Открытое занятие по образовательной деятельности « социализация» из цикла « Я -человек»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Шамрай Татьяна Константиновна

Открытое занятие по образовательной деятельности « социализация» из цикла

« Я -человек»

Интеграция образовательных областей: социализация ,музыка ;

Виды детской деятельности: познание, игровая ,музыкально художественная двигательная коммуникативная ;

Цели и задачи: закрепить знания детей о России , о быте народов населяющих Поволжье , воспитывать у детей уважение к культуре других народов , воспитывать познавательный интерес к фольклору родного края, продолжить формирование патриотических чувств

Планируемые результаты : обогатить словарь дошкольников , усовершенствовать знания дошкольников об одежде , быте, фольклоре людей,населяющих Саратовскую область ,сформировать чувство гордости за родной край и толерантное отношение к культуре других народов.

Материалы и оборудование : карта России ,куклы в национальных костюмах, посуда народов Поволжья , украинский ,татарский и немецкий костюм , мочалки из синтетических нитей для татарской игры « Костер»

Предварительная работа : рассмотреть комплексы иллюстраций « Волга» , « Достопримечательности Саратова» .

Познакомить детей с картой России . Создать совместно с родителями альбом

«Россия -это ты и я» . Познакомить с бытом людей Саратовского края . Изготовить совместно с родителями свои национальные костюмы. Совершить экскурсию в мини-музей детского сада «Русская изба» .

Чтение сказок , изучение песен и игр, танцев народов Саратовского края .

Словарная работа : объяснить лексическое значение и ввести в разговорную речь слова волжанин, многонациональная,шаровары, тюбетейка.

Объяснить значение устаревшего слова камзол, часто используемого в устном народном творчестве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект разработали:

Музыкальный руководитель Кипкало О.Ю.

Воспитатель Шамрай Т.К.

МДОУ «Детский сад Колокольчик»

Р.п. Соколовый.

Содержание организационной деятельности:

-Здравствуйте ,ребята! Сегодня у нас с вами будет очень интересное и необычное занятие.

Послушаем стих: Россия,как у песни слово,

Березок юная листва ,

Кругом леса,поля и реки,

Раздолье ,русская душа!

Люблю тебя,моя Россия!

За ясный свет твоих очей!

За ум ,за подвиги святые

За голос звонкий как ручей!

Люблю ,глубоко почитаю

Степей задумчивую грусть!

Люблю всё то,что называют

Одним широким словом-Русь!

 

-Русь! Родина! Россия! Какие красивые ,широкие и загадочные слова! Русь! Короткое слово. Всего один слог. Оно пришло к нам из древности и навеки осталось с нами. У слова «Русь» не одно значение ,а много,и одно из них-Родина.

 

-Дети ,что для вас значит слово Родина?

-Как называется страна в которой мы живём ?(Родина)

 

Любим мы края свои родные

И вовек,ни завтра,ни сейчас

Отдалить нельзя нас от России!

Родина не мыслима без нас!

 

Родина наша -это страна

Очень и очень большая она

Родина наша-это наш дом

Где мы все вместе дружно живём !

 

- Какая столица нашей Родины? (Москва).

 

- Как называется город ,в котором мы живём ?(Саратов)

 

 

- Саратов -это наша малая Родина ,Саратов был заложен как крепость для охраны Волжского торгового пути . Название произошло от татарского слова «Саратау»-жёлтая гора.

-На какой реке стоит наш город?(На Волге)

-Саратов расположен на правом берегу Волги. Город протянулся вдоль Волги на 50 километров.

- Ребята ,покажите на карте ,где протекает Волга? (работа с картой)

 

Скатываясь с древнего Валдая,

Через Нижний,прямо на Увек,

Всё спешит,спешит в себя вбирая

По пути семь тысяч рек ,

Меж болот,из малого колодца

Ручеёк ,не умолкая,льётся

Неприметен чистый ручеёк

Не широк,не звонок ,не глубок .

Перейдёт его через дощечку,

А глядишь — ручей разлился в ручку.

-Ребята ,как вы думаете ,почему на Волге живут разные народы?

(потому что Волга протекает на очень большое территории )

-Как называют территорию ,которая расположена вдоль Волги?(Поволжье)

-Как называют народ,живущий на Волге? (Волжане)

-В Поволжье проживает около 111 национальностей.

-Поволжье -многонациональное.

-Ребята ,народы каких национальностей проживают в Поволжье? (мордва,татары,чуваши,русские,украинцы,казаки).

-Посмотрим внимательно еще раз на костюмы ( выходит девочка в русском костюме)

-Давайте назовем элементы одежды русского народа.

Дети (Рубашка с рукавами ,украшенные кружевными оборками. Поверх рубашки надевали сарафаны,подол обшивали лентами ,на голове носили кокошники.)

-Ребята ,почему Русь называли деревянной? ( Россия богата лесами) Дети (Дома из дерева,посуда из дерева)-Выставка.

Русь деревянная ,края дорогие

Здесь издавна русские люди

Они прославляют жилища родные

Раздольные русские песни поют.

 

 

  • Какой русский праздник отмечают народными гуляньями с блинами? (масленица)

  • Давайте исполним русскую народную песню-танец «Небылица».

  • Ребята ,посмотрите кто к нам пришел в гости?(татарочка) (выходит девочка в татарском костюме)

  • Посмотрите ,какой красивый костюм. У этого народа очень интересный национальный орнамент ( узор)

  • Из каких элементов состоит узор? ( цветы,сердечки)

  • Кто может ответить ,в каком национальном костюме наша гостья? ( татарском)

  • Женщины носили рубаху-платье,украшенную сборками-кульмек,с разрезом на груди. Под разрез надевали алынчу (нагрудная вставка),камзол (безрукавка до талии) и широкие штаны-шаровары,замужние женщины носили головной убор-калфан,металлические серьги,подвески,браслеты.

  • У мужчин головной убор- тюбетейка.

  • На гуляньях своего народа они исполняли различные национальные песни,танцы,игры.

  • Давайте исполним татарскую песенку-игру «Не обожгись».

  • Молодцы!

  • Давайте посмотрим еще на одну нашу гостью .(выходит девочка в украинском костюме).

  • Как вы думаете ,какой национальности эта девочка?

  • Да она украинка.

  • Посмотрите ,какая она нарядная!

  • Давайте назовем ,во что она одета?

  • Традиционный национальный костюм состоит из рубахи -сорочки с вышивкой на рукавах ,поверх надевали запаску-передники: один спереди ,другой сзади.

  • Девушки носили венок из живых или искусственных цветов.

  • Мужчины носили рубаху с прямым разрезом у ворота, который украшался вышивкой ( крестиком). Обязательно присутствовал широкий пояс — оберег.

  • Сейчас девочка — украинка поиграет с нами.

    (игра)

     

По-русски — картофель

По-украинки — картошка

Давайте ,друзья!

Поиграем немножко!

-Ребята ,посмотрите внимательно ,дети какого народа у нас еще есть на занятии? (немецкого народа).

-Давайте рассмотрим костюм.

-Белая рубашка ,юбка темного цвета,кофта темного цвета,желетка на пуговицах.

  • Немецкий народ известен своим национальным танцем , который называется «Полька»

  • Сейчас мы с вами его увидим .( танец ,немецкая полька)

  • Подходит к концу наше занятие.

    Рефлексия :

  • Ребята как называется место ,где мы живем? (Поволжье)

  • люди каких национальностей проживают в Поволжье? ( отвечают дети)

  • представители каких национальностей приходили к нам в гости на занятие?

Сколько нас не русских у России?

И татарских и иных кровей

имена носящих не простые

не простых российских сыновей!

 

Пусть все мы

по-разному песни поем

но все мы мечтает

лишь об одном

Хором: Пусть будет мир нашем доме родном!

Под музыку выходят из зала.

 

Проводя мероприятия подобного плана,мы считаем, что у детей формируется чувство толерантности , обогащается словарный запас. Совершенствуется исполнительское мастерство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по образовательной деятельности « социализация» из цикла « Я -человек»

Открытое занятие по образовательной деятельности « социализация» из цикла « Я -человек»Интеграция образовательных областей: социализация ,музыка ; Виды детской деятельности: познание, игровая ,музыкал...

Открытое занятие по образовательной деятельности « социализация» из цикла « Я -человек»

Открытое занятие по образовательной деятельности « социализация» из цикла « Я -человек»Интеграция образовательных областей: социализация ,музыка ; Виды детской деятельности: познание, игровая ,музыкал...

Открытое занятие по образовательной деятельности « социализация» из цикла « Я -человек»

Открытое занятие по образовательной деятельности « социализация» из цикла « Я -человек»Интеграция образовательных областей: социализация ,музыка ; Виды детской деятельности: познание, игровая ,музыкал...

Открытое занятие Непосредственно Образовательной Деятельности по реализации образовательных областей «Художественное творчество» (лепка), «Познание» (Формирование целостности картины мира), «Коммуникация» (развитие речи) с использованием ИКТ в средней гру

Открытое занятие Непосредственно Образовательной Деятельности по реализации образовательных областей «Художественное творчество» (лепка), «Познание» (Формирование целостности картины мира), «Коммуника...

Конспект открытого занятия Непрерывно -Образовательной Деятельности, образовательная область «Коммуникация» средняя группа

Предлагаю вашему вниманию конспект НОД для детей средней группы (4-5ЛЕТ) на тему "Путешествие в сказку "Гуси - лебеди"....