дюймовочка в зимнем лесу
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

 Формировать представление о зимовке лесных обитателей. Закреплять знания детей о жизни растений зимой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyuymovochka.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

«ДЮЙМОВОЧКА В ЗИМНЕМ ЛЕСУ”

Тема: "Дюймовочка в зимнем лесу"

Цель: Формировать представление о зимовке лесных обитателей (птиц, грызунов, насекомых). Закреплять знания детей о жизни растений зимой (деревья, кустарники, травы).

Учить видеть красоту, разнообразие природы, воспитывать бережное отношение ко всему окружающему нас миру, побуждать проявлять заботу об обитателях лесов.

Подготовка: 1. Кукла Дюймовочка, «зеркало»-рамка, две кормушки, зерна, семена, карточки с изображением следов, иголочек, листочков, рисунок сказочной птицы, загадки о зиме, оформление (деревья, птицы, снежинки).

Содержание занятия:

  1. Воспитатель заходит с детьми в зал, предлагает отправиться в сказку: Воспитатель: - Ребята, хотите побывать в гостях у сказки?

Дети:

-Да.

Воспитатель:

  • Вот и хорошо, тогда мы туда сегодня и отправимся. Но чтобы узнать название сказки, мы должны сначала разгадать ребус.

Дети разгадывают ребус, получается слово "ласточка".

Воспитатель:

  • Как называется сказка, в которой одной из героинь была ласточка?

Дети:

  • Сказка «Дюймовочка».

Воспитатель:

  • Правильно! Вот в эту сказку мы и отправимся в гости. А как мы с вами можем попасть в сказку? Ведь все сказки находятся далеко-далеко. За лесами, за морями, за высокими горами, за тридевять земель, в тридесятом царстве, в волшебном государстве. Выслушать ответы детей.

(На ковре-самолете, обувь сапоги-скороходы, произнести заклинание, на сером волке, улететь на Жар-птице, пойти за волшебным клубком и т.д.)

  • Какие молодцы! Много путей-дорог в сказку знаете. На ковре-самолете, я думаю, мы не полетим. Это опасно, вдруг сильный ветер поднимется. Сапоги-скороходы одни, а нас много. Можно пойти за клубком волшебным, но это будет долго. А давайте мы через волшебное зеркало в сказку войдем. Это быстро и безопасно. А вот и оно. Но чтобы пройти через волшебное зеркало, надо отгадать загадки:

а)        Вился, вился белый рой, лег на землю - стал горой (снег)

б)        Что за звездочки такие на пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные, а возьмешь - вода в руке (снежинка)

в)        Без рук рисует, без зубов кусается (мороз)

г)        Не колючий, светло-синий, на кустах развешен (иней)

д)        Без досок, без топоров,

Через речку мост готов.

Мост как синее стекло,

Скользко, весело, светло! (лед)

е)        Кто зимой в трубе гудит? (ветер)

ж)        Гуляю в поле, летаю на поле,

        Кручу, верчу, знать ничего не хочу (метель)

После того, как воспитатель загадал каждому ребенку загадку, и дети прошли через зеркало, все попадают в сказку «Дюймовочка».

  1. Воспитатель:

- Смотрите, ребята, вот мы и в сказке. Только Дюймовочки почему-то не видно. Наверное, она уснула среди цветов. Кажется, я знаю, как ее разбудить. Давайте почитаем стихи о цветах.

Дети читают стихи. «Ромашки» Серовой, «Колокольчик» Трутневой, «Ромашки» Новицкой. Из-за цветка появляется Дюймовочка.

Дюймовочка:

  • Как я долго спала, а во сне мне снились цветы, они разговаривали со мной и рассказывали о себе.

Воспитатель:

  • Да нет, Дюймовочка, это ребята читали стихи о цветах.

Дюймовочка:

-А как же вы сюда добрались?

Дети:

  • Нам помогло волшебное зеркало.

Дюймовочка:

  • Как это здорово! А мне бы хотелось попасть туда, где! Когда-то появилась, встретиться с теми, с кем виделась раньше, побродить по лесу, в котором провела лето.

Воспитатель:

-Ребята! Поможем Дюймовочке вернуться назад, в родные края?

Дети

-Да!

Воспитатель:

-Дюймовочка, только там сейчас очень холодно.

Дюймовочка:

  • Очень холодно? Почему?

Дети:

  • Потому, что там зима. Лежит снег, дует холодный ветер.

Дюймовочка:

  • А какая она, зима?

Дети:

  • Холодная, снежная, суровая.

Воспитатель:

-А чтобы ты лучше представила зиму, послушай стихотворение о зиме.

(Чтение стихотворения)

Воспитатель:

-Ну что, ты готова отправиться на встречу с зимой? Тогда пойдем с нами. (Дети проходят через зеркало).

Воспитатель:

  • Вот мы и в гостях у зимы.

Дюймовочка:

  • Это же поле! Я узнала это место. Где-то здесь был домик полевой мыши, забыла, как он называется?

Дети:

  • Норка.

Дюймовочка:

  • Вот молодцы!

Воспитатель:

-Мы, Дюймовочка, не только знаем, как мышкин домик называется, но и как называются домики других животных. И сейчас мы покажем тебе в игре «Кто где живет».

Воспитатель раздает детям карточки с изображением лесных домиков и животных, фломастеры. Предлагает детям помочь зверькам отыскать свой дом и сказать, как он называется (дупло, норка, гнездо, берлога).

Дюймовочка:

  • Когда я забрела сюда в первый раз, вход в норку был прикрыт сухими стебельками и травинками. А сейчас ничего не видно. Значит, норку мышки не отыскать?

Воспитатель:

  • Ребята, подскажите Дюймовочке, как найти вход в норку? (По небольшому отверстию в снегу, по следам).

Дюймовочка:

-Явсе поняла. Вы мне поможете отыскать вход в норку? Мышка была ко мне так добра, и я хочу ее отблагодарить, послать ей угощение.

Игра: «Угощение для мышки»

Дюймовочка:

  • А теперь я хочу навестить знакомых в лесу.

Воспитатель:

  • Ну, тогда пойдем в лес.

(Имитация глубокого снега - дети высоко поднимают ноги.)

Дюймовочка:

  • Откуда взялись сугробы?

Воспитатель:

  • Много снега выпало. Ребята, как вы думаете, хорошо или плохо, когда большие сугробы на полях и в лесу? (Чем больше снега, тем больше воды, снег как шуба)

Воспитатель:

  • Ребята, давайте, с вами слепим снежные комочки разной формы, а потом посмотрим, у кого что получилось. (Пока дети лепят, воспитатель расстилает полотно, на котором нарисованы разные геометрические фигуры, и раздает фломастеры). Предложить дорисовать снежный комочек.
  • Ребята, а как красиво в лесу! Закройте глазки и постарайтесь увидеть красоту зимнего леса.

Звучит музыка, читается стихотворение.

Воспитатель.

  • Ребята, подошел вечер, но лес не уснул, и сейчас мы с Дюймовочкой посмотрим, как вы умеете ориентироваться в темноте (ребенку надевают темные очки и дают тактильные дощечки, он ощупывает их и говорит, какого зверя встретил, какое дерево и т. д.).

Дюймовочка'.

  • Ребята, а вон, возле того дерева, под большим лопухом, я жила. Пойдем туда.

Воспитатель’.

  • Пойдем, только продвигайтесь аккуратно, чтобы не наступить на стебли молодых деревьев и кустиков, ведь зимой они очень легко ломаются.

Дюймовочка:

  • Почему?

Дети:

  • Летом по веточкам бежит сок, веточки становятся живыми, упругими, а зимой деревья спят. Веточки хрупкие и на морозе ломаются.

Дюймовочка:

  • Как много в лесу деревьев, но они все разные.

Воспитатель:

  • Зелеными остаются только хвойные деревья, а лиственные сбрасывают листву осенью. Сейчас мы поиграем в игру: «С какого дерева наряд?» (раздаются карточки, на которых изображены модели, найти соответствующее дерево)

Воспитатель:

  • Ребята, давайте сами превратимся в деревце, в красивую стройную елочку. Предложить показать свою елочку и рассказать, когда бывает елочке трудно, горько, обидно (Ребенок говорит от лица елочки)

Дюймовочка:

  • Ой, а что это за рисунки на снегу?

Воспитатель:

  • Ребята, посмотрите внимательно на снег, что приняла Дюймовочка за рисунки на снегу?

Дети:

  • Это следы лесных обитателей.

Дюймовочка:

  • А как же их узнать?

Воспитатель:

  • Сейчас ребята научат тебя узнавать животных по их следам.
  • Ребята, какие животные побывали на этой полянке? Давайте посмотрим внимательно на следы. (Воспитатель задает наводящие вопросы, дети находят след и называют животное).

Дюймовочка:

  • Хорошо в лесу. Но почему-то не видно насекомых. Неужели случилась беда?

Воспитатель:

  • Никакой беды не случилось. Сейчас ребята расскажут, что с ними произошло. Почему их зимой не видно. (Муравьи спят в муравейнике, червячки в земле, под корой деревьев).

Дюймовочка:

 чем питаются зимой птицы? Мало того, что им холодно. Да еще и голодно.

Воспитатель:

  • Да, зимой птицам действительно приходится трудно. Часто они жмутся к жилью человека. Дети об этом даже стихи могут прочитать. (Читают стихи)

Но наши ребята не только учат стихи, но и сами сочиняют. (Читают стихи) Дюймовочка:

  • Ребята, а я придумала вот такую птицу.

Воспитатель показывает рисунок и спрашивает, на каких птиц смотрела Дюймовочка, когда рисовала свою птицу. (Дети разгадывают загадку- рисунок)

Дюймовочка:

  • А почему я не вижу моей любимой ласточки?

Дети:

  • Эта птица перелетная, она улетает в теплые края.

Воспитатель:

  • А каких вы еще перелетных птиц знаете? (Дети отвечают)
  • Хочешь, Дюймовочка, с нами поиграть в игру «Леснаяигра замри»? (Дети встают в круг, воспитатель по считалке выбирает ведущего, он - Лесовичок).

Слова к игре:

Ходят звери по лесам,

Тут и там, тут и там.

Кто-то ходит, кто-то скачет,

Кто-то прыгает как мячик.

Кто-то бродит или рыщет

Ты на них всех посмотри

Ну-ка звери, все - замри! (Под музыку дети изображают разных животных, на слова «замри» останавливаются на месте. Ведущий выбирает лесную фигуру)

Дюймовочка:

  • Как я много узнала о птицах. Зимой голодно, холодно. Пусть они живут в помещении, в клетках.

Воспитатель:

  • Ребята, как вы думаете, хорошо мы поступим, если начнем ловить птиц и сажать в клетки? Почему? (Ответы детей)

Дюймовочка:

  • А что, никак нельзя помочь им перезимовать?

Воспитатель:

  • Птичкам можно помочь. Можно подкармливать, вот мы с вами уже сделали кормушку. Пойдем, повесим кормушку. А кто на нее может прилететь? Что мы посыпем для воробышек, синичек и т.д.?

Воспитатель:

-Ребята, давайте Дюймовочке загадаем загадку:

«Невидимкой осторожной

Он является ко мне

И рисует как художник

Он узоры на окне.»

(Дюймовочка с детьми отгадывают загадку)

-Да, ребята, Дед Мороз - замечательный художник! Посмотрите, какую картину он нарисовал своими снежными красками. Но картина не простая, если внимательно посмотреть, то можно увидеть, где и какой спрятался зверь.

Воспитатель:

-Ребята, давайте для Дюймовочки споем песню «Снежная сказка» (Дети исполняют песню)

Воспитатель:

-Ну вот, ребята, закончилось наше путешествие с Дюймовочкой по сказке. Дюймовочка, не торопись возвращаться к себе, останься с нами!

Воспитатель к детям:

-Ребята, как нам вернуться домой? (Через волшебное зеркало). Дети выходят, занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка «В зимнем лесу»

Сценарий праздника для средней группы....

Комплексное тематическое занятие во 2-ой младшей группе на тему: « Путешествие в зимнем лесу».

Программные   задачи:1.Закреплять  знание  о   зиме, ее  приметах;2. продолжать  ходить  стайкой   за  воспитателем, перешагивать...

Конспект занятия 1 младшей группы на тему: " Встречи в зимнем лесу"

Программные задачи:1 .Формировать у детей представление о диких животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.2. Познакомить малышей со свойствами и качествами л...

Конспект интегрированного занятия на тему: "Чудеса зимнего леса"

Конспект интегрированного занятия "Чудеса зимнего леса" для детей старшей логопедической группы. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка» . Соста...

Конспект экскурсии в зимний лес «Красота зимнего леса»

Цель: расширять представления детей о лесе в зимний период, воспитывать любовь к природе.Задачи:Образовательные: учить детей называть зимние признаки, обогащать словарь прилагательными.Развивающие: ра...

Сценарий зимнего развлечения "В зимнем лесу" для детей младшего возраста

Развлечение "В зимнем лесу" предназначено для детей младшего возраста, как итоговое мероприятие по теме "Зима"...