персональная программа "Почемучки"
учебно-методическое пособие по окружающему миру

Чистова Галина Николаевна

Развитие познавательно-исследовательской джеятельности посредством экспериментирования с объектами живой природы у детей 3-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemuchki.docx221.34 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал Муниципального автономного дошкольного общеобразовательного учреждения

                                                         Детский сад «Радуга»

                                            ПЕРСОНАЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

«ПОЧЕМУЧКИ»

/Развитие познавательно – исследовательской деятельности посредством экспериментирования с объектами живой природы  у детей 3 – 7 лет/

https://st3.depositphotos.com/1763191/13651/v/950/depositphotos_136511748-stock-illustration-kids-doing-science-experiment-and.jpg

                                                                                                                  

                                                                                                                                      Воспитатель

                       высшей кв.категории

                                                                                                                        Чистова Галина

                                                                                                                            Николаевна  2020г

Аннотация

Познавательно-исследовательская деятельность способствует актуализации знаний детей, накоплению опыта поисковой деятельности т.к через практические действия, проведения опытов ребенок может подтвердить свои предположения, внести свой вклад в решение проблемы. В условиях введения  ФГОС  ДО существует   необходимость  поиска новых современных технологий, в том числе информационных, для достижения качественно новых образовательных результатов развития дошкольников. Таким образом, использование цифрового микроскопа даёт ощутимый педагогический эффект в процессе формирования мотивации к изучению окружающего мира, систематизации и углубления знаний детей, развития их способностей, приобретения и закрепления навыков самостоятельной исследовательской деятельности дошкольников. Поисковый характер технологии «ТВИГИС» стимулирует на определение и постановку цели, проявления инициативы и самостоятельности в определении способов действия, заранее намеченных результатов.

 

Паспорт программы

Название программы

Персональная  программа «Почемучки»  

«Развитие познавательно – исследовательской деятельности посредством экспериментирования с объектами живой природы у детей

3 – 7 лет».

Автор программы

Чистова Галина Николаевна, воспитатель филиала МАДОУ детский сад «Радуга»

п. Агириш.

Руководитель  программы

Шевченко Елена Алексеевна, заведующий филиалаМАДОУ детский сад «Радуга».

Адрес, телефон, факс

628245, Ханты-Мансийский  автономный округ Тюменской области, Советского района,     п.Агириш, ул. Дзержинского, 27; тел:4-10-45; факс: 4-10-46.

Цель программы

Развитие познавательно – исследовательской деятельности посредством экспериментирования с объектами живой природы у детей

3 – 7 лет.

Задачи  программы

Образовательные:

1Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления с использованием технологии «ТВИГИС».

2. Повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского  экспериментирования.

3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности  при проведении опытов и экспериментов с применением цифрового микроскопа.

Развивающие:

1.Развивать интеллектуальные и познавательные способности детей, их творческую активность через познавательно-исследовательскую деятельность на занятиях и в повседневной жизни;

Воспитательные:

1.Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Срок реализации

Программа рассчитана  на 4 года- с 2016г по 2020г.

Место реализации

программы

628245, Ханты-Мансийский  автономный округ Тюменской области, Советского района,     п.Агириш, ул. Дзержинского, 27;

География участников, их  количество, возраст

п.Агириш, группа – 18 человек; возраст   (3-4г); (4-5л); (5-6л);(6-7л);

Содержательные блоки

программы

-Введение

-Цель и задачи программы

-Характеристика программы

-1 Этап - подготовительный

-2 Этап – внедренческий

-3 Мониторинг

- Приложения

Предполагаемые результаты

программы

1.Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;

2.Самостоятельно планирует предстоящую деятельность: осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; 

3.Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач; поясняет ход деятельности, делает выводы.

Содержание:

Пояснительная записка

  1. Цель  персональной программы «Почемучки»…………………………….
  2. Задачи персональной программы «Почемучки»…………………………..
  3. Характеристика персональной программы «Почемучки»……………….
  • Срок
  • Участники
  • Новизна программы
  • Принципы
  • Методы и приемы

1 Этап – Подготовительный

1.1. Условия реализации программы……………………………………..….

1.2. Материально- техническое сопровождение…………………………….

1.3. Методологическая основа определения уровня логических форм мышления…………………………………………………………………….

2 Этап - Внедренческий

2.1. Перспективный план по развитию познавательно – исследовательской деятельности посредством экспериментирования  с объектами живой природы в младшей группе                  

Перспективный план по развитию познавательно – исследовательской деятельности посредством экспериментированияс объектами живой природы в средней группе.

Перспективный план по  развитию познавательно – исследовательской деятельности посредством экспериментированияс объектами живой природы в старшей  группе.

Перспективный план по   развитию познавательно – исследовательской деятельности посредством экспериментированияс объектами живой природы  в подготовительной к школе  группе.

2.2. Предполагаемые результаты………………………………………………

2.3. Перспективный план работы с родителями…………..………………….

2.4. Перспективный план работы со специалистами………………………..

3 Этап – Мониторинг уровняразвития познавательно – исследовательской деятельности посредством экспериментирования  с объектами живой природы  в рамкахреализации персональной программы «Почемучки»

3.1. Вывод. Прогнозирование.

Результаты мониторинга  развития познавательно – исследовательской деятельностипосредством экспериментирования с объектами живой природы  

Результаты определения уровня компетентности родителей.

Библиография

       

                                            Пояснительная записка

«Расскажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать

 самому, и я пойму».

В настоящее время в дошкольном образовании широко используется понятие познавательно - исследовательская деятельность. Ребенок познает мир через деятельность, где деятельность – это активное взаимодействие человека с окружающей средой.

    Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлениемв деятельности ДОУ является  активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

   По мнению академика Н.Н. Поддъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный  исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.  В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский.

 Современные исследователи (Савенков А.И., Иванова А.И., Куликовская И.Э., Дыбина О.В. и др.) так же рекомендуют использовать исследовательский метод в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

     В условиях ведения  ФГОС  ДО существует необходимость поиска новых современных технологий, в том числе информационных, для достижения качественно новых образовательных результатов развития дошкольников. Использование цифрового микроскопа способствуют расширению  знаний у ребенка об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными объектами живой и неживой природы.

     Ребенок дошкольного возраста является субъектом образовательной деятельности и его самыми главными характеристиками, в соответствии с ФГОС ДО, как субъекта становятся самостоятельность, активность, инициативность, проявление творчества в познании, игре, исследовании окружающего мира, посильном труде. В самом названии технологии «ТВИГИС» зашифровано три ключевых слова – творчество, игра и исследование. Именно игра - ведущий вид детской деятельности, творчество - важный фактор психического развития ребенка дошкольного возраста, познавательно-исследовательская деятельность - необходимый компонент формирования гармонично развитой личности. В основу технологии положены модель деятельности как процесса по А.Н. Леонтьеву и структура инициативности Т.С. Борисовой. Таким образом, поисковый характер технологии «ТВИГИС» стимулирует на определение и постановку цели, проявления инициативы и самостоятельности в определении способов действия, заранее намеченных результатов.

           Изучив подходы А.И. Савенкова (обучение детей исследовательским умениям), Е.Г. Юдиной (проектно-тематического обучения, построенного на основе исследовательского поведения),  мною были выделены этапы организации познавательно - исследовательской деятельности на основе комплексно-тематического планирования

Цель авторской программы «Почемучки»:

Развитие познавательно – исследовательской деятельности посредством экспериментирования с объектами живой природы у детей 3 – 7 лет.

  1. Задачи программы:

Образовательные:

1.Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления с использованием технологии «ТВИГИС».

       2. Повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи в популяризации        детского  экспериментирования.

3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности  при проведении опытов и экспериментов.

Развивающие:

1.Развивать интеллектуальные и познавательные способности детей, их творческую активность через познавательно-исследовательскую деятельность на занятиях и в повседневной жизни;

Воспитательные:

1.Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

3.Характеристика авторской программы «Почемучки»:                      

Срок реализации программы 4 года - с 2016г  по 2020 г.

Принципы программы:

  • интеллектуально – творческого развития (ребёнок знакомится   с  д/игрой, выполняетпрактические задания – наблюдения, опыты, эксперименты с объектами живой природы)
  • интегративно – гуманитарного подхода (опыты, эксперименты  разработаны в соответствии с целями и задачами Программы воспитания и обучения в д/саду под редакцией Н.Е Вераксы)
  • личностно – ориентированного подхода к ребёнку (дифференцированного подхода к каждому ребёнку)
  • ориентация на стимулирование самообразования родителей (повышение уровня компетенции родителей, посредством организации клуба «Росток»).
  • системности (разработка применения системынаблюдений, опытов, экспериментов  с объектами живой природы)
  • усложнения (задания в д/играх, наблюдениях, опытах, экспериментах  усложняются в соответствии с возрастом)

 Методы и приёмы:

  • Аналитический – игры на выделение свойств объекта или выделение объекта из группы или выделение группы объектов по определённому признаку.
  • Синтетический – соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое.                                                                                      
  • Словесный – как ведущий (инструктаж, беседы, разъяснение, показ).  
  • Наглядный – изучение правил проведения и демонстрация развивающих опытов, экспериментов, наблюдения заработой сверстников.        
  • Репродуктивный– различные упражнения, д/игры,  изготовление пособий к опытам, экспериментам.
  • Использование информационных технологий – использование новых компьютерных технологий (мультимедиа, интерактивная доска, детский цифровой микроскоп).  
  • Игровой – организация и проведение различных д/ игр, опытов, экспериментов.
  • Театрализация – обыгрывание сказочных сюжетов, проведение экологических игр, развлечений.  

Новизна программы: развивать познавательно – исследовательскую деятельность посредством экспериментирования с объектами живой природы с применением технологии ТВИГИС и использованием детского цифрового микроскопа.

1.   Этап – подготовительный.

Ресурсное обеспечение программы «Почемучки»:

Кадровое обеспечение : музыкальный руководитель,  физ.инструктор,

медицинская сестра.

Источник финансирования – статья 3400005, спонсорская помощь, прибыль от платных образовательных услуг.

Материально – техническое сопровождение программы:

Группа

Название игры

количество

цена

Младшая

(3-4 года)

«Кто, где живёт?»,   «Чей малыш?»

          2

    260

Средняя

(4-5 лет)

«Домашние животные», «Во саду ли, в огороде»

           2

    300

Старшая

(5-6 лет)

«Обитатели леса»,   «Часть и целое»,        «Соберём букет»;

           3

    340

Подготовительная

к школе группа

«Что,  где растёт?», «Половинки»,  

«Где, чей хвост?»

            3

         Итого:

    360

   1260

1.3. Методологическая основа определения уровня развития познавательно – исследовательской деятельности посредством экспериментирования с объектами  живой природы; критерии оценивания уровня развития:

Цель: выявление начального уровня развития познавательно – исследовательской деятельности проведено с использованием развивающих дидактических игр; изучением было охвачено 18 детей. Критерии формирования и развития познавательно – исследовательской деятельности выбраны по Программе  воспитания и обучения в д/саду под редакцией Н.Е Вераксы

1.Тест «Игра с мячом «Воздух, земля, вода» (для детей 3 – 4 лет)

Цель:  закреплять знания детей об объектах природы; развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Стимульный материал: мяч.

«Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На  слово «дельфин» -  ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.

Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов».

2.Тест «Выбери нужное»(для детей 3 – 4 лет)

Цель: закреплять знания о природе; развивать мышление, познавательную активность.

Стимульный  материал: предметные картинки.

«На столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика;  или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д»

3.Тест «Что сначала, что потом?»  (для детей 3 – 4 лет)

Цель: формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных).

Стимульный материал: карточки с разным порядком степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек на каждый предмет (например: зеленый, маленький помидор, бурый и красный), порядком роста (семечко, росток, росток более высокий, взрослое растение).

«Детям раздаются карточки с разными порядками. По сигналу ведущего они должны быстро найти и построиться по порядку с нужными картинками по порядку

4.Тест «Зоопарк»?»  (для детей 3 – 4 лет)

Цель: формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Стимульный материал: карточки разных животных, птиц, насекомых, продукты питания, овощи и фрукты

«Детям предлагается покормить животных в зоопарке; игра проходит по типу лото. Ведущий показывает карточки с продуктами питания, насекомыми. Игрок, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного или птицы.

5.Тест «Невидимые соседи» (для детей 3 – 4 лет)

Цель: знакомить детей с миром насекомых, помочь запомнить названия; формировать умение отличать насекомых от других представителей флоры и фауны

Стимульный материал: карточки с насекомыми и другие предметные картинки

«Из множества картинок, детям предлагается выбрать картинку с насекомым и назвать его, при повторном игровом действии дети описывают характерные особенности насекомого».

Анализ результатов: выводы об уровне развития;

      Высокий – 8-9 баллов

Средний – 4-7 баллов

Низкий – 2-3 балла

1.Тест «Кто, где живёт?» (для детей 4 – 5 лет)

Цель: продолжать знакомить детей с объектами живой природы, их особенностями жизнедеятельности; развивать память, мышление, речь; воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе

Стимульный материал: у воспитателя - картинки с изображением животных,  у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.).

Воспитатель показывает картинку с изображением животного,  ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю

2.Тест «На птичьем дворе»(для детей 4 – 5 лет)

Цель:учить детей узнавать и называть домашних птиц (утка, курица, петух, индюк, селезень), их сходства и различия; развивать внимание, умение назвать и описать домашних птиц; воспитывать любовь к живым объектам

Стимульный материал: наборы картинок, мелких игрушек домашних птиц.

Из набора картинок или мелких игрушек дети вбирают домашних птиц, объясняют, почему они называются домашними; имитируют действия по уходу за ними

3.Тест «Раз, два, три – дерево назови» (для детей 4 – 5 лет)

Цель: знакомить детей с разнообразием растительного мира; закреплять название деревьев и их отличительных признаков; развивать память, речь, внимание; воспитывать любовь и бережное отношение к деревьям

Стимульный  материал: наборы картинок (береза, ель, рябин, сосна, кедр, рябина и др)

Воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (берёза ель, сосна, рябина и акация).Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог, чтобы ребятам было интересно искать по описанию, можно около дерева (или на дереве), о котором говорят, что-либо спрятать.

4.Тест« Кто живет у нас зимой» (для детей 4 – 5 лет)

Цель: закрепить знания детей о зимующих птицах нашего края и их названия. Развивать умение подражать их повадкам; воспитывать доброжелательное отношение к птицам

Стимульный материал: на столе разложены предметные картинки птиц, каждый участник игры берёт картинку и «превращается» в определённую птицу.

Ребёнок говорит: «Я – ворона!», «Я – воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего: «Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж), другие дети, у которых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому условному знаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны брать разные картинки.

5.Тест «Что было бы, если бы из леса исчезли..»  (для детей 4 – 5 лет)

Цель: закреплять знания детей о жизни лесных обитателей и взаимосвязи их между собой; воспитывать любовь и бережное отношение к дикой природе.

Игровые действия: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых. Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом, они друг без друга не смогут обходиться.

Анализ результатов: выводы об уровне развития

высокий – 8-9 баллов;

средний – 4-7 баллов;

низкий – 2-3 балла;

1.Тест«Назовите растение» (для детей 5 – 6 лет)

Цель: уточнять знания детей о комнатных растениях.

Стимульный материал: комнатные растения

Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.), затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.), обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли. Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

2.Тест «Летает, плавает, бегает» (для детей 5 – 6 лет)

Цель: закреплять у детей знания об объектах живой природы.

Стимульный материал: набор картинок диких, домашних животных, рыб, птиц

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

3.Тест «Береги природу» (для детей 5 – 6 лет)

Цель: закреплять знания об охране объектов природы.

Стимульный материал:  на столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д.

Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

4.Тест «Цепочка» (для детей 5 – 6 лет)

Цель: уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы.

Стимульный материал: предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы.

Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку.

5.Тест «Что было бы, если из леса исчезли…»(для детей 5 – 6 лет)

Цель: закреплять знания детей о взаимосвязи в природе.

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом, они друг без друга не смогут обходиться.

Анализ результатов: выводы об уровне развития

 - очень высокий  - 10 баллов;

- высокий – 8-9 баллов;

- средний – 4-7 баллов;

- низкий -2-3 балла;

-очень низкий – 0-1- балл

1.Тест «Полезные – неполезные» (для детей 6 – 7 лет)

Цель: закрепить понятия полезные и вредные продукты.

Стимульный материал: карточки с изображением продуктов

Воспитатель предлагает  на один стол разложить то, что полезно, на другой стол – что неполезно.Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.

2.Тест «Узнай и назови» (для детей 6 – 7 лет)

Цель: закрепить у детей знания лекарственных растений.

Стимульный материал: набор картинок лекарственных растений.

Воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. «Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете,  назовите место, где растет: болото, луг, овраг»

Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).

3.Тест «Поросята и котята» (ледокол - игра)(для детей 6 – 7 лет)

Ведущий предлагает участникам игры представить, что они случайно попали на скотный двор и превратились в животных. Задача игроков состоит в том, чтобы найти своих сородичей, произнося звуковые сигналы соответствующих животных. Какое это будет животное - скажет ведущий на ушко каждому игроку, причем название животных повторяются столько раз, на сколько групп вы хотите разбить группу. После сигнала ведущего: «Начали!» - все участники закрывают глаза, и произносят звуки, пытаясь найти своих сородичей. Итогом игры является объединение всех участников в мини-группы. Участники делятся на «поросят», «котят» и «утят». Все закрывают глаза,  издавая соответствующие звуки должны найти своих собратьев.

4.Тест «Что это такое?»(для детей 6 – 7 лет)

Цель: закреплять знания детей о живой и неживой природе, развивать мышление.

Стимульный материал: компьютерная презентация.

воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «Яйцо» - овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы.

5.Тест «Весной, летом, осенью» (для детей 6 – 7 лет)

Цель: уточнить знания детей о названиях и местах произрастания растений, о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью;  учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность.

Стимульный материал: мяч

Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя время года, когда растет растение: весна, лето, осень, -  ребенок называет растение, место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

Анализ результатов: выводы  об уровне  развития:

           -очень высокий  - 10 баллов;

- высокий – 8-9 баллов;

- средний – 4-7 баллов;

- низкий -2-3 балла;

-очень низкий – 0-1- балл.

2 Этап - внедренческий:

 2.1. Перспективное планирование по развитию познавательно – исследовательской деятельности с объектами живой природы для детей

3 – 7 лет.

2.2. Предполагаемые результаты: выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами; самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач; поясняет ход деятельности, делает выводы.

Перспективный план по развитию познавательно – исследовательской деятельности посредством экспериментирования с объектами живой природы  во второй младшей группе (3-4 года).

Сроки

Мероприятия, форма

Цель

Количество

часов

Сентябрь

1. «Фабрика питания:

  может ли растение дышать?

2.Д/игра «Чего не стало?»

1.Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений; свет;  воздух; помочь понять, как происходит процесс дыхания у растений.

2.Учить детей узнавать и называть комнатные растения.

1(5)

1(5)

Октябрь

1.Опыт «Что есть в почве?»

(прогулка)

Учить устанавливать зависимость факторов неживой  природы и живой (богатство почвы от гниения

растений)

1(15)

Ноябрь

1.«На свету и в темноте»

2. «В погоне за светом»

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений; помочь установить, как растение ищет свет.

1(5)

1(5)

Декабрь

1.«Как увидеть движение воды через корни?»

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании; помочь понять, как происходит процесс дыхания у растений

1(5)

Январь

1.НОД «Дышат ли рыбы?»

2.«Кто чистит аквариум?»

Помочь установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что воздух есть везде

Помочь выявить взаимосвязи в живой природе экосистемы «пруд».

1(15)

1(5)

Февраль

1.НОД «У кого какие клювы?»

Помочь установить зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида животных

1(15)

Март

1.«Как пчёлки переносят пыльцу?»

2.Д/игра «Маленький цветочек»

Помочь детям выявить, как происходит процесс опыления у растений.

Познакомить с растениями и с тем, как они растут.

1(5)

1(5)

Апрель

1.«Знакомимся с одуванчиком: одуванчиков много – они разные и красивые»

Закрепить характерные особенности строения одуванчика (жёлтый, пушистый цветок, стебель длинный, гладкий); вызывать эмоциональный отклик на красоту растения.

       1(5)

Май

Посадка лука

Познакомить со свойствами лука, научить сажать луковицы в землю и воду

      1(15)

Итого:

2ч05мин

Перспективный план по  развитию познавательно – исследовательской деятельности посредством экспериментирования с объектами живой природы  в средней группе (4 – 5 л)

Сроки

Мероприятия, форма

Цель

Количество

часов

Сентябрь

1.«Что любят растения?»

2. «Где прячутся детки?»

Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними; выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения.

1(10)

1(10)

Октябрь

1.НОД«Соревнования: состояние почвы (где мягче почва – на газоне или на тропинке?)

Познакомить с состоянием почвы, развивать

наблюдательность, любознательность

1(20)

Ноябрь

1. «Свет и рост; тепло и холод»

2. Д/И «Живой кусочек»

Установление взаимосвязи между освещением и ростом растений; влияния температурного режима на рост растений.

Установление способности растения питаться и расти за счёт корня.

1(10)

1(10)

Декабрь

1.Игра-эксперимент «Растение-насос»

2. «Запасливые растения»

Формирование знаний о том, что корешок растения всасывает воду и стебелек проводит ее; объяснить опыт, пользуясь полученными знаниями.

Знакомить детей со свойствами некоторых растений накапливать влагу.

1(20)

1(10)

Январь

1.«Рассматривание и сравнение шишек сосны и ели»

2. «Секрет сосновой шишки»

Формировать знания детей о семенах и плодах, учить выделять характерные особенности семян и плодов культурных растений; закрепить знания о том, что из семян вырастают растения.

Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность.

1(20)

1(10)

Февраль

1. «Зачем зайчику другая шубка?»

2. НОД«Как звери меняют шубку?»

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

1(10)

1(20)

Март

1. «Высаживание семян гороха и фасоли»

2.НОД «Знакомство с микроскопом»  ДЦМ

Формировать знания о том, что для роста растения необходимо создать условия: свет, земля,вода.

Познакомить с микроскопом, учить сравнивать разные объекты, рассматриваемые под микроскопом.

1(10)

1(20)

Апрель

1. «Хитрые семена»

2.«Живое и неживое» (ДЦМ)

Познакомить со способами проращивания семян.

Формировать представления о характерных признаках объектов, предметов, веществ.

1(10)

1(10)

Май

1. «Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении?»

Помочь определить, что срезанные растения раскрываются позже, чем оставшиеся с корнем.

1(20)

________

Итого:

3ч40м

Перспективный план по  развитию познавательно – исследовательской деятельности  посредством экспериментирования с объектами живой природы  в старшей  группе  

                                                                       (5 – 6 лет)

Сроки

Мероприятия, форма

Цель

Количество

часов

Сентябрь

1.«Нужен ли корешкам воздух?»

2. «Что выделяет растение?»

Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит частями.

Помочь установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания растений

1(15)

1(15)

Октябрь

1. . «Почему цветы осенью вянут?»

2.«Прибор, открывающий невидимое» (ДЦМ)

Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании, установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой  влаги.

Познакомить с историей открытия увеличительных приборов, с устройством ручной штативной лупы, светового микроскопа.

1(15)

1(15)

Ноябрь

1. НОД «Могут ли животные жить в земле?»

2. «Как устроены перья у птиц?»

Помочь выяснить, что именно находится в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки)

Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме

1(25)

1(15)

Декабрь

1.НОД  «Почему птицы летают?»

2.»Знакомьтесь, насекомые» (ДЦМ)

Учить выделять  особенности внешнего вида птиц, позволяющие им приспособится к жизни в окружающей среде.

Рассматривание строения насекомых: крыльев, глаза, лапок.

1(25)

1(15)

Январь

1. «Зелёные друзья в комнате: комнатные  растения» (ДЦМ)

2. «Проращиванием моркови».

Выявить потребность растения в воде, обобщить представления о значении благоприятных условий для роста растения; познакомить со строением клетки листа комнатного растения.

Выяснить, в каком горшке морковь будет расти лучше: в горшке с землёй или в горшке с песком

1(25)

1(15)

Февраль

1.  «Столовая для птиц;

 «Кто, как гнездо вьет?»

2.»Мёд и пчёлы» (ДМЦ)

Установить, что птицы охотно едят зимой жир, ведь он является источником энергии; развивать интерес к жизни птиц, расширить представления о месте обитания.

Познакомить детей с насекомым – пчелой, её пользой и продуктом пчелиной работы – мёдом.

1(15)

1(15)

Март

1. НОД «Приключения Чиполлино» (рассматривание луковичной плёнки)  (ДЦМ)

2.«Весёлая семейка муравьёв»

Выявить потребность растения в солнечном свете, обобщить представления о значении благоприятных условий для роста растения;

Установить, что стоит одному муравью найти пищу,как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи.

1(25)

1(15)

Апрель

1. «Есть у нас огород»

(опыт с семенами нескольких овощей).

2. НОД «Наблюдения за дождевыми червями» (ДЦМ)

Расширить представления детей о росте растений.

Развивать у детей мыслительные процессы, умственную операцию сравнения и доказательную речь, обогащение словаря.

1(15)

1(25)

Май

1. НОД «Земля – наша кормилица»

Закрепить изученное о составе почвы, показать взаимосвязь живого на земле: плодородный слой почвы кормит животных и человека.

1(25)

Итого:4ч 55мин

Перспективный план по  развитию познавательно – исследовательской деятельности посредством экспериментирования с объектами живой природы в подготовительной

                                                      к школе группе (6 – 7 лет)

Сроки

Мероприятия (формы)

Цель

Количество час.

Сентябрь

1. «Запасливые стебли»

2. «Куда тянутся корни?»

(ДЦМ)

Закрепить знания детей, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу.

Помочь установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды.

1(20)

1(20)

Октябрь

1.НОД«Бережливые

растения»

2. «Мир насекомых» (ДЦМ)

Помочь найти растения, которые могут расти в пустыне и саванне.

Развивать познавательные способности, способствовать развитию исследовательских качеств у детей.

1(20)

1(30)

Ноябрь

1. «Листья и стебли растений могут вести себя как соломинки»

2. «Зелёные друзья в группе»

(ДЦМ)

Показать, что листья и стебли растений могут вести себя как соломинки.

Познакомить детей со строением клетки листа комнатного строения с помощью микроскопа

1(20)

1(30)

Декабрь

1. «Почему меньше?»

2. «Почему животным тепло?» (ДЦМ)

Помочь установить зависимость количества испаряемой влаги от величины листьев.

Закрепить знания детей о волосяном покрове кошек и его свойствах, рассматривание шерсти.

1(20)

1(30)

Январь

1 – 2.«Кто живёт в горшке?»
(ДЦМ)

Продолжать формировать представления о насекомых, живущих в почве в цветочных горшках; учить делать фотографии живых существ с помощью микроскопа.

1(30)

Февраль

1. «Для чего рыбе чешуя?»

(ДЦМ)

2. «Для чего нужна кожа человеку?» (ДЦМ)

Формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде; навыки работы с микроскопом при рассматривании рыбьей чешуи.

Формировать знания о значимости кожного покрова для человека; развивать познавательный интерес в области «знания о человеке».

1(20)

1(20)

Март

1.НОД  «Из чего птицы строят гнезда?»

2.«Муравейник и его обитатели» (ДЦМ)

Выявитьнекоторые особенности образа жизни птиц весной;особенности внешнего вида птиц, позволяющие им приспособится к жизни в окружающей среде.

Познакомить с образом жизни муравья и устройством муравейника, развивать мышление, любознательность.

1(20)

1(20)

Апрель

1. «Майский жук» (ДЦМ)

2. «Дождевые черви» (ДЦМ)

Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида майского жука, развивать мышление, любознательность.

Развивать умственную операцию сравнения и доказательную речь, обогащение словаря.

1(30)

1(30)

Май

Экологический праздник юных экологов.

Закреплять знания и расширять представления о взаимосвязи живой природы и человека

1(30)

Итого: 6ч 50 мин

2.3 Перспективное планирование работы с родителями:

Предполагаемые результаты – повышение  уровня компетенции родителей и приобщения их к участию в развитии познавательно – исследовательской деятельности посредством экспериментирования с объектами живой природы  с использованием следующих форм работы:

                                                           

  • Информационно-просветительская деятельность (круглый стол,

мастер – классы)

  • Родительский всеобуч, педагогическая гостиная.
  • Родительская мастерская, родительский десант.
  • Размещение информации на сайте ДОУ,   группа Вайбер
  • Презентации (обобщение семейного опыта),  деловые игры
  • Проведение эко-акций, тренингов; совместные прогулки и экскурсии, квест - игры
  • Почта доверия,  выпуски семейных газет, плакатов, листовок, фотовыставки, фотомонтажи, буклеты.

Перспективное планирование работы с родителями по теме: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности посредством экспериментирования с объектами живой природы у детей 3 – 7 лет»

Сроки

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

сентябрь

Родительское собрание на тему «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома»

Родительское собрание на тему

«Учите детей чувствовать природу»

Родительское собрание на тему

«В дружбе с природой!»

Родительское собрание на тему

«Воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе»

октябрь

Консультация «Прогулки в природу – основа здоровья детей»

Папка-передвижка «Экологические игры»

Родительский десант – оформление пособий: д/игра«Кто лишний?» (насекомые)

Клуб «Росток»- семинар-практикум на тему «Как воспитать экологически грамотного хозяина Земли»

ноябрь

Папка-передвижка

 «Мир природы»

 Эко-акция  «Природа, семья, ребёнок!»

Выставка развивающих игр по ознакомлению с природой.

Родительская мастерская – оформление пособий для экологического уголка

декабрь

Фотовыставка

«Мы – защитники природы!»

Консультация

«Мы и природа – это единое целое»

Семинар-практикум «Путешествие в экологию» с использованием ДЦМ»

Обобщение семейного опыта

«Берегите природу!»

январь

Досуг «Путешествие в лес».

Консультация «Использование технологии «ТВИГИС» в развитии ПИД старших дошкольников»

Квест – игра

«Моя малая родина!»

НОД  по экологии   «Зелёные друзья в группе» с использованием ДЦМ

февраль

Консультация «Повышение экологической компетентности у родителей»

Вечер развивающих игр по экологическому воспитанию

НОД «Здравствуй, матушка Природа!»

Квест – игра «Путешествие по родному краю»

март

Буклеты «Берегите родную природу!»

Клуб «Росток» - семинар-практикум на тему «Экологическое ассорти»

Выставка рисунков на тему «Спасём нашу природу!»

Педагогическая конференция «Как воспитать в детях бережное отношение к природе».

апрель

Развлечение «В гости к ёжику»

Развлечение

«Мы – помощники природы!»

Экологический праздник «Здравствуй, матушка – природа!»

«Экологический праздник юных экологов»

май

«Почта доверия» - анкетирование родителей по проблеме «Экологическое воспитание младших дошкольников»

«Почта доверия» - анкетирование родителей по проблеме «В гости к Лесовичку»

«Почта доверия» - анкетирование родителей по проблеме «Я – мой ребёнок – природа»

«Почта доверия»- анкетирование родителей по проблеме «Экологическое просвещение родителей»

2.4. Перспективный план работы со специалистами по теме « Развитие познавательно – исследовательской деятельности посредством экспериментирования с объектами живой природы у детей 3 – 7 лет»»

Предполагаемые результаты: развитие познавательно – исследовательской деятельности   посредством экспериментирования с объектами живой природы у детей 3 – 7 лет будут эффективным через реализацию совместного плана работы педагога со специалистами ДОУ

сроки

    Формы

          Содержание работы

Участники

2016 -

2017

Начальная

диагностика

Исследование уровня развития познавательно – исследовательской деятельности

Воспитатель

2017 -

2018

Экологические досуги, развлечения

Досуг «Мы – гости природы!»; «Природа – наш зелёный дом!»; развлечение «Путешествие в лес»;

воспитатель,

муз.руководитель,  физ.инструктор

2018 -

2019

Семинар –

практикум, мастер - класс

«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью экспериментирования»; «Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания дошкольников»

Воспитатель,

2019 -

2020

Консультации

«Экология здоровья», «Не рвите цветы, не рвите!», «Витамины на тарелке»

медицинская  сестра

2020г

Итоговая

диагностика

Мониторинг определения уровня развития познавательно – исследовательской деятельности

воспитатель

3 этап – мониторинг реализации программы «Почемучки».

        

3.1.Результаты мониторинга  развития познавательно – исследовательской деятельности посредством экспериментирования с объектами живой природы были проведены по диагностике  Верещагиной

Результаты диагностики в разных возрастных группах за последние четыре года с 2016г по 2020г представлены в таблице 1(рис.1):

Результаты диагностических исследований по развитию познавательно – исследовательской деятельности с объектами живой природы у дошкольников показали, что качественный показатель за период реализации программы значительно повысился с 30% до 85%.

Вывод:  задачи персональной программы «Почемучки» по развитию познавательно – исследовательской деятельности посредством экспериментирования с объектами живой природы у дошкольников реализованы с использованием технологии «ТВИГИС».

 Положительному результату решения данной проблемы способствовали следующие формы работы:

  • разработка и реализация перспективного планирования с учётом выше указанных принципов
  • тесное сотрудничество с родителями воспитанников
  • взаимодействие со специалистами, интеграция образовательных областей
  • применение современных  ИКТ – цифровой микроскоп
  •  наличие метеостанции, лаборатории юного эколога
  • применение технологии «ТВИГИС»

Уровень компетентности родителей по проблеме развития познавательно – исследовательской деятельности посредством экспериментирования с объектами живой природы у дошкольников повысился с 22% до 80%, этому способствовали следующие формы работы:  

1.Педагогическая гостиная,  родительская мастерская;

2.Размещение информации на сайте ДОУ,  в группе Вайбер;

3.Презентации (обобщение семейного опыта),  деловые игры,

4.Проведение эко-акций, тренингов;

5.Совместные прогулки и экскурсии, квест – игры,  

6.«Почта доверия»,  выпуски семейных газет, плакатов, листовок, фотовыставки,

   буклеты, природоохранные акции, сказки – кроссворды, эко – сумка;

Заключение:

Программа может быть внедрена в обычные плановые формы работы.

Данная программа была представлена на районном конкурсе «Методическая разработка» от 07.02.2020г.

3.2 Прогнозирование:

1.Экологический проект «Есть у нас огород – там редиска растёт!» : интеграция ОО «Речевое развитие» (модуль «Развитие речи») + «Познавательное развитие» (модуль «Познавательно – исследовательская деятельность) по р.н.сказке «Пых» с использованием цифрового микроскопа и мультстудии;  

2.Размещение данной программы на  сайте  «N/портал», так же использование информации с сайта.

Библиографический список:

1.Солоневичева М.Н.  Использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях. С-Пб.,2008г.

2. Веракса Н.Е. и др. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». М., 2014.

3. Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М.,2008.

4. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. С-Пб., 1996.

5.Дыбина О.В., Рахманова Н.П. - Неизведанное  рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников

6. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004г

7.Карасёвой М.В., воспитателя МДОУ №2 г. Мичуринска Статья «Организация исследовательской деятельности в ДОУ»

8.   Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004

9.  Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. 1997. №1

10.Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии – 1996 - №4

11.Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.

12. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание.

N 1, 2005

13.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие– СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс» 2013

14.«Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

15..Поддьяков А.И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990 №5.

16.Иванова А.И. Живая Экология. - М.: ТЦ Сфера,2007. 10.

17.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2004.

18.Материалы Интернет-сайтов

                                                                                                                     

                                                                                                     

                                                                                                               Приложения № 1

 Конспект НОД  «Волшебный фрукт»: интеграция ООПР (модуль ПИД) +

ООРР (модуль РР)   в подготовительной к школе группе

Цель: расширять  представления  детей о растении - лимон и его свойствах.

Задачи:

Образовательные:

1. Дать представления о лимоне и его свойствах; формировать умение рассуждать, делать выводы.

Развивающие:  

2. Развивать познавательную активность у  детей в процессе формирования представлений о лимоне и его свойствах в исследовательской экспериментальной деятельности.

Воспитательные:

3. Воспитывать у детей  дружеские отношения  в процессе совместной экспериментальной деятельности.

Предварительная работа: разучивание стихов о лимоне, знакомство с понятием «лаборатория», игра «Чудесный мешочек», беседа детей о здоровье, беседа об экзотических фруктах.

Методы и приемы:  наглядный: демонстрация слайдов; практический: проведение опытов; артикуляционная гимнастика, беседа, рассказ.

Материалы и оборудование:  лимоны (очищенный, в кожуре порезанный на дольки), лимонный сок, влажные салфетки, емкость с водой, одноразовые стаканчики, ложечки,  косточки лимона,  тарелочки, палочки с метками,  лейки с водой, горшки с почвой, настольная лампа, листы бумаги, йод, ватные диски, пипетка,  ватные палочки, марля, стаканчики с соком лимона, поднос, пластиковая бутылка, сода, уксус, воздушный шарик, воронка, изолента.

Словарная работа: лимонное дерево, цитрусовые растения, грейпфрут, лайм.

Ход НОД:

Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!  Ребята, посмотрите, что я вам принесла! (дети рассматривают корзину с фруктами, называют их и находят в корзине маленький мешочек). Как вы думаете, что это? (Семена плода). Для того, чтобы узнать, семена какого плода находятся в мешочке, нам надо пройти испытания (берёт волшебный мешочек с лимонами и просит детей  опустить руки в этот  волшебный мешочек). Ощупывайте тщательно, но не спешите с ответом, а если догадались, то храните свой секрет. Что удалось вам в нём обнаружить?

 «Сейчас вам будут помогать ваши носики, закрывайте глазки! Я подойду к каждому из вас и дам понюхать содержимое тарелочки (дети нюхают). Угадали по запаху, что это? (лимон)

 Чтобы нам быть уверенными в своем ответе, давайте теперь попробуем угадать по вкусу, попробуйте содержимое стаканчика. Что можете сказать про вкус?  (он кислый). Ребята, семена какого плода находятся в мешочке? Совершенно верно,  в мешочке находятся семена лимона!  Сегодня мы познакомимся поближе с этим фруктом!

Физкультминутка:

Лимончик желтые бока (руки на поясе, наклоны в стороны)

На солнышке согрел, (руки тянем вверх, ладошки к «солнышку»)

Он теплый и живой в руках (руки перед собой ладошками вверх, корзинкой)

И очень-очень спел! (показать большой палец обеими руками)

Его нарежем мы сейчас, (имитация нарезки лимона)

Добавим сахарок  (пальцами «сыпем» сахар)

И будет лакомство для нас (гладить круговыми движениями живот)

На целый вечерок! (показать большой палец обеими руками)

Лимон – это фрукт длиной от шести до девяти сантиметров, сверху покрыт кожурой. Ребята, какого цвета лимон? А какой же он формы? Растут лимоны на небольших,  вечнозелёных деревьях высотой 3-7 м, семейства цитрусовых с колючими веточками. Возраст деревьев может достигать 45 лет. Лимон относится к цитрусовым растениям.  Его ближайшие родственники - апельсин, мандарин, лайм, грейпфрут. Главным качеством лимона является его полезность. В нем очень много витаминов. Надо есть лимоны, чтобы оставаться здоровым и никогда не болеть! Например, когда болит горло, то надо прополоскать его разбавленным лимонным соком и лимон убьет все бактерии. Лимонный сок  широко используется в кулинарии при изготовлении конфет, тортов, пирожных, майонеза, салатов. Лимон придает кисловатый вкус и приятный аромат многим напиткам, мы уже сегодня пробовали его на вкус. Подскажите, в какие напитки его добавляют? (Чай, сок, лимонад) Но лимон можно вырастить и дома! Лимонные деревца — прекрасные комнатные декоративные растения. Они быстро растут, цветут и плодоносят круглый год. А как вы думаете, что находится внутри лимона? (дольки)

Совершенно верно, посмотрите, внутри лимона есть дольки, давайте посчитаем, сколько долек  в лимоне? (Счёт)

Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Кто быстрее соберёт дольки лимона!», проходите к столу (на столе лежат дольки из жёлтой бумаги)

Мы много узнали о лимоне, но это еще не все секреты о нем, хотите сделать собственные открытия об этом удивительном фрукте? А как мы можем это сделать? (с помощью проведения опытов).

Тогда я предлагаю вам стать настоящими учеными - исследователями и отправиться в лабораторию для проведения необходимых экспериментов, но для начала вспомним правила поведения в лаборатории:

Внимательно слушать;

Работать по инструкции;

После каждого опыта делать выводы;

Быть аккуратными с материалом для экспериментов;

Работать в лаборатории нужно в специальной одежде, поэтому надеваем фартуки, чтобы не испачкаться. А пойдём мы в лабораторию вот по этой балансирующей дорожке  (дети проходят к столу, где есть всё необходимое для проведения опытов)

Опыт № 1

Ребята, а вы знаете, что лимоном можно писать тайные послания? Я попрошу вас  нарисовать на листе бумаги что-нибудь  лимонным соком.  Выдавим сок из лимона в чашку с водой; обмакнём ватную палочку в раствор лимонного сока и напишем что-нибудь на бумаге этой палочкой (затем нужно высушить рисунки). Чернила" высохли, а теперь  нагреем бумагу над включенной настольной лампой и узнаем, кто что нарисовал. Что происходит?

Вывод: При нагревании лимонный сок темнеет.

Опыт № 2

Перед вами ватные диски и сок лимона,  для начала я вам капну на диск капельку йода, представим, что это пятно на одежде. Теперь вам нужно вылить сок лимона на пятно. Но прежде чем это сделать, скажите мне, пожалуйста, что, по вашему мнению, произойдет с пятном?  Давайте проверим,  оно действительно исчезло. Какой вывод мы можем с вами сделать?

Вывод:  мы увидели, что лимон может выбеливать цвета. Значит, он может помочь вывести некоторые пятна.

А теперь немножко отдохнём!

Артикуляционная гимнастика.

1. Представьте, что вы съели кислый лимон. Покажите мне.

2.А сейчас представьте вы выпили лимонад. Лимонад сладкий вкусный.

3.А теперь вы съели корочку лимона.

4. Покушаем  варенье из лимона.

Молодцы!

Опыт № 3.

Ребята,  сейчас мы с помощью пищевой соды, сока лимона и уксуса надуем воздушный шарик!

Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой. Посмотрите, что происходит!   Шарик надувается!

Вывод: Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

Релаксация для рук «Лимон»

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что кислый он.

Я его слегка сжимаю -

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Вам понравились, ребята, наши исследования?  Какой опыт вам больше всего понравился? Мы с вами сделали интереснейшие и удивительные открытия о лимоне, давайте подведем итоги и вспомним, что же мы выяснили в ходе наших экспериментов?

Выводы исследования:

1.  Из лимонного сока можно сделать невидимые чернила и писать тайные засекреченные послания, которые при нагревании становятся видимыми.

2. Сок лимона может выводить некоторые пятна с одежды.

3.  Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

Ребята, в самом начале нашего занятия мы нашли в мешочке семена лимона и узнали, что можно посадить своё собственное лимонное дерево! А вы хотите попробовать вырастить лимонное дерево? А что нам для этого понадобится?  Совершенно верно - горшки, почва, вода, семена.

Пройдемте к столу, перед вами горшки с почвой,  чтобы вы их не перепутали, пометим  их разными наклейками. Приступаем к посадке, в этом нам помогут палочки. Жёлтая отметка покажет, какой глубины ямку нужно сделать в почве. С тарелочки берем лимонное семечко, опускаем в ямку или по-другому ее можно назвать лунку, и с помощью палочки засыпаем землей. Чтобы растение росло крепким и здоровым, ему необходима?( Вода). Аккуратно поливаем почву, ставим наши горшки на подоконник. Мы закончили работу в лаборатории, можно снять защитную одежду.

Рефлексия

Ребята, хотите поиграть в игру? Игра  «Незаконченное предложение…….»

«Сегодня я узнал…..», «Было интересно…..», «Было трудно……..» (Ответы детей)

Молодцы ребята!  Мы сегодня с вами были исследователями и не беда, если кому-то было трудно. Вы же настоящие ученые, а они все преодолевают много трудностей, чтобы сделать открытия. А сейчас я вас приглашаю  на чай с лимоном и печеньем!

                                                                                                                             

                                                                                                                    Приложение № 2

Конспект НОД (интеграция ООПР модуль ПИД + ООРР)  для детей 5 – 7 лет

                     Тема «Это спелый апельсин – в нём полезный витамин»

Цель: ознакомление детей с апельсином, его свойствами, строением, вкусовыми качествами.

Задачи.

Образовательные:

     Учить делать элементарные выводы в ходе наблюдения и экспериментирования; закреплять знания о свойствах фруктов (апельсина); уточнять и соблюдать правила безопасности при работе с различными материалами.

Развивающие:

     Развивать интерес к экспериментированию,  способности самостоятельного поиска, умения делать выводы в ходе работы с материалами; логическое мышление, сообразительность, внимание.

Воспитательные:

Воспитывать у детей желание сотрудничать, умение договариваться в ходе совместной деятельности; аккуратность, культурно – гигиенические навыки.

Индивидуальная работа: учить детей отвечать на вопросы полным ответом.

Словарная работа: активизировать словарь детей словами: иммунитет, пористые, лимонен.

Оборудование: воздушный шар, стеклянные  ёмкости (для воды), лупы, цифровой микроскоп, тёрка.

     Ход  НОД:

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Ребята, давайте улыбаться друг другу и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день: «Если ты весел – ты здоров, если  хмур - то заболел». Сегодня у нас с вами необычный гость, который очень любит апельсины, но ничего о них не знает,  послушайте загадку и отгадайте – кто же он?

                          Добротой всех покорил,

                          У него есть друг зелёный,

                          Это Гена Крокодил

                          Очень странная игрушка,

                          До чего смешные ушки,

                          Симпатичная мордашка

                          Кто же это? (Чебурашка)

Давайте расскажем Чебурашке, что нужно для того, что бы быть веселым и здоровым?  Необходимо правильное питание и сейчас мы с вами поиграем   в игру   «Угадай, где фрукт, а где овощ?» (интерактивная игра)

Чем отличаются и по каким признакам можно сгруппировать фрукты?

1. По форме (круглые, овальные)?

2. По цвету (оранжевые, зеленые)?

3. По размеру (большие и маленькие)?

4. По запаху (имеют запах)?

5. По структуре кожуры (пористые  и гладкие)?

Мы с вами выяснили, что фрукты можно сгруппировать по форме, размеру, цвету, вкусу, запаху, по структуре кожуры и сейчас отгадайте  ещё одну загадку:

С виду он как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин —

Это спелый ... (апельсин)

Что вы знаете об апельсине? Где растет апельсин? (на дереве).

Правильно, значит, как можно сказать: апельсин фрукт или овощ? (фрукт).

В природе апельсины — это высокие вечнозеленые деревья с блестящими листьями. Они имеют шаровидную крону, цветут белыми душистыми цветами, из которых образуются плоды, которые вы все любите. На планете Земля апельсины растут очень давно, более 4 тысяч лет. Родина апельсинов — Китай. Поэтому их так и называют: апельсин — китайское яблоко. В нашей стране апельсины появились 200 лет назад.  Апельсины – это отличный десерт, который, наверняка придется по вкусу всем, а также это отличное средство, повышающее иммунитет.

 Давайте в нашей лаборатории обследуем этот фрукт и узнаем,  умеют ли апельсины плавать, почему не тонет в воде очищенный апельсин.

Предложить детям почистить апельсин и рассмотреть его внутри,  чтобы было легче чистить, разомнём свои пальчики:

            Мы делили апельсин (одна рука сжата в кулак)

Много нас, а он один (второй рукой показываем движения по тексту)

Эта долька - для ежа (выставляем большой палец вверх)

Эта долька - для стрижа  (выставляем указательный палец вверх)

Эта долька - для утят (выставляем средний палец вверх)

Эта долька - для котят (выставляем безымянный палец вверх)

Эта долька - для бобра  (выставляем мизинец вверх)

А для волка - кожура (выражаем удивление)

Он сердит на нас - беда! (обе руки кладём на голову)

Разбегайтесь кто - куда  (энергичное разжимание кулаков)

                       Опыт №1. Тонет ли апельсиновая кожура?

Вымойте апельсины, вначале опустите один из них в воду. Что происходит? Апельсин всплывает и держится на поверхности. Теперь очистите второй апельсин и тоже бросьте в воду. Неужели он утонул?

Вывод:   в апельсиновой кожуре содержатся пузырьки воздуха, которые и выталкивают апельсин на поверхность воды. Оставшись без кожуры, апельсин тонет, потому что он тяжелее воды.

                   Опыт №2. Свойства апельсиновой кожуры

Давайте еще поэкспериментируем с апельсиновой кожурой. Ребята, как вы думаете, если капнуть сок кожуры на воздушный шар, что произойдет? Педагог показывает детям, что при  попадании сока кожуры на воздушный шар - он лопнет. Почему это произошло?  

Вывод: в соке кожуры апельсина содержатся не только пузырьки воздуха, но и жидкость – кислота (лимонен), которая разъедает воздушный шар.

                     Опыт №3. Сколько долек у апельсина?  

Если аккуратно отделить хвостик у апельсина (место, где крепилась веточка), то обнаружим ямочку с маленькими, еле заметными точечками-перегородками. Сколько точек -  столько и долек у апельсина.

Вывод: для того, чтобы посчитать количество долек апельсина вовсе необязательно его чистить.

                               Опыт №4. Сравнение апельсина и лимона.

Предложить  сравнить апельсин по форме (апельсин – круглый, лимон – овальный),  по цвету (апельсин – оранжевый, лимон – жёлтый), по размеру (апельсин – большой, лимон – маленький), оба фрукта имеют запах. Свойство лимона - обесцвечивать различные вещества,  добавив дольку лимона в  чёрный чай, мы можем наблюдать, что чай посветлел. Натереть корочку апельсина и лимона на тёрке, понюхать, рассмотреть цедру через лупу и  цифровой микроскоп.  

 Вывод:  апельсин покрыт толстой, бугристой кожицей, а лимон – тонкой, мягкой кожицей. Сок апельсина сладкий, а сок лимона – кислый, чем лимон кислее, тем лучше он проявляет свои обесцвечивающие свойства; цедра лимона и апельсина очень душистая и ароматная.  

          Апельсин очень вкусный и полезный фрукт, в нём содержится много витаминов, поэтому зимой и весной, когда мало солнышка, нужно как можно чаще кушать апельсины и пить апельсиновый сок; можете вместе с родителями дома приготовить что-либо  из апельсина и угостить нашего гостя  Чебурашку.  Будьте здоровы!

                                                                                                                Приложение № 3

                                         Опыт «Секрет сосновой шишки»

 Цель: познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку.

Материал: две сосновые шишки, ванночка с тёплой водой, салфетка из ткани.

        Ход:

Белка шишку сорвала –

А орешки не нашла.

Лежит шишка под сосной,

Очень скучно ей одной.

Возьми её и потрогай. Какая она? С какого дерева? Почему чешуйки раскрылись? (созрела шишка).  Хотите увидеть, какой она была раньше?

1.Дети рассматривают шишку, нюхают её, катают между ладоней, пробуют согнуть чешую.  Почему они не сгибаются? (они высохли и стали твёрдыми).

2.Опустить шишку в тёплую воду. Что происходит? (она плавает на поверхности, потому что лёгкая). Оставить шишку в воде на сутки.

3.Дети снова рассматривают шишку -  она изменила форму. Почему? (пропиталась водой).

А ещё она опустилась на дно. Почему? (стала тяжёлой),  воды в ванночке стало меньше.

Вывод: сухая шишка – лёгкая и не тонет в воде; шишка, погружённая в воду, поглощает её, становится тяжёлой – опускается на дно.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

персональная выставка как форма презентации достижений ребенка

Персональная выставка- это точка, от которой ребенок сделает шаг для достижения новых целей. Это прекрасная возможность для ребенка показать свои достижения и скрытые таланты...

персональная страница воспитанницы МБДОУ "Детский сад №2" с.Янтиково Ивановой Юлии в Международной почетной книге отличников учебы (руководитель Андреева О.В.)

Воспитанница МБДОУ "Детский сад №2 с.Янтиково" - Иванова Юлия (руководитель Андреева Ольга Владимировна) за свои заслуги в музыкальной деятельности удостаивается персональной записи в междун...

«Создание персонального мини- сайта»

подробное описание создания персонального мини-сайта nsportal...

ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОТЕ С ПЕРСОНАЛЬНЫМИ ДАННЫМИ ВОСПИТАННИКОВ, ИХ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

Основная цель настоящего Положения — установление единого порядка защиты персональных данных воспитанников и их законных представителей МДОУ для обеспечения защиты их прав и свобод при обработке персо...

Положение о персональных данных ГБДОУ

Уважаемые коллеги предлагаю Вам для практической работы Положение о персональных данных , разработанное в учреждении ....

Положение о персональных данных ГБДОУ

Уважаемые коллеги предлагаю Вам для практической работы Положение о персональных данных , разработанное в учреждении ....