Экология в жизни ребенка
статья по окружающему миру

Федосова Анна Яковлевна

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Экология в жизни ребенка39 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема: "Формирование основ экологической культуры у дошкольников во время непосредственно образовательной деятельности"

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесён живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там – лес погубили, там - лугов лишились, там – земля очерствела и не хочет рожать хлеб...

Учить заботиться о родной природе, о её богатствах нужно с детства.

Как редко мы задумываемся над тем, как лес, луг, река, даже пустырь за городскими домами, т. е. всё то, что обычно называют природой, помогают нам воспитывать малышей. Именно малышей, потому что стоит им повзрослеть чуть-чуть, как в дело вступают другие силы. А пока дети малы, все цветы и травы, жучки-паучки, птицы, кошки, собаки – всё это близко им.

Ребёнок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать цветы. Ему необходимо привить любовь к муравью и лягушке, колокольчику и дубу – ко всему, что его окружает.

Экологическим воспитанием дошкольников я занимаюсь с 1994 года.

Почему из множества направлений решила заняться проблемой экологического воспитания детей? Наблюдая за поведением ребят в природе, не раз замечала, как хладнокровно летят в животных и птиц камни и палки, с каким азартом ребёнок «охотится» за маленьким беззащитным насекомым с одной единственной целью: раздавить, оторвать лапки или крылья, как безжалостно ломаются ветки деревьев и кустарников, как охапками ребята рвут цветы.

Цель в работе с детьми - научить осознанно, правильно относиться к объектам живой и неживой природы, к её явлениям.

Экологическое воспитание детей осуществляю с помощью различных методов и приёмов, положительно влияющих на эмоциональную и нравственную сторону развития ребёнка.

Одним из важнейших методов работы с детьми дошкольного возраста является непосредственно образовательная деятельность, которая оказывает положительное воздействие на детей, способствует их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовит их к обучению в школе.

В ходе непосредственно образовательной деятельности дети знакомятся с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, учатся устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. А различные демонстрационные и учебные пособия позволяют формировать у ребят отчётливые и правильные представления об окружающем мире.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми проходит не только в группе, но и на улице - это позволяет в естественных условиях познакомить детей с объектами и явлениями природы, сформировать представления о взаимосвязях в природе, развить наблюдательность и интерес к ней, эстетические чувства, любовь и бережное отношение ко всему живому.

Ведя основную работу по воспитанию экологической культуры у детей в ходе непосредственно образовательной деятельности, не забываю и о решении задач экологического направления в работе с детьми в повседневной жизни.

Одним из мест решения экологических задач является уголок природы. Здесь дети знакомятся с комнатными растениями, условиями их жизни, учатся ухаживать за ними.

Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Вместе с детьми мы регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведём наблюдения за ней.

Обучая детей, заполняя с ними тот или иной календарь, осуществляю познавательное общение с дошкольниками. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.

Зимой и ранней весной на окне нашей группы появляется мини-огород, который стал хорошим подспорьем и помощником в воспитании у детей экологической культуры, создании правильного отношения к живой природе. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.

С большим удовольствием ребята также трудятся и на участке детского сада: зимой расчищают его от снега, а весной занимаются посадкой цветов. Дети всегда с желанием и старанием участвуют в труде. Обучая ребят простейшим приёмам труда, стараюсь объяснить необходимость и целесообразность этого труда.

Я, уверена, что дети, занимавшиеся хотя бы раз посадкой зелёных насаждений, как правило, не ломают их, не рвут впоследствии.

Хорошей традицией у нас стала забота о зимующих птицах. Рассказываю детям о том, как птицам тяжело в зимнее время, о том, как люди могут им помочь пережить холодную зиму. Вместе с детьми на прогулках зимой мы всегда подкармливаем птиц, наблюдаем за тем, как они клюют корм, как перемещаются по нашему участку. У детей это вызывает огромный интерес и желание заботиться о зимующих птицах.

Для того, чтобы знания детей о природе были осознанными, в своей работе по экологическому воспитанию дошкольников я использую несложные опыты / «Изготовление цветных льдинок», «Игры с соломинкой», «Определение возраста рыб» и т.д./, проводимые как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Специально организованные опытнические ситуации позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства объектов неживой природы. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, поэтому они развивают наблюдательность, восприятие и мышление.

Большое значение при закреплении экологических знаний у детей придаю ведущей форме деятельности дошкольников – игре. С детьми мы играем в различные экологические игры: "Что где растёт", "Что в корзину мы берём?", "У медведя во бору", «Перелёт птиц» и многие другие.

Игры позволяют развить у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчить восприятие излагаемых проблем и знаний.

Как средство экологического воспитания мною используется и художественная литература. Произведения А. Пушкина, С. Есенина, К. Ушинского, В. Бианки, Е. Чарушина и других авторов помогают мне обогатить детей знаниями, учить, глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы. В каждой книге о природе заложены идея ответственности человека за её сохранение, призыв к маленькому слушателю любить, беречь, защищать и изучать природу.

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в группе сочетается с воздействием на детей в семье. Все годы работы по экологическому воспитанию дошкольников огромную помощь во всех моих начинаниях оказывают родители: мастерят кормушки, заготавливают корм для птиц, природный материал, пополняют библиотеку книгами природоведческого характера, участвуют в экологических проектах и т. д./.

Работа по экологическому воспитанию даёт хорошие результаты. У ребят вырастает познавательный интерес к природе и её обитателям, появляется желание помогать растениям и животным, ухаживать за ними. Дети становятся добрее, учатся сопереживать, радоваться, волноваться.

Проводя итоговые диагностики, пришла к выводу, что цели и задачи, поставленные мною в начале работы, достигнуты.

Вследствие всего этого вырастет человек, который не обидит животных, не сломает просто так веточку дерева; человек, который будет любить, и беречь природу, вырастет экологически воспитанным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

экология в жизни ребенка

Экологическому  воспитанию отводится  огромная роль в современном образовательном процессе. Кроме того экологическое образование детей  - это огромный потенциал их всесторонеего развити...

консультация для родителей "Экология в жизни ребенка"

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экол...

Консультация для родителей «Экология в жизни ребенка»

Консультация для родителей «Экология в жизни ребенка»...

Консультация для родителей по теме: «Экология в жизни ребенка»

Консультация для родителей по теме: «Экология в жизни ребенка»Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представл...

Статья на тему "Экология в жизни ребенка"

Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности....

Статья на тему: "Экология в жизни ребенка."

Формирование экологической культуры, начало её становления зарождается в первые семь – восемь лет жизни ребёнка. В это время закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Дошкол...

Экология в жизни ребенка

Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок.Х.К. Андерсен.Формирование экологической культуры, начало её становления зарождается в первые семь – восемь лет жизни ребёнка. В это время за...