ООД в старшей группе "Мудрое слово"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Рахимова Людмила Васильевна

На примере данного занятия можно увидеть, как дети старшей группы знакомятся  и осваивают  духовно-нравственную  категорию "Мудрость".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_mudroe_slovo.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Полное название (по Уставу) дошкольной образовательной организации: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ№№6»

Фамилия, имя, отчество педагога (полностью), разработавшего конспект НОД:

Рахимова Л.В., Гуцова Н.А.

Возрастная дошкольная группа: старшая

5-6 лет

НОД № 8 

 Месяц проведения:

Тема осваиваемой социокультурной (духовно-нравственной) категории:

« Мудрость»

Тема НОД (с указанием ведущей образовательной области): « Мудрое слово»

  социально-коммуникативное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.                    

 Цель: расширять представления детей о мудрости.

Задачи. 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

Первоначальное знакомство с духовно-нравственной  категорией  «Мудрость». 
Учить высказываться, выражать свое мнение.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

Развитие у детей умения слушать друг друга.

 Развивать общие речевые навыки. 

Активизировать в речи детей народные пословицы о дружбе, труде, уме.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: 

Воспитывать уважение к людям старшего поколения, желание следовать их мудрым советам.

Воспитывать желание читать художественную литературу и учиться добрым и мудрым поступкам на примере главных героев.

Виды детской деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора.

Формы организации:  образовательная деятельность

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, разговор-диалог в круге, обсуждение, речевая игра, художественно-творческая деятельность  по оформлению Альбома.

Оборудование или материал к НОД: книга для развития детей 5-6 лет,

Предварительная работа по плану интеграции:

- чтение в группе и домашнее чтение книги для развития детей 5-6-ти лет «Мудрое слово» под общей редакцией профессора РАЕН: И.А. Кузьмина;

 - заучивание стихов и пословиц по теме;
- выставка рисунков;

-оформление выставки книг «Народная мудрость»;

-разучивание русской народной игры «У дедушки Трифона», «У бабушки Ларисы».

Место проведения:  Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ№№6» дошкольные группы.

ХОД  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМЕ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ:

  1. Подготовительный этап.

Присоединение к теме. Работа детей на выставке мудрых книг.

Беседа с детьми:

Ребята, как называются книги, представленные на выставке? Что мы можем узнать из этих книг? Как называется книга, которую я держу в руках? (Словарь, энциклопедия). Какая книга называется словарем?

А давайте в толковом словаре посмотрим, как объясняется в нем слово «мудрость»?

(Чтение объяснения из словаря Ожегова).

Как вы уже услышали из толкового словаря «мудрость – это ум». А где мы можем «почерпнуть» ум и знания? (Ответы детей)

Работа с выставкой.

(Ответы детей: в сказках, пословицах и поговорках)

  1. Основной этап.

1.Распределить пословицы по темам: «Дружба», «Труд», «Ум». 
На магнитной доске разложены ключевые слова: «Дружба», «Труд», «Ум»
О дружбе:
- Старый друг лучше новых двух.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Дружба как стекло: разобьешь не сложишь.

О труде:
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- Терпение и труд все перетрут.
- Дело мастера боится.
Об уме:
- Одна голова хорошо, а две лучше.
- С умным разговаривать, что меду напиться.
- Век живи, век учись.
Мудрое поучительное слово мы можем встретить и в сказках, и в пословицах, и в загадках, в играх.

2. Вы хотите поиграть в русские народные игры? 
Проведение русской народной игры «У дедушки Трифона»
Все играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий выходит в середину круга и говорит: «Ну, сынки мои, я – дедушка Трифон. Что я буду делать, то и вы делайте, смотрите внимательно».
«- У дедушки Трифона семеро детей. (3 раза)
Они не пили, и не ели,
Все на дедушку глядели,
И все делали вот так!
И все делали вот так!»
Дедушка Трифон показывает движения, имитирующие мужской труд (Рубили дрова, копали землю, косили траву, стругали рубанком, приколачивали доски, пилили дрова и т.д.). При каждом новом движении надо повторять слова: «И все делали вот так!»
Дети, повторившие движения за ведущим наиболее точно, становятся при повторении игры дедушкой Трифоном.
«Как у бабушки Ларисы»
Эта игра похожа на игру «Как у дедушки Трифона». Все играющие становятся в круг, один из них – водящий – становится в центре круга. Играющие  идут по кругу со словами:
Как у бабушки Ларисы
Было семеро детей
Они не пили, не ели

Все на бабушку глядели
Разом делали вот так…
Бабушка Лариса показывает движения, имитирующие труд женщин (Стирка, полоскание белья, вышивание, укладывание младенца, приготовление пищи, раскладывание ее по мискам и т.д.)
3. Рефлексия. Разговор в круге.
Воспитатель:

- Нет жизни без слова, слова исходят из уст, но идут от разума и от сердца. Слова бывают разные: вежливые, добрые, ласковые, слова прощения и утешения, мудрые слова. Мудрые слова мы можем слышать от взрослых, встречаем в сказках и сказах, былинах и рассказах, пословицах и поговорках. Давайте поговорим о том, какие слова можно назвать мудрыми? (Разговор в круге по часовой стрелке). В заключение воспитатель обобщает все высказывания детей.

Воспитатель: 
- Кто из близких людей говорил вам мудрые слова? (Высказывания по желанию детей)
-Что мы можем пожелать нашим родным и близким? Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивный праздник Ко дню Матери! (дети старшей группы). «МАМА – первое слово, главное слово»

Цели:- Укрепление взаимоотношений между ребенком и матерью  по средствами физической культурыЗадачи:Образовательные:- Активизировать двигательную деятельность детей, внимание.- Формировать  ...

Конспект занятия по развития речи для старшей группы "Предложения состоят из слов, а слова из слогов"

Цель: Формировать у детей представление о том, что слова состоят из слогов, упражнять в деление слов на слоги, развивать психические процессы (мышление, память, внимание), развивать мелкую моторику....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Слово на ладошке"

Закрепить умение называть слова по заданной теме;Закрепить умение использовать в речи предлоги и придумывать с ними слова;Обогащать словарь детей;Закрепить умение проводить звуковой ана...

Утренник, посвященный Дню матери в старшей группе "Слово мама- дорогое"

Утренник закрепляет представление о своей семье, воспитывает уважение к себе и своим родителям....

Конспект по грамоте старшая группа "Слово. Звук"

Цель: Учить выделять звуки в слове, различать звуки: гласные от согласных. Закреплять умения детей давать полную характеристику гласным и согласным звукам. Задачи:познакомить детей с линейностью ...

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» ...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.Задачи:Обучающая задача: В игровой форме учить дет...