перспективный план по познавательно-исследовательской деятельности в группе раннего возраста
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа)

Богомолова Валерия Ивановна

Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром. В этот период познавательная активность детей – это исследовательская деятельность с различными предметами. Ребёнок исследует различные свойства предметов: форму, величину, проводит простые причинно – следственные связи между ними, изучает характер движений и соотношений предметов. Эти действия психологи называются орудийными или предметными, поскольку предполагают воздействие одним предметом на другой для достижения определённого результата. Смысл действий открывает для ребёнка взрослый. Вопрос о развитии познавательной активности у детей раннего возраста посредством исследовательской деятельности всегда был и остается актуален. Ребёнок, исследуя различные предметы и их свойства, проводит простые причинно – следственные связи, изучает характер движений и соотношение предметов. Тем самым он формирует свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_poznavatelno.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Организация познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе.

Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром. В этот период познавательная активность детей – это исследовательская деятельность с различными предметами. Ребёнок исследует различные свойства предметов: форму, величину, проводит простые причинно – следственные связи между ними, изучает характер движений и соотношений предметов. Эти действия психологи называются орудийными или предметными, поскольку предполагают воздействие одним предметом на другой для достижения определённого результата. Смысл действий открывает для ребёнка взрослый. Вопрос о развитии познавательной активности у детей раннего возраста посредством исследовательской деятельности всегда был и остается актуален. Ребёнок, исследуя различные предметы и их свойства, проводит простые причинно – следственные связи, изучает характер движений и соотношение предметов. Тем самым он формирует свой интеллектуальный и творческий потенциал.

ЦЕЛЬ: Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование;

ЗАДАЧИ: Способствовать  участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов;

 Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.

Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование.

Перспективно-тематический план по познавательно-исследовательской деятельности в группе раннего возраста.

Дата

Тема

Задачи

сентябрь

1.«Сыплем, лепим» «Сухой – сыпется!» «Мокрый – лепится!»

Формировать у детей знание о свойства сухого и влажного песка

Учить детей способам обследования материала (Сжать песок в руке и с сыпать с ладони)

Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности.

Центр «Вода – песок», формочки для песка

2.«Водичка, водичка»

Формирование представлений о целительных свойствах воды.

Закрепление первоначальных представлений о воде (прозрачная; течёт, льётся, журчит; нужна всем: животным, людям, растениям; воду пьют, ею умываются, в ней купаются. Закаливание ребёнка посредством игры с водой.

Иллюстрация Ю. Васнецова к потешке «Водичка, водичка»

Прозрачный кувшин с кипячёной водой

3.«Какого цвета водичка»

Ознакомление с приёмом окрашивания воды

Гуашь красного, синего, жёлтого, зелёного цветов; прозрачные стаканчики

«Волшебные краски»

Формирование представлений о трёх основных цветах и возможности их смешивания

Гуашь красного, синего, жёлтого, цветов; 4-5 прозрачных стаканчиков с чистой водой, кисти

октябрь

1.«Какие предметы держатся на воде»

Изучение свойств лёгких и тяжёлых предметов. Совершенствование навыков экспериментирования

Набор предметов из различных материалов

2.«Отпечатки наших рук»

Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.

Песок, разноцветные камушки

3.«Тонет, не тонет, плавает»

Учить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами – камешками.

Центр «Вода – песок», маленькие резиновые мячики, разноцветные камушки, резиновая утка.

4.«Откуда берётся песок»

Сформировать представления о песке и его свойствах

Два камня, лист бумаги, лупа

ноябрь

1.Игры с соломинкой

Формирование представлений о том, что человек дышит воздухом

Трубочка для коктейля, ёмкость с водой

2.Игры с воздушным шариком и соломинкой

Формирование представлений о том, что человек дышит воздухом

Воздушные шары, ёмкость с водой

3.Надувание мыльных пузырей

Формирование умения пускать мыльные пузыри

4.Воздух- невидимка

«Ветер по морю гуляет»

Формировать представления о воздухе

Таз с водой, модель парусника

декабрь

1.«Снег»

Формирование представлений о снеге

2.«Почему снег тает»

Формировать у детей представления о зимних природных явлениях (холод, снег, мороз)

Кукла в зимней одежде, ведро со снегом пластмассовый тазик, лопатка, вата

3.«Снеговик в гостях у детей»

Формирование у детей навык практического экспериментирования с разными материалами

Развивать мелкую моторику рук

Игрушка снеговик, формочки для песка, совочки, подносы, цветные льдинки, чистый снег в тазу

4. «Вода холодная и горячая»

 Развивать тактильные ощущения. Учить сравнивать бутылочки с горячей и холодной водой. Проговаривать, где какая водичка (холодная, горячая).

январь

1.«Горки для козлят»

Формировать знание о высоте предмета (высокий, низкий)

Воспитывать доброжелательность, желание помочь

Песок, набор для деревянного театра «Волк и семеро козлят», большие и маленькие ведёрки

2.«Волшебные прищепки!»

Развивать мелкую моторику рук. Учить детей нажимать на края прищепки, чтобы раскрывать её.

3.«Конструктивные превращения» «Вылови шарик!»

4.«Бутылочки с сюрпризом». 

 Развивать слуховое внимание. Вызвать заинтересованность детей к происходящему. Учить как можно переворачивать, трясти ими, чтобы издавать звуки. Рассказываем, как звучит – громко – тихо.

февраль

1.«Лёгкий - тяжелый». 

Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать их по весу.

2.«Игры с губкой». 

Познакомить со свойствами губки. Учить набирать воду губкой и отжимать её в ёмкость. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

3.«Шарики с сюрпризом». 

Развивать тактильные ощущения. Вызывать интерес детей к тому, что в разных шариках наполнители различаются.

4.«Бумага». 

Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде. Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой.

март

1.«Чудесный мешочек» №1 (по форме). 

 Обучать детей определять форму предмета на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).

2.Чудесный мешочек» №2 (по цвету). 

Развивать тактильные ощущения. Дать детям название цветов, активизировать речь. Создать положительный эмоциональный настрой у детей.

3.«Чудесный мешочек» №3 (по ощущениям). 

Развивать тактильные ощущения.

Формировать словарь: колючий, гладкий, мягкий, твёрдый.

Создать положительный эмоциональный настрой у детей.

4.«Игра с пёрышком». 

Формировать словарь: части тела.

Побуждать проговаривать совместно с воспитателем слова.

апрель

1.Игры с султанчиками».

Развивать у детей умение выдыхать воздух через рот.

Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер). Создание положительного эмоционального настроения

2.«Развесим платочки». 

.

Развивать мелкую моторику рук. Учить детей прикреплять латочки на веревочке, с помощью прищепок.

3.«Найди по звуку». 

Определять и различать издаваемые шумовые звуки.

Создание положительного эмоционального настроения.

4.«Найди такую же бутылочку по звуку».  

Учить детей сравнивать звуки и находить похожие.

Вызывать радость и удивление у детей.

май

1. «Открываем, закрываем».

Разрабатывать мелкую моторику рук детей.

Побуждать к заинтересованности тому, что лежит в баночках.

Повышать эмоциональное настроение

2.«Поиграем с солнечным зайчиком»  

Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются.

Развивать смекалку, любознательность.

Учить детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу воспитателя; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Вызвать чувство радости и удивления.

3.«Что в трубке лежит?». 

Учить детей пользоваться палочкой, чтобы выталкивать мелкие предметы из полой трубки (развязывать мешочек с игрушкой, открывать коробочку) .

Развивать усидчивость, терпение.

Вызвать чувство радости и удивления.

Развивать мелкую моторику рук.

Список литературы:

1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.

2. Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок: Учеб. пособие для педагогич. училищ по специальности Дошкольное образование.

3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.

4. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации.

5. Саво И. Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план взаимодействия с родителями во второй группе раннего возраста

Перспективный план взаимодействия с родителями во второй группе раннего возраста....

Перспективный план по речевому развитию для первой группы раннего возраста на 2016-2017 уч.год

Перспективный план по речевому развитию для первой группы раннего возраста по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой...

Познавательно-исследовательский проект во 2 группе раннего возраста "Огород на подоконнике"

В публикации представлена разработка познавательно-исследовательского проекта "Огород на подоконнике" во 2 группе раннего возраста, осуществленного в рамках педагогической технологии проектн...

Перспективный план работы с родителями во второй группе раннего возраста- младшей группе на 2018–2019 год

Перспективный план работы с родителями во второй группе раннего возраста- младшейгруппе на 2018–2019годМесяцыНазвание мероприятияОтветствен-ные...

Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности в группе раннего возраста

Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности в группе раннего возраста...

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников второй группы раннего возраста (1 младшей группы) на 2022 -2023 учебный год

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанниковвторой группы раннего возраста (1 младшей группы) на 2022 -2023 учебный год...