Методическая разработка "Обучение грамоте детей дошкольного возраста"
методическая разработка по обучению грамоте ( группа) по теме

Михайлова Ирина Анатольевна

Методы и приемы обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.odt73.83 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

       Дошкольный возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов  к развивающему обучению. У него появляется желание учиться. Именно старший дошкольный возраст является наиболее эффективным для начала обучению чтению.

        Успешное овладение чтением детей дошкольников обеспечивает возможность на более раннем этапе сформировать различные учебные умения воспринимать речь окружающих, отвечать на вопросы, спрашивать, пересказывать прочитанное.

      Данная программа имеет социально-педагогическую направленность. Обучение проводится в игровой ситуации и обстановке увлекательного дела. Интерес ребенка к занятиям поддерживается с помощью разнообразных речевых игр и пособий. При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности.

      Программа направлена не только на конечный результат — умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, толерантное отношение к окружающим.

      Програмный материал систематезирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.

       Важным условием реализации программы является психолого- педогагическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.

      Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции.

      Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонематический слух ребенка, что в дальнейшем влияет на обучение в школе.  

      Успешное овладение чтением детей дошкольников обеспечивает возможность на более раннем этапе сформировать различные учебные умения воспринимать речь окружающих, отвечать на вопросы, спрашивать, пересказывать прочитанное. Главное место в обучении детей отведено работе со звуками. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонематический слух ребенка, что в дальнейшем влияет на обучение детей в школе.

     

 Цель прграммы.

Развитие позновательно-речевой деятельности ребенка.

     Задачи:

Образовательные.

-Дать представление об основных единицах языка (звук, слово, предложение).

-Учить выделять слова, как обьект изучения.

-Познакомить детей с основными свойствами фонематического строения слова.

-Знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными симвалами для обозначения звуков.

-Научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и твердые согласные), сопоставлять слова по звуковому составу.

-Учить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога.

-Учить детей слиянию слогов в  слова.

-Учить составлять предложения.

-Упражнять в чтении и пересказе .

                                         

Развивающие.

-Развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих.

-Развивать фонематический слух,, совершенствовать звуковую культуру речи.

-Развивать словесно-логическое мышление, память, внимание.

-Развивать графические умения.

-Развивать умение и навыки работы ребенка в коллективной учебной и игровой деятельности.

Воспитательные.

-Формирование познавательного интереса.

-Формирование познавательных способностей.

-Прививать любовь к чтению.

-Воспитывать старательность.

-Воспитывать любовь к художественным произведениям.

     Программа создана для детей с 4 до 7 лет. Группы формируются по возрасту: с 4 до 5 лет, с 5 до 6 и с 6 до 7 лет.

     Программа расчитана на 3 года обучения.

     Желательно, чтобы дети посещали ее с начала до конца учебного года.

     По данной програме могут обучаться все желающие дети, способные обучаться на групповых занятиях.

     Наполняемость группы:8 - 9 человек.

     Программа реализуется по следующему расписанию: 2учебных часа, т. е. 2 занятия в неделю (1 учебный час — с 4 до 5 лет 20 минут, с 5 до 6 лет 25 минут, с 6 до 7 лет 30 минут). В учебном году всего - 64 занятий (64учебных часа) т. к. занятия начинаются с 1 октября.

Условия реализации образовательной пограммы:

Материальное обеспечение программы.

Занятия проводятся в просторной учебной комнате, имеются большие окна, лампы дневного света. Есть зона с детскими столами -трансформерами в форме трапеций и соответствующего размера деревянными стульчиками, стол для педагога, доска, фланелеграф, стеллаж для наглядных и методических пособий.

Организационные условия.

Программа расчитана на  3 года обучения.

Желательно, чтобы дети посещали ее с начала до конца учебного года.

Наполняемость группы: 8-9 человек.

Программа реализуется по следующему расписанию: 2 учебных часа, т. е. 2 занятия в неделю (1 учебный час 20-35 минут). В учебном году всего-60 занятий (60 учебных часов) т. к. занятия начинаются с 1 октября.

Методическое обеспечение программы.

Разрезная  азбука, 9 шт.

Счетные палочки, пуговицы (для выкладывания букв).

Рамки вкладыши «Алфавит» 9 шт.

«Живая азбука» 9 шт.

«Волшебная таблица»

Различные штриховки, схемы

Сюжетные картинки

Игры:

«Звуковая цепочка»

«Буквы потеряшки»

«Найди пару»

«Найди букву»

«Разноцветные буквы»

«Складушки»

«Разноцветные мячики»

«Волшебный квадрат»

«Выбери нужную»

«Выбери картинку»

«Расшифруй слово»

«Гласный-согласный»

«Заколдованное слово

«Змейка»

«Придумай слово»

«Что лишнее»

«Медведь и медвижата»

«Мячик смякчитель»

«Твердыш-мякиш»

«Волшебные превращения»

«Отгадай и запиши»

«Проверь букву»

«Ромашка»

«Где звук»

«Какая буква спряталась»

«Закончи предложение»

«Дополни предложение»

«Составь слово»

Содержание программы «Обучение чтению» первый год обучения (дети 4-5 лет).

Октябрь.

        1. Контрольно-диагностическое занятие.

        2. В мире звуков.

  • Развитие слухового внимания: игра «Молчанка»;
  • знакомство с термином «речевой звук»;
  • произношение отдельных звуков. Развитие просодии;
  • ознакомление с органами артикуляционного аппарата.

        3. Звуки речи. Закрепление.

  • Путешествие в страну звуков;
  • чтение сказки Н. В. Новотворцевой «О веселом язычке».

        4. Речь. Слово.

  • Развитие слухового внимания: игра «Понималка»;
  • ознакомление с понятием «слово». Длинные и короткие слова;
  • дифференциация понятий «звук — слово»;
  • усвоение понятий «живой — неживой». Понимание вопросов Кто это? Что это?

        5. Слово.

        –  Упражнение на развитие мимики «Толстячки — худышки»;

  • развитие слухового внимания: игра «Что звучит?»;
  • дифференциация понятий «звук — слово»;
  • развитие речевого слуха и фонематического восприятия: игра «Правильно — неправильно»;

        6. Слово.

  • Упражнение на развитие дыхания: «Надуваем воздушный шар»;
  • упражнение на деление слов на части: игра «Длинные и короткие слова»;
  • развитие слухоречевого внимания: «Делай, как слышишь»;
  • развитие осязания игра «Что в мешочке?», «Узнай по вкусу».

        7. Слово.

  • Упражнение на развитие дыхания: «Надуваем воздушный шар»;
  • упражнение на деление слов на части: игра «Длинные и короткие слова»;
  • развитие слухоречевого внимания: «Делай, как слышишь»;
  • образование относительных прилагательных: д/и «Варим компот».

        8. Слово.

  • Игра пантомииа «В лесу, саду, огороде»;
  • развитие слухового внимания: игра «Кто как кричит?»;
  • упражнение на деление слов на части: игра «Длинные и короткие слова»;
  • Развитие внимания и памяти: игра «Что пропало?».

Ноябрь.

        1. Слово.

        –   Упражнение на расслабление «Заводные игрушки»;

  • развитие слухового внимания: игра «Кто как кричит?»;
  • закрепление понятия слово;
  • упражнение на деление слов на части: игра «Длинные и короткие слова».

        2. Звук «А» буква «Аа».

  • Упражнение на релаксацию «сильные — слабые»;
  • развитие слухового внимания: игра «Поймай звук»;
  • характеристика звука «А» по акустическим и артикуляционным признакам;
  • произношение слов со звуком «А», определение позиции звука;
  • чтение стихотворения «Как появились буквы»;
  • знакомство с буквой «Аа».

        3. Звук «У» буква «Уу».

  • Звукоподражание «Как гудит паровоз»;
  • определение первого звука в словах;
  • характеристика звука по артикуляторным и акустическиь признакам;
  • выделение звука «У» из ряда гласных: игра «Поймай звук»;
  • произношение звука «У» в словах. Словоизменение;
  • выделение слов со звуком «У»;
  • развитие слухового внимания и фонематического восприятияю Знакомство со звуковой линейкой;
  • знакомство с новой буквой «Уу».

        4. Звук «О» буква «Оо».

  • Развитие слухового и зрительного восприятия: игра «Угадай на чем я играю»;
  • характеристика звука «О» по артикуляционным и акустическим признакам;
  • развитие слуховой памяти (запоминание и воспроизведение звукового ряда);
  • произношение звука «О» в словах. Определение его позиции: игра «Где звук?»;
  • закрепление понятий «длинные и короткие слова»;
  • знакомство  с буквой «Оо».

        5. Определение первого и последнего звука в слове .

  • Игра пантомима «В саду»;
  • работа с палочками. Конструирование букв;
  • работа над звуковым составом слова: игра «Прятки»;
  • анализ и синтез слов «Ау» «Уа»;
  • развитие мелкой моторики.

        6. Звук «Э» буква «Ээ».

  • Игра пантомима «Прогулка в лес»;
  • характеристика звука «Э» по артикуляционным и акустическим признакам;
  • развитие фонематического восприятия и слухоречевой памяти: игра «Поймай звук»;
  • выделение звука «Э» из рассказа Г. Юдина «Экскаваторщики»;
  • знакомство с буквой «Ээ».

        7. Звук «Ы» буква «Ыы».

  • Игра «Узнай букву»
  • выделение звука «Ы» из ряда слов;
  • характеристика звука «Ы» по артикуляционным и акустическим признакам;
  • чтение стихотворения В. Татаринова «Пых»;
  • произношение слов со звуком «Ы». Определение иго позиции: игра «Поймай звук»;
  • составвление предложения по заданному слову;
  • знакомство с буквой «Ыы».

        8. Определение места звука в слове.

  • Повторение гласных звуков;
  • выделение гласных звуков из начала и середины слова. Развитие фонематических представлений;
  • игра «Магазин»;
  • закрепление понятий «длинные и короткие слова».

Декабрь.

        1. Карнавал гласной буквы (досуг).

        Игры:

  • «Магазин»;
  • «Буквы стройтесь»;
  • «Сложи букву из семечек (камушков, палочек, кубиков)»;
  • «Стишок о себе» (о букве, которую представляет ребенок);
  • «Собери все буквы».

        2. Согласные звуки «Н,Н» буквы «Нн».

  • Психогимнастика «Три поросенка»;
  • характеристика звуков «Н,Н» по артикуляционным и акустическим признакам;
  • произношение звуков «Н,Н» в слогах: игра «Какой слог лишний»;
  • произношение звуков «Н,Н» в словах и словосочетаниях;
  • д/и «Превращение»;
  • знакомство с буквой «Нн»;
  • чтение слогов.

  1. 3. Звук «М» буквы «Мм».
  • Психогимнастика «Сердимся»;
  •  характеристика звука «М» по артикуляционным и акустическим признакам;
  • развитие фонематического восприятия: «Хлопни в ладоши»; - выделение звука в слогах;
  • выделение звуков в словах;
  • развитие внимания и памяти: «Кто больше запомнит?»;
  • знакомство с новой буквой;
  • техника чтения: нахождение и обводка слогов, чтение слогов.

        

         4. Дифференциация слогов и слов с М/Н.

  • техника чтения: нахождение и обводка слогов, чтение слогов;
  • отгадывание гласного звука по артикуляции педагога;
  • работа над фонетикой: игра «Топ-хлоп»;
  • чтение слогов по таблице;
  • д/и «Собери ромашку» (работа в парах);
  • развитие мелкой моторики: работа с палочками.

        5. Звук «Р» буквы «Рр».

        -  Игра «Узнай букву»;

  • - характеристика звука «Р»;

-  закрепление звука в слогах, словах;

-  разучивание скороговорки «На горе Арарат...»;

- развитие фонематического восприятия: игра «Останови нужный транспорт»;

- знакомство с новой буквой;

- чтение слоговой таблицы.

        6. Звук «Л» буквы «Л,л».

  • -  Звукоподражание: «Скажи, как гудит летающий самолет?»;

- характеристика звука;

- упражнение на развитие функции языкового анализа и синтеза;

- знакомство с новой буквой;

-  работа с логической цепочкой;

-  чтение слоговой таблицы;

        7. Дифференциация слогов и слов с Р/Л.

  • отгадывание гласного звука по артикуляции педагога;
  • работа над фонетикой: определение первого и последнего звука;
  • допиши буквы и придумай слова на них(коллективно у доски);
  • техника чтения: чтение слогов по таблице;
  • д/и «Собери ромашку» (работа в парах).

        

        8.Техника чтения. Противоположные слова.

        -  Психогимнастика;

        - чтение слогов по таблице с договариванием до слов;

        - игра «Собери буквы»;

        - индивидуальные задания «Составь слово»;

        - противоположные слова: игры «Противоположности», «Хорошо — плохо».

Январь.

        1. Закрепление изученного материала.

        - отгадывание буквы по ее описанию (части);

        - конструирование буквы;

        - чтение по слоговой таблице;

        - игра «Кто в домике живет?»;

        - загадывание и отгадывание загадок;

        - работа над фонетикой: игра «Хлопни — топни»;

        - игра «Соедини буквы парами».

        2. Звук «И» буква «Ии».

  • Развитие слухового и зрительного восприятия: игра «Угадайте, на чем я играю»;
  • характеристика звука «И» по артикуляционным и акустическиь данным;
  • развитие слуховой памяти: воспроизведение звукового ряда;
  • произношение звука «И» в словах. Определение его позиции;
  • подбор родственных слов;
  • закрепление понятия «длинные и короткие слова»;
  • знакомство с буквой «Ии».

  1. 3. Звук «Е» буква «Ее».
  • Аукцион: «Кто больше слов назовет на первую букву алфавита?»;
  • звукоподражание: «Как Емеля катался на печи?»;
  • выделение звука в трех позициях;
  • д/и «Назови имена в которых есть звук Е»;
  • ознакомление с буквами и слогами;
  • определение первого слияния отгадок.

4. Дифференциация слогов и слов с И/Е.

  • Отгадывание гласных по артикуляции;
  • чтение и попевание слогов по таблице (столбики и строки);
  • д/и «Ромашка» (работа в паре, И/Е);
  • прописывание букв;
  • д/и «Что напишем?».

        5. Звук «Я» буква «Яя».

  • Игра на звукоподражание;
  • чтение буквы по ее половинке;
  • ознакомление с новой буквой;
  • составление слогов по половинке;
  • чтение слоговой таблицы.

  1. 6. Звук «Я» буква «Яя».
  • Чтение слогов по слоговой таблице;
  • игра на звукоподражание;
  • выделение звука в трех позициях;
  • ознакомление с буквой и слогами;
  • д/и «Что изменилось в словах?» (Юра-Юля).

  1. 7. Звук «Ё» буква «Ёё».
  • Чтение слогов по таблице;
  • упражнение на звукоподражание;
  • выделение звука в трех позициях;
  • упражнение на преобразование слов;
  • ознакомление с новой буквой, слогами;
  • игровое упражнение «О ком я рассказываю?»;

  1. 8. Дифференциация слогов и слов Ё/Ю/Я.
  • Упражнение «зеркальность букв»;
  • техника чтения: чтение слогов (слов) по таблице, договаривание слога до слова;
  • упражнение «Прочитай првильно»;
  • д/и «Ромашка» (работа в тройках).

Февраль.

1. Закрепление.

  • Чтение слогов по таблице с договариванием до слова;
  • работа над фонетикой: определение первой буквы в словах, придумывание слов на букву, игра «Допиши букву»;
  • д/и «Составь имена»;
  • фронтальное чтение предложений, записанных на доске. Поиск иллюстраций к предложениям.

        2. Звук «Д» буквы «Д,д».

  • Игра «Мамина сумка»        ;
  • выделение звука из слов;
  • характеристика звука по акустическим и артикуляционным признакам;
  • развитие фонематического восприятия: игра «Поймай звук»;
  • выделение звука в слогах, словах;
  • звуковой анализ и синтез слов «дом, дым»;
  • знакомство с новой буквой и слогами;
  • техника чтения.        

        3.. Звук «Д» буквы «Д,д».

  • Развитие внимания и памяти (коллаж 4 единицы запоминания);
  • фонетическая зарядка: скороговорка «Дятел»;
  • отгадывание загадки;
  • техника чтения;
  • дидактическая игра: «Составь имена»;
  • развитие фонематического анализа и синтеза (определение позиции звука).

        4.. Звук «Т» буквы «Т,т».

  • Игра для развития связной речи «Когда это бывает?»;
  • характеристика звуков по артикуляционным и акустическим данным;
  • развитие фонематического восприятия: игра «Поймай звук»;
  • выделение звука в двух позициях;
  • развитие связной речи: инсценирование ситуации «Как Топ варил компот.»
  • ознакомление с новой буквой и слогами;
  • техника чтения.

  1. 5.. Звук «Т» буквы «Т,т».
  • Игра для развития связной речи: «Когда это бывает?»;
  • чтение слов по таблице;
  • дидактическая игра «Составь слог»;
  • игра «Переполох».

6.. Дифференциация слогов и слов с Д/Т.

  • Называние букв по их части;
  • чтение слогов с договаривание до целого слова;
  • работа над фонетикой: игра «Топ-хлоп», определение последовательности звуков и букв в словах;
  • формировать умение отгадывать ребусы;
  • чтение слоговой таблицы и слов;

7..  Дифференциация слогов и слов с Д/Т.

  • Чтение слогов  по таблице;
  • определение первого звука в словах;
  • игра с мячом: «Измени песенку»;
  • дидактическая игра: «Ромашка»;
  • составление слов из слогов;
  • игра «Закончи предложение»;
  • дописывание буквы на доске.

  1. 8. Открытое занятие для родителей.
  • Определение первого звука в слове (картинки, подбор буквы);
  • упражнение: «Допиши букву»;
  • собери ромашку;
  • чтение слов, подбор картинки;
  • игра «Что лишнее?»;
  • составление разрезных слогов;
  • подбор картинки — отгадки к загадке;
  • подчеркивание \ зачеркивание заданных букв;
  • подбор слов (картинок) к заданным звукам.

Март.

        

        1. Звук «Г» буквы «Г,г».

  • Игра «Магазин»;
  • развитие фонематического восприятия: игра «Поймай звук»;
  • характеристика звукоа;
  • ознакомление с новой буквой и слогами;
  • игра «Угадай слово по начальному слогу»;
  • техника чтения;
  • зачеркивание \ подчеркивание заданной буквы.

        2. Звук «Г» буквы «Г,г».        

  • Коллаж из букв, 4 единицы запоминания;
  • фонетическая зарядка (придумывание слов);
  • игра «Доскажи словечко»;
  • упражнение на внимание (Какие буквы спрятались?);
  • техника чтения;
  • звуко-буквенный анализ слова;
  • развитие внимания и памяти: игра «Что изменилось?».

        3. Звук «К» буквы «К,к».

  • Игра «Составим слово»;
  • характеристика звуков;
  • определение позиции звуков в словах;
  • развитие связной речи (рассказы — рассуждения детей);
  • звуко - буквенный анализ слов;
  • ознакомление с новой буквой и слогами;
  • техника чтения.

        4. Звук «К» буквы «К,к».

  • Придумывание слов на заданную букву;
  • артикуляционная зарядка;
  • составление слов из слогов;
  • техника чтения;
  • игра «Что изменилось в слове?»;

  • 5. Дифференциация слов и слогов с Г/К.
  • Игра-задание «Какой звук повторяется чаще?»;
  • артикуляционная зарядка;
  •  Знакомство с понятием «слияние», определение первого слияния в словах;
  • чтение слов «наоборот»;
  • игра «Дополни звук»;

игра «допиши букву».

6. Дифференциация слов и слогов с Г/К.

  • Игра «Скажи по-другому»;
  • техника чтения;
  • составление слов из букв;
  • игровое упражнение «Где цифры, где буквы?»;
  • индивидуальное задание «Допиши букву».

  1. 7. Закрепление.
  • Коллаж из букв, 6 единиц запоминания;
  • игра с мячом (называние первого и последнего слога);
  • фонетическое упражнение «Какой звук?»;
  • чтение слов по таблице;
  • игра «Что дает одна буква?»;
  • игровое упражнение «Собери слоги».

        8. Звук «З» буквы «Зз».

  • Игра «Назови слово»;
  • характеристика звука;
  • закрепление звука в слогах, словах. Определение позиции звука;
  • развитие слухового внимания и памяти: игра «Телефон»;
  • звуко-слоговой анализ и синтез;
  • ознакомление с новой буквой;
  • чтение прямых и обранных слогов с договариванием до слов;
  • чтение слов (подбор картинки к данному слову);

Апрель.

        1. Звук «З» буквы «Зз».        

  • Игра: «Доскажи словечко»;
  • определение позиции звука в слове;
  • отгадывание и загадывание загадок;
  • игра: «Кто внимательный?»;
  • чтение слогов и слов по слоговой таблице.

        2. Звук «С» буквы «Сс».

  • Игра «Кто внимательный»;
  • харкактеристика звука;
  • выделение звука в трех позициях;
  • звуковой анализ слова «сани». Составление предложения с этим словом;
  • ознакомление с новой буквой, слогами.
  • чтение слов;
  • игра «Потерялась буква» (выкладывание слова из палочек).

  1. 3.Звук «С» буквы «Сс».
  • Развитие фонематического внимания: игра «Топ-хлоп»;
  • чтение изученных слогов по слоговой таблице с договариванием до слова;
  • составление слогов;
  • игра «Назови слово»;
  • чтение предложений с подбором иллюстраций.

        4. Дифференциация слогов и слов с З/С.

  • Артикуляционная разминка. Тренировка регулирования дыхания;
  • анализ звуков в сравнении. Сравнеие слов «коза» «коса»;
  • чтение слогов и слов;
  • игра «Составь слова» (работа в паре);
  • чтение предложений, определение иллюстраций, к которой подходит предложение;
  • печатание букв.

  1. 5. Дифференциация слогов и слов с З/С.
  • Игра «Доскажи словечко»;
  • дифференциация слов на буквы С/З;
  • игра «Кто увидет больше всех»;
  • дидактическая игра «Составь слово;
  • техника чтение»;
  • индивидуальные карточки (дописывание букв).

  1. 6. Закрепление.
  • Игра «Доскажи словечко»;
  • дидактическая игра «Составь слово;
  • дифференциация слов на буквы С/З;
  • индивидуальные карточки (дописывание букв);

  1. 7. Закрепление.
  • Артикуляционная разминка. Тренировка регулирования дыхания;
  • определение позиции звука в словах;
  • техника чтения;
  • игра «Гости»;
  • чтение предложений с подбороь илллюстраций;
  • индивидуальные карточки: (дописывание букв).

        8. Звук «Б» буквы «Б,б».

  • Парные слова (5 пар);
  • выделение звука в словах: игра «Где звук?»;
  • характеристика звуков;
  • ознакомление с новой буквой и слогами;
  • составление слов из слогов;
  • звуковой анализ  слова «бусы»;
  • чтение слоговой таблицы и слов;
  • беседа «Как появились буквы?».

Май.

        1. Звук «Б» буквы «Б,б».

  • Игра «Топ-хлоп»;
  • упражнение на звукоподражание;
  • закрепление звука в слогах;
  • определение позиции звука в словах;
  • ознакомление с новой буквой;
  • чтение слогов и слов;
  • составление из букв слов.

  1. 2. Звук «П» буквы «П,п».
  • Игра «Топ- хлоп»;
  • упражнение на звукоподражание;
  • артикуляционная гимнастика;
  • определение места звука в словах;
  • отгадывание и загадывание загадок;
  • ознакомление с новой буквой;
  • техника ччтения.

  1. 3. Звук «П» буквы «П,п».
  • Игра «Доскажи словечко»;
  • артикуляционная гимнастика;
  • звуковой анализ слова;
  • чтение слов и слогов;
  • игровое упражнение «Составь слово»;
  • составление из букв слова игра «Что съедим?»;

  1. 4. Дифференциация слов и слогов с буквами Б/П.
  • Игра «Угадай букву по описанию»;
  • артикуляционная гимнастика;
  • ознакомление с пословицей;
  • чтение слов с договариванием до слова;
  • составление слов из букв;
  • печатание букв, индивидуальные карточки (одинаковые элементы у разных букв).

  1. 5. Закрепление.
  • Игра «Волшебный мешочек»;
  • игра «Подарки»;
  • чтение слогов по слоговой таблице;
  • игра «Кто быстрей найдет свою команду»;
  • чтение предложений с подбором иллюстраций;
  • печатание букв.

        6. Закрепление.

  • Определение первого звука в словах;
  • отгадывание загадки, составление из букв отгадки;
  • звуко буквенный анализ слова;
  • техника чтения;
  • дописывание элементов букв.

  1. 7. Контрольно диагностическое занятие.
  • Техника чтения;
  • диагностические листы.

  1. 8. Итоговое занятие.
  • Игра «Хлопни, как я»;
  • составление слов из слогов;
  • игра «Волшебный мешочек»;
  • звуковой анализ слова;
  • техника чтения.

Содержание программы «Обучение чтению» второй год обучения (дети 5-6 лет).

Октябрь.

        1. Контрольно-диагностическое занятие.

        2. Повторение.  Речь. Слово. Звук.

  • Игра «Волшебный мешочек»;
  • чтение слогов по слоговой таблице;
  • составление предложений с «осенними» словами;
  •  игра «Назови первый звук слова»;
  • упражнение «Скажи правильно»;
  • игра «Назови слово».

        3. Гласные и согласные звуки.

  • Определение первого и последнего звука в названии предметов, изображенных на картине;
  • чтение слогов по слоговой таблице с договариванием до слов;
  • характеристика гласных и согласных звуков;
  • запись звуками отгадок и закрашивание гласных (схемы);
  • игра «Волшебный мешочек»;
  • подбор слова к картинке: лото «Слово картинка»;

        4. Твердые и мягкие согласные.

  • Развитие фонематического восприятия: игра «Воротики»;
  • игра «Назови слово»;
  • игра «Разложи слова по сундукам»;
  • отгадывание ребусов;
  • игра «Превращение», (твердый-мягкий слог);
  • игра «Твердыш-Мякиш».

        5. Деление слов на слоги.

  • Игра «Отгадай мое слово»;
  • игра «Волшебный мешочек»;
  • игра «Доскажи словечко»;
  • игра «Кто у кого»;
  • определение количества слогов в словах;
  • «записывание» слова по слогам.

         6. Деление на слоги.

  • Дидактическая игра «Телефон»;
  • игра «Где слово, а где слог»;
  • чтение по слоговой таблице;
  • чтение слов;
  • работа над текстом (записан на доске);
  • составление слов, определение количества слогов в словах;
  • дописывание элементов букв до буквы;
  • инсценировка сказки «Курочка Ряба».

  1. 7. Подбор слов заданной слоговой структуры.
  • Игра «Когда мы так говорим?»
  • чтение слогов по столбикам и строчкам слоговой таблицы;
  • работа над текстом (запись на доске);
  • чтение слов «по кругу»;
  • чтение текста по цепочке»
  • деление слов на слоги.

  • 8. Подбор слов заданной слоговой структуры.
  • Игра «Доскажи словечко».
  • чтение слогов по столбикам и строчкам слоговой таблицы;
  • работа над текстом (запись на доске);
  • чтение слов «по кругу»;
  • чтение текста по цепочке»
  • деление слов на слоги.

Ноябрь.        

        

        1. Закрепление изученного.

  • Игра «Перекличка»;
  • игра «Построим дом»;
  • игра «Превращение»;
  • чтение с доски;
  • чтение текста;
  • дописывание элементов букв (индивидуальные карточки).

  1. 2. Ударение.
  • Упражнение - «Буквы в зеркале»;
  • придумывание слов с заданным количеством слогов;
  • упражнеие «Кричательное» (кто громче выкрикнет ударный слог);
  • упражнение «ставим знак ударение на свое место»;
  • работа с текстом.

  1. 3. Ударение.
  • Упражнять в чтении, а затем пении слогов;
  • нахождение ударного слога;
  • дидактическая игра «Доскажи словечко»;
  • игра «Поварята»;
  • работа с текстом.

        4. Звуки «В,В» буквы «В,в».

  • Игра «Найди спрятанные слова»;
  • характеристика звуков;
  • выделение звуков в трех позициях;
  • ознакомление с новой буквой и слогами;
  • звуко-буквенный анализ слова «волк»;
  • отгадывание ребуса;
  • техника чтения.

        5.Звуки «Ф,Ф» буквы «Ф,ф».

  • Чтение слогов с договариванием до слов;
  • характеристика звуков;
  • игровая ситуация «Кто больше запомнит слов со звуком Ф»;
  • ознакомление с новой буквой и слогами;
  • звуковой анализ слова «фонари»;
  • техника чтения;
  • печатание букв.

        6. Дифференциация слогов и слов с В/Ф.

  • Определение первого звука в слове;
  • чтение слогов с договариванием до целого слова;
  • работа над фонетикой: игра «Топ-хлоп»;
  • произнесение скороговорки изменяя голос;
  • определение последовательности звуков и букв в словах;
  • отгадывание ребусов;
  • чтение слоговой таблицы и слов;
  • печатание букв;
  • чтение предложений с подбором иллюстраций.

        7. Звук «Ж» буквы «Ж,ж».

  • Отгадывание слова по артикуляции педагога;
  • характеристика звука;
  • выделение звука в трех позициях;
  • развитие зрительного внимания: игра «Между кем он стоит?»;
  • ознакомление с новой буквой, слогами;
  • техника чтения;
  • анализ словесного состава предложения.

        8. Звук «Ш» буквы «Ш,ш».

  • Игра «Назови только согласные (гласные)», придумывание слов с названными буквами;
  • характеристика звука;
  • придумывание слов с новым звуком;
  • ознакомление с новой буквой и слогами;
  • чтение и преобразованиеслов, звукобуквенный анализ слова «мишка»;
  • развитие мелкой моторики: штриховка «шары».

Декабрь.

        

        1. Дифференциация слогов и слов с Ж/Ш.

  • Определение правильных букв;
  • звуковой анализ слова «Саша»;
  • работа над фонетикой: игра «Топ-хлоп»;
  • работа над техникой чтения;
  • разгадывание ребусов.

  1. 2.  Техника чтения.
  • Отгадывание слов по артикуляции;
  • определение последовательности букв в словах;
  • отгадывание загадок;
  • техника чтения;
  • игра «Сбор уражая».

        3. Техника чтения. Правописание Жи/Ши.

  • Превращение элементов букв в буквы;
  • определение места звука в словах;
  • сопоставление звуков Ж-Ш;
  • чтение слов по кругу;
  • составление из букв отгадки (лыжи), звуко-буквенный анализ слова;
  • ознакомление с новым правилом (Ж и Ш не дружат с буквой Ы);
  • поис и обводка слов с правилом.

        4. Звук «Й» буквы «Й,й».

  • Игра «Чего на свете не бывает?»;
  • характеристика звуков;
  • выделение звука в слогах, словах;
  • согласование существительных с прилагательными;
  • ознакомление с новой букывой;
  • чтение слов с доски;
  • чтение сказки Г. Юдина «Что вы знаете о йогах?».

        5. Звук «Щ» буквы «Щ,щ».

  • Игра иммитация «Сбор щавеля»;
  • характеристика звука;
  • звуко-слоговый анализ и синтез;
  • образование существительных с помощью суффикса -ищ;
  • знакомство с новой буквой и слогами;
  • анализ словесного состава предложения;
  • чтение слов с заменой отдельных букв.

6. Закрепление.

  • Определение первого звука в словах;
  • индивидуальное задание «Допиши букву;
  • игра «Составь слово»;

чтение слов и предложений.

7.Звуки «Х,Х» буквы «Х,х».

  • Отгадывание загадки;
  • характеристика звуков;
  • определение позиции звука;
  • развитие пространственной ориентировки;
  • знакомство с новой буквой и слогами;
  • техника чтения;

чтение сказки Г. Юдина «Хомяк-хвастун», (запоминание слов со звуком).

  • 8. Согласный звук «Ц» буквы «Ц,ц».
  • Выделение первого звука из слов;

характеристика звука;словотворчество детей (сочинение чистоговорки);

  • анализ словесного состава предложения, установление ситуативных связей;
  • знакомство с новой буквой и слогами;
  • техника чтения;
  • слушание сказки Г. Юдина «Ципленок Цип».

Январь.

        

        1. Закрепление.

  • Игра «Какая буква лишняя?»;
  • чтение слов по слоговой таблице;
  • чтение слов-картинок по звуковым схемам;
  • составление слов из слогов;
  • звуко-буквенный анализ слов;
  • запись слогов под диктовку;
  • лото «Слово и схема».

  1. 2. Звукобуквенный анализ слов.
  • Игра «Какое слово лишнее?»;
  • запись слогов под диктовку;
  • лото «Слово и схема»;
  • чтение слов по их половине;
  • работа с разрезными предложениями.

  1. 3.Звукобуквенный анализ слов.
  • Игра «Какое слово лишнее?»;
  • запись слов под диктовку, составление звукобуквенных схем;
  • лото «Картинка+схема»;
  • техника чтения.

        

        4. Звук «Ч» буквы «Ч,ч».

  • Отгадывание загадки;
  • характеристика звука;
  • звуко-слоговый анализ и синтез;
  • придумывание загадок-описания;
  • знакомство сновой буквой и слогами;
  • подбор родственных слов;
  • техника чтения.

  1. 5. Техника чтения. Правописание ЧА/ЩА.
  • Коллаж из 6 букв;
  • отгадывание слов по артикуляции;
  • определение последовательности букв в словах;
  • отгадывание загадок;
  • знакомство с новым правилом;
  • техника чтения.

6. Техника чтения. Правописание ЧУ/ЩУ.

  • Коллаж из 7 букв;
  • отгадывание слов по артикуляции;
  • определение последовательности букв в словах;
  • отгадывание загадок;
  • знакомство с новым правилом;

техника чтения.

7. Техника чтения.

        -   превращение элементов букв в буквы;

  • определение места звука в словах;
  • определение места звука в слове;
  • чтение слов по кругу;

  • 8. Буква твердйй знак «Ъ».
  • отгадывание слов по артикуляции ;
  • знакомство с новой буквой;
  • работа над фонетикой: игра «Топ-хлоп»;
  • техника чтения;
  • -чтение сказки Г. Юдина «Как Мыша за сыром ездил»;
  • развитие мелкой моторики: штриховка.

Февраль.

1. Буква «Ь».

  •  развитие фонематического восприятия, памяти и внимания: игра «Будь внимательным» ;
  • ознакомление с новой буквой и слогами;
  • сравнение на слух слов  (караси-карась, окуни-окунь);
  • сопоставление слов по звучанию и написанию;
  • преобразование слов и чтение;
  • придумывание слов с новой буквой;
  • составление звуко-буквенных схем слов (букв больше, чем звуков).

2. Дифференциация твердых и мягких согласных.

  • выделение мягких согласных звуков;
  • слоговый анализ слов;
  • анализ словесного состава предложения;
  • техника чтения;
  • работа с индивидуальной разрезной азбукой;
  • звуко-буквенный анализ слов.

  1. 3. Закрепление.
  • Отгадывание слов по артикуляции;
  • выделение мягких согласных звуков;
  • слоговый анализ слов;
  • анализ словесного состава предложения;
  • техника чтения;
  • составление звуко-буквенных схем слов (букв больше, чем звуков).
  • игра «Какая буква лишняя?»;
  • запись слогов под диктовку;

лото «Слово и схема».

  1. 4. Открытое занятие для родителей.
  • Отгадывание слов по артикуляции педагога;
  • выделение звука в трех позициях;
  • разгадывание ребусов;
  • превращение элементов букв в буквы;
  • звуко-буквенный анализ слов;
  • анализ словесного состава предложения;
  • техника чтения.

        5. Звуковой анализ односложных слов.

  • Коллаж из букв;
  • переставь первую и последнюю буквы слов;
  • составь слова;
  • игра «Что я вижу за окном?»;
  • работа с листами (найди слова-друзья).

        

        6. Звуковой анализ односложных слов.

  • Коллаж из букв;
  • переставь первую и последнюю буквы слов;
  • составь слова;
  • звуко-буквенный анализ слов;
  • запись слогов под диктовку.

        

        7. Звуковой анализ двухсложных слов.

  • Игра «Гласный-согласный»;
  • деление слов на слоги;
  • нахождение слогов с мягкими и твердыми согласными;
  • игра «Поварята»;
  • рассказывание сказки про клоуна и клен;
  • викторина;
  • работа с листами.

8. Звуковой анализ двухсложных слов.

  • Игра «Гласный-согласный»;
  • звуко буквенный анализ слов;
  • нахождение слогов с мягкими и твердыми согласными;
  • игра «Какая буква лишняя?»;
  • разгадывание ребуса.

Март.

        1. Звуковой анализ трехсложных слов.

  • Зеркальность букв (хлопни в лдадоши, если буква написана правильно);
  • найди лишнее слово (по количеству слогов);
  • чтение названия птиц (переставление слогов);
  • чтение слов, определение количества слогов;
  • игра «Твердыш-Мякиш».
  • работа с листами.

  • 2. Звуковой анализ трехсложных слов.
  • Зеркальность букв (хлопни в лдадоши, если буква написана правильно);
  • найди лишнее слово (по количеству слогов);
  • игра «Что я вижу за окном?»;
  • чтение слов, определение количества слогов;
  • игра «Твердыш-Мякиш».

работа с листами.

3. Составление схем слова.

        -  Игра: «Слово рассыпалось»;

  • игра: «Буква заблудилась»;
  • составление схем слова;
  • работа с листамию.

        4. Составление схем слова. Закрепление.

  • Игра «Да - нет»;
  • игра-задание: «В какой домик поселите слово»;
  • составление схем слова;
  • чтение слов, определение количества слогов;
  • работа с листами.

  1. 5. Закрепление изученного материала по сказке «Гуси-лебеди».
  • Отгадывание названия сказки по предметным картинкам;
  • элементы чтения;
  • чтение сказки до момента «Печка в поле», выполнение задания;
  • элементы количественного счета (эпизод с яблоней);
  • эпизод с молочной рекой (прослушивание);
  • эпизод с Бабой-Ягой, выполнение задания;
  • чтение педагогом сказки до конца;
  • работа с листами.

  1. 6. Слова, отвечающие на вопрос: Кто? Что?
  • Чтение стихотворения «Кто на дереве сидит?»;
  • артикуляционная гимнастика;
  • игра «Узнай букву»;
  • составление слов по слоговой таблице;
  • игра с мячом (вопросы Кто? Что?);
  • словообразование;
  • напольная игра по станциям «Где моя профессия?»;
  • игра: «Собери предложение»;
  • работа с листами.

        

        7. Слова, отвечающие на вопрос: Кто? Что?

  • Игра «Дополни предложение»;
  • усвоение понятий «живой-неживой». Понимание вопросов «Кто это?», «что это?»;
  • работа на листах.

  1. 8. Слова, отвечающие на вопрос: Кто? Что?
  • Игра «Будь внимателен»;
  • артикуляционная гимнастика;
  • игра «Узнай букву»;
  • игра с мячом. Вопросы «Кто?» «Что?»;
  • упражнение «Какие профессии, от каких слов произошли?»;
  • напольная игра по станциям «Где моя профессия?»

Апрель.

1. Согласование числительного с существительным.

  • Отгадай зашифрованное слово (схема);
  • упражнение «Какое слово лишнее?»;
  • соглосование числительного с существительным;
  • подвижная игра «Что я вижу за окном?»;
  • работа с листами;
  • чтение слов, предложений по кругу.

  1. 2. Согласование числительного с существительным.
  • Отгадай зашифрованное слово (схема);
  • упражнение «Какое слово лишнее?»;
  • соглосование числительного с существительным;
  • упражнение на развитие памяти: «Цепочка слов»;
  • работа с листами;
  • чтение слов, предложений по кругу.

        

  1. 3. Подбор слов заданной структуры.
  • Отгадывание зашифрованного слова;
  • упражнение «Какое слово лишнее?»;
  • работа с листами.

  1. 4. Подбор слов заданной структуры.
  • Упражнение «Скажи в рифму»;
  • артикуляционная гимнастика;
  • дидактическая игра «Паровоз»;
  • упражнение «Допиши недастающие слоги»;
  • работа с листами.

  1. 5. Образование формы единственного и множественного числа имен существительных.

- Игра «Скажи по-другому»;

  • работа с рядом букв (правильно-неправильно);
  • игра «Мяч»;
  • игра со словами на сравнение;
  • работа с листами.

  1. 6. Образование формы единственного и множественного числа имен существительных.
  • Игра «Кто подберет борльше слов?»;
  • упражнение «Назови. Когда много»;
  • упражнение «закончи предложение»;
  • печатание буквы, слогов и слов с ней;
  • чтение скороговорки.

  1. 7. Закрепление изученного.  Викторина по сказке К. И. Чуковского «Телефон».
  • Артикуляционнафя гимнастика;
  • игра «Телефон»;
  • подвижная игра «собери слова»;
  • работа с листами.

  1. 8. Слова, отвечающие на впрос: Какой? Какая? Какое? Какие?
  • Упражнение: «Раздели слова на три группы»;
  • беседа с детьми «Предметы, которые нас окружают»;
  • слова, отвечающие на вопрос Какой? Какая? Какие? Какое?
  • Лексическая работа(порассуждаем);
  • работа над предложением;
  • работа с листами.

Май.

1. Слова, отвечающие на впрос: Какой? Какая? Какое? Какие?

  • Коллаж из 5 гласных;
  • игра: «Кто внимательный?»;
  • заучивание стихотворения «Имя прилагательное»;
  • игра: «Какое слово лишнее?»;
  • упражнение: «Придумай признак наоборот»;
  • игра: «Потяряшка»;
  • работа с листами.

  1. 2. Подбор прилагательных к существительным и их соглосование.
  • Коллаж из 7 букв;
  • упражнение: «Подбери подходящие слова- признаки»;
  • игра «Топ- хлоп»;
  • задание: прочитать и расположить слова в порядке увеличения предмета;
  • образование сложных прилагательных из словосочетаний (двух слов);
  • работа с листами.

  1. 3. Слова, отвечающие на вопрос: Что делать? Что сделать?
  • Определение количества слогов в словах;
  • слова, обозначающие действие;
  • игра: «Найди лишнее слово»;
  • работа с листами;
  • текст «Игрушки» (работа над текстом).

  1. 4. Слова, отвечающие на вопрос: Что делать? Что сделать?
  • Упражнение: «Расставьте правильно перепутанные слоги»;
  • упражнение: «Подбери противоположные по смыслу слова»;
  • упражнение: «Договори пословицу»;
  • слова — действия;
  • упражнение: «Какие животные перепутали слоги?»;
  • игра: «Кто что делал?»;
  • согласование глаголов с существительными;
  • чтение предложения, составление вопроса к предложениям.

  1. 5. Закрепление.
  • Игра «Волшебный мешочек»;
  • работа с текстом «Кошка»: (чтение текста воспитателем, определение на слух количества предложений; чтение индивидуально, подбор предложений из текста к схемам ).
  • пересказ текста по плану;
  • составление схемы предложения;
  • игра «Живое предложение»;
  • работа с листами.

  1. 6. Закрепление.
  • Игра «Живое предложение»;
  • составление схемы предложения;
  • игра  «Телевизор» (10 единиц);
  • чтение текста педагогом;
  • чтение текста детьми (вопросы по содержанию).

  1. 7. Контрольно диагностическое занятие.
  • Техника чтения;
  • диагностические листы.

  1. 8. Итоговое занятие.
  • Коллаж из 7 букв;
  • игра «Волшебный мешочек»;
  • игра «Живое предложение»;
  • устное деление на слоги слов;
  • соединение слов по смыслу;
  • упражнение: «Исправь ошибку».

Содержание программы «Обучение чтению»  третий год обучения (дети 6-7 лет).

Октябрь.

  1. 1. Контрольно-диагностическое занятие.
  • Диагностические листы;
  • техника чтения;
  • работа с листами.

  1. 2. Повторение пройденного. Устная речь. Письменная речь.
  • Беседа по теме «Осень»;
  • закрепление понятий устная и письменная речь;
  • дидактическая игра «Составь предложение»;
  • техниека чтения.

  1. 3. Повторение. Предложение.
  • Чтение стихотворения «В лесу»;
  • чтение вслух, работа над выразительностью чтения, интонацией;
  • составление рассказа из предложений;
  • работа с листами.

  1. 4. Повторение пройденного. Предложение. Слово.
  • Повторение признаков осени;
  • игра «Живое предложение»;
  • диктант (записывание букв, слогов, слов);
  • работа с текстом «Еж»;
  • подбор предложений из текста к схемам.

  1. 5. Повторение изученного. Предлоги.
  • Игра «Волшебный мешочек»;
  • повторное чтение текста «Еж»;
  • пересказ текста по плану;
  • чтение слов (найти столбик с коротенькими словами-предлогами);
  • работа над интонацией.

  1. 6. Звуки речи. Гласные и согласные звуки.
  • Подбор схем к предложениям;
  • закрепление понятий гласные и согласные звуки;
  • составление звуковой схемы слов;
  • работа над текстом «Медвежонок»;

  1. 7. Слог. Гласные буквы, обозначающие мягкость согласных на письме.
  • Пересказ текста «Медвежонок»;
  • составление схемы предложения;
  • деление слов на слоги;
  • составление звуковой схемы слова;
  • игра «Мякиш-Твердыш»;

  1. 8. Ударение.
  • Упражнение - «Буквы в зеркале»;
  • придумывание слов с заданным количеством слогов;
  • упражнеие «Кричательное» (кто громче выкрикнет ударный слог);
  • упражнение «ставим знак ударение на свое место»;
  • работа с текстом.

Ноябрь.

  1. 1. Ударение.
  • Упражнять в чтении, а затем пении слогов;
  • нахождение ударного слога;
  • дидактическая игра «Доскажи словечко»;
  • игра «Поварята»;
  • работа с текстом.
  1. 2.  Повторение. Обозначение мягкости согласных на письме. Ударение.
  • Игра «Волшебный мешочек»;
  • чтение шепотом текста и пересказ;
  • игра «Похихикаем да похохочем»;
  • составление схемы слова (сопоставление количества слогов и гласных);
  • работа с листами.

  1. 3.  Повторение.Заглавные буквы.
  • Повторение (заучивание) алфавита;
  • игра «Буква звук»;
  • чтение стихотворения «Таня, Ваня, Петя, Галя»;
  • работа над текстом «Радуга».

  1. 4.  Заглавные буквы.
  • Повторение (заучивание) алфавита;
  • игра «Буква звук»;
  • деление слов на слоги;
  • вспомнить правило «Заглавные буквы»;
  • чтение дорожек;
  • самостоятельное чтение текста детьми. Беседа по содержанию.

  1. 5.  Правила: жи-ши, ча-ща, чу-щу.
  • Дидактическая игра «Твердыш-Мякиш»;
  • Игра-задание: «Кто что делает?»;
  • вспоминаем правила: жи-ши, чу-щу, ча-ща;
  • игра-задание «Составь слово»;
  • работа с текстом.

  1. 6.  Разделительные Ь и Ъ знаки.
  • Повторение (заучивание) алфавита;
  • упражнять в подборе синонимов;
  • упражнять в подборе существительных;
  • дидактическая игра «Найди правило»;
  • дидактическая игра «Удивительный гость» (Ъ и Ь знаки);
  • работа с текстом

  1. 7.  Закрепление.
  • Чтение цепочки слов, работа над смыслом;
  • упражнение «Какая буква лишняя?»;
  • упражнение «Вставь нужную букву»;
  • составление звуковой схемы слов;

  1. 8.  Закрепление предлоги.
  • Повторение (заучивание) алфавита;
  • беседа по тексту: Как носы помогают жить разным животным;
  • крылатые выражения;
  • работа со схемами предлогов, составляем предложения, доказываем, что это предлоги;
  • игра «Посади бабочек»;
  • работа над текстом (придумывание названия).

Декабрь.

  1. 1.  Йотированные гласные.
  • Повторение алфавита;
  • мягкость согласных;
  • знакомство с йотированными гласными;
  • игра «Доскажи слово»;
  • составление схемы предложения;
  • работа над текстом (самостоятельное чтение, беседа по содержанию, работа над плавностью, скоростью, выразительностью).

  1. 2.  Йотированные гласные. Закрепление.
  • Фонетическая зарядка;
  • составление звуковой схемы слов;
  • работа с текстом.

  1. 3. Парные согласные.
  • Составление рассказа по сыжетным картинкам;
  • упражнение «Договори название животных»;
  • игра «Какая буква лишняя?»;
  • парные согласные;
  • знакомство с правилом «Парные согласные бояться гласных»;
  • работа с листами;
  • чтение текста «Светлячок.»

  1. 4.  Парные согласные.
  • Пересказ текста «Светлячок»;
  •  составление звуковой схемы слов;
  • дидактическая игра «Превращение слов»;
  • упражнение на закрепление нахождения парных согласных;
  • работа с текстом.

  1. 5.  Парные согласныев середине слова.
  • Алфавит. Учимся узнавать письменные буквы.
  • Дидактическая игра «Найди пару»;
  • упражнять в придумывание проверочного слова к парным согласным;
  • чтение текста, беседа по содержанию;
  • дидактическая игра «Расшифруй предложение».

  1. 6.  Родственные слова.
  • Чтение алфавита с прописными буквами, повторение алфавита в стихах;
  • упражнять в придумывание родственных слов;
  • упражнять в проверке парных согласных;
  • работа с листами (нахождение парных согласных );
  •  составление предложений с опорными словами.

  1. 7.  Родственные слова.
  • Чтение алфавита с письменными буквами;
  • беседа на тему «Как в древности люди получали фамилию», образование фамилий от слов;
  • упражнять в записывание слов;
  • упражнять в образование родственных слов;
  • работа с текстом «Зима в лесу».

        

  1. 8.  Безударные гласные. Проверка безударных гласных.
  • Упражнять в придумывание словосочетаний;
  •  составление звуковой схемы слов;
  • знакомство с понятием «корень»;
  • упражнять в придумывание родственных слов;
  • работа с текстом.

Январь.

  1. 1.  Проверка безударных гласных.
  • Повторение алфавита в стихах;
  • упражнять в придумывание предложений по картинке;
  • игра  с мячом «Объясни смысл слова»;
  • ошибкоопасные гласные (подбор родственников, где гласная стоит под ударением).

  1. 2.  Проверка безударных гласных.
  • Упражнять в придумывание словосочетаний;
  • развивать навык  составления звуковых схем;
  • придумывание родственных слов с данным корнем;
  • работа над текстом.
  1. 3.  Развитие навыков чтения.
  • Отработка навыков слогового чтения;
  • знакомство со стихотворением «Часы»;
  • дидактическая игра найди пару;
  • упражнение вставь нужную букву.

  1. 4.  Составление схем предложения.
  • Упражнять в составление предложений по опорным словам;
  • определение на слух количества предложений в рассказе;
  • дидактическая игра «Узнай предложение»;
  • работа с листами (исправь ошибку).

  1. 5.  Схема предложения.
  • Упражнения на развитие мелкой моторики;
  • упражнять в придумывание предложений с парами слов;
  • составление схем предложений;
  • дидактическая игра «Слово спрятолось»;
  • упражнять в отгадывание ребусов.

  1. 6.  Предложения различной эмоциональной окраски.
  • упражнять в отгадывание загадок;
  • определение эмоциональной окраски предложений (вопросительное, восклицательное, повествовательное);
  • упражнение «Исправь предложение»;
  • работа с листами (записать слова с данными буквами).

  1. 7.  Развитие речи.
  • Составление коллективного рассказа по сыжетным картинкам;
  • упражнять в придумывание слов похожих по смыслу;
  • работа над текстом (вставить пропущенные буквы, подчеркнуть повторяющиеся слова);
  • упражнять в отгадывание шифровок.

  1. 8.  Развитие речи.
  • Игра «какой овощь или фрукт»;
  • пересказ текста по опорным словам;
  • упражнять в составление звукобуквенных схем;
  • упражнять в составление предложений с заданным количеством слов.

Февраль.

  1. 1. Развитие речи.
  • дидактическая игра «Замени слова»;
  • работа с текстом (чтение, вставить пропущенные буквы, восстановить порядок предложений);
  • игра «Угадай на вкус»;
  • игра «О чем так говорят?».

  1. 2.  Развитие речи.
  • Игра-задание «Кто что делает?»;
  • чтение текста, пересказ;
  • составление из слов предложений, схемы предложений.

        

  1. 3.  Закрепление изученного.
  • Чтение предложений с разной интонацией;
  • упражнять в составление предложений с заданным количеством слов;
  • упражнять в отгадывание шифровок;
  • упражнение «Исправь предложение»;
  • составление звукобуквенных схем слова.

  1. 4.  Закрепление изученного. Звуковой анализ.
  • Работа с предложением (слова придающие положительный и отрицательный смысл);
  • составление звукобуквенных схем слова;
  • работа над текстом (обучение чтению целыми словами, придумать название текста).

  1. 5.  Работа над выразительностью текста. Запятая.
  • Повторение алфавита;
  • формировать умение придумывать вопрсы к ответам;
  • чтение стихотворения с интонациями;
  • пересказ текста;
  • чтение стихотворений про знаки припенания  (обсуждение роли каждого знака).

  1. 6.  Знаки препинания.
  • Знакомство со стихотворением Б. Заходера «Где поставить запятую?» (выразительное чтение, отработка пауз на запятых);
  • упражнять в деление слов на слоги;
  • работа с листами (найди и исправь ошибку);
  • развитие мелкой моторики: штриховка.

  1. 7.  Знаки препинания. Диалог. Чтение по ролям.
  • Коллективное пнридумывание текста по сюжетной картине;
  • знакомство с пословицами;
  • отработка интонаций. Рассказ А. Шибаева «Познакомились» (чтение текста, беседа по содержанию текста, чтение по ролям);
  • дидактическая игра «Профессии».

  1. 8.  Знаки препинания. Чтение по ролям.
  • Повторение алфавита;
  • составление рассказа по сюжетным картинкам;
  • упражнять в отгадывание загадок;
  • работа над текстом (чтение, растановка точек и больших букв в начале предложения).

Март.

        1. Знаки препинания. Чтение по ролям.

  • Чтение предложения (растановка запятых);
  • знакомство со стихотворением Г. Сапгира «Футбол»;
  • работа над выразительностью чтения;
  • упражнять в чтение по ролям;
  • заполнение лесенок слов.

  1. 2.  Открытое занятие для родителей.
  • Подбор слов к схемам;
  • подбор предложений к картинкам;
  • составление разрезных стихотворений;
  • игра «Какая буква лишняя»;
  • отгадывание ребусов;
  • согласование прилагательного и существительного;
  • составление двух слов из букв;
  • подбор слов к заданным звукам в заданной позиции.

  1. 3. Предлоги.
  • Дидактическая игра «Дополни предложение»;
  • упражнять в придумывание предложений с данными словосочетаниями;
  • чтение текста про лесных мышей (обратить внимание на маленькие слова);
  • составление предложений с предлогами;
  • техника чтения.

  1. 4.  Предлоги.
  • Упражнять в нахождении предлогов;
  • упражнять в написании слов под диктовку;
  • упражнятьв подборе нужных предлогов;
  • знакомство с текстом «Щенки» (хоровое чтение беседа по содержанию).

  1. 5.  Проверка безударных гласных.
  • Составление рассказа по картинке на тему «Весна»;
  • формировать умение постановки ударения;
  • упражнять в нахождении проверочных слов;
  • знакомство с текстом «Про лису»;
  • работа над техникой чтения;

  1. 6.  Проверка безударных гласных.
  • Упражнять в постановке ударения;
  • упражнять в нахождении проверочных слов;
  • работа над техникой чтения (чтение, беседа по содержанию);

  1. 7.  Прямой и переносный смысл слов.
  • Повторное чтение текста «Про лису»;
  • дидактическая игра «Наборщик»;
  • познакомить с понятием «прямое и переносное» значение слов;
  • чтение словосочетаний в прямом значение, придумывание словосочетаний в переносном значении;
  • работа над текстом «Все здесь» (вопросы по тексту, отработка интонации, чтение по ролям).

  1. 8.  Прямой и переносный смысл слов.
  • Чтение словосочетаний, объяснить смысл;
  • составление рассказа о весне по сюжетной картинке с использованием данных словосочетаний;
  • знакомство со стихотворением Э. Могиковской «Кислые стихи» (беседа по содержанию);
  • техника чтения.

Апрель.

  1. 1.  Синонимы.
  • Упражнять в придумывание слов в прямом и переносном значении;
  • составление небольшого рассказа о поющей птичке с опорой на словосочетания;
  • знакомство с понятием «Синонимы»;
  • подбор синонимов к словам;
  • работа с текстом «Последняя льдина» (беседа по содержанию).

  1. 2.  Антонимы.
  • Чтение предложений, нахождение слов близких по смыслу;
  • знакомство с понятием «Антонимы»;
  • дидактическая игра «Наоборот»;
  • чтение стихотворения Д. Чиарди (вписать необходимые слова);
  • работа с текстом «Скамейка» (беседа по содержанию, деление текста на предложения).

  1. 3.  Закрепление пройденного.
  • Упражнять в придумывание слов в прямом и переносном значении;
  • подбор синонимов к словам;
  • дидактическая игра «Наоборот»;
  • техника чтения;

  1. 4.  Знакомство со словами мужского, женского и среднего рода.
  • Дидактическая игра «Одушевленные-неодушевленные»;
  • упражнять в нахождении слов противоположных по сьыслу;
  • знакомство со словами мужского, женского, среднего рода;
  • формировать умение подбирать слова к вопросу;

  1. 5.  Слова мужского, женского, среднего рода.
  • Чтение отрывка из сказки А. С. Пушкина (нахождение слов в переносном значении);
  • упражнять в делении слов на три группы (он, она, оно);
  • работа над текстом «Ежик проснулся».

  1. 6.  Сложноподчиненые предложения.
  • Упражнять в делении слов на слоги, выделение гласных звуков;
  • составление сложноподчиненных предложений;
  • придумывание сказки «Как гости играли в детском саду»;
  • техника чтения.

  1. 7. Развитие навыков чтения.
  • упражнять в анализе словесного состава предложения;
  • упражнять в звуко-слоговом анализе слов;
  • дидактическая игра «Зашифрованные слова»;
  • работа над текстом (чтение, замена повторяющихся слов другими).

  1. 8. Развитие навыков чтения.
  • Дидактическая игра «Замени слова»;
  • анализ словесного состава предложения, установление ситуативных связей;
  • работа над текстом (чтение, беседа по содержанию);

Май.

  1. 1. Развитие навыков чтения.
  • Работа над ударным слогом;
  • решение проблемной ситуации «Что было бы, если...»;
  • чтение слов, предложений, печатание;
  • работа над текстом (чтение, беседа по содержанию);
  • штриховка «геометрические фигуры».

  1. 2. Развитие навыков чтения.
  • Игра на развитие памяти и внимания «Кто улетел?»;
  • упражнять в звуко-слоговом анализе слов;
  • развитие воображения и связной речи «Давай пофантазируем»;
  • чтение слов, предложений, печатание;
  • работа с текстом (чтение, беседа по содержанию).

  1. 3. Развитие навыков чтения.
  • Дидактическая игра «Найди слово»;
  • деление слов на слоги, нахождение ударного слога;
  • чтение слов, предложений, печатание;
  • работа с текстом (чтение, беседа по содержанию, озоглавить текст).

        

  1. 4.  Развитие навыков чтения.
  • Дидактическая игра «Дополни предложение»;
  • упражнять в придумывание предложений;
  • работа над техникой чтения.

  1. 5.  Развитие навыков чтения.
  • Повторение алфавита;
  • дидактическя игра «Наборщик»;
  • упражнять в придумывание вопросов к ответам;
  • работа над техникой чтения.

  1. 6.  Развитие навыков чтения.
  • Анализ словесного состава предложения;
  • слоговой анализ слов;
  • чтение слов с заменой отдельных букв;
  • работа над техникой чтения.
  •         

  1. 7. Контрольно диагностическое занятие.
  • Техника чтения;
  • диагностические листы.

  1. 8. Итоговое занятие.
  • Коллаж из 7 букв;
  • Дидактическая игра «Найди пару»;
  • лото «Слово и схема»;
  • дидактическая игра «Наборщик»;
  • дидактическая игра «Замени слова»;
  • упражнение «Исправь предложение»;
  • дидактическая игра «Зашифрованные слова»;

Учебно-тематический план к программе «Обучение чтению» первый год обучения (дети 4-5 лет).

Тема

Количество часов

Всего

Теория+практика

Практика

1

Контрольно-диагностическое занятие

1

-

1

2

В мире звуков.

1

1

-

3

Звуки речи.

1

1

-

4

Речь. Слово.

1

1

-

5

Слово.

4

-

4

6

Звук «А» буквы «А,а».

1

1

-

7

Звук «У» буквы «У,у».

1

1

-

8

Звук «О» буквы «О,о».

1

1

-

9

Определение первого и последнего звука в слове.

1

1

-

10

Звук «Э» буквы «Э,э».

1

1

-

11

Звук «Ы» буквы «Ы,ы».

1

1

-

12

Определение места звука в слове.

1

1

-

13

Карнавал гласных букв.

1

1

-

14

Звук «Н» буквы «Н,н».

1

1

-

15

Звук «М» буквы «М,м».

1

1

-

16

Дифференциация слогов и слов с М/Н.

1

1

-

17

Звук «Р» буквы «Р,р».

1

1

-

18

Звук «Л» буквы «Л,л».

1

1

-

19

Дифференциация слогов и слов с Р/Л.

1

1

-

20

Техника чтения. Противоположные слова.

1

1

-

21

Закрепление изученного материала.

1

-

1

22

Звук «И» буквы «И,и».

1

1

-

23

Звук «Е» буквы «Е,е».

1

1

-

24

Дифференциация слогов и слов с И/Е.

1

1

-

25

Звук «Я» буквы «Я,я».

1

1

-

26

Звук «Ю» буквы «Ю,ю».

1

1

-

27

Звук «Ё» буквы «Ёё».

1

1

-

28

Дифференциация слогов и слов с Ё/Ю/Я.

1

1

-

29

Закрепление пройденного.

2

-

2

30

Звук «Д» буквы «Д,д».

2

1

1

31

Звук «Т» буквы «Т,т».

2

1

1

32

Дифференциация слогов и слов с Д/Т.

2

1

1

33

Открытое занятие для родителей.

1

-

1

34

Звук «Г» буквы «Г,г».

2

1

1

35

Звук «К» буквы «К,к».

2

1

1

36

Дифференциация слогов и слов с Г/К.

2

1

1

37

Закрепление изученного материала.

1

-

1

38

Звук «З» буквы «З,з».

2

1

1

39

Звук «С» буквы «С,с».

2

1

1

40

Дифференциация слогов и слов с З/С.

2

1

1

41

Закрепление изученного материала.

2

-

2

42

Звук «Б» буквы «Б,б».

2

1

1

43

Звук «П» буквы «П,п».

2

1

1

44

Дифференциация слогов и слов с Б/П.

1

1

-

45

Закрепление изученного материала.

2

-

2

46

Контрольно-диагностическое занятие.

1

-

1

47

Итоговое занятие.

1

-

1

64

37

27

Учебно-тематический план к программе «Обучение чтению» второй год обучения (дети 5-6 лет).

Тема

Количество часов

Всего

Теория+практика

Практика

1

Контрольно-диагностическое занятие

1

-

1

2

Повторение. Речь. Слово. Звук.

1

-

1

3

Гласные и согласные звуки.

1

-

1

4

Твердые и мягкие согласные.

1

-

1

5

Слог. Деление слов на слоги.

2

1

1

6

Подбор слов к заданной слоговой структуре.

2

1

1

7

Закрепление изученного.

1

-

1

8

Ударение.

2

1

1

9

Звуки «В,В» буквы «В,в».

1

1

-

10

Звуки «Ф,Ф» буквы «Ф,ф».

1

1

-

11

Дифференциация слогов и слов с В/Ф.

1

1

-

12

Звуки «Ж,Ж» буквы «Ж,ж».

1

1

-

13

Звуки «Ш,Ш» буквы «Ш,ш».

1

1

-

14

Дифференциация слогов и слов с Ж/Ш.

1

1

-

15

Техника чтения.

1

-

1

16

Техника чтения. Правописание жи/ши.

1

1

-

17

Звук «Й» буквы «Й,й».

1

1

-

18

Звук «Щ» буквы «Щ,щ».

1

1

-

19

Закрепление.

1

-

1

20

Звук «Х» буквы «Х,х».

1

1

-

21

Согласный звук «Ц» буквы «Ц,ц».

1

1

-

22

Закрепление.

1

-

1

23

Звукобуквенный анализ слов.

2

2

-

24

Звук «Ч» буквы «Ч,ч».

1

1

-

25

Техника чтения. Правописание ча/ща.

1

1

-

26

Техника чтения. Правописание чу/щу.

1

1

-

27

Техника чтения.

1

-

1

28

Буква твердый знак «Ъ».

1

1

-

29

Буква «Ь».

1

1

-

30

Дифференциация твердых и мягких согласных.

1

1

-

31

Закрепление.

1

-

1

32

Открытое занятие для родителей.

1

-

1

33

Звуковой анализ односложных слов.

2

1

1

34

Звуковой анализ двухсложных слов.

2

1

1

35

Звуковой анализ трехсложных слов.

2

1

1

36

Составление схем слова.

2

1

1

37

Закрепление изученного материала по сказке «Гуси- лебеди».

1

-

1

38

Слова, отвечающие на вопрос Кто? Что?

3

3

-

39

Согласование числительного с существительным.

2

2

-

40

Подбор слов к заданной структуре.

2

2

-

41

Образование форм единственного и множественного числа имен существительных.

2

2

-

42

Закрепление изученного.

1

-

1

43

Слова, отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

2

1

1

44

Подбор прилагательного к существительному и их согласование.

1

1

-

45

Слова, отвечающие на вопросы Что делать? Что Сделать?

2

1

1

46

Закрепление изученного материала.

2

-

2

47

Контрольно-диагностическое занятие.

1

-

1

48

Итоговое занятие.

1

-

1

64

38

26

Учебно-тематический план к программе «Обучение чтению» третий год обучения (дети 6-7 лет).

Тема

Количество часов

Теория+практика

Практика

Всего

1.

Контрольно- диагностическое занятие

-

1

1

2.

Повторение. Устная речь. Письменная речь.

-

1

1

3.

Повторение. Предложение.

-

1

1

4.

Повторение. Предложение. Слово.

-

1

1

5.

Повторение. Предлоги.

-

1

1

6.

Звуки речи. Гласные и согласные звуки.

-

1

1

7.

Слог. Гласные буквы, обозначающие мягкость согласных на письме.

-

1

1

8.

Ударение.

-

2

2

9.

Обозначение мягкости согласных на письме.

-

1

1

10.

Заглавные буквы.

-

2

2

11.

Правила: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

-

1

12.

Разделительные Ь и Ъ знаки.

1

-

1

13.

Закрепление материала.

-

2

2

14.

Йотированные гласные.

1

1

2

15.

Парные согласные.

1

2

3

16.

Родственные слова.

1

1

2

17.

Безударные гласные. Проверка безударных гласных.

1

2

3

18.

Развитие навыков чтения.

-

1

1

19.

Составление схем предложения.

-

2

2

20.

Предложения различной эмоциональной окраски.

1

-

1

21.

Развитие речи.

-

4

4

22.

Закрепление изученного.

-

2

2

23.

Работа над выразительностью чтения. Запятая.

1

-

1

24.

Знаки препинания. Чтение по ролям.

2

2

4

25.

Открытое занятие для родителей.

-

1

1

26.

Предлоги.

1

1

2

27.

Проверка безударных гласных.

-

2

2

28.

Прямой и переносный смысл слов.

2

-

2

29.

Синонимы.

1

-

1

30.

Антонимы.

1

-

1

31.

Закрепление пройденного.

-

1

1

32.

Слова мужского, женского и среднего рода.

2

-

2

33.

Сложноподчиненные предложения.

1

-

1

34.

Развитие навыков чтения.

-

8

8

35.

Контрольно-диагностическое занятие.

-

1

1

36.

Итоговое занятие.

-

1

1

18

46

64


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для воспитателей доу, родителей по обучению грамоте детей дошкольного возраста "Школа Буквознайки"

Авторское методическое пособие учителя - логопеда Максимовой И.В Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму, р...

Методическая разработка - "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"

   В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с тр...

Методическое пособие для воспитателей ДОУ по обучению грамоте детей дошкольного возраста «БУКВОЗНАЙКА»

Пояснительная записка Главное — заинтересовать! Чтение - это сложный психический процесс, он на равных началах включает в себя, наряду с готовностью звукового анализа речи, словесную и нагля...

Методическая разработка по использованию игр по обучению грамоте детей дошкольного возраста

Игровые задания разработаны с помощью программного обеспечения Easiteach   для интерактивной доски.Используемые функции программного обеспечения интерактивной доски:1....

Методическая разработка: "Логопедические карточки-задания для обучения грамоте детей дошкольного возраста "

Проблема готовности к обучению грамоте  детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи существует давно. Несмотря на то, что большинству детей до поступления в школу оказывается логопедиче...

Методическая разработка на тему: «Обучение грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием наглядно-дидактического пособия «Город звуков и букв».

В данной статье представлено авторское наглядно-дидактическое пособие "Город звуков и букв", которое используется для закрепления у детей характеристик звуков и букв русского языка, для разв...

Учебно-методическое пособие "Змейки для чтения" к парциальной программе Н.В. Нищевой "Обучение грамоте детей дошкольного возраста".

Пособие "Змейки для чтения" представляют собой раздаточный материал к парциальной программе Н.В. Нищевой "Обучение грамоте детей дошкольного возраста", Нищева Н.В. Тетрадь для...