Рабочая программа "Любознайка".
рабочая программа по окружающему миру

Настоящая рабочая программа поможет педагогам дошкольных образовательных учреждений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Программа находится в состоянии разработки в ближайшее время она будет дополнена приложением, в которое войдут разработки занятий по эксперментированию для разных возрастных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_lyuboznayka.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО:

На заседании педагогического совета

Протокол № ____ от «_____» _____2019 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ

«Детский сад общеразвивающего вида № 22»

__________________И.Г. Меркулова

Приказ № _____ от «_____»______2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЛЮБОЗНАЙКА»

                                                        СОСТАВИЛА

                                                        СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ

                                                        АДЖИ АЛЛА ВИКТОРОВНА

2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

I.

Пояснительная записка

1.1.

Направленность Программы

1.2.

Актуальность и педагогическая целесообразность Программы.

1.3.

Цель и задачи реализации Программы.

1.4.

Принципы и подходы к формированию Программы.

1.5.

Основные формы организации и режим занятий.

1.6.

Особенности экспериментирования.

1.7.

Требования, предъявляемые к проведению экспериментальной деятельности.

1.8.

Правила безопасности при проведении экспериментально-исследовательской

 деятельности.

1.9.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников по реализации

 Программы.

  1. Пояснительная записка
  • 1.1. Направленность Программы

Дополнительная общебразовательная программа «Любознайки» (далее – Программа) определяет организацию опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста (содержание, формы) в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 22» в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа разработана с учетом ФГОС ДО, особенностей образовательного учреждения, запросов родителей (законных представителей).

Программа разработана на основе программы О.В. Дыбиной «Ребенок в мире поиска».

Дополнительная общеобразовательная программа «Любознайки» разработана согласно требованиям следующих нормативно-правовых окументов:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 ФЗ;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2-13 № 1008);
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р).

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя по возможности последствия. Поэтому задача современного обучения состоит на просто в сообщении знаний, а в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира. Оно должно строиться как самостоятельный творческий поиск.

Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.

Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире.

Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику.

Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.

Ребенок познает мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребенка более полными, достоверными и прочными.

Таким образом, детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование. Главным доказательством этого является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает  все сферы детской жизни, в том числе и игровую, которая возникает значительно позже деятельности экспериментирования и строится самими детьми, что способствует их саморазвитию, именно эта деятельность идет от самого ребенка с первых месяцев его жизни. Л.С Выготский неоднократно говорил, что в дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года -  практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами.

Данная Программа имеет познавательно-исследовательскую направленность.

Программа направлена на:

  • потребность ребенка в познании окружающего мира;
  • на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности.
  • 1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность Программы

Детская познавательно-исследовательская деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольника. В основе экспериментирования лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача – удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Такие качества способствуют дальнейшему успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми – возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

  • 1.3. Цель и задачи реализации Программы

Цель: формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

  • развивать умение обследовать предметы  и явления с разных сторон, выявлять зависимости;
  • помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  • развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
  • стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;
  • способствовать воспитанию самостоятельности, активности;
  • развивать коммуникативные навыки.
  • 1.4. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа по опытно-эксперименетальной деятельности дошкольников построена таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результаты опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием, как видом деятельности, и его действия носят репродуктивный характер.

Основные принципы, заложенные в основу программы:

  • научности (сообщаются знания о свойствах веществ);
  • динамичности (от простого к сложному);
  • интегративности ( интеграция с другими образовательными областями);
  • сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей);
  • системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий);
  • преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует «зону ближайшего развития»);
  • возрастное соответствие (предлагаемые знания, игры учитывают возможности детей данного возраста);
  • наглядности (использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий);
  • здоровьесберегающий (ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве посредством игровых упражнений; предупреждать нарушение осанки; использовать физминутки, пальчиковую гимнастику, упражнения для координации глаз и развития мелкой моторики рук).

  • 1.5. Основные формы организации и режим занятий

Во время проведения групповых занятий, всячески поддерживается детская инициатива в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств. Проявление инициативы способствует внутреннему раскрепощению детей, уверенности в себе, пониманию своей значимости, заинтересованности, желанию и в дальнейшем проявлять самостоятельность.

Для реализации Программы используются следующие формы работы:

  • совместная деятельность педагога с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Методы организации экспериментально-исследовательской деятельности:

  • беседа;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • наблюдение;
  • опыты;
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;
  • трудовая деятельность;
  • использование художественного слова;
  • дидактические, творческие, развивающие игры.

  • 1.6. Особенности экспериментирования

Дети дошкольного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира.

В среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет) восприятие детей становится наиболее развитым. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной для понимания ребенка, но она вызывает у него интерес.

Дети шестого года жизни способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, совершенствуются обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Дети в этом возрасте задают вопросы и пытаются самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а педагог уже не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Но и в этом случае следует сначала при помощи наводящих вопросов направить действия детей, а не давать готовых решений.

В подготовительной к школе группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. При проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов. Дети  учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.

В подготовительной группе вводятся длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта, дети учатся находить не только разницу, но и сходство, что позволяет осваивать приемы классификации. Возросшая сложность экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгого соблюдения правил безопасности.

Педагог работает малыми группами (по 6-8 человек) по интересам в кабинете экспериментирования, оснащенном необходимым материалом и оборудованием для реализации предлагаемой работы.

Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется 1 раз в неделю: с детьми среднего дошкольного возраста по 15-20 минут, с детьми старшего дошкольного возраста по 25-30 минут.

Во время занятия проводится 1-2 эксперимента с детьми среднего дошкольного возраста и 2-3 эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста (в старшей и подготовительной группах) (в зависимости от сложности).

  • 1.7.Требования, предъявляемые к проведению экспериментальной деятельности

1). Воспитатель доступно и четко формулирует проблему (познавательную задачу) (Что хотим узнать?).

2). Отбор 2-х объектов – один опытный, другой – контрольный.

3). Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми.

4). Осуществление руководства опытом: придумывать вопросы, обращать внимание на существенное, учить рассуждать, сравнивать факты.

5). Подведение итогов, вывод, фиксация результатов.

6). При организации опытов сделать все возможное, чтобы не навредить живым объектам.

  • 1.8. Правила безопасности при проведении кспериментально-исследовательской деятельности

При проведении экспериментально-исследовательской деятельности необходимо обращать особое внимание на правила безопасности. Обязанность следить за соблюдением безопасности целиком лежит на педагоге.

При организации деятельности с детьми необходимо учитывать следующие моменты:

1). Детей необходимо обучать проведению опытов: чем чаще педагог использует в своей работе метод экспериментирования, тем ниже вероятность чрезвычайной ситуации.

2). Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному»: педагог на каждом этапе оценивает уровень умений воспитанников.

3). Все незнакомые процедуры осваиваются в следующей последовательности:

  • действие  показывает педагог;
  • действие повторяет и показывает кто-либо из детей, причем тот, который заведомо совершит это неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;
  • иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность которой очень велика;
  • действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;
  • действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;
  • действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.

4). Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации, заранее предвидя нежелательные реакции и поведение.

5). Для исключения гиперопеки со стороны взрослого, работа должна строиться на принципах личностно-ориентированной педагогики.

6). Для обеспечения быстрого пресечения нежелательных действий, имеет смысл выработать у детей условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например, на сигнал «Стоп!». Это отрабатывается в форме игры, когда дети, услышав команду, замирают и прекращают свои действия, а внимание устремляют на педагога. Этот сигнал применяется в экстремальных ситуациях.

7). Для успешного руководства экспериментально-исследовательской деятельностью детей педагог должен уметь видеть весь коллектив и распределять внимание между отдельными ребятами, а также внимание между отдельными ребятами, а также хорошо владеть фактическим материалом и методикой проведения каждого опыта.

8). На занятиях должна быть спокойная обстановка.

  • 1.9. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников по реализации программы

В современных условиях МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 22» является общественным институтом регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на нее определенное влияние.

В основу совместной деятельности семьи и МБДОУ заложены следующие принципы:

  • единый подход  к процессу воспитания ребенка;
  • открытость МБДОУ для родителей;
  • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье.

Участие родителей в реализации программы «Любознайка»

Формы участия

В проведении мониторинговых исследований.

Анкетирование.

В создании условий.

Помощь в создании предметно-пространственной развивающей среды.

В просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей.

- наглядная информация;

- памятки;

- создание странички на сайте МБДОУ;

- консультации.

  • 1.10. Ожидаемые результаты освоения Программы
  • Проявление интереса к исследовательской деятельности.
  • Проведение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов.
  • Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира.
  • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций.
  • Развитие коммуникативных навыков.

Ценность опытно-экспериментальной деятельности состоит в том, что детям предоставляется возможность заниматься исследованиями через естественные для ребенка практические действия.

  • 1.11. Материально-техническое обеспечение Программы

В МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 22» создана материально-техническая база для осуществления опытно-экспериментальной деятельности воспитанниками.

Это центр экспериментирования, который создан с целью формирования познавательной активности, основ экологической культуры, творческого воображения, самостоятельности воспитанников.

Задачи

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

* развитие у детей представлений о химических свойствах веществ

* растворение различных веществ; взаимодействие различных веществ при соединении (реакция) и их влияние на свойства других предметов

* выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования

* развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях

*магнетизм, отражение и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды

* испарение, сила тяготения, трение, электричество, инерция

* развитие представлений о свойствах

* воды, песка, глины, воздуха, камня

* развитие элементарных математических представлений

* упражнять в количественном счете

* о мерке – как способе измерения объема, массы, длины; о мерах измерения длины

*познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озера

-

* развитие у детей элементарных представлений о Солнечной системе и космических явлениях

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-0помощниками при проведении игр-экспериментов

* увеличительное стекло

* увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокль

3. Развитие умственных способностей:

* развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

* формирование способов познания путем сенсорного анализа.

4. Социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий

Оснащение  центра экспериментирования

  1. Приборы-помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы,безмен, песочные часы, компасы, разнообразные магниты, бинокль.
  2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.
  3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупные и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов, овощей, шерсть (кошачья, собачья, овечья).
  4. Бросовые материалы: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки-вкладыши от наборов шоколадных конфет, деревянные катушки.
  5. Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
  6. Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная, вощеная и др.
  7. Красители: ягодный сироп, акварельные краски, другие безопасные красители.
  8. Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, деревянные палочки, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл), марля, мерные ложечки, резиновые груши разного объема.
  9. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, старые пластинки для проигрывателя, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, плоское блюдо, стеки, пилка для ногтей, ученические линейки, сито, металлические шарики (легкий и тяжелый), таз, сетка-авоська, спички, спичечные коробки, нитки, пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.
  10. Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», пластмассовый клоун – водяная мельница, теневой театр, театр на магнитной основе, ванная для игр с песком и водой.
  11. Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
  12. Детские халаты, клеенчатые передники, полотенца.
  13. Журналы исследований (на каждую группу) для фиксации результатов опытов, рабочие листы.

Учебно-методическое обеспечение

  • 1.12.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели

Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...