Конспект отрытого интегрированного занятия с детьми подготовительной группы в образовательной области «Познавательное развитие» по экспериментированию Тема: «Приключения в бумажной стране»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Конспект может оказаться полезен педагогам, работающим с детьми 5-7 лет, а так же родителям детей. В конспекте представлены простые опыты с бумагой, которые не требуют большой предварительной подготовки, абсолютно безопасны и их проведение находит живой отклик у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priklyucheniya_v_bumazhnoy_strane.docx | 543.36 КБ |
prilozhenie.docx | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект отрытого интегрированного занятия с детьми подготовительной группы в образовательной области «Познавательное развитие» по экспериментированию
Тема: «Приключения в бумажной стране»
Разработала и провела:
Носова Юлия Викторовна
г. Бердск
2019
Цель: формировать у детей основы знаний и представлений о бумаге, её свойствах через исследовательскую деятельность, используя опыты.
Задачи:
- обучающая:
сформировать представления детей о свойствах бумаги и некоторых способах ее применения;
- развивающая:
развивать логическое мышление, память, наблюдательность, умение решать задачи, опираясь на предложенные обстоятельства и приобретённый опыт;
развивать связную речь, умение выражать свои мысли последовательно, обогащать словарь (калька, копировальная, планирует т. п.);
- воспитательная:
воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов; желание оказать помощь товарищу, попавшему в затруднительную ситуацию.
Интеграция областей:
Познавательное развитие – закреплять знание цифр от 1 до 4.
Социально-коммуникативное развитие - применение эмоционально-речевого общения со сверстниками и воспитателем в ходе организованной деятельности, обогащать опыт детей в умении использовать различные предметы по назначению, развивать внимание, логическое мышление.
Речевое развитие - активизировать в речи детей слова, обозначающие свойства бумаги, расширять словарный запас детей по теме.
Художественно-эстетическое развитие – развивать музыкальную восприимчивость, создавать положительный настрой на протяжении всего занятия.
Физическое развитие - поддержать положительный настрой на выполнение упражнений во время физкультминутки, воспитывать потребность в правильном выполнении движений.
Словарная работа:
Калька, гофрированный, планировать, скомкать, копировальная, офисная, ребро жесткости.
Предварительная работа:
Чтение литературных текстов: «Вовка добрая душа» А. Барто, «Как печатали вашу книгу» С. Я. Маршак, «Лист бумаги» С. Михалков; беседа о разных видах бумаги с использованием наглядно-дидактического пособия; просмотр обучающей презентации «История бумаги»; ручной труд – изготовление аппликаций, оригами, папье-маше; проведение серии опытов с бумагой; взаимодействие с родителями: изготовление совместного макета «Животные наших лесов» из разных видов бумаги.
Используемые технологии:
- игровые;
- здоровьесберегающие;
- информационно – коммуникативные;
- опытно – экспериментальная деятельность.
Методы и приемы:
- игровая мотивация;
- словесный (беседа, поисковые вопросы);
- практический (опыты, эксперименты);
- исследовательская деятельность;
- художественное слово;
- коммуникативная игра;
- физкультминутка;
- вопросы.
Предметно - развивающая среда:
телефон игрушечный; музыкальный проигрыватель; карта https://cloud.mail.ru/public/4HPM/4Ych6WWGX; вырезанные картинки мальчиков и девочек для обозначения пройденных этапов; разные виды бумаги формата А4: калька, копировальная, самоклеящаяся, гофрированная, газетная, цветная, фольга, бархатная и т.д.; макеты полосы препятствий каждому: два стакана или баночки дном вверх на расстоянии 15-20 см друг от друга; баночка из-под гуаши или другая небольшая пластмассовая емкость с плотной крышкой, наполненная водой с приклеенной фигуркой мальчика или девочки; «склон» из картона прикрепленный к одному стакану; вырезанные из зеленой бумаги цветочки с острыми лепестками, загнутыми вверх (по 5-7 цветков); неглубокая тарелка с водой; снежинки диаметром 4-5 см (по 5-7 каждому); болтик железный; 2 листа белой бумаги формата А4. (см. Приложение)
Ход НОД:
Часть I (создание мотивации)
Воспитатель: - Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:
Она бывает документом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Письмом, газетой и листовкой,
Салфеткой, веером, талоном,
Неувядающим пионом.
Она бывает и деньгами,
А что же это?
Догадайтесь сами!
Ответы детей.
Воспитатель: Совершенно верно, ребята, это бумага. И знаете, что? Мы с вами столько узнали в последнее время о бумаге, что стали настоящими экспертами в бумажном деле. К нам на занятие даже пришли гости, чтобы мы могли с ними поделиться своими знаниями. Дети здороваются с гостями. Раздается главная музыкальная тема из мультфильма «Фиксики», воспитатель оглядывается, замечает большой яркий телефон.
Воспитатель: Кто же нам так настойчиво звонит? Нужно ответить, может, что-то случилось… Подносит телефон к уху, делает вид, что разговаривает, удивляется, обещает спросить у ребят.
Воспитатель: Ребята! Нам звонила Симка. Произошло страшное! В бумажной стране в горах произошел обвал, Нолика засыпало снегом, и он перестал выходить на связь. Скорее всего, он уже превратился в винтик. Только эксперты по бумаге могут помочь его найти! Мы поможем Симке отыскать Нолика в бумажной стране?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда давайте, скорее, будем действовать! Главное не забывать – в бумажной стране все препятствия мы будем должны преодолеть с помощью бумаги.
Часть II (проведение опытно-экспериментальной деятельности)
Воспитатель: Для того чтобы отправиться в бумажную страну, нам нужна карта, она тоже засыпана лавиной, вот она на столе, нам нужно разобрать завал. Давайте каждый по очереди возьмет один бумажный лист и назовет, какой это вид бумаги, так мы освободим нашу карту.
Дети по очереди подходят к столу, берут листы бумаги и называют, какую бумагу они взяли.
Воспитатель: Отлично, теперь у нас есть карта, и мы можем отправляться в бумажную страну! Проходите, пожалуйста, к столам.
Дети проходят к столам, где приготовлены макеты «бумажной страны».
Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту, сколько препятствий нам предстоит преодолеть? Ответы детей. Как вы думаете, какое испытание нам предстоит пройти сначала? Ответы детей.
Воспитатель: Верно, препятствие под номером 1, нам нужно перебраться с одной вершины на другую. Посмотрите перед собой, у каждого так же есть две вершины, а между ними пропасть, как же ее преодолеть с помощью бумажного листа? Давайте попробуем. Дети кладут на баночки – «вершины» лист бумаги и пробуют по нему «пройти» - ставят на лист емкость с водой, лист не выдерживает веса, прогибается, емкость падает. Так не получается, надо действовать по-другому. Дети предлагают свои варианты, в ходе обсуждения приходят к выводу, что бумагу надо сложить гармошкой. Выполняют эксперимент, кладут получившиеся гармошки на «вершины», проверяют: ставят на гармошку емкость с водой, бумага выдерживает. Делают вывод, что бумагу можно сгибать, она держит форму, ребра жесткости делают бумагу прочной. Звучит главная тема из мультфильма «Фиксики», воспитатель объявляет, что первое испытание пройдено и закрывает цифру 1 на карте картинкой с изображением мальчика и девочки.
Воспитатель: Ребята, мы молодцы, смогли преодолеть пропасть, сколько еще испытаний нам предстоит пройти? Ответы детей. Какое препятствие будем преодолевать теперь? Ответы детей. Верно, препятствие под цифрой 2. Нам нужно спуститься вниз по склону, и опять мы можем это сделать только с помощью бумаги. Давайте подумаем, какие свойства бумаги могут нам в этом помочь? Дети вместе с воспитателем обсуждают возникшую перед ними задачу, приходят к выводу, что лист бумаги нужно смять в «снежный ком» и скатить его по «склону». Выполняют опыт, проговаривают, что преодолеть препятствие им помогли свойства бумаги сминаться и держать форму. Звучит главная тема из мультфильма «Фиксики», воспитатель объявляет, что второе испытание пройдено и закрывает цифру 2 на карте картинкой с изображением мальчика и девочки.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Так хорошо справляетесь со всеми испытаниями! Скажите, сколько мы уже прошли препятствий? Ответы детей. А сколько еще предстоит преодолеть? Ответы детей. Значит мы в самой середине пути! Предлагаю сделать привал и немного отдохнуть.
Физкультминутка
Предлагаю поиграть – листиком бумаги стать,
(Кружатся)
Как бумажный самолетик сможем мы легко летать.
(Руки-крылья, бегут по кругу)
Только, чур, чтоб не помяться, аккуратно приземляться!
(«Приземляются»)
Сможем пополам согнуться и обратно разогнуться.
(Наклоны вниз)
Или, словно, оригами, выберем фигуру сами.
(Замирают в произвольных позах)
Воспитатель: Ребята, мы отдохнули, набрались сил, давайте возвращаться к спасению Нолика. Нам предстоит пройти следующее испытание. Какой цифрой оно обозначено? Ответы детей. Верно, цифрой 3. Посмотрите, нам нужно пройти сквозь колючие заросли и попасть на другой берег реки. Как же нам это сделать? В процессе обсуждения воспитатель предлагает детям опустить колючие цветы в воду и посмотреть, что произойдет. Когда цветы окажутся в тарелках с водой, бумага начнет намокать, лепестки станут тяжелее и цветы «распустятся», результаты эксперимента проговариваются. По цветам дети «перейдут на другой берег». Звучит главная тема из мультфильма «Фиксики», воспитатель объявляет, что третье испытание пройдено и закрывает цифру 3 на карте картинкой с изображением мальчика и девочки.
Воспитатель: Ребята, вот мы и добрались до финального испытания, посмотрите, здесь сошла лавина, похоже, что Нолик находится именно здесь, под этой толщей снега. Как же нам его вызволить из снежного плена? В ходе обсуждения дети делают вывод, что винтик тяжелый, а бумажные снежинки легкие, если создать движение воздуха, они разлетятся и освободят болтик. Из гармошки, по которой шли над «пропастью» делают веер и проводят эксперимент, бумажные снежинки разлетаются, под ними обнаруживается винтик. Звучит главная тема из мультфильма «Фиксики», воспитатель объявляет, что последнее испытание пройдено и закрывает цифру 4 на карте картинкой с изображением мальчика и девочки.
Часть III (рефлексия)
Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы! Смогли преодолеть все препятствия и вызволили Нолика из неприятностей, правда он все еще винтик, но мы его подзарядим, и с ним все будет в порядке! Пройти все испытания нам помогла бумага. Скажите, ребята, какие свойства бумаги помогли нам все преодолеть? Ответы детей. Да, ребята, сегодня вы смогли доказать, что вы настоящие эксперты по бумаге. И у меня для вас есть сюрприз, конечно же, бумажный. Передает детям раскраски с Ноликом и Симкой.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект отрытого интегрированного занятия с детьми младшей группы в образовательной области «Познание» по ОБЖ Тема: «Опасные предметы»
Задачи: обобщить представления у детей об опасных колюще-режущих предметах окружающего их мира, которые могут угрожать жизни и здоровью людей; предостеречь от несчастных случаев в быту....
Конспект занятия в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» Раздел: «ФЭМП» Тема: «Поможем Маше»
Конспект занятия в старшей группепо образовательной области «Познавательное развитие»Раздел: «ФЭМП»Тема: «Поможем Маше»...
НОД в образовательной области познавательное развитие (ФЭМП) на тему «Путешествие в сказочную страну»
Конспект НОД (ФЭМП) на тему "Путешествие в сказочную страну в подготовительной группе с использованием палочек Кюизинера...
НОД в образовательной области познавательное развитие (ФЭМП) на тему «Путешествие в сказочную страну»
Конспект НОД в подготовительной группе...
Нод в образовательной области познавательное развитие (ФЭМП) на тему «Путешествие в сказочную страну»
Формирование элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе через игровые упражнения и игровые задания с помощью палочек Кюизинера и блоко Дьенеша....
Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе в образовательной области познавательное развитие. Познавательно-исследовательская деятельность. Тема: Путешествие в сказку «Три поросенка»
Цель: расширение представлений у детей о свойствах природных материалов, используемых для строительства домов (солома, хворост, камень).Задачи:Образовательныепродолжать формировать у детей умение уста...
Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе в образовательной области познавательное развитие с включением компонентов эйдетики, метод "Друдлы". Формирование математических представлений. Тема "Игры Снежной королевы"
Цель: развитие внимания посредством включения в образовательную деятельность методов эйдетикиЗадачи:Образовательныезакреплять умение различать и называть знакомые геометрические...
- Мне нравится (2)