Конспект по социализации на тему "Одежда русского человека"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Съедина Светлана Владимировна

Формирование уважительного отношения к русской традиционной одежде как  элементу русской традиционной культуры. Систематизировать знания детей о национальной одежде. Воспитывать чувство восхищения красотой национального костюма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_odezhda_russkogo_cheloveka.docx35 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургская Академия постдипломного                                                                         педагогического образования                                                                                          Институт детства                                                                                                             Кафедра дошкольного образования

Выпускная аттестационная работа по теме:                                                                 Конспект НОД по социализации в старшей группе                                                                   на тему «Одежда русского человека»

                                                         

Слушатель КПК                                                                                                      «Профессиональное сопровождение развития детей                                                                          дошкольного возраста в логике государственного стандарта»                                                                     воспитателя ГБДОУ № 11 Калининского района СПб                                                                          Съединой Светланы Владимировны

Санкт-Петербург

2017

Конспект НОД по социализации в старшей группе на тему «Одежда русского человека»

                                                                                                                                                                                             Интеграция образовательных областей:  «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественно-эстетическое развитие», «Чтение художественной литературы».

Цель: формирование уважительного отношения к русской традиционной одежде как  элементу русской традиционной культуры.  

Задачи:

  • систематизировать знания детей о национальной одежде (мужской и женской, праздничной и будничной, зимней и летней), особенностях ее украшения;
  • воспитывать чувство восхищения красотой национального костюма;
  • активизировать в речи детей слова: одежда повседневная, сарафан, рубаха-косоворотка, порты, лапти, душегрея, онучи, льняная, хлопковая;
  • формировать навыки практического применения полученной информации в игровой, речевой, изобразительной деятельности.

Оборудование: изображение мужской (рубаха-косоворотка, порты, пояс, лапти) и женской (рубаха, сарафан, душегрея, кокошник, лапти) одежды русских людей; изображение русской одежды для игры «Четвертый - лишний» (мужская – женская, зимняя – летняя, праздничная – повседневная); кусочки разных тканей; репродукции картин русских художников с изображением людей в русских народных костюмах; рисунки-половинки с изображением предметов женского и мужского народного костюма, которые дети будут дорисовывать по принципу «продолжи узор»; аудиозапись русских народных мелодий, цветные карандаши, фломастеры.

Ход занятия:

Под звуки русской народной музыки дети подготавливают цветные карандаши и фломастеры для работы.

Воспитатель: Ребята, мы с вами  часто читаем русские народные сказки, где героями выступают Аленушка и Иванушка. А думали ли вы когда-нибудь, как они одеты, наши любимые герои? Ведь русские народные сказки – это истории о жизни людей во времена древней Руси – нашей страны, но в далекие-далекие времена, тогда люди совсем по-другому выглядели и одевались.

       Вот перед нами две бумажные куклы, одетые так, как одевались в те древние времена люди. Еще я приготовила для вас изображения элементов одежды, которые мы постараемся запомнить и узнавать в дальнейшем.

       Во что одета Аленушка?

Ответы детей: Платье, сарафан.

Воспитатель: В те далекие времена платьев с рукавами не было. И девочки, и мальчики, и женщины и мужчины сначала одевали рубаху – девочки и женщины длинные, а мальчики покороче, а сверху девочки и женщины одевали сарафан или юбку – поневу.

     А во что же одет Иванушка? Отгадайте загадку:

Один вход, три выхода.                                                                                              (Рубаха)    

Ответы детей:  Рубашка.

Воспитатель: Правильно, мальчики и мужчины тоже сверху одевали рубаху, а вниз одевали порты – так в старину назывались штаны. Вот и на этих изображениях вам показано, как выглядели эти рубахи. Какие они? Чем украшены?

Ответы детей:  Красивые, вышитые, с рисунком.

Воспитатель: Да, действительно, люди всегда старались украсить свою одежду. Тем более, что рубаха – это обязательный предмет одежды русских людей. Она защищала человека не только от холода, пыли и ветра, но  от влияния злых сил. Наши предки считали, что узоры, вышитые на подолах, рукавах и вороте рубах защищали от них, они назывались обереги. Давайте вслушаемся в слово «оберег». Что оно означает?

Ответы детей:  дети высказывают предположения.

 Воспитатель:  Совершенно верно, оберег – то, что оберегает, сторожит. Вот эта красивая вышивка на рубахе и есть оберег, то есть зашифрованное пожелание силы и здоровья.

       А вы видите, ребята, где располагается застежка у мужских рубашек?

Ответы детей:  Сбоку.

Воспитатель: Правильно, у старинной мужской рубахи по-другому скроен ворот, он расположен сбоку, как бы косо. Как назывались такие рубашки?

Ответы детей:  Косоворотки.

Воспитатель: Рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных , шилась специально для того, чтобы нательный крестик не выпадал во время тяжелой мужской работы.

         Ну а мы сейчас посмотрим, кто быстро и точно найдет все части своего тела, которые я назову.

Физкультминутка:

Есть на пальцах наших ногти,

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Бёдра, пятки, две стопы,

Голень и голеностопы.

Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове 

Уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Зубы, губы, посмотри.

          Давайте теперь рассмотрим женскую одежду. Отгадайте загадку:

Каждый раз поутру надеваю я трубу.,

Ну, не догадаться вам?

Она зовется… (сарафан)

Ответы детей:  Сарафан.

Воспитатель: Молодцы, правильно угадали. Поверх длинной рубахи женщины надевали сарафан, украшенный лентами, вышитыми узорами: цветами, солнцем , птицами или просто крестиком. По преданиям, вышивка тоже оберегала женщин от болезней, наговора, сглаза. В долге зимние вечера собирались девицы в горнице, пели и вышивали узорами свои одежды. Вдоль по переду вышивалась широкая полоса, по узору  цветными нитками нашивались бусины, блестки.

         В холодное время года поверх рубахи и сарафана надевали еще короткую душегрейку. Ее тоже украшали вышивкой, бусинами,  оторачивали мехом.

          Ребята, а из какой ткани шили русскую одежду?

Ответы детей: дети высказывают предположения.

Воспитатель: Правильно, русские люди шили одежду в основном из льна и хлопка, одежда из этой ткани хорошо защищает от жары летом и от холода зимой. Ну а из шерсти одежду шили на зиму.  

         Но мы еще не рассказали ничего о том, что же русские люди в старину носили на ногах? Отгадайте загадку:

Два котика, четыре хвостика.

 (Лапти).

Ответы детей: Лапти.

Воспитатель: А как вы догадались, что эта загадка про лапти?

Ответы детей: Потому что они мягкие и у каждого по две завязки.

Воспитатель: На Руси широко распространены были лапти. Их плели из лыка – коры липы, еще из бересты – это кора березы. Такие лапти считались праздничными.

       А сейчас я хочу вам предложить игру «Четвертый -  лишний» (в игре 3 разворота с изображением женской-мужской, зимней-летней и праздничной-повседневной одежды).

       Попытайтесь догадаться, изображение какой одежды на данном развороте – лишнее.

Ответы детей: дети высказывают предположения.

Воспитатель: Вы молодцы, правильно выбрали неподходящую одежду.

И последнее, на что мы еще не обратили внимание. Отгадайте последнюю загадку:                                                                                                                                                                       Надену - ободом станет, сниму - змеёй упадёт.                                                                       Тепла не даёт, а без него холодно. 
(Пояс)

Ответы детей: Это пояс, кушак.

Воспитатель: Правильно. Обязательной частью одежды мужчин и женщин был пояс, или кушак. Раньше на одежде не было карманов, они появились позже. На кушак подвешивали нож, топор, расческу, ложку, мешочек для денег, огниво. И пояса тоже расшивали разными узорами. Как вы думаете, зачем?

Ответы детей: дети высказывают предположения.

                Воспитатель: Да, ребята, русские люди верили в то, что расшитые разными узорами пояса будут оберегать их от злых сил, преграждать путь всему плохому. Даже была такая поговорка: «Подпоясанного и бес боится».

       И закончим занятие мы тем, что попробуем изобразить те узоры, которыми наши предки украшали свои пояса и одежду. Я приготовила вам листочки с изображением этих узоров. А ваша задача выбрать яркую расцветку для ваших кушачков и дорисовать начатый орнамент. За работу!

                                                                                                                                            В конце работы дети, совместно с воспитателем оценивают результат работы, разложив их на столе.                                                                                                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект ООД Социализация "Богатыри земли Русской"

«Богатыри земли русской»в старшей группе ...

Открытое занятие по образовательной деятельности « социализация» из цикла « Я -человек»

Открытое занятие по образовательной деятельности « социализация» из цикла « Я -человек»Интеграция образовательных областей: социализация ,музыка ; Виды детской деятельности: познание, игровая ,музыкал...

Открытое занятие по образовательной деятельности « социализация» из цикла « Я -человек»

Открытое занятие по образовательной деятельности « социализация» из цикла « Я -человек»Интеграция образовательных областей: социализация ,музыка ; Виды детской деятельности: познание, игровая ,музыкал...

Открытое занятие по образовательной деятельности « социализация» из цикла « Я -человек»

Открытое занятие по образовательной деятельности « социализация» из цикла « Я -человек»Интеграция образовательных областей: социализация ,музыка ; Виды детской деятельности: познание, игровая ,музыкал...

Открытое занятие по образовательной деятельности « социализация» из цикла « Я -человек»

Открытое занятие по образовательной деятельности « социализация» из цикла « Я -человек»Интеграция образовательных областей: социализация ,музыка ; Виды детской деятельности: познание, игровая ,музыкал...

Конспект занятия по русской традиционной культуре. ТЕМА «Жилище русского человека»

                                                   Воспитатель:...

Конспект занятия в средней группе. Тема «Жилище русского человека»

Конспект занятия  в средней группе. Тема «Жилище русского человека»...