Мастер - класс для воспитателей по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста
презентация по логопедии
Мастер - класс для воспитателей по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с презентацией и раздаточным материалом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель – логопед МБДОУ д/с №32 « Страна чудес»
Чекурина Е.А.
Мастер-класс для педагогов
«Подготовка дошкольников к обучению грамоте»
Перед началом мастер-класса предлагаем педагогам сесть за столы в соответствии с возрастом (младший, средний, старший, подготовительный)
Слайд 2.В соответствии с ФГОС ДО программа «От рождения до школы» в ОО «Речевое развитие» направлена на развитие речи детей дошкольного возраста, предназначена для обучения грамоте.
В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих подрастающих детей: при приеме в гимназии и лицеи негласно отдается предпочтение читающим дошкольникам.
Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с четырех до пяти лет считают периодом «языковой одаренности», когда дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи.
Процесс обучения грамоте условно делится на четыре периода. Трем периодам обучения грамоте предшествует предварительный добукварный период.
Слайд 3- 4. Что такое грамота? Грамота - это умение читать и писать.
Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей.
В современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте.
В основе этого метода обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны речи (позиционный принцип чтения), т. е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. Например, в словах мал, мел, мял, мыл, мул согласный звук произносится всякий раз по-разному в зависимости от того, какой звук за ним следует.
При обучении грамоте это проявляется в том, что обучающиеся должны:
- различать четко все гласные и согласные фонемы;
- находить гласные фонемы в словах;
- ориентироваться на гласную фонему и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы;
- усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.
Развитие фонематического восприятия, формирование широкой ориентировки детей в языковой системе, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляют одну из основных задач специальной подготовки детей к обучению грамоте.
Слайд 5. При ПОГ ребенка приводят к пониманию того, что речь рождается из слова. Дошкольник усваивает звуко-слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами. Метод предполагает разделение связной речи на предложения предложений на слова, слов – на слоги, слогов – на звуки и, наоборот, объединение звуков в слоги, слогов – в слова, слов в предложения.
РАБОТА С ПРОГРАММОЙ. Не нажимать слайд 6!!!
- У вас на столах лежат листы с задачами по ПОГ от младшего возраста до подготовительного. Вам необходимо выбрать лишь те задачи, которые относятся к вашему возрасту (выполняют). Время для выполнения задания
5 – 7 минут. Команда готова – ЗВОНОК!
- Проверьте себя, опираясь на программу(проверяют).
ПОГ в разных возрастных группах. Анализ программы
Слайд 6. Младшая группа.
- Учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки п-б-т-д-к-г; ф-в; т-с-з-ц.
- Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.
- Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
- Учить отчетливопроизносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
Средняя группа.
- Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков.
- Развивать артикуляционный аппарат.
- Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
- Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
Старшая группа.
- Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков.
- Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, ж-з, л-р.
- Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
- Отрабатывать интонационную выразительность.
Слайд 7. Подготовительная группа.
Звуковая культура речи.
- Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
- Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
- Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
- Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Подготовка к обучению грамоте.
- Дать представления о предложении (без грамматического определения).
- Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
- Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-шаМа-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.
- Учить составлять слова из слогов (устно). Учить выделять последовательность звуков в простых словах.
- Какие задачи у вас были добавлены, но в процессе работы спрограммой вы их убрали. Почему? Добавляем.
Слайд 8.
Содержание работы.
ЗКР и развитие фонематических представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста мы с вами подробно разобрали в прошлом учебном году. Сегодня определим содержание работы по ПОГ для детей старшего дошкольного возраста.
При определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте целесообразно выделить следующие направления:
- ознакомление детей со словом - вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
- ознакомление с предложением - выделение его как смысловой единицы из речи;
- ознакомление со словесным составом предложения - деление предложения на слова и составление из слов (2 -4) предложений;
- ознакомление со слоговым строением слова - членение слов (из 2 - 3 слогов) на части и составление слов из слогов;
- ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысло-различительной роли фонемы.
- развитие графических навыков.
Ведущую роль играет формирование способности анализировать звуковой состав слов.
Слайд 9. Ознакомление со словом.
При формировании представлений о слове можно выделить два основных момента:
- вычленение слова из потока речи;
- раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы.
С термином «слово» дети начинают знакомиться в средней группе в процессе общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений по обучению звукопроизношению, обогащению словаря.
Выражения «Послушай, как я скажу это слово», «Скажи слово … правильно» часто используются педагогом.
С целью выделения слов из потока речи используются разнообразные игровые упражнения, в которых дети словами называют разные предметы и игрушки, их свойства и качества. Эти упражнения помогают обратить внимание ребенка на смысловую сторону слова (слово обозначает предмет, признак, действие, слово-предлог).
- Опрос по группам. Каждой группе дается задание: «Придумать слово-предмет (1 группа), слово-действие (2), слово-признак (3), слово-предлог» (3) с мячом.
Ответы педагогов не обобщаем!
- Дошкольников среднего возраста мы знакомим с короткими и длинными словами. Как вы объясняете это детям? Какое слово мы считаем – коротким, а какое – длинным (ответы групп).
- У вас на столах лежат цветные полоски. Возьми две полоски одного цвета (короткую и длинную) и придумайте слова-предметы. Напишите ваши слова на полосках. Просьба не совещаться друг с другом и не подглядывать. Команда готова – ЗВОНОК!
- Назовите короткие слова. Назовите длинные слова. Складывайте слова в «Копилку слов». Подводим итог.Как (чем) можно измерить длину слова?
- Прохлопать, прошагать, попрыгать, протянуть веревочку, показать руками и т. д.
ИТОГ!!! КОРОТКИЕ слова – это односложные слова, длинные – многосложные, состоящие из 2 и более слогов.
Слайд 10. Ознакомление со слоговым строением слова.
(приготовить зелёные домики для слогового деления слова)
Слог является произносительной и словообразующей единицей речи.
На начальном этапе работы для анализа берутся двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов, произношение и написание которых совпадают (Маша, лиса).
Постепенно для анализа вводят слова, состоящие из трех частей (ма-ли-на, кар-ти-на), и только потом слова односложные (сыр, дом), поскольку на них нельзя продемонстрировать, что такое часть слова.
Приемы:
- Количественный и порядковый счет слогов в слове; подсчет прикасаний тыльной стороны ладони к подбородку при произнесении слова;
- Схематическое изображение слогового состава слова (как и при ознакомлении с составом предложения);
- Речевая игра «Живые слоги» (по типу игры «Живые слова»);
- Произнесение слова по слогам,соотнесение со схемой;
- Подбор слов с заданным количеством слогов (на материале игрушек, окружающих предметов, картин, по схемам, по словесным заданиям);
- Подбор слов с заданным слогом (ма, ли, лу), дополнение слога до полного слова;
- «Превращение» коротких слов в длинные и наоборот, соответственное изменение схем слогового строения слова(лиса, лисица, лисонька),
- Намеренные ошибки воспитателя при слоговом произнесении слов в процессе работы со схемой и исправление ошибок детьми с соответствующими умозаключениями;
- Перестановка слогов в слове (трансформация слов): мышка - камыш, банка - кабан;
- Деформированное слово (ре –де – во);
- Разнообразные игровые приемы: «Кто быстрее увидит предметы, в названии которых два (три) слога»;
- Загадывание загадок о предметах, в названии которых определенное количество слогов;
- «Как мишутка учился говорить» - медведь учит мишку произносить слова по частям;
- «Магазин игрушек» - продавец дает игрушку покупателю, если тот правильно произнесет ее название по слогам;
- «Накорми животное» - дети называют слова, обозначающие предметы питания и состоящие из разного количества слогов;
«Кто в каком домике будет жить» - в домиках-квадратах живут слова, в названиях которых один, два, три слога.
Слайд 11 Звуковой анализ и синтез.
Для решения задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить их воспринимать слово не как единый звуковой комплекс, а научить слышать в слове отдельные звуки. Способом выделения звука в слове является особое произнесение слова - с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем одного звука.
Овладению способом интонационного выделения звука помогают приемы сравнения звуков речи с «песенками» ветра - шшш, насоса - ссс, их произношения, обнаружения звука («песенки») в произносимых взрослым (с интонационным выделением звука) словах.
Постепенно вместо слова песенка начинает употребляться слово звук.
Умение произносить слова с интонированием звука закрепляется в игровых заданиях «Скажи, как я», «Скажи, чтобы все услышали в слове масло звук с»
- Слова состоят из звуков. Звук может находиться в начале слова, в середине слова, в конце слова. Показ: схемы, паровозики, домики.
- Как вы объясняете детям, нахождение звука в слове?
Слайд 12
Когда дети освоят способ интонационного выделения звука в слове, их начинают учить определять, на каком месте находится нужный звук - в начале, середине или конце слова. В начале обучения детям можно предложить фигурки животных (птиц), где голова животного указывает на начало, туловище - на середину, а хвост - на конец слова.
Дети ставят символ опознаваемого звука в нужный квадратик (активно используем символы Ткаченко). ЛИБО КАРТОЧКА ИЗ ТРЕХ КВАДРАТИКОВ С ТОЧКОЙ СЛЕВА.
При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать. Детям предлагаются для интонационного выделения
не только твердые согласные звуки, но и мягкие: пппетух (п'), кккит (к').
Объяснение мягкости и твердости звуков дается в игровой форме: парные фонемы (м-м', с-с') называют «братцами»; твердые - «сердитыми», мягкие - «добрыми».
Рабочие листы.
- Определите место звука в словах. Готовы – звонок! ПРОВЕРЯЕМ
Слайд 13
Ознакомление со звуковым строением слова.
Давайте запомним:
- Звуки мы слышим и произносим.
- Буквы мы видим и пишем.
- Буква-это графический символ звука.
- Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они произносятся голосом (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Мы решили, что гласные звуки у нас будут жить только в красных домиках (красные кружочки или квадраты).
- Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь никто из них не может, а петь им хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма-...). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками.
- Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г, ...] - в словах звучат сердито (твердо)-синие кружочки или квадратики.
Согласные мягкие звуки [ПЬ-П', БЬ-Б', ТЬ-Т', ДЬ-Д', МЬ-М'...] - в словах звучат ласково (мягко) - зеленые кружочки или квадратики.
Звуки [Ш, Ж, Ц] - всегда твердые, у них нет «мягкой» пары (нет «ласковых» братиков).
Звуки [Ч, Щ, Й] - всегда мягкие, у них нет «твердой» пары (нет «сердитых братиков»).
Слайд 14 Звуковой анализ проходит в своем формировании следующие стадии:
- интонационное выделение последовательности фонем и общий фонемный анализ слова с опорой на картинку-схему и фишки;
- дифференциация гласных и согласных фонем;
- дифференциация согласных фонем по твердости и мягкости (в дальнейшем - по глухости и звонкости) и моделирование основных фонематических отношений в слове;
проведение звукового анализа без опоры на наглядность - графическую схему, а затем постепенно и отказ от фишек. Полный звуковой анализ осуществляется в уме (во внутреннем плане).
- Выберете любое понравившееся вам слово из рабочего листа и выполните звуко - буквенный анализ этого слова (работа на листах в клетку).
В СТАРШЕМ ВОЗРАСТЕ звуки – в младшем добавляем БУКВЫ
- Разбор одного слова на доске
Слайд 15. Ознакомление с предложением.
Ознакомление начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов, состоящих из 2 - 3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик). Для анализа предложений используются наглядно-действенные методы и приемы: рассматривание игрушек, демонстрация действий с игрушками, рассматривание картин, пространственное моделирование. Ведется работа по составлению предложений.
В основе обучения лежит следующее: четкое произнесение предложения, выделение слов голосом, их количественный и порядковый счет (сколько слов, какое первое слово, какое идет потом), пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски, квадратики, ). Это помогает ребенку понять линейность (последовательность) и дискретность (членораздельность) речи.
Целесообразно использовать схемы. Детям объясняют, что предложение можно нарисовать (записать), чтобы узнать, сколько в нем слов. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении: «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении три слова. Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку».
Приемы:
- четкое произнесение слов с паузой;
- произнесение слов под хлопки (воспитателем, отдельными детьми, всей группой);
- последовательное называние слов в предложении;
- подсчет слов в предложении на пальцах, с помощью счетных палочек; в громкой речи, про себя;
- варианты игры «Живые слова»; произнесение слов вразбивку;
- произнесение слов по рядам; шепотный анализ предложения;
- составление предложений из разного количества слов;
- составление предложений с заданным словом;
- отстукивание на барабане или бубне столько раз,
сколько слов в предложении.
Задание для педагогов.
-Выберете два любых слова из вашей «Копилки слов» .
- Составьте предложение с предлогом, используя для него два слова.
Готовы – звонок!
- Зачитайте свои предложения.
«Живое предложение». Выбор группы.
- Постройтесь в одну линию, в соответствии с порядком слов в вашем предложении.
- Озвучьте свое предложение.
Деформированное предложение (меняем местами, озвучиваем, выводы)
Выбор любого понравившегося предложения и самостоятельное составление схемы предложения в тетрадях.
-Начертите схему вашего предложения на листе. Работаем самостоятельно!
ВЫПОЛНЕНИЕ схемы на доске – коллективная проверка!
Слайд 16. Литература
Авторы и пособия, используемые педагогами для работы с детьми по ПОГ:
- Нищева Н.В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»
- Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3 - 7 лет
- Гомзяк О.В. Комплект учебно – методических пособий «Говорим правильно» (5 - 6 лет, 6 - 7 лет).
- Цуканова С. П., Бетц Л.,Л. «Я учусь говорить и читать»
- Пособия «Обучение грамоте» издательство «Школа семи гномов» (от рождения до 7 лет)
- Бардышева Т.Ю, Моносова Е.Н. «От звука к букве»
Слайд 17. Все на борьбу с безграмотностью
РАЗДАЧА ПАМЯТОК по возрастам и правильному выполнению звукобуквенного анализа и предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
выступление на семинаре из опыта работы по развитию речи дошколҗников...

Семинар для воспитателей "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"
Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с четырех до пяти лет считается периодом «языковой одаренности», когда дети особенно вос...

Консультация для воспитателей и родителей «Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста».
Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоте. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционально...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...

Городской мастер-класс для воспитателей ДОО «Технология формирования исследовательских навыков детей дошкольного возраста: опыт использования метода исследовательского обучения в образовательной деятельности ДОУ»
Программа мастер-класса...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...

