Методическое пособие для воспитателей доу, родителей по обучению грамоте детей дошкольного возраста "Школа Буквознайки"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Максимова Ирина Викторовна

Авторское методическое пособие учителя - логопеда Максимовой И.В 

Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму, ребенок осваивает совершенно новые формы умственной и языковой деятельности. До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определёнными словами, и содержание, передаваемое словосочетаниями и фразами.

Начиная осваивать азбуку, ребенок должен представлять, что такое звуки речи, которые сами по себе, изолированно ничего не означают для него в смысловом отношении. Он должен научиться делить слова на слоги и звуки, усвоить довольно сложную систему графических символов (букв), означающих звуки речи.

Программа имеет Свидетельство участника республиканского конкурса «Лучшая методическая разработка – 2016»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое пособие для воспитателей Доу, учителей – логопедов,

 и родителей

по обучению грамоте детей

дошкольного возраста

«Школа Буквознайки».

                                                                                                                         Старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 87

 комбинированного вида»  

Ново-Савиновского района

 г. Казани

Максимова Ирина Викторовна

Казань 2013г

Пояснительная записка

Главное — заинтересовать!

Чтение - это сложный психический процесс, он на равных началах включает в себя, наряду с готовностью звукового анализа речи, словесную и наглядную память, способность ориентироваться в пространстве, способность переносить последовательность во времени в последовательность в пространстве, способность устанавливать связь между услышанным звуком и его письменным знаком, способность восприятия целостной формы, высокий уровень концентрации внимания. Все перечисленные функции составляют технический арсенал процесса чтения.

Многочисленные исследования доказывают прямую связь успешности развития личности ребёнка с объёмом чтения.  Чтение веками служило средством выстраивания личности, раскрытия высших потенций человека. Его можно считать определяющим фактором решения актуальных задач Российского образования; читательскую культуру – основой социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и духовного развития личности.

В документах национальной программы «Чтение», в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования 2009 г. и сопровождающих его материалах подчёркивается, что уровень культурной компетентности граждан во многом определяет характер политики и экономики, а также безопасность и конкурентоспособность страны. Такая постановка вопроса определяет высокую значимость  чтения как базовой образовательной компетентности и способа освоения человеческой культуры. При этом чтение, в том числе  чтение детей дошкольного возраста, в  условиях огромного потока информации и многообразия способов её освоения, приобретает черты феномена, который развивается как в институциональных, так и не институциональных формах образования. Именно на этапе дошкольного образования можно помочь любому ребёнку стать читателем, овладеть читательской культурой на возрастносообразном уровне.  

Овладение грамотой так же представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму, ребенок осваивает совершенно новые формы умственной и языковой деятельности. До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определёнными словами, и содержание, передаваемое словосочетаниями и фразами.

Начиная осваивать азбуку, ребенок должен представлять, что такое звуки речи, которые сами по себе, изолированно ничего не означают для него в смысловом отношении. Он должен научиться делить слова на слоги и звуки, усвоить довольно сложную систему графических символов (букв), означающих звуки речи.

Усвоив элементарные технические навыки чтения, ребенок приступает к самому трудному и главному в чтении – он должен научиться извлекать смысл из письменных текстов. Письменные тексты (письменная речь) построены по правилам, значительно отличавшихся от правил организации устных высказываний. Поняв значение всех слов в прочитанной фразе. Ребенок должен затем объединить их в целое, составляющее смысл фразы. Полноценное освоение навыков чтения предлагает определенный минимально необходимый уровень зрелости мышления и речи. Состояние психологической готовности к усвоению грамоте у большинства детей происходит в пять шесть лет. Чтобы избежать дисгармонии при освоении чтения, привить любовь к чтению. С самого начала обучения необходимо достаточное внимание уделять развитию навыков полноценного понимания прочитанного.

Известно, что общий уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев» В.А. Сухомлинский. Была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается  и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Ведь недостаточность в развитии речи  тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально - психическое состояние ребенка. Развивать тонкую и общую моторику следует с раннего детства.  Способность к коммуникации посредством тактильных ощущений развивается раньше коммуникативных способностей посредством звуков, зрительных образов и языка. Тактильное взаимодействие с окружающей средой начинается в раннем возрасте и продолжается на протяжении всей жизни, являясь важным средством эмоциональной экспрессии. Ранний опыт тактильной коммуникации и ощущение человеком границ  личного  «пространства» может проецироваться в играх ребенка в песке. Именно в песочнице строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается «семья». Все это мир ребенка, в котором он чувствует себя защищенным, где все ему близко и понятно. Игры с песком – одна из форм активности ребенка.  Так же не стоит забывать о мощных ресурсах песочницы для коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть (по мнению парапсихологов), что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Наблюдение и опыт показывает, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых. Все это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития человека.

Использование песочницы в психолого-педагогической практике дает комплексный образовательно - терапевтический эффект не только в отношении нормально развивающихся детей, но и их сверстников с особенностями развития. А главное ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Учитывая вышеописанное и считая профилактику психоэмоционального напряжения детей  одним  из важнейших направлений работы ДОУ, мы для эффективной реализации оптимального количества методических задач, решили использовать в своей программе технологию «Песочный дворик».

 Материал данного пособия упорядочен с учетом характерных для русского языка противопоставлений звуков по глухости - звонкости, твердости - мягкости. В определенной последовательности изучаются различные типы слогов и слов, что способствует предупреждению (преодолению) нарушений слоговой структуры слов. Занятия по данным методикам поможет детям не только овладеть техникой свободного чтения, но и создаст предпосылки для формирования у них грамотного письма. Пособие может быть так же  адресовано родителям для проведения самостоятельных занятий с детьми. Исходя из этого, подготовка ребенка к чтению должна заключаться не в упражнении одной какой-либо технической функции, а в повышении у ребенка интереса к чтению и выработки у него мобилизующей для чтения мотивационной основы.

Данное пособие рассчитано на детей дошкольного возраста 4-5, 5-6 и 6-7 лет. Пособие разработано с учетом основных принципов:

1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;

2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);

3. Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий)

4. Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников)

5. Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);

6. Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)

Особенности обучения.  Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач,  на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты.

Занятия проводятся 1 раза в неделю, продолжительность занятий 20 – 25 минут в средней дошкольной группе, 25-30 минут в старших дошкольных группах.

Формы организации занятий:

1. Фронтальная (работа со всей группой).

2. Работа по подгруппам.

Методами успешной реализации программы является:

• Словесный (заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ беседа).

• Наглядный (наблюдение, рассматривание).

• Практический (словесные игры; дидактические игры: «Найти свой домик», «Кто внимательный», «Назови слова по заданной модели», «Цепочка слов», «Поезд», игры в песке, рисование букв в песке  и др.).

Методическое условие реализации данного пособия  предполагает наличие:

 Методик:  Журовой Л.Е., Жуковой Н.В., Мухиной Н.Я., Коноваленко В.В. .

Материала для чтения: Клемановой Л.Ф. «Читалочка». Коноваленко В.В. «Пишем и читаем», Крупенчук  О.И. «Учим буквы», «Научите меня читать».  

Материала для подготовки руки к письму и формированию красивого почерка: Воробьева Т.А. «Подготовка руки к письму (4-5 лет)», Клементовича Т.Ф. «Я учусь писать красиво (5-6 лет)», «Я учусь писать красиво и грамотно (6-7 лет)».

Дидактических пособий по обучению чтению и звуковому анализу: таблиц, карточек по обучению грамоте, презентаций, обучающих фильмов «Русский язык с Хрюшей», прописей.

Материально-технических средств:

Компьютерная техника,  доска,  видеопроектор, экспозиционный экран, магнитная доска для составления слов и предложений, а так же с набором приспособлений для крепления таблиц, рисунков, картин. «Звуковые пеналы» с набором символов для составления схем предложений и звукового анализа слов, цветные сигналы - семафорчики.

 Стандартные для песочной терапии 2 деревянных ящика с песком; 50х70х7, вкладыши деревянные от трафаретов «Животные», ящик заполнен на 1\4 песком, или на 1\3 или припорошены.  Разные геометрические формы, игрушки соответствующие сказочным персонажам или плоскостные деревянные. Набор маленьких фигурок разной тематики и цвета.

Также необходимым условие успешной реализации программных задач является создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятии.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Цели и задачи:

1. Воспитывать звуковую культуру речи. Определять на слух тот или иной звук в слове. Различать близкие по звучанию слова. Использовать интонационные средства выразительности.

2.  Помогать детям усваивать лексику и грамматику русского языка. Дать понятие о слоге, слове, предложении.

3.    Первоначальное   обучение чтению детей: ввести понятие «звук», знакомство с буквенным обозначением звуков, запоминание букв алфавита, дать первоначальное представление о слиянии звуков, образовании и чтении   слогов, простых слов.

4.    Обучение грамоте: формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.

5. Совершенствовать графические навыки, развивать мелкую моторику, координацию движений, пространственных отношений.

Планируемые результаты.

В конце года дети должны хорошо:

1.Правильно произносить все звуки родного языка. Делить слова на слоги. Составлять схемы слогов и простых слов.

2.Выделять начальный звук в слове. Различать гласные и согласные звуки.

3. Выделять и считать слова в предложении.

4.Узнавать и называть выученные буквы

5. Правильно писать очертание знакомых букв.

Диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи.

Детям предлагается задание:

1.Послушай и назови первый звук в слове Аня, в слове дом.

2. Составь схемы этих слов.

3. Назови буквы. Сложи из букв слоги, прочитай их.

4. Послушай звук и напиши букву;

5. Скажи, сколько слов в предложении «Дети любят…», назови первое, второе, третье слово.

 Оценка результатов

Высшая общая оценка составляет 10 баллов.

Самостоятельный верный ответ – 2 балла;

Ответ с помощью взрослого – 1 балл;

неверный – 0 баллов.

Календарно - тематический план занятий в средней группе

месяц

неделя

Тема занятия

Программное содержание.

Примечание

Сентябрь

III

Знакомство с органами артикуляции

Познакомить детей со звуками речи. Совершенствовать артикуляционные позиции губ и языка при правильном произношении различных звуков.

Речедвигательная ритмика. Общие упражнения.

IV

Понятие о звуках. Звуковой ряд. Гласные звуки.

Понятие о звуках. Знакомство с правилом о звуках и буквах.

«Русский язык с Хрюшей 1» (занятие 1)

Октябрь

I

Гласные звуки. Звук и буква А.

Учить вычленять звук в ловах. Находить место звука в словах. Развивать фонетический слух. Знакомить с графическим образом буквы.  

Речедвигательная ритмика. Упражнения на гласные звуки.

II

Звук и буква У.

III

Звук и буква И

IV

Звук и буква Ы

Ноябрь

I

Звук и буква О.

II

Звук и буква Э.

III

Гласные звуки и буквы А,У,О,Э,И,Ы..

Закрепление пройденного материала.

IV

Согласные звуки.

Понятие о согласных звуках, звонкие и глухие звуки. Закрепление правила о звуках и буквах. Понятие слоги.

Речедвигательная ритмика. Общие упражнения.

Декабрь

I

Звук и буква П

Учить вычленять звук в ловах. Находить место звука в словах. Развивать фонетический слух. Определять звонкость и глухость звуков.

Знакомить с графическим образом буквы

Речедвигательная ритмика, артикуляционная гимнастика соответственно изучаемому звуку.

II

Звук и буква Н

III

Звук и буква М

IV

Звук и буква Б

Январь

I

Звук и буква С

II

Звук и буква З

III

Звук и буква Т

IV

Звук и буква Д

I

Звук и буква В

II

Звук и буква Ф

III

Звук и буква К

IV

Звук и буква Г

Март

I

Звук и буква Х

II

Звук и буква Я

Понятие о смягчающих гласных. Учить вычленять звук в ловах. Находить место звука в словах. Развивать фонетический слух. Знакомить с графическим образом буквы.  

III

Звук и буква Е

IV

Звук и буква Ё

Апрель

I

Звук и буква Ю

II

Звук и буква Ц

Учить вычленять звук в ловах. Находить место звука в словах. Развивать фонетический слух. Определять звонкость и глухость звуков. Знакомить с графическим образом буквы.  

III

Звук и буква Ч

IV

Звук и буква Щ

Май

I

Звук и буква Ш

II

Звук и буква Ж

III

Звук и буква Л

IV

Звук и буква Р

Конспекты занятий

Сентябрь

Занятие 1

Тема: Знакомство с органами речи.

Цели: познакомить детей с органами артикуляции; развивать фонематический слух; формировать сенсомоторные навыки.

  1. Рассмотрите картинку. Это органы речи. Сейчас мы их назовем. Надо крепко заучить, что тебе и мне поможет звуки все произносить.
  2. Работа с зеркалами. Произнесите звуки [П],[Б]Какие органы речи помогли это сделать? А теперь снова посмотри в зеркало и произнеси звуки [В],[Ф]Какие органы речи помогли тебе сейчас? Я буду показывать на картинке, а вы будите находить у себя глядя в зеркало: Верхнюю губу, нижнюю губу. Верхние и нижние зубы. А сейчас послушайте загадку: Если б не было его

    Не сказал бы ничего.

Что это? Ну конечно это наш язык.

  1. Работа с рисунками. Возьмите красный карандаш, я буду показывать и называть части языка, а вы будите находить его у себя, глядя в зеркало,  и разукрашивать на своих картинках так как показывают стрелочки.
  2. Поводи языком вправо, влево, что чувствует ваш язык? Это наши щеки  - они являются стенками в домике язычка. А теперь поднимите язык вверх, потрогайте бугорочки за верхними зубами, провидите языком дальше – это твердое нёбо, а теперь еще дальше – это мягкое нёбо, а все вместе это крыша в домике язычка.  А теперь поводите языком по верху вперед – назад, как маляры красят крышу.
  3. Но языка,  зубов, губ, щек, твердого и мягкого неба недостаточно для того чтобы получился звук. Образовывать звуки помогает воздух который мы выдыхаем.
  4. Положите руку на горлышко произнесите звук  ЖЖЖЖЖ, чувствуете как дрожит горлышко – это воздух проходит по горлышку и получается звук.
  5. Сказка о веселом язычке. 
    Жил на свете Веселый Язычок. Был у него свой домик. Домик назывался ротик. Домик открывался и закрывался. Домик закрывается зубами. Нижние зубы – это крылечко, а верхние зубы - дверка.
    Жил Язычок в своем домике и часто на улицу глядел. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется, высунется и опять спрячется. Посмотрите! (Показ).
    А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице, то и поет. Услышит, как дети кричат: «а-а-а», откроет широко дверку и запоет: «а-а-а».
    Услышит, как лошадка ржет «и-и-и», узенькую щелку в дверке и запоет: «и-и-и». Услышит, как поезд гудит «у-у-у», кругленькую дырочку сделает и запоет: «у-у-у». Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот и сказке конец.

Занятие 2

Тема: Понятие о звуках. Звуковой ряд. Гласные звуки.

Цели: дать понятие о звуках речи, ввести понятие  «звук», «буква», развивать органы артикуляции.

  1. Вспомните, какую сказку я рассказывала вам на прошлом занятии. О чем она? Какие еще органы речи мы с вами рассматривали.  
  2. К нам сегодня в гости пришли ваши друзья. Это Хрюша, Степашка и Филя. Они хотят рассказать вам о том, что у них случилось.
  3. Просмотр фрагмента телепередачи «Русский язык с Хрюшей»
  4. Почему от Хрюши сбежали все слова из книжек? Что сказала Хрюше королева Азбука? А вы хотите помочь найти и вернуть все сказки,  стихи,  рассказы? Что для этого нам нужно сделать? Правильно  - научиться читать, а для этого нам нужно узнать что такое звуки?
  5. Просмотр фрагмента телепередачи. Какие звуки вы еще слышите?  

   Звуки слушай ты внимательно

И произноси старательно.

Говори спокойно, внятно.

Что бы стало всем понятно.

  1. Артикуляционная и речедвигательная зарядка.
  2. Какие звуки мы с вами произносили? Что еще мы делали с этими звуками? Правильно мы их пели. Воздух выходил свободно, нам ничего не мешало произносить эти звуки. Такие звуки называются гласные и буквы –  их домики, где будут жить эти звуки. Домики в схемах мы будем отмечать красным цветом.
  3. Работа с картинками. Посмотрите на поезд и его пассажиров. Давайте постараемся вспомнить, кто как из них кричит? А теперь нужно отправить наших пассажиров в путешествие. В первом вагончике поедет пассажир звук которого начинается с гласного звука.(Сова) Во втором вагончике- те у кого в конце слышны  одинаковые гласные звуки.(кукушка и корова), а в третьем – остальные. Первое место займет пассажир у которого слышен гласный звук [а], второе –[о], третье –[э].(гусь, курица, коза)
  4. В конце занятия мы с вами выучим правило про звуки и буквы.

         Ушко звук определит, язычок проговорит.

         Глаз увидеть букву сможет и руке писать поможет.

Октябрь

Занятие 1

Тема: Гласные звуки. Звук и буква А

Цели: Научить детей узнавать и выделять звук А среди гласных звуков; развивать внимание, фонематический слух, мелкую моторику рук.

  1. Речедвигательная и пальчиковая разминка. (приложение речедвигательная гимнастика для звука  [А]    Р.Я. Мухиной)

  2. Какие  звуки мы с вами пели на  гимнастике?  Прослушайте слова и назовите первый звук в  словах (арбуз, апельсин, ананас, арка, арфа).

Произнесите звук [А] на одном выдохе. Этот звук поется, значит, он называется гласный.

  1. Работа в ящике с песком. Найдите предметы на звук [А], определите позицию звука (в начале, середине, в конце слова).

  2.  Работа с картинками. Найдите,  в каких словах спрятался звук. Почему вы не выбрали картинки индюк, уши, ослик, эскимо?

  1. Физминутка.
  2.  Каждый звук живет в своем домике. Он называется буква. Работа в тетрадях:

Обведите пальчиком букву А, выложите ее из палочек, обведите карандашом букву А, допишите недостающие элементы, напишите букву самостоятельно. Гласные  звуки мы будем отмечать красным цветом, раскрасьте букву  красным цветом.

  1.  Обведите только те картинки, в названиях которых есть звук [А].

 Определите место звука в слове и отметьте его в схеме.

  1.  Напишите букву А, пропуская клетку.  

  2. Работа с картинкой. Игра «Запомни и назови слова со звуком [А]».

    10. Итог занятия

Занятие2

Тема:  Звук и буква У

Цели: научить детей выделять звук У в начале слова , в ряду гласных; развивать фонематический слух, мелкую моторику рук, внимание.

  1. Речедвигательная и пальчиковая разминка. (приложение речедвигательная гимнастика для звука [ У]    Р.Я. Мухиной)

  2. С каким звуком мы с вами познакомились на прошлом занятии? Как называются звук, которые поются? Послушайте слова и назовите первый звук в этих словах. (Утка, удочка, улитка, урок).

Произнесите звук [У] на одном выдохе. Этот звук поется. Как называются такие звуки? Каким цветом мы их отмечаем?

Работа со звуковыми сигналами. Игра «Поймай звук [У]» (изолированно, в слогах, словах).

  1.  Работа в «Песочном дворике»: поиск в песке предметов, названии которых есть звук [У].

  2. Физминутка.

  3. Как называется домик, в котором живет звук?

  4. Работа в тетрадях:

Обведите пальчиком букву У, выложите ее из палочек, обведите карандашом букву У, допишите недостающие элементы, напишите букву самостоятельно. Каким цветом мы разукрасим букву, почему?

  1.  Обведите только те картинки, в названиях которых есть звук [У].

  2. Определите место звука в слове и отметьте его в схеме.

  3. Напишите букву У, пропуская клетку.  

10.Работа с картинкой. Игра «Запомни и назови слова со звуком [У]».

11.  Итог занятия

Занятие 3

Тема:  Звук и буква И

  1. Речедвигательная и пальчиковая разминка. (приложение речедвигательная гимнастика для звука  [И]    Р.Я. Мухиной)

  2. Скаким звуком мы с вами познакомились на прошлом занятии? Как называются звуки,  которые поются? Послушайте слова и назовите первый звук в этих словах. (Ива, индюк, игрушка).

Произнесите звук [И] на одном выдохе. Этот звук поется. Как называются такие звуки? Каким цветом мы их отмечаем?

Работа со звуковыми сигналами. Игра «Поймай звук». (изолированно, слогах, в словах). Сосчитай и назови звук  по порядку. АИ,АИУ,ИУ,ИУА,ИА,ИАУ,УИ, УИА.

  1.  Работа с картинками. Найди, в каких словах  спрятался звук [И]. Почему вы не выбрали другие  картинки?

Работа в ящике с песком.  Выбери только те фигурки, в названии которых есть звук [И]. Определите позицию звука [И] в слове (в начале, середине, конце).

  1. Физминутка.

  2. Работа в тетрадях:

Обведите пальчиком букву И, выложите ее из палочек, обведите карандашом букву И, допишите недостающие элементы, напишите букву самостоятельно. Каким цветом мы разукрасим букву, почему?

  1. Обведите только те картинки, в названиях которых есть звук [И].

  2. Определите место звука в слове и отметьте его в схеме.

  3. Напишите букву И, пропуская клетку.  

  4. Работа с картинкой. Игра «Запомни и назови слова со звуком [И]».

  5.  Итог занятия

Занятие 4

Тема:  Звук и буква Ы

  1. Речедвигательная и пальчиковая разминка.

  2. Скаким звуком мы с вами познакомились на прошлом занятии? Отгадайте по губам какие гласные звуки я произношу? Послушайте слова и назовите, какой одинаковый звук есть во всех  этих словах. (Сыр, мышка, дым).

Произнесите звук [Ы ]на одном выдохе. Этот звук поется? Как называются такие звуки? Каким цветом мы их отмечаем?

Работа со звуковыми сигналами. Игра « Поймай звук [Ы]» изолированно, в слогах, словах. Сосчитай и назови звук  по порядку. Ы, АИ, АИУ, ИУЫ, ИУАЫ, ИА, ЫАУ, УИ, УИЫА.

  1.  Работа с картинками. Найдите, в каких словах  спрятался звук [Ы]. Почему вы не выбрали другие  картинки?

  2. Физминутка.

  3. Работа в тетрадях:

Обведите пальчиком букву Ы, выложите ее веревочками, обведите карандашом букву Ы, допишите недостающие элементы, напишите букву самостоятельно. Каким цветом мы разукрасим букву, почему?

  1. Работа в «Песочном дворике»: найдите  предметы, определите, какой звук [Ы] или [И] , спрятался в каждом слове.

  2. Определите место звука в слове и отметьте его в схеме. Что необычного вы заметили?

  3. Напишите букву Ы,  пропуская клетку.  

  4. Работа с картинкой.

Игра « Запомни и назови слова со звуком[Ы]».

Игра «Один – много»: кот –, шар -, стол - , кит -, шкаф-  и т.д.

10. Итог занятия

Ноябрь

Занятие 1

Тема:  Звук и буква О

  1. Речедвигательная и пальчиковая разминка.(см.приложение)

  2. Скаким звуком мы с вами познакомились на прошлом занятии? Выберите  и положите перед собой знакомые буквы, назовите их, какие звуки они обозначают? Послушайте слова и назовите первый звук в этих словах: Оля, окна, ослик, окунь.

Произнесите звук [О] на одном выдохе. Этот звук поется? Как называются такие звуки? Каким цветом мы их отмечаем?

Работа со звуковыми сигналами.

 Игра «Поймай звук [О]» (изолированно, в слогах, в словах).

Работа в ящике с песком: выбери только те предметы, в названии которых есть звук [О].

Напишите  в песке букву О. На какие предметы похожа буква О?

  1. Физминутка.

  2. Работа в тетрадях:

Обведите пальчиком букву О, выложите ее камушками, обведите карандашом букву О, допишите недостающие элементы, напишите букву самостоятельно. Каким цветом мы разукрасим букву, почему?

  1. Определите место звука в слове и отметьте его в схеме.

  2. Найдите и раскрасьте рисунки Оли, в которых прячется звук [О].

  3. Напишите букву О, пропуская клетку.  

  4. Работа с картинкой. Игра «Запомни и назови слова со звуком [О]».

  5.  Итог занятия

Занятие 2

Тема:  Звук и буква Э

  1. Речедвигательная и пальчиковая разминка. (см. приложение)

  2. Скаким звуком мы с вами познакомились на прошлом занятии? Вспомните слова со звуком[О], которые встречались на прошлом занятии? Послушайте слова и назовите первый звук в этих словах. (Эхо, эскимо, экскаватор, экран).

  3. Знакомство со  звуком.

Произнесите звук [Э] на одном выдохе. Этот звук поется? Как называются такие звуки? Каким цветом мы их отмечаем?

Работа со звуковыми сигналами. Игра «Поймай звук [Э]». (э,а,ы,у,о,э,у,а,э,ы,и,у,э). Сосчитай и назови звук  по порядку. Ы, АИ, АЭУ, ОУЫ, ИЭУАЫ, ИАЭ, ЫЭУ, УО, УИ, ЫАЮ, Э, ЭЫ.

  1.  Работа с картинками. Найдите,  в каких словах  спрятался звук[Э]. Почему вы не выбрали другие  картинки?

  2. Физминутка.

  3. Работа в тетрадях:

Обведите пальчиком букву Э, выложите ее из пластилина, обведите карандашом букву Э, допишите недостающие элементы, напишите букву самостоятельно. Каким цветом мы разукрасим букву, почему?

  1. Определите место звука в слове и отметьте его в схеме. Что необычного вы заметили?

  2. Разукрасьте только те цветы, на которых буква Э написана правильно.

  3. Напишите букву Э, пропуская клетку.  

  4. Работа с картинкой. Игра «Запомни и назови слова со звуком [Э]»

  5.   Итог занятия

Занятие 3

Тема:  Гласные звуки и буквы.

  1. Речедвигательная и пальчиковая разминка (см. приложение).

           Дидактическая игра «Что я говорю?» По беззвучной артикуляции          дети узнают, какой звук произносит педагог, и раскладывают картинки около символов. (арбуз, игрушки, утка, индюк, облако, экскаватор и т.д.)

  1. Назовите слова,  в которых гласные звуки спрятались в начале, в середине, в конце. Какой звук никогда не встречается в начале слов? А какой - в конце и середине?

Игра «Живые звуки». Педагог проводит анализ сочетаний:  ау, уа, ауи.  Перед началом игры детям раздаются картинки со звуками [А],[У],[И]. педагог произносит: «ау». Дети отвечают на вопросы:

- Сколько звуков услышали?

- Какой первый звук, какой второй?

К доске выходят дети и становятся так, чтобы получилось ау.

- Что надо сделать, чтобы получилось уа? Дети меняются местами.

Так же проводится разбор сочетаний ауи, аоы и т.д.

      3.   Физминутка.

      4.Работа с картинками. Найдите подарки для аиста и для улитки.            Ослику подарите шарики с буквами О и Э.  Раскрасьте их красным цветом.

      5. Итог занятия

Занятие 4

Тема:  Согласные звуки. Звук П.

  1. Речедвигательная и пальчиковая разминка ( см. приложение).

2. Сообщение темы.

- скажите, пожалуйста, кто такой почтальон? Что он нам приносит?  Какой одинаковый звук вы слышите в словах почтальон, посылка?

Почтальон принес письмо.

3. Характеристика звука  [П].

В письме -  сказка о звуке [П].

 Жили – были веселые звуки. Они умели петь песни. Какие это звуки? А все  вместе их называли гласные звуки. У гласных звуков были звонкие голоса, они пели как птицы. Однажды они запели так весело, что другим звукам тоже захотелось петь. «П-п-п», - запыхтел звук[П]. Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал , загоревал он: «Ох, какой я невезучий, у меня нет голоса, меня почти никто не слышит!»

« Не печалься! – сказал голосистый звук [А] ,- мы, гласные, тебе поможем, только ты должен стоять рядом с нами, согласен?»

«Согласен!» - обрадовался  [П]. «Вот и хорошо! За это мы будем звать тебя согласным звуком!» - сказал звук А.

Произнесите звук [П], можно ли его спеть? Звук [П] – согласный, твердый. Обозначим его синим кружочком.

4. Различение П и Пь по акустическим признакам.

Отгадайте загадки.

Впереди пятачок, сзади крючок,

 посередине спинка, на ней щетинка.  (поросенок)

Поросенка зовут  Пик. Какой первый звук слышите?

У него есть брат Пак. Одинакова ли звучат первые звуки? Звук [Пь] – брат звука [П]. Этот звук называется – мягким. Его мы будем обозначать зеленым цветом.

Звуковой анализ слогов ап, оп, уп, ип.

5. Физминутка. «Пузырь»

6. Работа с картинками. Найди подарки для Поли и для Пети(Поле картинки названия которых начинаются со звука [П], Пете – со звука [Пь]).

Обведите пальчиком букву П, выложите ее из шнурков, обведите карандашом букву П, допишите недостающие элементы, напишите букву самостоятельно. Каким цветом мы разукрасим букву, почему?

Напишите букву П  пропуская клетку.  

Работа с картинкой. Игра запомни и назови слова со звуком [П].

Декабрь

Занятие 1

Тема: Звуки М и Мь. буква М.

  1. Речедвигательная и пальчиковая разминка. (см. приложение)

  2. Какие  звуки мы с вами называли на прошлом занятии? Как называются звуки, которые не поются? Послушайте слова и назовите первый звук в этих словах: мышка, мама, машина, матрешка. Произнесите звук [М].   Поется ли этот звук?  Как называются такие звуки?  Звук [М] – согласный, твердый. У него есть брат – мягкий звук Мь. Каким цветом мы их отмечаем?

Работа со звуковыми сигналами. Игра « Поймай звук». Если дети слышат твердый звук [М] – поднимают синий сигнал; мягкий – зеленый ( изолированные звуки, в слогах, в словах).

Игра «Живые звуки»

          Сосчитай и назови звуки  по порядку. М, АМ, АМУ, ОМ, ИМУ, ИМЭ, ИМ.

  1. Работа в «Песочном дворике» : . Найди подарки для Маши и для Миши. (Маше картинки в названиях которых звук М произносится твердо, Мише – с мягким звуком ).

                  Физминутка

  1. Определение позиции звука в словах : дом, марка, мишка .           Найдите звуки М и Мь, закрасьте кружок нужным цветом.

  2. Обведите пальчиком букву М, выложите ее из палочек, обведите карандашом букву М, допишите недостающие элементы, напишите букву самостоятельно. Каким цветом мы разукрасим букву, почему?

  3. Напишите букву М,  пропуская клетку.  

  4. Разгадайте ребусы по  последним  звукам слов, впишите в клеточки нужные буквы. В каком слоге звук [М] произносится мягко?
  5. Прочитайте слоги и отметьте красным кружком гласный звук, синим – согласный твердый, а зеленым – мягкий.
  6. Работа с картинкой. Игра запомни и назови слова со звуком [М].

     10. Итог занятия.

Занятие 2

Тема: Звуки Н и Нь . Буква Н.

  1. Реедвигательная и пальчиковая разминка (См.приложение).

  2. С каким  звуком мы с вами познакомились  на прошлом занятии? Вспомните и назовите слова с твердым звуком [М], а теперь с мягким.

  3.  Послушайте слова и назовите первый звук в этих словах: нож, ноты, ноги. Произнесите звук [Н], что мешает выходить звуку свободно?  Как произносится звук в этих словах? (твердо),  а как произносится звук в словах: нитки, Нина, Незнайка. Каким цветом отмечаются мягкие согласные?

Работа со звуковыми сигналами. Игра «Поймай звук» (Дети хлопают в ладоши, если слышат  звук [Н]) (н,а,д,ы,рн,у,о,н,э,у,н,ы,д,у,н,э,т,у,ы,н).

- поднимают синий (зеленый) сигнал: (на, ны, ни, но, ню, ну, на , нэ, не, нё, ня) ; Нитка, нос, Наташа, Никита.

  1. Работа с картинками. Обведите и раскрасьте только те шарики у Незнайки, в которых написана буква Н.

  2. Физминутка

  3. Работа с картинками. Определите место звука в слове и отметьте его в схеме. Игра «Прошагаем слова):  разделите слова на слоги.

  4. Обведите пальчиком букву Н, выложите ее из ниточек, обведите карандашом букву Н, допишите недостающие элементы, напишите букву самостоятельно. Каким цветом мы разукрасим букву, почему?

  5. Напишите букву Н,   пропуская клетку.  

  6. Прочитайте слоги и составьте схемы.
  7. Работа с картинкой. Игра запомни и назови слова со звуком [Н].
  8. Итог занятия.

Занятие 4

Тема: Звуки Б и Бь. Буква Б.

  1. Речедвигательная и пальчиковая разминка (см. приложение).

  2. С каким  звуком мы с вами познакомились  на прошлом занятии? Как называются звуки, которые не поются?

  3. Отгадайте загадку.   Над цветком цветок  летает,

                                           И порхает, и порхает.  (Бабочка.)

       

  1. Назовите первый звук в слове бабочка. Произнесите звук  [Б] на одном выдохе. Почему это не возможно сделать? Как называются такие звуки? Каким цветом мы их отмечаем? А как произносится звук в словах: белка, бегемот, билет. Каким цветом отмечаются мягкие согласные?

  2. Игра «Звуковая птичка».  Дети находят место звука в словах: башня, собака, рыба, бочка, бусы, шуба, бант.
  3. Звуковой анализ сочетаний: БО, АБ, АБУ, ОБ, ИБ, ИБО, Б, БИ.

  4. Работа  в «Песочном дворике»: дети находят предметы на звуки [Б] и [Бь], определяют позицию звука в слове.

  1.  Работа с картинками. Определите место звука в слове и отметьте его в схеме.

  2. Физминутка.

  3. Обведите пальчиком букву Б, выложите ее из геометрических фигур, обведите карандашом букву Б, допишите недостающие элементы, напишите букву самостоятельно. Каким цветом мы разукрасим букву, почему?

  4. Обведите и раскрасьте только те шарики у Буратино, в которых буква Б написана правильно.
  5. Напишите букву Б,   пропуская клетку.  

  6. Помогите бабочкам найти свои цветы.
  7. Работа с картинкой. Игра запомни и назови слова со звуком [Б].
  8. Итог занятия.

Январь

Занятие 1

Тема: Звуки С и Сь, буква С.

  1. Речедвигательная и пальчиковая разминка (см. приложение).

  2. С каким  звуком мы с вами познакомились  на прошлом занятии? Вспомните и назовите слова с твердым звуком [Б], а теперь с мягким [Бь].

  3.  Отгадайте загадку.  Не сидит она на месте, на хвосте разносит вести. (Сорока.)

  4.  Назовите первый звук в слове сорока. Произнесите звук [С], что мешает выходить звуку свободно?  Как называются такие звуки? Каким цветом мы их отмечаем? А как произносится звук в словах: Сима, Максим, сено. Каким цветом отмечаются мягкие согласные?

Работа со звуковыми сигналами. Игра « Подушка – камень». Дети показывают тот или иной символ, услышав мягкий или твердый звук [С] в слогах: са- со-си-ся- ус-се.. и словах: сок, василек, сети, посуда, кассета..  

  1. Работа в «Песочном дворике»  - «Подарим игрушки Сане и Симе».
  2. Работа с картинками. Определите место звука в слове и отметьте его в схеме. Разделите слова на слоги.
  3. Физминутка

  4. Обведите пальчиком букву С, выложите ее из горошин, обведите карандашом букву С, допишите недостающие элементы, напишите букву самостоятельно. Каким цветом мы разукрасим букву, почему?

  5. Работа с картинками. Допишите букву С в снежинках, прочитайте слоги составьте схемы.

  6. Напишите букву С, пропуская клетку.  

  7. Работа с картинкой. Игра  «Запомни и назови слова со звуком [С]».

Занятие 2

Тема: ЗвукиЗ и Зь,  буква З.

  1. Речедвигательная и пальчиковая разминка (см. приложение).

  2. С каким  звуком мы с вами познакомились  на прошлом занятии? Вспомните и назовите слова с твердым звуком [С], а теперь с мягким.

  3.  Послушайте слова и назовите первый звук в словах: замок, заяц, зонт. Произнесите звук [З], что мешает выходить звуку свободно?  Как называются такие звуки? Каким цветом мы их отмечаем? А как произносится звук в словах: зима, земляника, зеркало. Каким цветом отмечаются мягкие согласные?

Работа со звуковыми сигналами. Игра « Поймай комара». Дети должны хлопнуть, услышав звук[З] в ряду звуков:(т,а,з,ы,с,у,о,з,э,у,т,з,э,ы,ч,з,у,р,э,з,у,ы,з).поднять синий (зеленый) семафор: за, зы, зи, зо, зю, зу, за , зэ, зе, зё, зя) .

  1.  Работа с картинками. Определите место звука в слове и отметьте его в схеме. Разделите слова на слоги.

  2. Физминутка.

  3. Обведите пальчиком букву З, выложите ее из веревочек, обведите карандашом букву З, допишите недостающие элементы, напишите букву самостоятельно. Каким цветом мы разукрасим букву, почему?

  4. Разукрасьте у зайчика только те воздушные змеи,  на которых буква З написана правильно. У друзей зайчика прочитайте слоги в шариках и составьте схемы.  Помогите зайчишкам подобрать ключ к замку.

  5. Напишите букву З,  пропуская клетку.  

  6. Работа с картинкой. Игра запомни и назови слова со звуком [З].
  7.  Итог занятия.

Занятие 3

Тема: Звуки Т и Ть, буква Т.

  1. Речедвигательная и пальчиковая разминка (см.приложение).

  2. Психогимнастика. Изобразите щенка по кличке Том, который мокнет под дождем. Нам жалко Tома. Изобразите провинившегося кота, которого зовут Тим, его наказала хозяйка. Какое у них настроение?

  3. Это  щенок Том, А это котенок Тим. Какой первый звук в кличках  (Том, Тим)?Произнесите звук [Т], что мешает выходить звуку свободно?  Звуки [Т] и [Ть] – согласные. Каким цветом отмечаем твердые (мягкие) согласные?

  4. Работа со звуковыми сигналами. Игра  «Подушка – камень». Дети показывают соответствующие символы, когда услышат звуки [Т] и [Ть]: та, ты, ти, то, тю, ту, та , тэ, те, тё, тя . Тюлень, сито, кит, билет, тишина, тюбик.

  5.  Работа с картинками. Определите место звука в слове и отметьте его в схеме.

  6. Физминутка.

  7. Обведите пальчиком букву Т, напишите ее песочком,  выложите ее из горошин, обведите карандашом букву Т, допишите недостающие элементы, напишите букву самостоятельно. Каким цветом мы разукрасим букву, почему?

  8. Работа с картинками. Найди подарки для Томы и для Тимы. (Томе картинки,  в названиях которых звук [Т] произносится твердо, Тиме – мягко ).

  9. Напишите букву Т,  пропуская клетку.

  10. Работа с картинкой. Игра « Запомни и назови слова со звуком [Т].

  11.  Итог занятия.

     

Занятие 4

Тема: Звуки Д и Дь, буква Д.

  1. Речедвигательная и пальчиковая разминка(см. приложение)

  2. С каким  звуком мы с вами познакомились  на прошлом занятии? Игра с мячом. Вспомните и назовите слова с твердым звуком [Т], а теперь с мягким [Ть].                                                                                                                                                                                                                        

  3.  Послушайте слова и назовите первый звук в этих словах: дом, дыня, душ.  Какой одинаковый звук в этих словах? Произнесите звук [Д], что мешает выходить звуку свободно?  Как произносится звук в этих словах, а как произносится звук в словах: день, дети, диван. Каким цветом отмечаются мягкие согласные?

Работа со звуковыми сигналами. Игра « Поймай звук», какой семафорчик нам нужен для этой игры. В слогах: ды, ди, до, дю, ду, да , дэ, де, дё, дя; в словах: день, дети, дыня, душ, художник , посуда, карандаш.

  1. Работа в «Песочном дворике» - « Подарим игрушки Диме и Даше». Определение звуков по твердости- мягкости.
  2.  Работа с картинками. Определите место звука в слове и отметьте его в схеме. Разделите слова на слоги.

  3. Физминутка.

  4. Обведите пальчиком буквуД, выложите ее из ниточек, обведите карандашом букву Д, допишите недостающие элементы, напишите букву самостоятельно. Каким цветом мы разукрасим букву, почему?

  5. Работа с картинками. Прочитайте слоги , отметьте гласные звуки и согласные, твердые и мягкие. Каким цветом, какой звук мы отмечаем? Определите,  в каком домике живет Даша, а в каком Дима. Почему?

  6. Напишите букву Д,  пропуская клетку.  

  7. Работа с картинкой. Игра запомни и назови слова со звуком Д.
  8.  Итог занятия.

Февраль

Занятие 1

Тема: Звуки  В и Вь, буква В.

  1. Речедвигательная и пальчиковая разминка (см. приложение).

  2. С каким  звуком мы с вами познакомились  на прошлом занятии?  Игра с мячом. Вспомните и назовите слова с твердым звуком [Д], а теперь с мягким [Дь].

  3. Послушайте слова и назовите первый звук в этих словах: вафли, вагон, вата. Произнесите звук [В], что мешает выходить звуку свободно?  Как произносится звук в этих словах, а как произносится звук в словах: веер, вилка, вишня. Каким цветом отмечаются мягкие согласные?

Работа со звуковыми сигналами. Игра «Поймай звук» ,

  1. Работа с картинками. Определите место звука в слове и отметьте его в схеме. Разделите слова на слоги.
  2. Физминутка.

  3. Обведите пальчиком букву В, выложите ее из пластилина, обведите карандашом букву В, допишите недостающие элементы, напишите букву самостоятельно. Каким цветом мы разукрасим букву, почему?

  4. Раскрасьте только те варежки, на которых буква В написана правильно.

  5. Напишите букву В,  пропуская клетку.  

  6. Прочитайте слоги и составьте схемы слов  в  вагончиках. Определите в каком вагоне поедет Варя, а в каком Витя.
  7. Работа с картинкой. Игра « Запомни и назови слова со звуком [В]»
  8.  Итог занятия

Занятие 2

Тема: Звуки Ф иФь.  буква Ф.

  1. Речедвигательная и пальчиковая разминка (см. приложение).

  2. С каким  звуком мы с вами познакомились  на прошлом занятии? Вспомните и назовите слова с твердым звуком [В], а теперь с мягким.

  3.  Послушайте слова и назовите повторяющийся  звук в этих словах: фонари, шарф, кофта-  звук [Ф]; филин, фикус, конфеты – Звук [Фь].  Звуки [Ф] и [Фь] – согласные, [Ф] – твердый звук, [Фь] – мягкий. Каким цветом отмечаются мягкие согласные, а каким твердые?

Работа со звуковыми сигналами. Игра «Слушай внимательно». Дети хлопают в ладоши, услышав звук [Ф].

«Кто больше?» дети подбираютслова по первому слогу:

Фу – футбол, футболка, фуражка..

  1. Работа с картинками. Определите место звука в слове и отметьте его в схеме. Разделите слова на слоги.
  2. Физминутка.

  3. Обведите пальчиком букву Ф, выложите ее из фасоли, обведите карандашом букву Ф, допишите недостающие элементы, напишите букву самостоятельно. Каким цветом мы разукрасим букву, почему?

  4. Раскрасьте только те фонарики,  на которых написана буква Ф.

  5. Напишите букву Ф,   пропуская клетку.  

  6. Прочитайте слоги и составьте схемы .
  7. Работа с картинкой. Игра « Запомни и назови слова со звуком [Ф]».
  8.  Итог занятия.

Занятие 3

Тема: Звуки К и Кь, буква К.

  1. Речедвигательная и пальчиковая разминка. (см. приложение).

  2. С каким  звуком мы с вами познакомились  на прошлом занятии? Вспомните и назовите слова с твердым звуком [Ф], а теперь с мягким [Фь].

  3.  Отгадайте загадки. С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица. (козел). Часто умывается, а с водой не знается. (кот). Какой звук слышится в этих словах? Звук [K]– согласный, твердый. У него есть мягкий брат – звук [Кь]. Каким цветом отмечаются мягкие согласные, а каким твердые?

Работа со звуковыми сигналами. Игра «Поймай звук».

  1. Работа в  «Песочном дворике». Найдите предметы на звуки [К] и [Кь]. Определите позицию звуков (начало, середина, конец).
  2. Обведите пальчиком букву К, выложите ее из геометрических фигурок, обведите карандашом букву К, допишите недостающие элементы, напишите букву самостоятельно. Каким цветом мы разукрасим букву, почему?
  3. Физминутка «Кузнечики».

  4. Раскрасьте у Карлсона только те шарики,  на которых правильно написана буква К.

  5. Работа с картинками. Составьте схемы слов, впишите буквы и прочитайте слова.

  6. Помогите бабочкам найти свой цветок, прочитайте имена бабочек.  

  7. Прочитайте слоги и составьте схемы.

  1. Напишите букву К, пропуская клетку.  

  1. Работа с картинкой. Игра «Запомни и назови слова со звуком [К]».

  1.  Итог занятия.

Занятие 4

Тема: Звуки Г и Гь, буква Г.

  1. Речедвигательная и пальчиковая разминка. (см. приложение).

  2. С каким  звуком мы с вами познакомились  на прошлом занятии? Вспомните и назовите слова с твердым звуком[К], а теперь с мягким [Кь].

  3.  Послушайте слова и назовие повторяющийся  звук в этих словах: гусь, голуби, горох, вагон. Звук[Г] – согласный, твердый. У него есть брат – мягкий звук [Гь]. Каким цветом отмечаются мягкие согласные, а каким твердые?  Игра «кто больше» (подбор слов по первому слогу)

  4. Работа со звуковыми фишками. Положи фишку на полоску на то место, где в слове слышится звук [Г].( в начало, середину или конец. Синие фишки кладите, если услышите твердый звук, а зеленые, если мягкий ( Горы, гири, снег, снеговик, груша, гроза, загар, снегири, гитара).
  5.  Работа с картинками. Игра «Прошагаем слова». Разделите слова на слоги. Составьте схемы слов.

  6. Физминутка.

  7. Работа в  «Песочном дворике».  Игра «Подарим подарки Гале и Гене».
  8. Обведите пальчиком букву Г, выложите ее из карандашей, обведите карандашом букву Г, допишите недостающие элементы, напишите букву самостоятельно. Каким цветом мы разукрасим букву, почему?

  9. Раскрасьте  только те груши,  на которых правильно написана буква Г.

  10. Прочитайте слоги и составьте схемы .

  1. Напишите букву Г,  пропуская клетку.
  2. Работа с картинкой. Игра  «Запомни и назови слова со звуком [Г]».
  3.  Итог занятия.

Март

Занятие 1

Тема: Звуки Х и Хь, буква Х.

  1. Речедвигательная и пальчиковая разминка. (см. приложение).

  2. С каким  звуком мы с вами познакомились  на прошлом занятии? Вспомните и назовите слова с твердым звуком [Г], а теперь с мягким [Гь].

  3.  Послушайте слова и назовите одинаковый звук в этих словах: хлеб, сухари, горох, сахар, хомяк. В каких словах звук[ Х] слышится в начале? А в середине? Каким цветом отмечаются мягкие согласные, а каким твердые? Какое слово лишнее и почему?

  4. Работа со звуковыми фишками. Положи фишку на полоску на то место, где в слове слышится звук [Х]. ( начало, середина или конец). Синие фишки кладите, если услышите твердый звук, а зеленые , если мягкий: муха, холод, пароход, хлопушка, выход, хитрый.
  5. Физминутка.

  6. Обведите пальчиком букву Х, выложите ее из пуговиц, обведите карандашом букву Х, допишите недостающие элементы, напишите букву самостоятельно. Каким цветом мы разукрасим букву, почему?

  7. Раскрасьте у Хомы только те шарики,  на которых написана буква Х .

  8. Работа с картинками. Игра «Прошагаем слова». Разделите слова на слоги. Составьте схемы  слов.

  9. Напишите букву Х, пропуская клетку.
  10. Работа с картинкой. Игра « Запомни и назови слова со звуком [Х]».
  11.  Итог занятия

Занятие 2

Тема: Звук и буква Я.

  1. Речедвигательная и пальчиковая разминка. (см. приложение).

  2. Вспомните все гласные звуки, которые мы выучили раньше. Я буду называть звуки, а вы показывайте мне буквы, которые они обозначают.    

  3.  Послушайте слоги и скажите как произносятся согласные ВА,ФА,КА,ТА,ПА,ДА,ГА. (твердо), а как теперь? ВЯ,ФЯ,КЯ,ТЯ,ПЯ,ДЯ,ГЯ.(мягко).  Стать мягкими согласным помогает буква Я. Произнесите звук [Я] на выдохе, может ли этот звук петься? Как называется этот звук? Каким цветом будем отмечать его в схемах?

  4. Обведите пальчиком букву Я,  напишите в песочке, выложите ее из геометрических фигур, обведите карандашом букву Я, допишите недостающие элементы, напишите букву самостоятельно. Каким цветом мы разукрасим букву, почему?

  5. Физминутка.

  6. Разукрасьте красным цветом только те яблоки, на которых буква Я написана правильно.

  7. Работа с картинками. Разделите слова на слоги.

  8. Раскрасьте яблоки на яблоне. Половинку яблока с буквой Я красным цветом, а половинки с согласными буквами цветом, которым обозначаем мягкие согласные.

  9. Напишите букву Я, пропуская клетку.

  1. Работа с картинкой. Игра « Запомни и назови слова со звуком [Я]».

  1.  Итог занятия

Занятие 3

Тема: Звук и буква Е.

  1. Речедвигательная и пальчиковая разминка. (см. приложение).

  2. С каким  звуком мы с вами познакомились  на прошлом занятии? Вспомните и назовите слова со звуком[Я]. 

  3.  Послушайте слоги и скажите, как произносятся согласные:ВЭ,ФЭ,КЭ,ГЭ,ПЭ,ДЭ,ТЭ. (твердо), а  теперь вы попробуйте сказать эти слоги мягко. Игра скажи наоборот. ВЭ – ВЕ, ФЭ-ФЕ, КЭ-КЕ,ГЭ –ГЕ,ДЭ – ДЕ, ТЭ – ТЕ . Стать мягкими согласным помогла буква Е. Произнесите звук [Е] на выдохе, может ли этот звук петься? Значит этот звук тоже гласный. Каким цветом будем отмечать его в схемах?

  4. На какие предметы похожа буква Е?
  5. Обведите пальчиком букву Е,  выложите ее из веревочек, напишите букву песком, обведите карандашом букву Е, допишите недостающие элементы, напишите букву самостоятельно. Каким цветом мы разукрасим букву, почему?

  6. Физминутка.

  7. Разукрасьте красным цветом только те мыльные пузыри, на которых буква Е написана правильно.

  8. Работа с картинками. Разделите слова на слоги.  

  9. Раскрасьте  бусы для мамы. Половинку  с буквой Е красным цветом, а половинки с согласными буквами цветом, которым обозначаем мягкие согласные.

  10. Напишите букву Е, пропуская клетку.

  1. Работа с картинкой. Игра « Запомни и назови слова со звуком[Е]»

Занятие 4Тема: Звук и буква Ё.

  1. Речедвигательная и пальчиковая разминка. (см. приложение).

  2. С каким  звуком мы с вами познакомились  на прошлом занятии? Вспомните и назовите слова со звуком[Е] (игра с мячом).

  3.  Послушайте слоги и скажите как произносятся согласные ВО,ФО,КО,ГО,ПО,ДО,ТО. (твердо), а  теперь вы попробуйте сказать эти слоги мягко. Игра «Скажи наоборот». ВО – ВЁ,ФО-ФЁ, КО-КЁ,ГО –ГЁ,ДО – ДЁ, ТО – ТЁ . Стать мягкими согласным помогла буква Ё. Произнесите звук [Ё] на выдохе, может ли этот звук петься? Значит этот звук тоже гласный. Каким цветом будем отмечать его в схемах?

  4. Обведите пальчиком букву Ё, выложите ее из веревочек и геометрических фигур, обведите карандашом букву Ё, допишите недостающие элементы, напишите букву самостоятельно. Каким цветом мы разукрасим букву, почему?

  5. Физминутка.

  6. Разукрасьте красным цветом только те шарики, на которых буква Ё написана правильно. Соедините шарики и елочки,  на которых Ё написана правильно.

  7. Работа с картинками. Найдите и прочитайте слова, разделите  на слоги.  

  8. Раскрасьте листики на дереве. Половинку листа с буквой Ё красным цветом, а половинки с согласными буквами цветом, которым обозначаем мягкие согласные.

  9. Напишите букву Ё, пропуская клетку.

  1. Работа с картинкой. Игра « Запомни и назови слова со звуком [Ё]».

  1.  Итог занятия

Апрель

Занятие 1

Тема: Звук и буква Ю.

  1. Речедвигательная и пальчиковая разминка. (см. приложение).

  2. С каким  звуком мы с вами познакомились  на прошлом занятии? Вспомните и назовите слова со звуком [Ё].  

  3.  Послушайте слоги и скажите как произносятся согласные ВУ,ФУ,КУ,ГУ,ПУ,ДУ,ТУ. (твердо), а  теперь вы попробуйте сказать эти слоги мягко. Игра « Скажи наоборот»:  ВУ– ВЮ,ФУ-ФЮ, КУ-КЮ,ГУ –ГЮ,ДУ – ДЮ, ТУ – ТЮ . Стать мягкими согласным помогла буква Ю. Произнесите звук [Ю] на выдохе, может ли этот звук петься? Значит этот звук тоже гласный. Каким цветом будем отмечать его в схемах?

  4. Обведите пальчиком букву Ю, выложите ее из веревочек и геометрических фигур , обведите карандашом букву Ю, допишите недостающие элементы, напишите букву самостоятельно. Каким цветом мы разукрасим букву, почему?

  5. Физминутка.

  6. Разукрасьте красным цветом только те флажки, на которых буква Ю написана правильно.

  7. Работа с картинками. Прочитайте слова, разделите  на слоги.  

  8. Раскрасьте шарики. Половинку шарика с буквой Ю- красным цветом, а половинки с согласными буквами цветом,  которым обозначаем мягкие согласные. Какой шарик Юра подарит Нюре, а какой Люсе.

  9. Работа с картинкой. Игра « Запомни и назови слова со звуком [Ю]».
  10.  Итог занятия.

Занятие 2

Тема: Звук и буква Ц.

  1. Речедвигательная и пальчиковая разминка. (см. приложение).

  2. Вспомните все согласные звуки,  которые мы выучили раньше. Я буду называть звуки, а вы показывайте мне буквы, которые они обозначают.

  3.  Послушайте слова и назовите повторяющийся  звук в этих словах: цапля, цирк, цветы, птенец, скворец, пуговицы. В каких словах звук [Ц] слышится в начале? А в середине? А в конце? Как произносится звук [Ц] во всех этих словах?

Запомните,  звук [Ц] никогда не бывает мягким. В схемах отмечать мы его будем только синим цветом.

  1. Работа со звуковыми фишками. Положи фишку на полоску на то место,  где в слове слышится звук [Ц] (начало, середина или конец): Цыпленок, скворцы, цифры, лисица, холодец, синица, индеец.
  2. Физминутка.

  3. Работа с картинками. Разделите слова на слоги. Составьте схемы  слов.

  4. Обведите пальчиком букву Ц, выложите ее из палочек, обведите карандашом букву Ц, допишите недостающие элементы, напишите букву самостоятельно. Каким цветом мы разукрасим букву, почему?

  5. Помогите бабочкам найти свой цветок. Впишите букву Ц и прочитайте слоги. Послушайте,  о ком я говорю: Бабочки летают. Сколько слов я назвала? Какое было первым? А вторым? Сколько с лов в следующем предложении? Гусеница увидела бабочек.  А теперь вы попробуйте придумать предложения по картинке.

  6. Напишите букву Ц, пропуская клетку.

  1. Работа с картинкой. Игра « Запомни и назови слова со звуком [Ц]».

  1.  Итог занятия.

Занятие 3

Тема: Звук и буква Ч.

  1. Речедвигательная и пальчиковая разминка.

  2. С каким  звуком мы с вами познакомились  на прошлом занятии? Вспомните и назовите слова со звуком [Ц], что необычного мы говорили об этом звуке?
  3.  Послушайте слова и назовите повторяющийся  звук в этих словах: часы, черепаха, бабочка, сверчок, врач, мяч. В каких словах звук [Ч] слышится в начале? А в середине? А в конце? Как произносится звук во всех этих словах?  Звук [Ч] – согласный, мягкий.

Запомните, звук [Ч] никогда не бывает твердым. В схемах отмечать мы его будем только зеленым  цветом.

  1. Работа со звуковыми фишками. Положи фишку на полоску на то место,  где в слове слышится звук [Ч] (начало, середина или конец): Чайник, одуванчик, лучик, мяч, почтальон, грач, чай .
  2. Физминутка.

  3. Работа с картинками. Разделите слова на слоги. Составьте схемы  слов.

  4.  На какие предметы похожа буква Ч? Обведите пальчиком букву Ч, выложите ее из пуговиц, обведите карандашом букву Ч, допишите недостающие элементы, напишите букву самостоятельно. Каким цветом мы разукрасим букву, почему?

  5. Раскрасьте только те цветы,  на которых буква Ч написана правильно.

  6. Работа с предложениями. Попробуйте придумать предложения по картинке, сосчитайте,  сколько в них слов.

  7. Напишите букву Ч,  пропуская клетку.

  1. Работа с картинкой. Игра «Запомни и назови слова со звуком [Ч]».

  1.  Итог занятия.

Занятие 4

Тема: Звук и буква Щ.

  1. Речедвигательная и пальчиковая разминка. (см. приложение).

  2. С каким  звуком мы с вами познакомились  на прошлом занятии? Вспомните и назовите слова со звуком [Ч], что необычного мы говорили об этом звуке?
  3.  Послушайте слова и назовите повторяющийся  звук в этих словах: щавель, щука, роща, щенок, лещ, борщ. В каких словах звук [Щ] слышится в начале? А в середине? А в конце? Как произносится звук во всех этих словах?  Звук[Щ] – согласный, всегда мягкий.

В схемах отмечать мы его будем только зеленым  цветом.

  1. Работа со звуковыми фишками. Положи фишку на полоску на то место,  где в слове слышится звук [Щ] ( начало, середина или конец): Клещи, щёки, чаща, клещ, щетка, овощи, щит .
  2. Физминутка.

  3. Работа с картинками. Разделите слова на слоги. Составьте схемы  слов.

  4. Обведите пальчиком букву Щ, выложите ее из пластилина, обведите карандашом букву Щ, допишите недостающие элементы, напишите букву самостоятельно. Каким цветом мы разукрасим букву, почему?

  5. Раскрасьте только те мыльные пузыри,  на которых написана буква Щ.

  6.  Работа с предложениями. Придумайте предложения по картинке, сосчитайте,  сколько в них слов.  

  7. Напишите букву Щ,  пропуская клетку.

  1. Работа с картинкой. Игра « Запомни и назови слова со звуком[Щ]  » .

  1.  Итог занятия.

Май

Занятие 1

Тема: Звук и буква Ш.

  1. Речедвигательная и пальчиковая разминка. (см. приложение).

  2. С каким  звуком мы с вами познакомились  на прошлом занятии? Вспомните и назовите слова со звуком [Щ], что необычного мы говорили об этом звуке?
  3.  Послушайте слова и назовите повторяющийся  звук в этих словах: шапка, кошка, шишка, мышь, душ. В каких словах звук [Ш] слышится в начале? А в середине? А в конце? Как произносится звук во всех этих словах? Звук [Ш] – согласный, всегда твердый.

 В схемах отмечать мы его будем только синим  цветом.

  1.  Работа в «Песочном дворике» . Найдите предметы на звук [Ш], определите позицию звука [Ш] в слове.
  2. Физминутка.

  3. Работа с картинками. Разделите слова на слоги. Составьте схемы  слов.

  4. Обведите пальчиком букву Ш, выложите ее из пуговиц, обведите карандашом букву Ш, допишите недостающие элементы, напишите букву самостоятельно. Каким цветом мы разукрасим букву, почему?

  5. Прочитайте слоги, составьте схемы,  сложите в лукошко только нужные груши.

  Работа с предложениями. Придумайте предложения по картинке, сосчитайте,  сколько в них слов.  

  1. Напишите букву Ш,  пропуская клетку.

  1. Работа с картинкой. Игра  «Запомни и назови слова со звуком [Ш]».

  1.  Итог занятия.

Занятие 2

Тема: Звук и буква Ж.

  1. Речедвигательная и пальчиковая разминка. (см. приложение).

  2. С каким  звуком мы с вами познакомились  на прошлом занятии? Вспомните и назовите слова со звуком [Ш], что необычного мы говорили об этом звуке?
  3.  Послушайте слова и назовите повторяющийся  звук в этих словах: жираф, одежда, ёжик, жук, лужа. В каких словах звук [Ж] слышится в начале? А в середине? А в конце? Как произносится звук во всех этих словах?

Запомните, звук [Ж] – согласный, никогда не бывает мягким . В схемах отмечать мы его будем только синим  цветом.

  1. Работа со звуковыми фишками. Положи фишку на полоску на то место где в слове слышится звук [Ж] (начало, середина или конец): жар, лыжи, желуди, пижама, ёж, жираф .
  2. Физминутка.

  3. Работа с картинками. Разделите слова на слоги. Составьте схемы  слов.

  4. Обведите пальчиком букву Ж, выложите ее из желудей, обведите карандашом букву Ж, допишите недостающие элементы, напишите букву самостоятельно. Каким цветом мы разукрасим букву, почему?

  5. Разукрасьте шарики с буквой Ж. Почему мы раскрасили шарики  синим?

  Работа с предложениями. Придумайте предложения по картинке, сосчитайте,  сколько в них слов.  

  1. Напишите букву Ж,   пропуская клетку.

  1. Работа с картинкой. Игра  «Запомни и назови слова со звуком [Ж]».

  1.  Итог занятия.

Занятие 3

Тема: Звуки Л и Ль, буква Л. 

  1. Речедвигательная и пальчиковая разминка. (см. приложение).

  2. С каким  звуком мы с вами познакомились  на прошлом занятии? Вспомните и назовите слова со звуком [Ж], что необычного мы говорили об этом звуке?
  3. Послушайте слова и назовите повторяющийся  звук в этих словах: лук, полка, стол,  сила, стул. Звук [Л] – согласный, твердый. У него есть брат – мягкий звук [Ль].В каких словах звук [Л] слышится в начале? А в середине?  Каким цветом отмечаются мягкие согласные, а каким твердые? Какое слово лишнее и почему?
  4. Работа в «Песочном дворике» - игра «Подарим игрушки Лене и Лоре»    Физминутка.
  5. Работа с картинками. Разделите слова на слоги. Составьте схемы  слов.

  6. Обведите пальчиком букву Л, выложите ее из пуговиц, обведите карандашом букву Л, допишите недостающие элементы, напишите букву самостоятельно. Каким цветом мы разукрасим букву, почему?

  7. Разукрасьте только те лампочки, в которых написана буква Л.

  Работа с предложениями. Придумайте предложения по картинке, сосчитайте,  сколько в них слов.  

  1. Напишите букву Л ,  пропуская клетку.

  1. Работа с картинкой. Игра «Запомни и назови слова со звуком [Л]».

  1.  Итог занятия.

Занятие 4

Тема: Звуки Р и Рь, буква Р.

  1. Речедвигательная и пальчиковая разминка. (см. приложение).

  2. С каким  звуком мы с вами познакомились  на прошлом занятии? Вспомните и назовите слова со звуком [Л], что необычного мы говорили об этом звуке?
  3. Послушайте слова и назовите повторяющийся  звук в этих словах: рак, шар, пирог, сыр. Звук [Р] – согласный, твердый, у него есть брат – мягкий звук[Рь]. В каких словах звук [Р] слышится в начале? А в середине?  Каким цветом отмечаются мягкие согласные, а каким твердые? Какое слово лишнее и почему?
  4. Работа со звуковыми фишками. Положи фишку на полоску на то место,  где в слове слышится звук [Р]( начало, середина или конец),вспомните,  какую фишку мы кладем, услышав твердый звук, а какую - мягкий : рысь, якорь,  рыбак, груша, гири.
  5. Работа в «Песочном дворике» - игра «Подарим игрушки Риме и Роме».
  6. Физминутка.

  7. Работа с картинками. Разделите слова на слоги. Составьте схемы  слов.

  8. Обведите пальчиком букву Р, выложите ее из геометрических фигур, обведите карандашом букву Р, допишите недостающие элементы, напишите букву самостоятельно. Каким цветом мы разукрасим букву, почему?

  9. Разукрасьте только те цветочки, в которых правильно написана буква Р.

  Работа с предложениями. Придумайте предложения по картинке, сосчитайте,  сколько в них слов.  

  1. Напишите букву Р,  пропуская клетку.

  1. Работа с картинкой. Игра «Запомни и назови слова со звуком[Р]».

  1.  Итог занятия.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

       Цели и задачи:

1. Формировать грамматический строй речи: согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже; обучение правильному образованию, склонению и употреблению слов в единственном и множественном числе.

 2. Воспитание звуковой культуры речи (обучение грамоте): работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи;  формирование представлений о линейных звуковых единицах: звук-слог-слово-предложение-текст; различение звуков по их качественной характеристике: гласные и согласные (твёрдые и мягкие); обучение звуковому анализу (выделение звука в начале, середине и конце слова), нахождение одинакового звука в разных словах.  Определение количества слогов в слове.

 3. Обучение связному чтению, учить записывать слова печатными буквами.    

 4.  Развивать связную речь детей. Формировать элементарные представления о структуре текста     (начало-середина- конец);

Планируемые результаты.

В конце года дети должны хорошо:

1.Составлять схемы слов и предложений.

2. Делить слова на слоги опираясь на звуковую схему, определять количество звуков в слове.

3.Выделять заданный звук в слове (в начале, середине, конце).

4. Давать характеристику гласным и согласным звукам. Различать глухие – звонкие, твердые – мягкие.

3. Давать определение линейным звуковым единицам: звук-слог-слово-предложение-текст.

4. Правильно писать печатными буквами слова, читать написанное по слогам.

Диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи.  Детям предлагается задание:

1. Скажи один звук

2. Скажи одно слово;

a) скажи, сколько звуков в слове «кот», «луна»;

b) назови звуки в этих словах, составь схемы;

3. Скажи одно предложение.

a) скажи, сколько слов в предложении «Дети любят…», составь схему.

b) назови первое, второе, третье слово.

4. Прочитай предложение «У кота усы».

 

Оценка результатов

Высшая общая оценка составляет 10 баллов.

Первые 3 задания:

верный ответ – 1балл;

неверный – 0 баллов.

Четвертое задание:

Ребенок не смог прочитать предложение – 0 баллов;

Читает по буквам (побуквенное чтение) – 1 балл;

Читает по слогам с помощью – 2 балла;

По слогам (послоговое чтение) – 3 балла;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для воспитателей ДОУ по обучению грамоте детей дошкольного возраста «БУКВОЗНАЙКА»

Пояснительная записка Главное — заинтересовать! Чтение - это сложный психический процесс, он на равных началах включает в себя, наряду с готовностью звукового анализа речи, словесную и нагля...

Памятка-рекомендация для родителей, по обучению грамоте детей дошкольного возраста

middot;         Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо это перевод звуков речи в буквы, а  чтение это перевод букв в зву...

Методическая разработка по использованию игр по обучению грамоте детей дошкольного возраста

Игровые задания разработаны с помощью программного обеспечения Easiteach   для интерактивной доски.Используемые функции программного обеспечения интерактивной доски:1....

Памятка-рекомендация для родителей по обучению грамоте детей дошкольного возраста

Памятка-рекомендация для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка: "Логопедические карточки-задания для обучения грамоте детей дошкольного возраста "

Проблема готовности к обучению грамоте  детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи существует давно. Несмотря на то, что большинству детей до поступления в школу оказывается логопедиче...

Шпаргалка для родителей по обучению грамоте детей дошкольного возраста.

Памятка-рекомендация для родителей, по обучению грамоте детей дошкольного возраста...