"Космос зовет!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Хатиашвили Ольга Борисовна

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы, по обогащению представлений о многобразии окружающего мира, космическом пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

«Космос зовет»

Цель: расширять представления детей о многообразии окружающего мира, космическом пространстве.

Задачи:

  1. Обогащать образные представления о космосе, космической технике, космическом снаряжении.
  2. Обеспечить развитие сенсомоторных координаций на основе активизации разных видов восприятия: зрительного (восприятие наглядного материала), пространственного (перемещение в трехмерном пространстве музыкального зала, ориентировка в двухмерном пространстве – на плоскости листа), тактильного (манипулирование в игровым материалом разной фактуры и формы), слухового (восприятие «космической» музыки).
  3. Формировать произвольную регуляцию посредством выразительных движений.
  4. Развивать формы уверенного поведения, формировать социально-коммуникативные умения и навыки.

Материалы: презентация; вырезанная звезда, блестящая с одной стороны и простая с другой стороны; дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик; картинки созвездий и объектов; глобус; наборы плоских геометрических фигур, образцы ракет из геометрических фигур; карточки с шифровками, карточки с буквами; коктейльные трубочки, акварельные краски, вода, сектора разрезанного изображения солнца; модель Солнечной системы; письмо-сообщение

Восп. (слайд 1) Ребята, посмотрите, как украшен зал. Вы, наверно, догадались, о чем сегодня пойдет речь (ответы). Да, Вселенная всегда была загадкой для человека. Она остается загадкой и поныне. Несмотря на то, что ученые могут рассказать о космосе много, тем не менее, он скрывает в себе столько тайн, о которых мы даже и не подозреваем. А почему так сложно изучать космос? (ответы)

Сколько тысячелетий существует человечество, столько тысячелетий люди проявляют интерес к ночному небу. Сначала они просто наблюдали за Солнцем, Луной, звездами. Но накапливались знания, развивались математика и техника. И, наконец, человечество смогло преодолеть притяжение Земли и выйти в открытый космос.

Давайте сегодня с вами пройдем весь путь познания человеком Вселенной.

1.

Звучит «космическая» мелодия

Посмотри на сияющие звезды (сверкающая сторона звезды обращена наружу)

В большом ночном небе.

Посмотри, как они все мерцают.

И мы стоим, как зачарованные,

Высоко подняв голову!

Но когда наступит утро, (медленно вращать звезду)

Ночь превращается в день,

И маленькие мерцающие звездочки, (показать только простую сторону звезды)

Кажется, уходят от нас!

Скажите, когда лучше всего видны звезды? Почему? (ответы)

Опыт « Дневные звезды».

Я вкладываю картонку с отверстиями в белый конверт. Включаю фонарик и с 5 см посвечу им на обращенную к вам сторону конверта, а потом на другую сторону. Что вы видите? (ответы)

Дырки в картонке не видны через конверт, когда я свечу фонариком на обращенную к вам сторону конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас.

Почему? (ответы) В освещенной комнате свет проходит через дырочки в картонке независимо от того, где находится зажженный фонарик, но видно их становится только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через нее свету, начинает выделяться на более темном фоне.

Вывод. Со звездами происходит то же самое. Днем они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды… в безлунные ночи и подальше от городских огней (слайд 2).

2.

В древности путешественники и мореплаватели находили путь по звездам. Но звезд на небе так много и запомнить их расположение нелегко. Наблюдая за ночным небом, люди видели, что многие звезды всегда находятся рядом друг с другом. Люди стали соединять звезды в фигуры, напоминающие животных, человека или мифических, выдуманных персонажей. Таким скоплениям звезд стали давать названия. Это и есть созвездия. Все известные созвездия объединили вместе и создали карту звездного неба (слайд 2).

Игра «Угадай созвездие»

Звезды образуют большие скопления. Их называют галактиками. Галактика – вращающееся скопление звезд.

Солнечная система – часть галактики, которая носит название Млечный Путь (слайд 4). В темную ночь часть Млечного Пути можно увидеть в небе. Он напоминает слабо мерцающую полоску разлитого молока. Кстати, само слово «галактика» происходит от греческого слова, означающего «молоко». Кроме Млечного Пути во Вселенной есть огромное множество других галактик

Что из себя представляют звезды? (ответы) Все звезды – огромные огненные шары. Но почему они кажутся маленькими, словно песчинки? (ответы)

Верно! Звезды находятся от нас бесконечно далеко. Свет от далеких звезд приходит на Землю спустя сотни и даже тысячи лет. Звезды рождаются и умирают. Может быть, сейчас где-то в бескрайней Вселенной родилась новая звезда, но мы никогда ее не увидим, потому что свет от этой звезды будет идти до Земли сотни, а, может, и тысячи лет.

Речевая игра «Подбери словечко»

Подберите к слову «звезда» родственное слово (если дети затрудняются, допускаются наводящие фразы):

Человек, который считает звезды – звездочет;

Космический корабль, летящий к звездам – звездолет;

Скопление звезд на небе – созвездие;

Момент, когда звезды «падают» – звездопад;

Небо, на котором много звезд? – звездное;

Небо, на котором нет звезд? – беззвездное;

Бывает большая звезда, а бывает маленькая – звездочка.

3.

Но у нас, землян, есть своя звезда, благодаря которой существует на Земле жизнь. Это…Солнце. Почему без Солнца невозможна была бы жизнь? (ответы) Солнце каждый день посылает свои теплые лучи на Землю. Я предлагаю вам сейчас нарисовать частичку Солнца при помощи красок и трубочек для коктейля. А когда мы сложим все кусочки воедино, получим замечательное солнышко, которое согреет в этот  морозный день и нас, и гостей своим теплом.

Рисование коктейльными трубочками

4.

Как же дальше человек познавал Вселенную? Вы узнаете, если расшифруете слова, в которых переставлены местами буквы.

Упражнение «Шифровка»:

е с т п о л к е     т о с м о н р а

4 5 1 8 7 3 6 2      3 7 2 8 5 6 4 1

Появились люди, целью жизни которых стало изучение звездного неба. Это астрономы. Они изобретали разные приборы, но главным стал телескоп. В чем преимущества телескопа? (ответы) Звезд в небе очень, очень много. Без всяких приборов можно разглядеть около шести тысяч звезд, а с помощью телескопа — почти два миллиарда!

5.

Ночью люди смотрели на звезды, а днем их сменяло солнце. И, конечно, было интересно, куда оно уходит каждый вечер и почему появляется утром с другой стороны; как выглядит Земля и есть ли у Земли край.

Древние индийцы считали, что Земля - плоская и опирается на спины гигантских слонов, которые покоятся на черепахе. Огромная черепаха стоит на змее, которая олицетворяет небо и как бы замыкает земное пространство. В Древней Руси считали, что Земля плоская и держится на трех китах, которые плавают в безбрежном океане.

Но мы с вами знаем, что Земля и другие планеты Солнечной системы, так же как и Солнце, имеют форму…шара. Земля вращается вокруг Солнца против часовой стрелки, если смотреть со стороны Северного полюса Земли (продемонстрировать на глобусе). Большинство планет вращается вокруг Солнца в одну сторону, и Солнце вращается в ту же сторону (слайд 6). Связано это с тем, что та туманность, из которой образовалось Солнце и все планеты, сама вращалась, сжималась, из нее образовалось и Солнце, и все планеты вокруг. И как вращалась эта туманность, так теперь вращаются планеты вокруг Солнца и само Солнце вокруг своей оси (демонстрация модели Солнечной системы). Однако, две планеты, Венера и Уран, вращаются в другую сторону, по часовой стрелке. Ученые точно не знают, почему. Возможно, когда-то эти планеты столкнулись с какими-то большими космическими объектами и изменили траекторию движения. Сколько планет в Солнечной системе? (ответы) Давайте их вспомним:

На Луне жил звездочет.

Он планетам вел учет:

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Восьмой – Нептун

6.

Узнать больше, быть ближе к звездам – вечное стремление человека. И вот, наконец, настал тот день, когда люди сделали первый шаг в покорении космического пространства.

Это произошло…12 апреля 1961 года. Почему мы помним этот день? (ответы) Кто первым полетел в космос? (ответы) Кем он был? (ответы) Какими качествами должен обладать космонавт?

Упражнение на подбор качественных прилагательных к слову «космонавт» (сильный, мужественный, умный, дисциплинированный, смелый, отважный, здоровый, решительный, тренированный, выносливый).

Какие задачи в космосе стоят перед космонавтами? (ответы) Они наблюдают за изменением погоды на Земле, ведут фото- и видеосъемку, проводят различные научные исследования. Давайте и мы  отправимся в космос. Для этого нам нужна…ракета.

Конструирование ракеты из геометрических фигур по образцу

7.

Ну что ж, наши космические корабли построены, пора надевать…скафандр (имитация движений: надеть скафандр, шлем, ботинки на липучках). Даем отсчет: 10, 9…пуск!

(слайд 7) дети под музыку выполняют имитационные движения в невесомости (плавные движения всем телом). Быстро кружатся на месте, по сигналу «стоп» останавливаются и удерживают равновесие.

8.

Внимание, космонавты! Нам прислали сообщение с просьбой о помощи. «Прочитав» сообщение, вы узнаете, какой планете нужна помощь.

Работа с мнемотаблицей.

В темном небе звезды светят.

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной — наш дом родной.

Почему нашему дому – Земле – нужна помощь? (ответы) Да, пока мы не знаем других миров, где возможна жизнь. Пока мы можем путешествовать в космосе только в нашем воображении. Поэтому нужно беречь то, что дает нам наша планета: чистоту рек и морей, богатства лесов и земных недр, красоту гор и степей. Если каждый из нас будет об этом думать, Земля будет еще долго-долго для нас родным домом.

Рефлексия.

Что вы нового сегодня узнали? Что особенно понравилось: игры, мой рассказ, «полет» в космос..?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новогодний утренник. "Дед Мороз зовет встретить вместе Новый год!"

Новогоднее представление с участием детей и взрослых...

Эта музыка торопит и зовет нас за собой

Комплексное музыкальное занятие...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию математических представлений Во второй младшей группе «В гости Зайчик нас зовет».

Непосредственно образовательная деятельность по формированию математических представлений во второй младшей группе в игровой форме....

Сценарий спортивного праздника «Космос нас зовет с собой»

Гордиться своими героями, и стремиться быть похожими на них....

Проект на тему: «Космос нас зовет»

Данный проект проводился нами в апреле 2016 года.Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос – это обширная тема для исследовательской деятельности,вызывает интерес у детей и дает возможн...

Краткосрочный проект ко Дню космонавтики «Космос зовет »

Исследовательски-познавательный проект: Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя). Тип проекта: познавательный, творческий, игровой Участники проекта: - воспитанники стар...

Квест-игра с использованием ИКТ "Космос зовет"

Данная публикация представляет квест-игру с использованием ИКТ в старшей группе....