Консультация для родителей «Играя, познаём природу»
консультация по окружающему миру
Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа. Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Играя, познаём природу»
Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа. Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечая главного. Но если рядом взрослый, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети хотят узнать еще больше. Как известно, главное в нашем общении с детьми –личный пример. Начните день с взгляда в окно, найдите возможность увидеть кусочек неба и растительности, порадуйтесь вместе с малышом хорошей погоде, обратите его внимание на приметы сезона, отметьте особенную красоту именно этого момента: молодую листву или пушистый снег на ветках, игру света в облаках, цвет травы в лучах солнца... Даже в тоскливую сырую погоду найдите чему удивиться или порадоваться. После дождей грибы хорошо растут, почва напитается влагой и даст хороший урожай, можно, наконец, в резиновых сапогах по лужам походить, кораблики попускать! И очень хорошо, если от наших высказываний о природе у ребенка не появится ощущение того, что от нее исходит какая-то угроза: не запугивайте его ветром, холодом и т.п.
Природа –друг! Если эта мысль станет главным мотивом бесед с ребенком, то будет совсем нетрудно научить его не сорить на полянках и дорожках, не убивать жуков и лягушек. Более того, он с удовольствием и энтузиазмом начнет наблюдать, исследовать природные явления.
Среди книг в домашней библиотеке ребенка должны быть и рассказы о животных, и хорошо иллюстрированные справочные издания на эту тему, и книги об интересных явлениях природы. А с каким удовольствием малыш будет слушать рассказы рассматривать фотографии о ваших походах и путешествиях.
От наблюдений ребенок естественным образом переходит к исследованию тех или иных явлений и объектов природы, и тут у нас есть богатейшие возможности развивать его исследовательский талант. Жизнь растений, насекомых, домашних и диких животных, удивительные свойства обыкновенной воды, почвы, минералов –перечислять интереснейшие темы можно бесконечно. Выбирайте то, что интересует вас самих, и ребенок обязательно разделит ваши интересы.
Многие считают, что для воспитания доброты и душевности нужно завести дома какое-либо животное. Нужно понимать, что само по себе присутствие хомячка или кошки в доме ничему малыша не учит. Учит наше отношение к животному. Если я забочусь о кошке или собаке, рассказываю ребенку, что и как нужно делать, и привлекаю его к посильному участию в этой увлекательной и приятной для меня заботе о «брате меньшем» -это одно. Но если прогулка с собакой, очистка клетки хомячка для меня обуза, если я обязываю это делать ребенка под лозунгом: «Ты просил собачку?! Вот сам и ухаживай!» -это совсем другое. Раздражаясь и требуя, мы лишь провоцируем еще одну волну раздражения –на этот раз от ребенка к зверьку. Ребенок мал, он не может гарантировать, что его интерес к тому или иному явлению будет стойким. Вот здесь и нужен наш взрослый подход к проблеме. Заводя дома животное, принимаем как данность, что ответственность за него ляжет на нас. Возможно, удастся пробудить у малыша стойкий интерес к этому занятию, но только добром и личным примером. Так же вероятно, что этого не получится, ребенок очень скоро потеряет интерес к зверьку. Тогда ответственность и забота о животном лягут на наши плечи. Заставляя детей «через не хочу» выполнять необходимое, мы воспитываем, возможно, не доброту и душевность, а совсем, совсем другое...А между тем можно смоделировать нужную нам ситуацию в необременительном варианте: кормить птиц, подкармливать дворовое животное, навещать знакомых, которые держат какое-либо животное, систематически посещать зоопарк... хомячков, морских свинок, черепах, рыбок, птичек и т.д.)
Картины природы –сильнейшее эстетическое средство воздействия на душу ребенка, и его значение невозможно переоценить. Надо честно признать: чаще всего городской пейзаж является стрессовым фактором для малыша. Вы измените ситуацию, благоустройте и украсьте мир вокруг своих детей: посадите кусты рядом с домом. Дети реально примерили на себя роль созидателя и утвердились в ней.
Экологоразвивающая среда в домашних условиях может включать: уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения и растения, выращенные ребенком самостоятельно или вместе с родителями, а также все средства, необходимые для ухода за ними, здесь возможно, но не желательно нахождение каких-либо зверьков (хомячков, морских свинок, черепах, рыбок, птичек и т.д.
Уголок «выращивания», оснащенный необходимыми средствами для самостоятельной исследовательско -природоведческой деятельности детей (выращивание, пересадка, лечение растений, наблюдение за их развитием): инструменты для работы с землей, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, природный материал, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и т.д.
Именно в детстве, когда инициатива и энергия ребенка, кажется, бьют через край, имеет смысл направить их в созидательное, творческое русло – русло полезных дел. И общение с природой дает для этого бесконечные возможности.
Рекомендации для родителей по вопросу воспитания у детей познавательных интересов к природе.
1. Предоставляйте ребенку возможность самостоятельного поиска ответов – это будет учить его думать, рассуждать, пытаться решать вопросы;
2. Отвечайте на все детские вопросы точно и доступно
3. Учите ребенка не только задать вопрос, но и самому предпринимать попытки к нахождению ответа на него.
4. Поощряйте любознательность ребенка. Потребность узнавать новое – важное и ценное качество.
5. Хвалите ребенка за хороший вопрос, за стремление к познанию
6. Умейте показать вашему ребенку, что бояться задавать вопросы не нужно, ведь не знать что-то не стыдно, стыдно не узнать, когда можно это сделать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Играя, познаём природу".
Игра – первая ступень бесконечной лестницы жизни. Она обучает, воспитывает, выступает надёжным средством социализации и саморазвития личности – именно поэтому она так важна д...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/25/picture-75487-1690282747.jpg)
Консультация для родителей "Играя, познаём природу"
Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа. Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и раз...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/22/picture-759761-1456147713.png)
Консультация для родителей «Играя, познаём природу»
Консультация для родителей «Играя, познаём природу»Именно в дошкольном возрасте, прогулка, наблюдения за природным и социальным миром, равным образом, как и игра, раскрепощают и захва...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/15/picture-892992-1487158454.jpg)
Консультация для родителей "Играя, познаём природу"
Консультация для родителей "Играя, познаём природу"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/11/picture-814080-1473569654.jpg)
Консультация для родителей "Играя, познаём природу"
Консультация для родителей «Играя, познаём природу». Мы хотим рассказать, как с помощью игр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу, дать несколько примеров игр....