Конспект занятия в старшей группе: "Звук и буква "Р"".
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Олейникова Татьяна Анатольевна

 

Конспект ООД по обучению грамоте (в старшей группе) «Звук  «Р, »РЬ» и буква» Р».

Чтение слогов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_r.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по обучению грамоте (в старшей группе) «Звук  «Р, »РЬ» и буква» Р».

Чтение слогов»

Воспитатель: Т.А. Олейникова.

Форма деятельности: Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей со звуком и буквой «Р»; учить дифференцировать звук по качественной характеристике (согласный или гласный; твёрдый или мягкий); выделять звук в слове; определять место звука в слове,  количество  слогов в слове; обучать звукобуквенному анализу слова; совершенствовать грамматический строй языка, формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Развивающие: развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику пальцев рук, слуховое внимание, навыки учебной деятельности.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, старательность, отзывчивость, дружелюбие.

Материалы и оборудование: символы для выкладывания схемы слова; наборы букв; тетради в клетку с заданием для выполнения; сундук с замком; конверты с заданиями; предметные картинки: рыба ,топор, помидор ,карандаш, ракета, рубашка, розы; слоги: РА, РО, РУ, РЫ, РЭ.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Приветствие:

Мы скажем небу: «Здравствуй»!

Пусть будет утро ясным!

Природе скажем мы:

Пусть будет мир прекрасным!

И даже в день ненастный

Ему желаем счастья,

Любви и красоты!

Воспитатель:

- Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск воды.

А ещё есть звуки речи, мы их чётко знать должны.

Звуки чётко произносим, слушаем внимательно.

Будем чётко говорить и писать старательно.

Воспитатель:

- О чём говорится в стихотворении?  ( о звуках )

- Что такое звук ? (то, что слышим, произносим, но увидеть, написать не можем).

-Что образуют звуки соединяясь друг с другом? (слоги)

- С помощью чего мы общаемся ? (при помощи слов).

  Мы не можем звук увидеть,

  И не можем в руки взять.

  Звук мы можем только слышать,

  А еще его сказать.

  Беседа:

 - На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия). Назовите гласные звуки которые мы изучили (А, О, У, Ы, Э), назовите согласные звуки (Л, М, Н).

-Скажите, на письме каким цветом обозначаются гласные звуки, а согласные?

Ребята, давайте вспомним стихотворение о звуках.

-Кто расскажет?

Ребенок: Гласные тянутся к песенке звонкой.

Могут заплакать и зарыдать.

В темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

(Стук в дверь)

Воспитатель: - Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.

(Дети и воспитатель  распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо).

Воспитатель: - Сундучок – то не простой! С замком! Давайте прочитаем письмо:

«Дорогие дети, пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься.    

Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с замком. Прежде чем открыть замок нужно выполнить мои задания. Мои волшебные помощники спрятали конверты с заданиями у вас в группе. Найти их несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать конверты с заданиями. В последнем конверте с заданием будет лежать ключ, которым вы сможете открыть замок.  

Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!»

Дед Грамотей.

Воспитатель: - Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать конверты с заданиями? /Ответы детей/

Воспитатель: - А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый  конверт. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

Дети: - Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Ребенок вынимает конверт из-за зеркала).

Воспитатель: - А конверт -то непростой! В нём задание.

Задание № 1.

Подскажите слово в конце каждого предложения.

1. В реке большая драка-

Поссорились два …. (рака)

2. Спи, мышонок, до утра,

Дам тебе я….(комара)

3. Верещунья белобока,

А зовут ее …. (сорока)

-Ребятки, подумайте и назовите согласный звук, который слышится в каждом слове (Р)

-Какой это звук? (согласный)

Почему? (воздух, выходящий изо рта, встречает преграду в виде зубов)

Давайте все вместе повторим –Р-.Р-Р. При произношении язык находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит.

Игра» Поймай звук»

а) из ряда звуков:о,р,н,х,ц,р,ш,м,с,р,ч,в,к,р,ж,я,г,р.

Б)из ряда слогов и звукосочетаний:РА,ПУ,КО,СЫ,РУ,УП,РЫ,ОП,РО,АП,АР.

в)из ряда слов:корова,лопата,виноград,рыба,телефон,комар,тетрадь,помидор,ручка,ракета.

Справились с заданием, молодцы!

Воспитатель: - Слушайте следующую подсказку ,где искать следующий конверт с заданием:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: - Книга! Конверт будем искать там, где у нас в группе книги!

/Дети находят второй конверт, выполняют второе задание. /

Задание № 2

Определи место звука и обозначь на схеме.

-Посмотрите и скажите, какие предметы изображены на рисунке? (ручка, ворона, помидор)

Ситуативная беседа:

-Где спрятался звук? Вначале слова? В середине слова ? Или в конце слова?

-Определите место звука Р в названии каждого предмета и поставит синий квадрат в прямоугольнике в соответствующем месте.

-Где поставим синий квадрат в прямоугольнике под изображением ручки? (в начале, так как в слове ручка звук Р слышится в начале слова)

-Где поставим квадрат под изображением помидора? (в конце, потому что в слове помидор звук Р слышится в конце)

-Где поставим квадрат в прямоугольнике под изображением ворона? (В середине, потому что звук Р слышится в слове ворона в середине)

( И с этим заданием вы замечательно справились)

Воспитатель: - Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея :

Он бывает баскетбольным

Волейбольным и футбольным.

Скачет, прыгает ,летает.

И усталости не знает.

/Дети достают конверт со следующим заданием, он находится возле ящика с мячами. /

Задание № 3.

Воспитатель: - Вот и третье задание .

-Ребята, у меня на подносе лежат овощи, вам надо выбрать только те овощи, у которых в названии есть звук Р. (ребенок выбирает)

-Морковь, помидор, картошка.

-Ребята, вы согласны? Молодцы.

А сейчас в своих тетрадях обведите эти выбранные овощи.

-Назовите овощи, которые не обвели (капуста, лук)

-Почему? (нет звука Р в этих словах)

Воспитатель: -  У нас уже три задания выполнены! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

Дети – Буратино! В сказке «Золотой ключик».

Физминутка :

Буратино потянулся,                                    Руки в стороны развёл,

Раз – нагнулся,                                              Ключик так и не нашёл.

Два – нагнулся,                                             Чтобы ключик нам достать,

Три – нагнулся.                                             Надо на носочки встать.

/Дети декламируют стихотворение. Выполняют движение. /

Воспитатель: - Ну, а где нам искать конверт с четвёртым заданием, постарайтесь угадать:

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует, -

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.

Дети: - Это карандаш! Надо искать конверт там, где у нас лежат карандаши!

-Посмотрите, ребята , что в конверте. Помощники Деда Грамотея несли для вас карточку с изображением буквы, да так торопились, что выронили её и та рассыпалась на несколько частей. Если мы её соберём, то узнаем, что это за буква!

Задание № 4.

-Помогите мне собрать букву. (к доске выходят дети)

Это буква Р.

-Послушайте стихотворение про букву Р.

Кто делает зарядку по утрам,

Тот букву Р легко покажет нам.

Одно лишь надо не забыть:

Какой руке согнутой быть.

Звук Р на письме обозначается буквой Р. Посмотрите еще раз буква Р, а вот ее шуточное изображение. (показываю).

Воспитатель:

Звукобуквенный анализ и синтез:

- Положите букву «Р» перед собой. Впереди буквы «Р» положите букву «А». Прочитайте, что у вас получилось: АР.

Переставьте буквы местами «Р», и потом «А».

Прочитайте, что у вас получилось? (часть слова РА. Добавьте часть слова МА.

Получилось слово, кто его прочтёт? (РА-МА).

-Сколько звуков в этом слове?

-Сколько букв в этом слове?

-Назовите гласные, согласные ?

-Сколько частей в этом слове? Прочитайте 1-ю часть, 2-ю часть слова.

Обведите букву   Р по точкам в первой строке, а в остальных строчках напишите перед гласной буквой. Посмотрите  как она пишется. Буква Р состоит из палочки, к которой присоединен полукруг. Давайте прорисуем букву в воздухе.

Пальчиковая игра «Замок»

На двери висит замок (руки в замке)

Кто его открыть бы смог ? (пальчики тянем , не разжимая)

Потянули, (потянули)

Покрутили (вращаем руки)

Постучали (стучим основанием ладоней)

И – открыли! (руки разжимаются)

(работа в тетрадях)

(я выставляю слоги и картинки)

Давайте прочитаем слоги на доске РА, РО, РУ, РЫ, РЭ. Посмотрите, у вас такие же получились?

Посмотрите на картинки и назовите первый слог в названиях картинок (роза-ро). Прохлопываем слова, делим их на слоги. Давайте найдем этот слог и соединим его с картинкой, где нарисована роза,  (ракета-ра, рубашка-ру, рыба-ры )

(открываем замок).

Вот и открыли мы сундучок!

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: - Это медали  « Умница» и « Умник» от Дедушки Грамотея и буквы на магнитиках!

Воспитатель: -  буквы мы будем изучать, составлять из них слоги и слова. Спасибо Деду Грамотею! Ребята, а мы можем как-то отблагодарить Дедушку?

/Дети предлагают свои варианты. /

Воспитатель: - Правильно! Мы можем тоже послать ему посылку. Мы можем изобразить буквы с какими мы уже знакомы по своему желанию. А как их можно изобразить?

Дети: - Можно нарисовать. Слепить из пластилина. Выложить из пуговиц или гороха, фасоли. Можно сделать в виде аппликации. И др.

Да, ребята сегодня мы и займемся изготовлением подарка для деда Грамотея.

Рефлексия:

- С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Да. С буквой «Р». Какой это звук гласный или согласный?

 - Скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось?

- Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе. Звук П.

Использование коррекционной технологии речедвигательной ритмики на подгрупповом логопедическом занятии по преодолению общего недоразвития речи у детей...

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Звуки [а], [у], [и], [о]

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление  понятий  «слово», «звук». Обучение различению звуков [а], [у], [и] и [о] на слух и в произнесении. Выделение и определение в словах первого гл...

конспект занятия в старшей группе. Звук и буква "И"

формирование у детей умения выделять гласный звук "и"...

Конспект занятия в старшей группе ЗВУКИ «К-Кь», «Т-Ть». БУКВЫ «К – Т».

ЗВУКИ   «К-Кь»,  «Т-Ть».  БУКВЫ  «К – Т».ЦЕЛЬ: Закрепить  навык   четкого  произношения   звуков  ...

Конспект занятия в старшей группе "ЗВУКИ "П", "Пь"".

ЗВУКИ      «П»,  «Пь».ЦЕЛЬ: Закрепить   навыки   различения  и   четкого   произношения   з...

Конспект занятия для старшей группы. "Звуки А,У,И"

Конспект занятия для старшей группы....

Конспект занятия в старшей группе "Звуки К-Кь и Г-Гь"

Сценарийсовместной образовательной деятельностипо речевому развитию в старшей группе на тему:«Звуки К-Кь и Г-Гь»...