Главные вкладки

    Конспект по грамоте старшая группа "Слово. Звук"
    план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

    Цель: Учить выделять звуки в слове, различать звуки: гласные от согласных. Закреплять умения детей давать полную характеристику гласным и согласным звукам.

     

    Задачи:

    • познакомить детей с линейностью и протяженностью слов;
    • познакомить с понятием «звук», гласный «звук», согласный «звук»
    • обобщить и систематизировать знания детей о звуках;
    • закреплять представление детей о слове;
    • закреплять умение интонационно выделять звук  в слове.

     

    Раздаточный материал: фишки; предметные картинки (7 штук): лев, матрёшка, сыр, крокодил, лось, черепаха, дом; схемы к словам «дом», «лук».

    Предварительная работа: проведение разных игр:  «Назови ласково своё имя», знакомство со звуками по картинкам (с-ш; ж-ш; з-с и т.д.), чтение  стихов с акцентом на определённые звуки, со звуком «с».

    Спит спокойно старый слон.

    Стоя спать умеет он.

    Описание

    Дети стоят в кругу на ковре.

    Воспитатель спрашивает детей: Ребята вы ходите с мамой в магазин?

    Ответ детей: Да.

    Воспитатель: А со мной вы хотите поехать в волшебном паровозике в большой торговый центр?

    Ответ детей: Да.

    Воспитатель:Ну тогда, ребята, садитесь с наш волшебный паровозик, и мы с вами поедем. (звучит музыка “Паровозик”)

    Воспитатель: Ну вот, ребята мы с вами приехали в большой торговый центр. Посмотрите как много в торговом центре отделов. А в какой отдел вы сначала хотите пойти?

    Дети: в отдел игрушек.

    Воспитатель: назовите мне словами игрушки, которые вам понравились.

     

    Дети называют игрушки, которые им понравились (машинки, пирамидку, неваляшку, весы и т.д.) и получают за это фишки.

    Воспитатель: Молодцы, ребята вы много назвали игрушек. А дальше мы с вами пойдем в отдел одежды.

    Воспитатель: Ребята, назовите одежду, которую вы видите.

    Дети называют одежду ( женская шуба, куртка для мальчика, платье для девочки и т.д.) и получают за это фишки.

    Воспитатель: А следующий наш отдел обуви. Ребята, назовите, какую обувь вы видите?

    Дети называют обувь (кроссовки для мальчика, туфли для девочки, сапоги резиновые и т.д.) и получают за это фишки.

    Воспитатель: А сейчас, ребята, назовите мне предметы, которые вы видите в группе.

    Дети называют, что они видят в группе.

    Воспитатель: Ребята, вы мне назвали много предметов и у каждого предмета есть название, которое обозначено определенным словом.

    Воспитатель: А сейчас, ребята садитесь за столы. Я вам расскажу один секрет. Ребята, слова бывают длинные и короткие. Давайте с вами поиграем в такую игру: руки подняты на уровне груди, ладони соединены (вместе); слово медленно произносится, ладони рук при этом разводятся в стороны.

    Воспитатель показывает детям предметные картинки, дети называют, что на них изображено. Потом «измеряют» названное слово руками, например: лев - короткое слово, а черепаха - длинное.

    Воспитатель показывает на доске картинку льва.

    Воспитатель: Ребята, это кто?

    Ответ детей: лев.

    Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем «лев». Как вы думаете это слово короткое или длинное?

    Дети: короткое.

    Воспитатель показывает на доске картинку матрёшки.

    Воспитатель: Ребята, скажите что вы видите на картинке?

    Ответ детей:  матрёшка.

    Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем «мат-рёш-ка». Как вы думаете а это слово короткое или длинное?

    Ответ детей: длинное.

    Воспитатель показывает на доске картинку сыра.

    Воспитатель: Ребята, скажите, а сейчас что вы видите на картинке?

    Ответ детей:  сыр.

    Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем слово «сыр». Как вы думаете а это слово короткое или длинное?

    Ответ детей: короткое.

    Воспитатель показывает на доске картинку крокодила.

    Воспитатель: Ребята, а это кто?

    Ответ детей:  крокодил.

    Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем «кро-ко-дил». Как вы думаете а это слово короткое или длинное?

    Ответ детей: длинное.

    Воспитатель показывает на доске картинку лося.

    Воспитатель: Ребята, скажите, а это кто?

    Ответ детей:  лось.

    Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем слово «лось». Как вы думаете а это слово короткое или длинное?

    Ответ детей: короткое.

    Воспитатель показывает на доске картинку черепахи.

    Воспитатель: Ребята, а это кто?

    Ответ детей:  черепаха.

    Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем «че-ре-па-ха». Как вы думаете а это слово короткое или длинное?

    Ответ детей: длинное.

    Воспитатель показывает на доске картинку дома.

    Воспитатель: Ребята, скажите, а это что?

    Ответ детей:  дом.

    Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем слово «дом». Как вы думаете а это слово короткое или длинное?

    Ответ детей: короткое.

    Воспитатель: Ребята, вы сейчас узнали, что слова бывают длинные и короткие.

    Воспитатель: А сейчас сами мне скажите только длинные слова.

    Ответы детей.

    Воспитатель: А сейчас скажите мне только короткие слова.

    Ответы детей.

    Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру с мячом, становимся в круг. Условия игры: дети стоят в кругу, а воспитатель - в центре с мячом в руках

    Воспитатель: Я вам буду говорить названия животных (лиса, кошка, курица), а вы мне в ответ бросаете мяч и называете  детёнышей этих животных (лисёнок, котёнок, цыплёнок).

    После игры воспитатель спрашивает детей: Ребята, а какие слова длиннее, животных или их детёнышей?

    Ответы детей: слова детёнышей длиннее, чем животных.

    Воспитатель: А сейчас, ребята, садитесь за столы.

    Воспитатель: Мы с вами поиграли в игру и узнали, что есть слова длинные и короткие. Но все слова состоят из звуков. Ребята, а какие вы знаете звуки?

    Дети: гласные, согласные.

    Воспитатель: А как мы различаем звуки гласные от согласных?

    Дети: Гласные звуки мы поём, согласные нам мешают произносить язык, зубы, губы. (есть преграда)

    Воспитатель: Дети, а гласный звук каким цветом обозначается?

    Дети: красным.

    Воспитатель: А согласный звук каким цветом обозначается?

    Дети: синим.

    Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Угадай гласный звук». Я вам буду называть разные звуки, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда услышите гласный звук. Воспитатель называет различные звуки (А, Д, О, Б, У, Р, Ы, К, Е, Ч, И).  Дети хлопают в ладоши, если слышат гласные звуки.

    Физкультминутка.

    - Аист, аист длинноногий, Снова правою ногой,

    Покажи домой дорогу. Снова левою ногой.

    - Топай правою ногой, После правою ногой,

    Топай левою ногой. После левою ногой,

    Вот тогда придёшь домой.

    Воспитатель на доске выводит картинку, на которой изображён дом.

    Воспитатель: Ребята, что изображено на этой картинке?

    Ответы детей: дом.

    Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что звуки бывают гласные и согласные, гласные звуки обозначаются красным цветом, а согласным синим цветом. Из звуков состоят слова, нам надо с вами составить слово из звуков, вы видите под картинкой пустые клеточки, на которые нам надо с вами правильно поставить звуки гласные или согласные, чтобы у нас с вами получилось слово.

    Воспитатель произносит слово «дом», выделяя первый звук «д».

    Воспитатель: Ребята, какой вы слышите первый звук?

    Дети: д.

    Воспитатель: Какой это звук гласный или согласный?

    Дети:  звук «д» согласный.

    Воспитатель: Согласный звук каким  цветом обозначают?

    Дети: согласный звук обозначают синим цветом.

    Воспитатель: Положить у себя синюю карточку.

    Дети ставят синюю карточку у себя на столе.

    Воспитатель произносит слово «дом», выделяя второй звук «о».

    Воспитатель: Ребята, звук «о» это какой звук?

    Дети: звук «о» гласный.

    Воспитатель: Гласный звук каким цветом обозначают?

    Дети: гласный звук обозначают  красным цветом.

    Воспитатель: Положили карточку красного цвета.

    Дети кладут карточку красного цвета после карточки синего цвета.

    Воспитатель произносит слово «дом», выделяя третий звук «м».

    Воспитатель: Дети, какой звук я произнесла?

    Дети: «м».

    Воспитатель: Звук «М» это гласный или согласный звук?

    Дети: звук «м» согласный.

    Воспитатель: Каким цветом обозначают согласный звук?

    Дети: согласный звук обозначают синим цветом.

    Воспитатель: А теперь положили синюю карточку.

    Дети кладут синюю карточку после красной.

    Воспитатель: А сейчас давайте с вами проверим, правильно ли мы с вами составили слово «дом».

    Воспитатель проверяет вместе с детьми схему слова дом и выводит на доске схему слова «дом».

    Игра в звуки.

    Воспитатель: А сейчас, ребята мы с вами поиграем в игру составь слово из звуков (вызывает детей на слово «дом» и даёт каждому ребёнку свой звук, дети должны стать в правильном порядке, чтобы получилось слово дом).

    Воспитатель произносит слово «лук», выделяя первый звук «л».

    Воспитатель: Ребята, какой вы слышите первый звук?

    Дети: л.

    Воспитатель: Какой это звук гласный или согласный?

    Дети:  звук «л» согласный.

    Воспитатель: Согласный звук каким  цветом обозначают?

    Дети: согласный звук обозначают синим цветом.

    Воспитатель: Положить у себя синюю карточку.

    Дети ставят синюю карточку у себя на столе.

    Воспитатель произносит слово «лук», выделяя второй звук «у».

    Воспитатель: Ребята, звук «у» это какой звук?

    Дети: звук «у» гласный.

    Воспитатель: Гласный звук каким цветом обозначают?

    Дети: гласный звук обозначают  красным цветом.

    Воспитатель: Положили карточку красного цвета.

    Дети кладут карточку красного цвета после карточки синего цвета.

    Воспитатель произносит слово «лук», выделяя третий звук «к».

    Воспитатель: Дети, какой звук я произнесла?

    Дети: «к».

    Воспитатель: Звук «к» это гласный или согласный звук?

    Дети: звук «к» согласный.

    Воспитатель: Каким цветом обозначают согласный звук?

    Дети: согласный звук обозначают синим цветом.

    Воспитатель: А теперь положили синюю карточку.

    Дети кладут синюю карточку после красной.

    Воспитатель: А сейчас давайте с вами проверим, правильно ли мы с вами составили слово «лук».

    Воспитатель проверяет вместе с детьми схему слова дом и выводит на доске схему слова «лук».

    Воспитатель: А сейчас, ребята мы с вами поиграем в игру составь слово из звуков (вызывает детей на слово «лук» и даёт каждому ребёнку свой звук, дети должны стать в правильном порядке, чтобы получилось слово «лук»).

    Рефлексия

    Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие?

    Ответы детей: да.

    Воспитатель: А что вам больше всего понравилось?

    Ответы детей: игры.

    Воспитатель: А в какие игры мы играли?

    Воспитатель: Ребята, о чём мы сегодня с вами говорили?

    Ответы детей: о звуках, о словах.

    Воспитатель: О каких звуках мы говорили?

    Ответы детей: гласных и согласных.

    Ответы детей: короткие длинные слова, животные, составляли слова и т.д.

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш.

    Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука  [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия звука  [ш] в словах; в определении позиции звука  [ш] в с...

    Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш. Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНА Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия

    Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш.Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНАКоррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука...

    Конспект НОД в старшей группе "Звуки н, нь. Буква Н"

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речевого (фонематического) восприятия с детьми  старшей группы с задержкой психического развития.   Тема: «З...

    конспект занятия в старшей группе. Звук и буква "И"

    формирование у детей умения выделять гласный звук "и"...

    Конспект занятия в старшей группе ЗВУКИ «К-Кь», «Т-Ть». БУКВЫ «К – Т».

    ЗВУКИ   «К-Кь»,  «Т-Ть».  БУКВЫ  «К – Т».ЦЕЛЬ: Закрепить  навык   четкого  произношения   звуков  ...

    Конспект занятия в старшей группе "ЗВУКИ "П", "Пь"".

    ЗВУКИ      «П»,  «Пь».ЦЕЛЬ: Закрепить   навыки   различения  и   четкого   произношения   з...

    Конспект занятия в старшей группе: "Звук и буква "Р"".

    Конспект ООД по обучению грамоте (в старшей группе) «Звук  «Р, »РЬ» и буква» Р». Чтение слогов»...