«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Оксана Владимировна Попова

Досуг для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug_puteshestvie_v_stranu_poleznyh_iskopaemyh.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ДОСУГА

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ»

Для детей 5-6 лет

Ведущий:    Здравствуйте, дорогие ребята! Любите ли вы путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по прекрасной и загадочной стране – стране Полезных ископаемых. Эта страна откроет свои тайны и секреты только тем, кто имеет в своих руках ключи от нее – это наблюдательность и терпение, милосердие и гуманность, знание определенных законов и правил поведения в природе. А помогать нам будет волшебный экран. Итак, в путь!

На экране появляется карта России и едущий поезд. На экране картинка природы Урала.

- Первая наша остановка Южный Урал.

Выходит Хозяйка Медной Горы.

Х.М.Г. : Здравствуйте, дорогие ребята. Я живу в горном царстве-государстве, которое находится на Южном Урале, и являюсь его хозяйкой. Все мое богатство находится под землей. Геологи ищут камни - самоцветы, а мастера – ювелиры делают из них украшения. Мне хочется, чтобы вы больше узнали о камнях родного края. Примите мой подарок. Но, чтобы открыть шкатулку, вы должны выполнить задания.

Воспитатель: Ребята, давайте выполним с вами задания Хозяйки Медной горы. Ребята посмотрите, что здесь лежит?

(В корзинке – картинка фигуры геолога, карточки с предметами, необходимые в экспедиции).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называют профессию человека, который занят поиском полезных ископаемых? (Геолог).

- Верно, это геолог. И в своей работе он использует специальные предметы. А вы знаете, что это за предметы? Давайте мы с вами соберем геолога в экспедицию.

Д/и «Собери геолога в экспедицию»

(На столе карточки с изображением различных предметов. Дети выбирают только те, которые необходимы в работе геолога).

Х.М.Г.: Молодцы, ребята, все правильно сделали. А вот и следующее задание. Посмотрите это каменный цветок  из моей сокровищницы. С ним случилась беда, цветок упал и разбился. Помогите мне  вновь собрать этот цветок.

Д/и «Собери картинку»

Х.М.Г.: Спасибо ребята, вот получайте мой ларец, а в нем находятся различные камни из моей сокровищницы. Я вам их дарю и вы сможете узнать много тайн, которые хранят камни.

Ведущий: А мы с вами отправляемся дальше.

На экране появляется карта России и едущий поезд. На экране картинка  таежного леса.

На фоне видео ведущий рассказывает.

Ведущий: Лес - украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых. В лесу всё прекрасно. Лес украшает землю, а потому и жизнь человека, но не одной красотой славится лес. Лес задерживает влагу, помогая человеку выращивать человеку хороший урожай. А как легко и свободно дышится в лесу! Лес – это дом для зверей и птиц, удивительная кладовая неисчерпаемых богатств.

- Лес – это наш помощник. Чем же ещё нам помогает лес?
Что мы сажаем, сажая леса?
Мачты и реи - держать паруса, 
Рубку и палубу, рёбра и киль –
Странствовать по морю в бурю и штиль.
Что мы сажаем, сажая леса ? 
Радиомачты - ловить голоса, 
Стол, за которым ты будешь писать,
Ручку, линейку, пенал и тетрадь. 
Что мы сажаем, сажая леса ? 
Лёгкие крылья - лететь в небеса,
Дом и качели, челнок и скамью,
И деревянную лошадь твою.
Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродят барсук и лиса, 
Чащу, где белка скрывает бельчат, 
Чащу, где утром вороны кричат.
Что мы сажаем, сажая леса? 
Лист, на который ложится роса, 
Воздух для лёгких, и влагу и тень, 
Вот что сажаем в сегодняшний день!

- Правильно, ребята, древесина – главный дар леса. Она используется для строительства жилищ, в судостроении, для изготовления мебели. При химической обработке дерева из неё можно получить бумагу, искусственную шерсть, резину, краски, лаки, лекарства. Деревья выделяют в воздух особые летучие вещества, убивающие многие болезнетворные микробы. Поэтому лес является наиболее здоровым местом для отдыха людей.

Вед:  Ребята, мы с вами сегодня много говорили о бережном отношении к лесу. А знаете ли вы правила поведения в лесу? Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Можно - нельзя». Я вам буду задавать вопрос, а вы дружно будете отвечать, можно это делать или нельзя.

*Ломать деревья и ветки, обрывать листья? (Нельзя)

*Сажать деревья в лесу? (Можно)

*Ходить и топтать на полянках траву? (Нельзя)

*Ходить по тропинкам? (Можно)

*Рвать большие букеты цветов? (Нельзя)

*Любоваться цветами? (Можно)

*Оставлять в лесу мусор? (Нельзя)

*Разжигать костер в лесу? (Нельзя)

*Беречь лес от пожара? (Можно)

*Разорять птичьи гнезда (Нельзя)

В зал влетают 2 синички.

1 син.: — Стряслась беда!
Прилетели мы сюда
Рассказать насчет рогатки!
Мы от птиц! Мы делегатки!

Вед.: Так волнуются синички!
Говорят они с трудом.
Просят:—

2 син.:  Дайте нам водички,
Мы тогда в себя придем.—
Принесли мы им водицы —
Успокоились синицы.

В: Говорит одна синица:
1 син.: — Что в лесу у нас творится!
Плачут птенчики в гнезде,
Помогите нам в беде!
Птенчик мой так перепуган,
Не летает никуда,
Он уже летал над лугом,
Вился около гнезда.

А теперь всего боится,
Даже гусениц не ест,
Я хочу переселиться,
Улететь из этих мест.

2 син.:? Я слыхала, есть юннаты,
Но у нас в лесу их нет.
Мальчик в майке полосатой
К нам является чуть свет.

Если этот мальчик снова
Вдруг появится в лесу,
Я волнения такого
Не перенесу!

Вед: Тут у птиц мы разузнали,
Кто же этот хулиган.
Оказалось, это Алик,
Восьмилетний мальчуган.

Это он в лесу украдкой
В малых птенчиков стрелял

Вед: Ребята, скажите, правильно ли поступал Алик? Да, молодцы, ребята! Теперь, я надеюсь, вы знаете, что можно делать в лесу, а что нельзя. И в заключении я хочу вас познакомить со специальными знаками, которые напоминают людям о том, что в лесу делать нельзя.

На экране появляются изображения, Ведущий их комментирует.

Вед:  А мы отправляемся дальше и следующая остановка  Краснодарский край.

На экране появляется пшеничное поле. Выходит девочка в русском народном сарафане с караваем хлеба.

Вот он – хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой,
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!

В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!

Вед.: Россию называют богатой, потому что в нашей стране много лесов, в земле много полезных ископаемых - угля, нефти, золота. Но издавна главным богатством России считался хлеб. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости.

- В глубокой древности хлеба, такого как сейчас, не было, но хлебные поля росли и тогда. Однако зёрна пшеницы отличались от наших, они были намного меньше и другие на вкус. Существует такая легенда. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку, горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека, он подбежал к костру и увидел, что его каша превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил печь хлеб.

- Хотя сегодня хлеб очень сильно отличается от того первого, но он по-прежнему остаётся главным продуктом.

Песня «Каравай»

Каравай земли и неба

На твоём столе-

Ничего сильнее хлеба

Нету на столе.

В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И растёт под небом светлым,

Строен и высок,

Словно Родина, бессмертный

Хлебный колосок.

1 реб.: Кто-то любит с маслом,

Кто-то любит с сыром,

А иной и с мясом

Или же с кефиром.

2 реб: Кто-то любит белый,

Кто-то любит чёрный,

Кто-то любит с маком

Или запечённый.

 

3 реб: Он бывает клином,

Он бывает узким,

Кто-то любит с тмином,

Или же французский.

Илья:

Он зерно, он колос,

Он мука и тесто

И за праздничным столом

Знает своё место.

4 реб: Посмотри на землю, посмотри на небо,

Ничего на свете

Нет важнее хлеба.

Вед: Дети, помните о том, что хлеб – самое главное богатство нашей Родины, создан он огромным трудом. Берегите, дети, хлеб! А нам пора отправляться дальше

 На экране карта и едущий поезд.

Вед:   Следующая остановка Астрахань. И мы с вами оказались на берегу прекрасной реки Волга. Посмотрите легенду о происхождении реки Волга.

На экране идет фильм.

Воспитатель: Река также приносит большую пользу людям. Посмотрите на эти схемы и скажите, какая польза от реки, что она дает людям? (река дает воду, река поливает землю, река дает пищу, река дает электроэнергию, по реке ходят теплоходы, по реке сплавляют лес).

Воспитатель: Кто обитает в реке? (рыбы).  Какие рыбы живут в Волге? (речные – сазан, лещ, судак, щука, сом, налим ,окунь, ерш, жерех, вобла, красноперка, карась, густера. )

Сценка: «Встреча с Водяным». 

Грустный Водяной сидит среди замусоренного водоёма, среди бутылок, пакетов, палок

Водяной:

Я одинокий Водяной,

Никто не водится со мной.

Друзья мои - лягушки болеют, как старушки.

На дне моей квартиры-бутылки, тряпки, вилки.

Кругом лежат жестянки,

Коробки, склянки, банки,

Как загрязнили озёра и реки!

Бессовестные человеки!

Водяной ложится отдохнуть на мусоре, но тут появляются туристы.

Туристы – несколько человек, пришли на берег водоёма. Они с пакетами, у них в руках магнитофон, музыка гремит, они шумят, пьют воду из бутылок, играют ими в футбол, бросают в озеро пустую посуду. Бутылка попадает в Водяного. Водяной в гневе просыпается. Одна из девочек хочет умыться, наклоняется к воде. Водяной хватает её за руку, тащит к себе «на дно». Показывает ей, сколько мусора от людей в озере. Делает внушение: «Что же вы, люди, делаете?!» Девочка ужасается. Вернувшись на берег, «рассказывает» друзьям об увиденном. Они советуются, встав в круг, затем берут пакеты и собирают мусор, извиняются перед Водяным. Расходятся, «рисуют» что-то. В руках у них появляются экологические знаки о правилах поведения в природе. (Нарисованы заранее).

Ведущий: Теперь вы знаете, как охранять воду и беречь ее? Почему говорят: «Беречь воду – значит беречь жизнь»? А нам пора в путь!

На экране карта и едущий поезд.

- А наше путешествие продолжается, и мы с вами прибыли в нашу Тамбовскую область, которая тоже богата полезными природными ресурсами.

Песня «Белый город»

Воспитатель: Тамбовский край – небольшой уголок необъятной Родины, часть русской земли в самом её центре, неповторимый уголок России.

- Наш край Тамбовский богат садами, здесь жил и работал великий ученый Иван Мичурин, который проводил все время в саду, наблюдая за тем, как растут разные растения, какие плоды они приносят и почему на одних деревьях плоды вкусные, крупные, а на других – кислые и мелкие. Он мечтал вырастить такие сорта фруктов и ягод, которые могли бы расти не только в теплых краях, но и в северных районах.  В результате своей работы И.В. Мичурин вывел новые сорта яблок, груш, абрикосов, ежевики, смородины.

-  И сейчас мы с вами станем тоже садоводами и соберем урожай яблок.

Игра «Собери яблочки с яблонь»

Воспитатель:  Молодцы ребята, а наше путешествие подошло к концу. Богата наша страна своими природными и полезными ресурсами, необходимо их беречь и использовать рационально.

Есть в природе равновесие,

Нарушать его нельзя.

В жизни это очень важно

Для тебя и для меня.

Чтобы было равновесие

Надо с вами, нам друзья

Не выбрасывать отходы

 И не загрязнять моря.

Меньше фантиков, бумажек

Ты на улицу бросай!

Тренируй в себе ты ловкость,

Точно в урну попадай!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная игра для детей: «Путешествие в страну полезных продуктов».

- Возраст целевой группы: для детей подготовительной группы.- Цель пособия: Формирование у детей дошкольного возраста знаний о правильном питании и необходимости наличия витаминов в организме.- Задачи...

Родительское собрание " Путешествие в страну полезных продуктов"

Родительское собрание проводится в группе. используются :поговорки и пословицы о здоровье, игра «Сложи пирамидку»,интервью родителей и детей о здоровой пище, инсценировка про Фырку и Ростика...

Развлечение для детей 3-4 лет. Тема: «Путешествие с страну полезных продуктов».

Развлечение для детей 3-4 лет.Тема: «Путешествие с страну полезных продуктов»....

Конспект образовательной деятельности Тема: «Путешествие в страну полезных продуктов», по программе «Разговор о правильном питании»

Цель: сформировать у детей правильное представление о рациональном питании, как составной части культуры здоровья по средствам формирования у старших дошкольников умений работать в паре через сплочени...

Развлечение "Путешествие в страну полезных продуктов"

-закрепить знания детей о пользе молочных продуктов, ихлечебных свойствах, витаминах и витаминных продуктов; -воспитывать у детей сознательное отношение к выборупродуктов питания, умение анализир...

Путешествие в страну полезных продуктов

laquo;Путешествие в страну полезных продуктов»Цель: закрепить знания о пользе молочных продуктов, витаминов, овощей и фруктов, воспитывать у детей сознательное отношение к выбору продуктов пита...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы Тема: «Путешествие в страну полезных продуктов»

Конспект образовательной деятельностис детьми подготовительной к школе группыТема: «Путешествие в страну полезных продуктов»...