, кубики льда, стеклянный поднос, большой прозрачный сосуд (прозрачная кастрюля), пузырьки с красной (горячей) и синей (холодной) водой.

Раздаточный материал:

Тазики с водой (один на стол); пластиковые предметы (ложки, кубики), шишки, деревянные кубики, металлические предметы (части конструктора, ложки); пластиковые прозрачные стаканчики; трубочки для коктейля, пипетки; чашки с песком, мукой, сахарным песком; чайные ложки; краски, кисточки; сосуды различной формы ( формочки для песочницы: круглые, квадратные и др).  

Предварительная работа:

  • Беседа о воде, ее значении для всего живого;
  • Рассматривание иллюстраций водоемов;
  • Чтение стихов о воде;
  • Загадывание и придумывание загадок о воде;
  • Опыты по превращению льда  и снега в воду, замораживание воды в формочках для льда;
  • Рассматривание плаката о круговороте воды в природе;
  • Беседы на тему «Как появляются облака», «Почему идет дождь», «Откуда появляются снежинки».

Используемые технологии:

            - Исследовательская деятельность;

           - Игровая.

Ход НОД:

Послушайте стихотворение

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без не нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить-

Без нее нам не прожить!

- Почему в стихотворении говорится, что без воды нам не прожить?

- Кому нужна вода?  

Ответы детей

-  Для чего она нужна?

Ответы детей

- Можно ли прожить без воды? (Подвести ответы детей к тому, что без воды не обходится ни один живой организм;  что вода необходима в быту).

- А что случится, если вдруг пропадет вся вода?

Ответы детей

- Как вы думаете, мы все знаем о воде?

- Давайте поближе познакомимся с водой. Что нам для этого нужно? Конечно, провести опыты. Вы готовы? Тогда приступаем.

 

Опыт 1. «Вода жидкая, может течь».

- Возьмите два стаканчика - один с водой, другой - пустой. Аккуратно перелейте воду из одного стаканчика в другой.

- Что происходит с водой? Она льется? Почему? (добиться ответа «жидкая»). Если бы вода не была жидкой, смогла бы она течь в ручейках, реках, в водопроводном кране?

Вывод: вода жидкая, может течь, поэтому ее называют жидкостью.

Опыт 2. «Вода не имеет формы».

- Посмотрите на предметы, которые находятся у вас на столе, какой они формы? 

Ответы детей

- А какой формы вода? Ответы детей

- Что надо сделать, чтобы определить форму воды?

 Ответы детей

- Перелейте воду в формочки. Что произошло?

Ответы детей

 Вспомните, какой формы бывают лужи после дождя?

Ответы детей

- Вода принимает форму того предмета, в который налита.

Вывод: вода не имеет формы.

Опыт 3. «Тонет - не тонет».

- Посмотрите на предметы еще раз, как вы думаете, какие из этих предметов утонут в воде, а какие нет?

 Ответы детей

- Что надо сделать, чтобы проверить? Опускайте в воду по одному предмету, старайтесь не кидать, чтобы не обрызгать соседей, мы ведь уже знаем, что вода - жидкость и она может течь.

- Что произошло с деревянными кубиками?

Ответы детей

- Какие предметы еще остались на воде?

Ответы детей

- Давайте рассмотрим нетонущие предметы, из чего они сделаны? 

- А что произошло с деталями от конструктора?

Ответы детей

- Как вы думаете, почему они утонули?

 Ответы детей

- Теперь рассмотрите утонувшие предметы, из чего сделаны они?

 Ответы детей

- Какие предметы легче? 

Ответы детей

Вывод: вода выталкивает более легкие предметы.

Опыт 4. «Вода не имеет цвета».

- Скажите, пожалуйста, какого цвета вода?

 (если будут говорить, что белая, показать стакан с молоком).

- Опустите в стаканчик с водой чайную ложку, мы ее видим?

Ответы детей.

- Сквозь воду хорошо видно, значит, она прозрачная. Теперь попробуйте добавить немного краски, что стало с водой?

Ответы детей.

- Вода приняла цвет красителя.

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

Опыт 5. « В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются».

- Посмотрите, у вас на столах стоят чашки с песком, мукой и сахарным песком.

- Как вы думаете, что с ними произойдет, если мы добавим в воду эти вещества?

 Ответы детей.

-  Все ли они растворятся?

Ответы детей.

- Добавьте в воду сахарный песок, размешайте как следует.

-  Что произошло с водой?

Ответы детей.

- Вода осталась прозрачной, сахар полностью растворился в воде.

- Теперь в другой стаканчик с водой добавьте муку. Размешайте.

- Что стало с водой?

Ответы детей.

- Она осталась прозрачной?

Ответы детей.

- Мука растворилась в воде не полностью, часть муки осела в виде осадка, и вода стала мутной.

- В третий стаканчик добавьте обычный песок, размешайте.

- Что произошло с водой, с песком?

Ответы детей.

- Песок не растворился в воде, он осел на дно, вода стала грязной.

Вывод: Вода хороший растворитель для многих веществ, но не все растворяется в воде.

- Вы хорошо потрудились, пора и отдохнуть. Давайте поиграем, я буду Тучка, а вы все Капельки. ( Включаю музыку дождя). И пора вам всем в путь - дорогу отправляться. Капельки бегают, танцуют (имитируют движения Тучки). Полетели Капельки на землю, попрыгали, покружились, и скучно им стало по одной играть. Стали собираться вместе по две, по три Капельки (берутся за руки), потекли маленькими ручейками. (Аудиозапись шума ручейка) Все больше становится Капелек в ручейке, и вот это уже не ручеек, а большая река (все дети держатся за руки). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют и вдруг попадают в большое море(аудиозапись шума волн), (дети, взявшись за руки, образуют круг). Порезвились в море, пригрелись на солнышке (присели) и стали легкими- легкими, потянулись вверх (поднимаются на носочки, тянут вверх руки). И поднялись домой, к Тучке.

Вот так и в природе капельки путешествуютСолнце нагревает воду, мельчайшие капельки воды испаряются из рек, морей, с поверхности земли, поднимаются вверх, там собираются и образуют облака. Когда капелек становится много, они тяжелеют и падают на землю. Летом – дождём, зимой – снегом, градом . Ручейками вода стекает в реки, реки – в моря. А потом вода опять испаряется. Это явление называется круговоротом воды в природе.

- Хотите посмотреть, как образуется облако?

Ответы детей.

Садитесь поудобнее ( на ковре).

Открываю термос, вверх вырываются струйки пара.

- Ребята, а пар – это вода?

Ответы детей.

- Как проверить? 

Ответы детей.

Накрываю термос стеклянным подносом, это-небо, (пар оседает на стекле и собирается капельками).  Показываю, как запотевает стекло. Это облако, снимаю его, а там капельки воды, держу над салфеткой, капли падают. «Капельки воды в природе ходят» - двигаются по кругу. Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое.

 

- Что образуется на стекле?

Ответы детей.

- Вот так в облаке образуются капли дождя. Потом они падают вниз на землю дождем или снегом.

- А как вы думаете, когда капельки поднимаются наверх, когда их солнышко нагреет, или когда им холодно?

 Ответы детей.

- Какая вода поднимается наверх, горячая или холодная? 

Ответы детей.

- Давайте проверим. В большой прозрачный сосуд (у меня жаропрочная кастрюля) наливаем воду. На дно аккуратно опускаем два маленьких пузырька с  подкрашенной (синей – холодной и красной - горячей) водой. Сначала держим пальцем отверстия пузырьков, одновременно открываем пузырьки и наблюдаем, как горячая вода поднимается наверх.

Вывод: горячая вода поднимается вверх.

- Ребята, что мы с вами узнали о воде? 

Ответы детей.

- Вода – это жидкость, она не имеет формы, выталкивает более легкие предметы, она прозрачная, принимает цвет красителя, вода растворяет многие вещества.

- Нужно ли беречь воду? 

Ответы детей.

- Человек ни дня не может прожить без воды. Вода добрый друг и помощник человека.

Используемая литература:

  1. Дыбина О.В. «неизведанное рядом», Москва, Творческий центр 2013
  2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е., Санкт- Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС,2009
  3. Яндекс, сайт «Simple cience»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

в подготовительной группе на тему: "Вода и ее свойства".

В процессе НОД совершенствуются представления детей о разнообразных свойствах воды....

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом и его свойствами»

развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов....

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе "Знакомство с магнитом и его свойствами".

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе " Знакомство с магнитом и его свойствами."Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.Задачи: З...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом и его свойствами»

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.Детское экспер...