методическая разработка по формированию познавательного развития детей дошкольного возраста "опыты с водой"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Никитина Ирина Александровна

Вместе с детьми   выяснить  различные свойства воды 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dosuga_opyta_svodoy.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Досуг  по экспериментированию "Опыты с  воды"

Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды.

Программные задачи:

Образовательные:

ознакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.

уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.

Развивающие:

развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, палочками;

закреплять умение работать с незнакомыми растворами.

развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;

активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;

стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к воде.

воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;

Оборудование: карточки в виде капелек воды с загадками, фотографии, прозрачные пластиковые стаканы, прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (более узкие и более широкие), соломинки для коктейля, различные соки, стакан с молоком, акварель , перчатка, алгоритм.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Часть I. Введение в игровую ситуацию

Воспитатель обращает внимание детей на то, что когда она пришла в детский сад, то увидела на пороге ведёрко. Интересуется: не хотят ли они заглянуть, что в нём лежит?

Достают из ведерка капельку.

Воспитатель:Ребята, кто это?

Дети: капелька

Ребята к нам в гости пришла капелька, и зовут  ее Капитошка. Она хочет Вам загадать загадки. Тот кто отгадает загадку выберет картинку- отгадку в моем ведерку и поставит ее на стенд.

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет.

. (Дождь)

Пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.

 (Облако)

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь

(Снег)

Когда зимой мороз и стужа,
Покрыты им и пруд, и лужа

(Лед)

Я и туча , и туман, и ручей , и океан

И летаю и бегу и стеклянной быть могу.

(Вода)

Дети по очереди ставит карточки с отгадками на доску.

Воспитатель: Все эти загадки были о воде и  мы будем сегодня говорить об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле .

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде

В лужи, в море, в океане

И в водоворотном кране

Как сосулька замерзает,

В лес туманом выползает

На плите у нас кипит

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить:

Без нее нам не прожить

Воспитатель: Действительно вода в природе на нашей планете занимает гораздо больше места ,чем суша- Земля.

 А кому нужна вода? (животным, растениям , птицам , человеку).

Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам?

Ответы детей. (Воду пьют, моются, готовят на воде , рыбы живут в воде, без воды растения завянут).

Без воды все живое на планете погибнет, засохнет Вода –это жизнь и воду надо беречь

Часть II. Практическое экспериментирование

Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами. Капитошка хочет нам в этом помочь. У него есть для нас сундучок, а вот ключик надо найти, для этого поиграем.

Физкультминутка:

Капитошка потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся, (наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел, (руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (руки на поясе, подняться на носочки

Ребята, я а вот и ключик, сейчас мы откроем сундучок и посмотрим что же в нем.

Открывают сундучок. Достают правила поведения в лаборатории.

Воспитатель: Ребята, Капитошка предлагает нам превратиться в лаборантов и провести опыты с водой, узнать ее свойства.  Кто же такие лаборанты? Это люди которые занимаются научной деятельностью и проводят разные опыта. Давайте рассмотрим картинку что нельзы делать в лаборатории во время проведения опытов.

)

-Не трогать без разрешения,

- соблюдай тишину, не перебивай других,

-соблюдать осторожность,

-нечего не пробовать на вкус без разрешения взрослых,

-будь осторожен со стеклянными предметами.

Воспитатель: Теперь мы с вами лаборанты и попали в лабораторию. Какая же вода?

Свойство 1: вода – это жидкость, так как ее можно?(налить перелить ,пролить, вылить)

Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт 2: Лед –это замороженная вода.

 Принести и поместить в посуду кусочки льда. Дети следят за тем как кусочек льда в теплом помещении тает и становится водой Вывод: лед это вода

 Воспитатель: ребята, кроме льда какое вы знаете твердое состояние воды? (снег)

Опыт 3: пар –это вода

Сейчас будет опасный опыт. У маня в руках термос с горячей водой, детям можно брать в руки и открывать крышку? (НЕТ ) Почему? (Можно обжечь руки)

Взять термос с кипятком, открыть крышку и показать детям пар. Затем поместить над паром кусочек стекла или зеркала, на нем выступят капельки воды, показать их детям. Вывод: пар это вода.

Опыт 4 Вода не имеет запаха.

Предложить детям понюхать воду в стакане и сказать  чем она пахнет или не пахнет ? (Совсем не пахнет). Предложить в стакан добавить лимон и снова понюхать. Стакан с лимоном стал пахнуть. Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 5. Вода прозрачна.

Воспитатель: На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.

 – Что заметили?

В каком стакане видно ложку, в каком нет. Почему?

Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.

Опыт 6. У воды нет вкуса

Предложить детям через соломинку попробовать воду. Есть ли у нее вкус? Для сравнения предложить сок.

 Вывод: вода не имеет вкуса.

Воспитатель: а вот морская вода соленая, потому что в ней много разных солей. Но пить ее нельзя

Опыт 7: У воды нет формы.

Воспитатель наливает воду в стакан, из стакана на блюдечко , из блюдечка в резиновую перчатку. Вода принимает форму того предмета, в котором находиться. Значит она не имеет формы.

Опыт 8 Лед легче воды

Спросить детей, что будет с кубиком льда если поместить его в  воду? Он утонет, будет плавать , сразу раствориться? Выслушать ответы детей , а затем опустить лед в стакан с водой и понаблюдать за ним. Лед плавает в воде, он легче воды, поэтому он и не тонет.

 Опыт 9 . В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые нет.

 Два стакана на столе. В один ребенок сыпет обычный речной песок, в другой сахарный песок. Ив одном и в другом стакане надо размешать и посмотреть растворился ли песок. В одном он растворился в другом нет. В третьем стакане ребенок размешивает краску. Почему она стала цветной. Краска в ней растворилась

 Вывод некоторые вещества в воде растворяются, некоторые нет.

Часть III. Физкультминутка «Капельки и тучки»

На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это тучки. Все дети – это капельки. Пока звучит бубен дети свободно перемещаются по группе. Как только бубен остановился, каждая «капелька» должна занять любую «тучку». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась. Игра проводится 2-3 раза.

Часть IV

 Вот и подошло к концу наше пребывание в лаборатории у Капитошки. Давайте вспомним, с какими свойствами воды вы познакомились? Что было интересного? Какой опыт понравилось больше?

Давайте скажем спасибо Капитошки и пригласим его прийти к нам еще раз, чтобы побывать у него в лаборатории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия для детей дошкольного возраста на тему: "Радость и грусть"

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему: «РАДОСТЬ И ГРУСТЬ»   Цель: -   ознакомление детей с эмоциями радости и грусти; оп...

Методическая разработка по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Программа «Родничок» направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошл...

Методическая разработка «Сенсорное развитие детей в играх с водой»

Вода, как особенный естественный и безопасный материал, обладает колоссальными возможностями для развития ребёнка, а игры с водой, бесспорно, могут стать таким развивающим условием. Игры с водой не то...

Методическая разработка "Олимпийское образование детей дошкольного возраста"

Физическое воспитание в современном дошкольном учреждении должно опираться на создание предпосылок для интегративного развития средствами физической культуры интеллектуальных способностей. Прививать и...