Консультация для родителей «Играя, познаём природу»
консультация по окружающему миру

Зигангирова Елена Ханифовна

Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа. Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraya_poznayom_prirodu.docx15.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Играя, познаём природу»

      Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа. Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно.

       Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечая главного. Но если рядом взрослый, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети хотят узнать еще больше. Как известно, главное в нашем общении с детьми –личный пример. Начните день с взгляда в окно, найдите возможность увидеть кусочек неба и растительности, порадуйтесь вместе с малышом хорошей погоде, обратите его внимание на приметы сезона, отметьте особенную красоту именно этого момента: молодую листву или пушистый снег на ветках, игру света в облаках, цвет травы в лучах солнца... Даже в тоскливую сырую погоду найдите чему удивиться или порадоваться. После дождей грибы хорошо растут, почва напитается влагой и даст хороший урожай, можно, наконец, в резиновых сапогах по лужам походить, кораблики попускать! И очень хорошо, если от наших высказываний о природе у ребенка не появится ощущение того, что от нее исходит какая-то угроза: не запугивайте его ветром, холодом и т.п.

     Природа –друг! Если эта мысль станет главным мотивом бесед с ребенком, то будет совсем нетрудно научить его не сорить на полянках и дорожках, не убивать жуков и лягушек. Более того, он с удовольствием и энтузиазмом начнет наблюдать, исследовать природные явления.

    Среди книг в домашней библиотеке ребенка должны быть и рассказы о животных, и хорошо иллюстрированные справочные издания на эту тему, и книги об интересных явлениях природы. А с каким удовольствием малыш будет слушать рассказы рассматривать фотографии о ваших походах и путешествиях.

    От наблюдений ребенок естественным образом переходит к исследованию тех или иных явлений и объектов природы, и тут у нас есть богатейшие возможности развивать его исследовательский талант. Жизнь растений, насекомых, домашних и диких животных, удивительные свойства обыкновенной воды, почвы, минералов –перечислять интереснейшие темы можно бесконечно. Выбирайте то, что интересует вас самих, и ребенок обязательно разделит ваши интересы.

    Многие считают, что для воспитания доброты и душевности нужно завести дома какое-либо животное. Нужно понимать, что само по себе присутствие хомячка или кошки в доме ничему малыша не учит. Учит наше отношение к животному. Если я забочусь о кошке или собаке, рассказываю ребенку, что и как нужно делать, и привлекаю его к посильному участию в этой увлекательной и приятной для меня заботе о «брате меньшем» -это одно. Но если прогулка с собакой, очистка клетки хомячка для меня обуза, если я обязываю это делать ребенка под лозунгом: «Ты просил собачку?! Вот сам и ухаживай!» -это совсем другое. Раздражаясь и требуя, мы лишь провоцируем еще одну волну раздражения –на этот раз от ребенка к зверьку. Ребенок мал, он не может гарантировать, что его интерес к тому или иному явлению будет стойким. Вот здесь и нужен наш взрослый подход к проблеме. Заводя дома животное, принимаем как данность, что ответственность за него ляжет на нас. Возможно, удастся пробудить у малыша стойкий интерес к этому занятию, но только добром и личным примером. Так же вероятно, что этого не получится, ребенок очень скоро потеряет интерес к зверьку. Тогда ответственность и забота о животном лягут на наши плечи. Заставляя детей «через не хочу» выполнять необходимое, мы воспитываем, возможно, не доброту и душевность, а совсем, совсем другое...А между тем можно смоделировать нужную нам ситуацию в необременительном варианте: кормить птиц, подкармливать дворовое животное, навещать знакомых, которые держат какое-либо животное, систематически посещать зоопарк... хомячков, морских свинок, черепах, рыбок, птичек и т.д.)

   Картины природы –сильнейшее эстетическое средство воздействия на душу ребенка, и его значение невозможно переоценить. Надо честно признать: чаще всего городской пейзаж является стрессовым фактором для малыша.  Вы измените ситуацию, благоустройте и украсьте мир вокруг своих детей: посадите кусты рядом с домом. Дети реально примерили на себя роль созидателя и утвердились в ней.

    Экологоразвивающая среда в домашних условиях может включать: уголок живой природы, в который входят  разнообразные комнатные растения и растения, выращенные ребенком самостоятельно или вместе с родителями, а также все средства, необходимые для ухода за ними, здесь возможно, но не желательно нахождение каких-либо зверьков (хомячков,  морских  свинок, черепах,  рыбок,  птичек  и  т.д.

   Уголок «выращивания», оснащенный необходимыми средствами для самостоятельной исследовательско -природоведческой деятельности детей (выращивание, пересадка, лечение растений, наблюдение за их развитием): инструменты для работы с землей, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, природный материал, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и т.д.

    Именно в детстве, когда инициатива и энергия ребенка, кажется, бьют через край, имеет смысл направить их в созидательное, творческое русло – русло полезных дел.  И общение с природой дает для этого бесконечные возможности.

Рекомендации для родителей по вопросу воспитания у детей познавательных интересов к природе.

1. Предоставляйте ребенку возможность самостоятельного поиска ответов – это будет учить его думать, рассуждать, пытаться решать вопросы;

2. Отвечайте на все детские вопросы точно и доступно

3. Учите ребенка не только задать вопрос, но и самому предпринимать попытки к нахождению ответа на него.

4. Поощряйте любознательность ребенка. Потребность узнавать новое – важное и ценное качество.

5. Хвалите ребенка за хороший вопрос, за стремление к познанию

6. Умейте показать вашему ребенку, что бояться задавать вопросы не нужно, ведь не знать что-то не стыдно, стыдно не узнать, когда можно это сделать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Играя, познаём природу".

  Игра – первая ступень бесконечной лестницы жизни. Она обучает, воспитывает, выступает надёжным средством  социализации и саморазвития личности – именно поэтому она так важна д...

Консультация для родителей "Играя, познаём природу"

Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа. Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и раз...

Консультация для родителей «Играя, познаём природу»

Консультация для родителей «Играя, познаём природу»Именно в дошкольном возрасте, прогулка, наблюдения за природным и социальным миром, равным образом, как и игра, раскрепощают и захва...

Консультация для родителей "Играя, познаём"

Консультация для родителей "Играя, познаём"...

Консультация для родителей "Играя, познаём природу"

Консультация для родителей "Играя, познаём природу"...

Консультация для родителей «Играя, познаём природу»

Экологическое просвещение родителей....

Консультация для родителей "Играя, познаём природу"

Консультация для родителей «Играя, познаём природу». Мы хотим рассказать, как с помощью игр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу, дать несколько примеров игр....