дюймовочка в зимнем лесу
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Формировать представление о зимовке лесных обитателей. Закреплять знания детей о жизни растений зимой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«ДЮЙМОВОЧКА В ЗИМНЕМ ЛЕСУ”
Тема: "Дюймовочка в зимнем лесу"
Цель: Формировать представление о зимовке лесных обитателей (птиц, грызунов, насекомых). Закреплять знания детей о жизни растений зимой (деревья, кустарники, травы).
Учить видеть красоту, разнообразие природы, воспитывать бережное отношение ко всему окружающему нас миру, побуждать проявлять заботу об обитателях лесов.
Подготовка: 1. Кукла Дюймовочка, «зеркало»-рамка, две кормушки, зерна, семена, карточки с изображением следов, иголочек, листочков, рисунок сказочной птицы, загадки о зиме, оформление (деревья, птицы, снежинки).
Содержание занятия:
- Воспитатель заходит с детьми в зал, предлагает отправиться в сказку: Воспитатель: - Ребята, хотите побывать в гостях у сказки?
Дети:
-Да.
Воспитатель:
- Вот и хорошо, тогда мы туда сегодня и отправимся. Но чтобы узнать название сказки, мы должны сначала разгадать ребус.
Дети разгадывают ребус, получается слово "ласточка".
Воспитатель:
- Как называется сказка, в которой одной из героинь была ласточка?
Дети:
- Сказка «Дюймовочка».
Воспитатель:
- Правильно! Вот в эту сказку мы и отправимся в гости. А как мы с вами можем попасть в сказку? Ведь все сказки находятся далеко-далеко. За лесами, за морями, за высокими горами, за тридевять земель, в тридесятом царстве, в волшебном государстве. Выслушать ответы детей.
(На ковре-самолете, обувь сапоги-скороходы, произнести заклинание, на сером волке, улететь на Жар-птице, пойти за волшебным клубком и т.д.)
- Какие молодцы! Много путей-дорог в сказку знаете. На ковре-самолете, я думаю, мы не полетим. Это опасно, вдруг сильный ветер поднимется. Сапоги-скороходы одни, а нас много. Можно пойти за клубком волшебным, но это будет долго. А давайте мы через волшебное зеркало в сказку войдем. Это быстро и безопасно. А вот и оно. Но чтобы пройти через волшебное зеркало, надо отгадать загадки:
а) Вился, вился белый рой, лег на землю - стал горой (снег)
б) Что за звездочки такие на пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные, а возьмешь - вода в руке (снежинка)
в) Без рук рисует, без зубов кусается (мороз)
г) Не колючий, светло-синий, на кустах развешен (иней)
д) Без досок, без топоров,
Через речку мост готов.
Мост как синее стекло,
Скользко, весело, светло! (лед)
е) Кто зимой в трубе гудит? (ветер)
ж) Гуляю в поле, летаю на поле,
Кручу, верчу, знать ничего не хочу (метель)
После того, как воспитатель загадал каждому ребенку загадку, и дети прошли через зеркало, все попадают в сказку «Дюймовочка».
- Воспитатель:
- Смотрите, ребята, вот мы и в сказке. Только Дюймовочки почему-то не видно. Наверное, она уснула среди цветов. Кажется, я знаю, как ее разбудить. Давайте почитаем стихи о цветах.
Дети читают стихи. «Ромашки» Серовой, «Колокольчик» Трутневой, «Ромашки» Новицкой. Из-за цветка появляется Дюймовочка.
Дюймовочка:
- Как я долго спала, а во сне мне снились цветы, они разговаривали со мной и рассказывали о себе.
Воспитатель:
- Да нет, Дюймовочка, это ребята читали стихи о цветах.
Дюймовочка:
-А как же вы сюда добрались?
Дети:
- Нам помогло волшебное зеркало.
Дюймовочка:
- Как это здорово! А мне бы хотелось попасть туда, где! Когда-то появилась, встретиться с теми, с кем виделась раньше, побродить по лесу, в котором провела лето.
Воспитатель:
-Ребята! Поможем Дюймовочке вернуться назад, в родные края?
Дети
-Да!
Воспитатель:
-Дюймовочка, только там сейчас очень холодно.
Дюймовочка:
- Очень холодно? Почему?
Дети:
- Потому, что там зима. Лежит снег, дует холодный ветер.
Дюймовочка:
- А какая она, зима?
Дети:
- Холодная, снежная, суровая.
Воспитатель:
-А чтобы ты лучше представила зиму, послушай стихотворение о зиме.
(Чтение стихотворения)
Воспитатель:
-Ну что, ты готова отправиться на встречу с зимой? Тогда пойдем с нами. (Дети проходят через зеркало).
Воспитатель:
- Вот мы и в гостях у зимы.
Дюймовочка:
- Это же поле! Я узнала это место. Где-то здесь был домик полевой мыши, забыла, как он называется?
Дети:
- Норка.
Дюймовочка:
- Вот молодцы!
Воспитатель:
-Мы, Дюймовочка, не только знаем, как мышкин домик называется, но и как называются домики других животных. И сейчас мы покажем тебе в игре «Кто где живет».
Воспитатель раздает детям карточки с изображением лесных домиков и животных, фломастеры. Предлагает детям помочь зверькам отыскать свой дом и сказать, как он называется (дупло, норка, гнездо, берлога).
Дюймовочка:
- Когда я забрела сюда в первый раз, вход в норку был прикрыт сухими стебельками и травинками. А сейчас ничего не видно. Значит, норку мышки не отыскать?
Воспитатель:
- Ребята, подскажите Дюймовочке, как найти вход в норку? (По небольшому отверстию в снегу, по следам).
Дюймовочка:
-Явсе поняла. Вы мне поможете отыскать вход в норку? Мышка была ко мне так добра, и я хочу ее отблагодарить, послать ей угощение.
Игра: «Угощение для мышки»
Дюймовочка:
- А теперь я хочу навестить знакомых в лесу.
Воспитатель:
- Ну, тогда пойдем в лес.
(Имитация глубокого снега - дети высоко поднимают ноги.)
Дюймовочка:
- Откуда взялись сугробы?
Воспитатель:
- Много снега выпало. Ребята, как вы думаете, хорошо или плохо, когда большие сугробы на полях и в лесу? (Чем больше снега, тем больше воды, снег как шуба)
Воспитатель:
- Ребята, давайте, с вами слепим снежные комочки разной формы, а потом посмотрим, у кого что получилось. (Пока дети лепят, воспитатель расстилает полотно, на котором нарисованы разные геометрические фигуры, и раздает фломастеры). Предложить дорисовать снежный комочек.
- Ребята, а как красиво в лесу! Закройте глазки и постарайтесь увидеть красоту зимнего леса.
Звучит музыка, читается стихотворение.
Воспитатель.
- Ребята, подошел вечер, но лес не уснул, и сейчас мы с Дюймовочкой посмотрим, как вы умеете ориентироваться в темноте (ребенку надевают темные очки и дают тактильные дощечки, он ощупывает их и говорит, какого зверя встретил, какое дерево и т. д.).
Дюймовочка'.
- Ребята, а вон, возле того дерева, под большим лопухом, я жила. Пойдем туда.
Воспитатель’.
- Пойдем, только продвигайтесь аккуратно, чтобы не наступить на стебли молодых деревьев и кустиков, ведь зимой они очень легко ломаются.
Дюймовочка:
- Почему?
Дети:
- Летом по веточкам бежит сок, веточки становятся живыми, упругими, а зимой деревья спят. Веточки хрупкие и на морозе ломаются.
Дюймовочка:
- Как много в лесу деревьев, но они все разные.
Воспитатель:
- Зелеными остаются только хвойные деревья, а лиственные сбрасывают листву осенью. Сейчас мы поиграем в игру: «С какого дерева наряд?» (раздаются карточки, на которых изображены модели, найти соответствующее дерево)
Воспитатель:
- Ребята, давайте сами превратимся в деревце, в красивую стройную елочку. Предложить показать свою елочку и рассказать, когда бывает елочке трудно, горько, обидно (Ребенок говорит от лица елочки)
Дюймовочка:
- Ой, а что это за рисунки на снегу?
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите внимательно на снег, что приняла Дюймовочка за рисунки на снегу?
Дети:
- Это следы лесных обитателей.
Дюймовочка:
- А как же их узнать?
Воспитатель:
- Сейчас ребята научат тебя узнавать животных по их следам.
- Ребята, какие животные побывали на этой полянке? Давайте посмотрим внимательно на следы. (Воспитатель задает наводящие вопросы, дети находят след и называют животное).
Дюймовочка:
- Хорошо в лесу. Но почему-то не видно насекомых. Неужели случилась беда?
Воспитатель:
- Никакой беды не случилось. Сейчас ребята расскажут, что с ними произошло. Почему их зимой не видно. (Муравьи спят в муравейнике, червячки в земле, под корой деревьев).
Дюймовочка:
-А чем питаются зимой птицы? Мало того, что им холодно. Да еще и голодно.
Воспитатель:
- Да, зимой птицам действительно приходится трудно. Часто они жмутся к жилью человека. Дети об этом даже стихи могут прочитать. (Читают стихи)
Но наши ребята не только учат стихи, но и сами сочиняют. (Читают стихи) Дюймовочка:
- Ребята, а я придумала вот такую птицу.
Воспитатель показывает рисунок и спрашивает, на каких птиц смотрела Дюймовочка, когда рисовала свою птицу. (Дети разгадывают загадку- рисунок)
Дюймовочка:
- А почему я не вижу моей любимой ласточки?
Дети:
- Эта птица перелетная, она улетает в теплые края.
Воспитатель:
- А каких вы еще перелетных птиц знаете? (Дети отвечают)
- Хочешь, Дюймовочка, с нами поиграть в игру «Леснаяигра замри»? (Дети встают в круг, воспитатель по считалке выбирает ведущего, он - Лесовичок).
Слова к игре:
Ходят звери по лесам,
Тут и там, тут и там.
Кто-то ходит, кто-то скачет,
Кто-то прыгает как мячик.
Кто-то бродит или рыщет
Ты на них всех посмотри
Ну-ка звери, все - замри! (Под музыку дети изображают разных животных, на слова «замри» останавливаются на месте. Ведущий выбирает лесную фигуру)
Дюймовочка:
- Как я много узнала о птицах. Зимой голодно, холодно. Пусть они живут в помещении, в клетках.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, хорошо мы поступим, если начнем ловить птиц и сажать в клетки? Почему? (Ответы детей)
Дюймовочка:
- А что, никак нельзя помочь им перезимовать?
Воспитатель:
- Птичкам можно помочь. Можно подкармливать, вот мы с вами уже сделали кормушку. Пойдем, повесим кормушку. А кто на нее может прилететь? Что мы посыпем для воробышек, синичек и т.д.?
Воспитатель:
-Ребята, давайте Дюймовочке загадаем загадку:
«Невидимкой осторожной
Он является ко мне
И рисует как художник
Он узоры на окне.»
(Дюймовочка с детьми отгадывают загадку)
-Да, ребята, Дед Мороз - замечательный художник! Посмотрите, какую картину он нарисовал своими снежными красками. Но картина не простая, если внимательно посмотреть, то можно увидеть, где и какой спрятался зверь.
Воспитатель:
-Ребята, давайте для Дюймовочки споем песню «Снежная сказка» (Дети исполняют песню)
Воспитатель:
-Ну вот, ребята, закончилось наше путешествие с Дюймовочкой по сказке. Дюймовочка, не торопись возвращаться к себе, останься с нами!
Воспитатель к детям:
-Ребята, как нам вернуться домой? (Через волшебное зеркало). Дети выходят, занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка «В зимнем лесу»
Сценарий праздника для средней группы....
Комплексное тематическое занятие во 2-ой младшей группе на тему: « Путешествие в зимнем лесу».
Программные задачи:1.Закреплять знание о зиме, ее приметах;2. продолжать ходить стайкой за воспитателем, перешагивать...
Конспект занятия 1 младшей группы на тему: " Встречи в зимнем лесу"
Программные задачи:1 .Формировать у детей представление о диких животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.2. Познакомить малышей со свойствами и качествами л...
Конспект интегрированного занятия на тему: "Чудеса зимнего леса"
Конспект интегрированного занятия "Чудеса зимнего леса" для детей старшей логопедической группы. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка» . Соста...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/11/picture-1169370-1586618452.jpg)
Конспект экскурсии в зимний лес «Красота зимнего леса»
Цель: расширять представления детей о лесе в зимний период, воспитывать любовь к природе.Задачи:Образовательные: учить детей называть зимние признаки, обогащать словарь прилагательными.Развивающие: ра...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/25/picture-856593-1480045885.jpg)
Сценарий развлечения «Зимние забавы» в старшей группе «Б» (игровая конкурсная программа) «Письмо из зимнего леса» »
Дети помогают спасти зимний лес от происков Госпожи Метелицы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/15/picture-877754-1484502491.jpg)
Сценарий зимнего развлечения "В зимнем лесу" для детей младшего возраста
Развлечение "В зимнем лесу" предназначено для детей младшего возраста, как итоговое мероприятие по теме "Зима"...