Конспект по грамоте старшая группа "Слово. Звук"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Цель: Учить выделять звуки в слове, различать звуки: гласные от согласных. Закреплять умения детей давать полную характеристику гласным и согласным звукам.
Задачи:
- познакомить детей с линейностью и протяженностью слов;
- познакомить с понятием «звук», гласный «звук», согласный «звук»
- обобщить и систематизировать знания детей о звуках;
- закреплять представление детей о слове;
- закреплять умение интонационно выделять звук в слове.
Раздаточный материал: фишки; предметные картинки (7 штук): лев, матрёшка, сыр, крокодил, лось, черепаха, дом; схемы к словам «дом», «лук».
Предварительная работа: проведение разных игр: «Назови ласково своё имя», знакомство со звуками по картинкам (с-ш; ж-ш; з-с и т.д.), чтение стихов с акцентом на определённые звуки, со звуком «с».
Спит спокойно старый слон.
Стоя спать умеет он.
Описание
Дети стоят в кругу на ковре.
Воспитатель спрашивает детей: Ребята вы ходите с мамой в магазин?
Ответ детей: Да.
Воспитатель: А со мной вы хотите поехать в волшебном паровозике в большой торговый центр?
Ответ детей: Да.
Воспитатель:Ну тогда, ребята, садитесь с наш волшебный паровозик, и мы с вами поедем. (звучит музыка “Паровозик”)
Воспитатель: Ну вот, ребята мы с вами приехали в большой торговый центр. Посмотрите как много в торговом центре отделов. А в какой отдел вы сначала хотите пойти?
Дети: в отдел игрушек.
Воспитатель: назовите мне словами игрушки, которые вам понравились.
Дети называют игрушки, которые им понравились (машинки, пирамидку, неваляшку, весы и т.д.) и получают за это фишки.
Воспитатель: Молодцы, ребята вы много назвали игрушек. А дальше мы с вами пойдем в отдел одежды.
Воспитатель: Ребята, назовите одежду, которую вы видите.
Дети называют одежду ( женская шуба, куртка для мальчика, платье для девочки и т.д.) и получают за это фишки.
Воспитатель: А следующий наш отдел обуви. Ребята, назовите, какую обувь вы видите?
Дети называют обувь (кроссовки для мальчика, туфли для девочки, сапоги резиновые и т.д.) и получают за это фишки.
Воспитатель: А сейчас, ребята, назовите мне предметы, которые вы видите в группе.
Дети называют, что они видят в группе.
Воспитатель: Ребята, вы мне назвали много предметов и у каждого предмета есть название, которое обозначено определенным словом.
Воспитатель: А сейчас, ребята садитесь за столы. Я вам расскажу один секрет. Ребята, слова бывают длинные и короткие. Давайте с вами поиграем в такую игру: руки подняты на уровне груди, ладони соединены (вместе); слово медленно произносится, ладони рук при этом разводятся в стороны.
Воспитатель показывает детям предметные картинки, дети называют, что на них изображено. Потом «измеряют» названное слово руками, например: лев - короткое слово, а черепаха - длинное.
Воспитатель показывает на доске картинку льва.
Воспитатель: Ребята, это кто?
Ответ детей: лев.
Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем «лев». Как вы думаете это слово короткое или длинное?
Дети: короткое.
Воспитатель показывает на доске картинку матрёшки.
Воспитатель: Ребята, скажите что вы видите на картинке?
Ответ детей: матрёшка.
Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем «мат-рёш-ка». Как вы думаете а это слово короткое или длинное?
Ответ детей: длинное.
Воспитатель показывает на доске картинку сыра.
Воспитатель: Ребята, скажите, а сейчас что вы видите на картинке?
Ответ детей: сыр.
Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем слово «сыр». Как вы думаете а это слово короткое или длинное?
Ответ детей: короткое.
Воспитатель показывает на доске картинку крокодила.
Воспитатель: Ребята, а это кто?
Ответ детей: крокодил.
Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем «кро-ко-дил». Как вы думаете а это слово короткое или длинное?
Ответ детей: длинное.
Воспитатель показывает на доске картинку лося.
Воспитатель: Ребята, скажите, а это кто?
Ответ детей: лось.
Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем слово «лось». Как вы думаете а это слово короткое или длинное?
Ответ детей: короткое.
Воспитатель показывает на доске картинку черепахи.
Воспитатель: Ребята, а это кто?
Ответ детей: черепаха.
Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем «че-ре-па-ха». Как вы думаете а это слово короткое или длинное?
Ответ детей: длинное.
Воспитатель показывает на доске картинку дома.
Воспитатель: Ребята, скажите, а это что?
Ответ детей: дом.
Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем слово «дом». Как вы думаете а это слово короткое или длинное?
Ответ детей: короткое.
Воспитатель: Ребята, вы сейчас узнали, что слова бывают длинные и короткие.
Воспитатель: А сейчас сами мне скажите только длинные слова.
Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас скажите мне только короткие слова.
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру с мячом, становимся в круг. Условия игры: дети стоят в кругу, а воспитатель - в центре с мячом в руках
Воспитатель: Я вам буду говорить названия животных (лиса, кошка, курица), а вы мне в ответ бросаете мяч и называете детёнышей этих животных (лисёнок, котёнок, цыплёнок).
После игры воспитатель спрашивает детей: Ребята, а какие слова длиннее, животных или их детёнышей?
Ответы детей: слова детёнышей длиннее, чем животных.
Воспитатель: А сейчас, ребята, садитесь за столы.
Воспитатель: Мы с вами поиграли в игру и узнали, что есть слова длинные и короткие. Но все слова состоят из звуков. Ребята, а какие вы знаете звуки?
Дети: гласные, согласные.
Воспитатель: А как мы различаем звуки гласные от согласных?
Дети: Гласные звуки мы поём, согласные нам мешают произносить язык, зубы, губы. (есть преграда)
Воспитатель: Дети, а гласный звук каким цветом обозначается?
Дети: красным.
Воспитатель: А согласный звук каким цветом обозначается?
Дети: синим.
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Угадай гласный звук». Я вам буду называть разные звуки, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда услышите гласный звук. Воспитатель называет различные звуки (А, Д, О, Б, У, Р, Ы, К, Е, Ч, И). Дети хлопают в ладоши, если слышат гласные звуки.
Физкультминутка.
- Аист, аист длинноногий, Снова правою ногой,
Покажи домой дорогу. Снова левою ногой.
- Топай правою ногой, После правою ногой,
Топай левою ногой. После левою ногой,
Вот тогда придёшь домой.
Воспитатель на доске выводит картинку, на которой изображён дом.
Воспитатель: Ребята, что изображено на этой картинке?
Ответы детей: дом.
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что звуки бывают гласные и согласные, гласные звуки обозначаются красным цветом, а согласным синим цветом. Из звуков состоят слова, нам надо с вами составить слово из звуков, вы видите под картинкой пустые клеточки, на которые нам надо с вами правильно поставить звуки гласные или согласные, чтобы у нас с вами получилось слово.
Воспитатель произносит слово «дом», выделяя первый звук «д».
Воспитатель: Ребята, какой вы слышите первый звук?
Дети: д.
Воспитатель: Какой это звук гласный или согласный?
Дети: звук «д» согласный.
Воспитатель: Согласный звук каким цветом обозначают?
Дети: согласный звук обозначают синим цветом.
Воспитатель: Положить у себя синюю карточку.
Дети ставят синюю карточку у себя на столе.
Воспитатель произносит слово «дом», выделяя второй звук «о».
Воспитатель: Ребята, звук «о» это какой звук?
Дети: звук «о» гласный.
Воспитатель: Гласный звук каким цветом обозначают?
Дети: гласный звук обозначают красным цветом.
Воспитатель: Положили карточку красного цвета.
Дети кладут карточку красного цвета после карточки синего цвета.
Воспитатель произносит слово «дом», выделяя третий звук «м».
Воспитатель: Дети, какой звук я произнесла?
Дети: «м».
Воспитатель: Звук «М» это гласный или согласный звук?
Дети: звук «м» согласный.
Воспитатель: Каким цветом обозначают согласный звук?
Дети: согласный звук обозначают синим цветом.
Воспитатель: А теперь положили синюю карточку.
Дети кладут синюю карточку после красной.
Воспитатель: А сейчас давайте с вами проверим, правильно ли мы с вами составили слово «дом».
Воспитатель проверяет вместе с детьми схему слова дом и выводит на доске схему слова «дом».
Игра в звуки.
Воспитатель: А сейчас, ребята мы с вами поиграем в игру составь слово из звуков (вызывает детей на слово «дом» и даёт каждому ребёнку свой звук, дети должны стать в правильном порядке, чтобы получилось слово дом).
Воспитатель произносит слово «лук», выделяя первый звук «л».
Воспитатель: Ребята, какой вы слышите первый звук?
Дети: л.
Воспитатель: Какой это звук гласный или согласный?
Дети: звук «л» согласный.
Воспитатель: Согласный звук каким цветом обозначают?
Дети: согласный звук обозначают синим цветом.
Воспитатель: Положить у себя синюю карточку.
Дети ставят синюю карточку у себя на столе.
Воспитатель произносит слово «лук», выделяя второй звук «у».
Воспитатель: Ребята, звук «у» это какой звук?
Дети: звук «у» гласный.
Воспитатель: Гласный звук каким цветом обозначают?
Дети: гласный звук обозначают красным цветом.
Воспитатель: Положили карточку красного цвета.
Дети кладут карточку красного цвета после карточки синего цвета.
Воспитатель произносит слово «лук», выделяя третий звук «к».
Воспитатель: Дети, какой звук я произнесла?
Дети: «к».
Воспитатель: Звук «к» это гласный или согласный звук?
Дети: звук «к» согласный.
Воспитатель: Каким цветом обозначают согласный звук?
Дети: согласный звук обозначают синим цветом.
Воспитатель: А теперь положили синюю карточку.
Дети кладут синюю карточку после красной.
Воспитатель: А сейчас давайте с вами проверим, правильно ли мы с вами составили слово «лук».
Воспитатель проверяет вместе с детьми схему слова дом и выводит на доске схему слова «лук».
Воспитатель: А сейчас, ребята мы с вами поиграем в игру составь слово из звуков (вызывает детей на слово «лук» и даёт каждому ребёнку свой звук, дети должны стать в правильном порядке, чтобы получилось слово «лук»).
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие?
Ответы детей: да.
Воспитатель: А что вам больше всего понравилось?
Ответы детей: игры.
Воспитатель: А в какие игры мы играли?
Воспитатель: Ребята, о чём мы сегодня с вами говорили?
Ответы детей: о звуках, о словах.
Воспитатель: О каких звуках мы говорили?
Ответы детей: гласных и согласных.
Ответы детей: короткие длинные слова, животные, составляли слова и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе "Звуки н, нь. Буква Н"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речевого (фонематического) восприятия с детьми старшей группы с задержкой психического развития. Тема: «З...
конспект занятия в старшей группе. Звук и буква "И"
формирование у детей умения выделять гласный звук "и"...
Конспект занятия в старшей группе ЗВУКИ «К-Кь», «Т-Ть». БУКВЫ «К – Т».
ЗВУКИ «К-Кь», «Т-Ть». БУКВЫ «К – Т».ЦЕЛЬ: Закрепить навык четкого произношения звуков ...
Конспект занятия в старшей группе "ЗВУКИ "П", "Пь"".
ЗВУКИ «П», «Пь».ЦЕЛЬ: Закрепить навыки различения и четкого произношения з...
Конспект занятия в старшей группе: "Звук и буква "Р"".
Конспект ООД по обучению грамоте (в старшей группе) «Звук «Р, »РЬ» и буква» Р». Чтение слогов»...
Конспект занятия для старшей группы. "Звуки А,У,И"
Конспект занятия для старшей группы....
Конспект занятия в старшей группе "Звуки К-Кь и Г-Гь"
Сценарийсовместной образовательной деятельностипо речевому развитию в старшей группе на тему:«Звуки К-Кь и Г-Гь»...