Конспект отрытого интегрированного занятия с детьми подготовительной группы в образовательной области «Познавательное развитие» по экспериментированию Тема: «Приключения в бумажной стране»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Носова Юлия Викторовна

Конспект может оказаться полезен педагогам, работающим с детьми 5-7 лет, а так же родителям детей. В конспекте представлены простые опыты с бумагой, которые не требуют большой предварительной подготовки, абсолютно безопасны и их проведение находит живой отклик у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priklyucheniya_v_bumazhnoy_strane.docx543.36 КБ
Файл prilozhenie.docx2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект отрытого интегрированного занятия с детьми подготовительной  группы в образовательной области «Познавательное развитие» по экспериментированию

Тема: «Приключения в бумажной стране»

                                                                           

                                                                                Разработала  и провела:

Носова Юлия Викторовна

г. Бердск

2019

Цель: формировать у детей основы знаний и представлений о бумаге, её свойствах через исследовательскую деятельность, используя опыты.

Задачи:

- обучающая:

сформировать представления детей о свойствах бумаги и некоторых способах ее применения;

- развивающая:

развивать логическое мышление, память, наблюдательность, умение решать задачи, опираясь на предложенные обстоятельства  и приобретённый опыт;

развивать связную речь, умение выражать свои мысли последовательно, обогащать словарь (калька, копировальная, планирует т. п.);

- воспитательная:

воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов; желание оказать помощь товарищу, попавшему  в затруднительную ситуацию.

Интеграция областей:

Познавательное развитие – закреплять знание цифр от 1 до 4.

Социально-коммуникативное развитие -  применение эмоционально-речевого общения со сверстниками и воспитателем в ходе организованной деятельности, обогащать опыт детей в умении использовать различные предметы по назначению, развивать внимание, логическое мышление.

Речевое развитие - активизировать в речи детей слова, обозначающие свойства бумаги, расширять словарный запас детей по теме. 

Художественно-эстетическое развитие – развивать музыкальную восприимчивость, создавать положительный настрой на протяжении всего занятия.

Физическое развитие - поддержать положительный настрой на выполнение упражнений во время физкультминутки, воспитывать потребность в правильном выполнении движений.

Словарная работа:
Калька,  гофрированный,  планировать,  скомкать,  копировальная,  офисная, ребро жесткости.

Предварительная работа:

Чтение литературных текстов:  «Вовка добрая душа» А. Барто,  «Как печатали вашу книгу» С. Я. Маршак, «Лист бумаги»  С. Михалков; беседа о разных видах бумаги с использованием наглядно-дидактического пособия; просмотр обучающей презентации «История бумаги»; ручной труд – изготовление аппликаций, оригами, папье-маше; проведение серии опытов с бумагой;  взаимодействие с родителями: изготовление совместного макета «Животные наших лесов» из разных видов бумаги. 

Используемые технологии:

- игровые;

- здоровьесберегающие;

- информационно – коммуникативные;

- опытно – экспериментальная деятельность.

Методы и приемы
- игровая мотивация;
 

- словесный (беседа, поисковые вопросы); 

- практический (опыты, эксперименты);
- исследовательская деятельность;
- художественное слово;
- коммуникативная игра;
- физкультминутка;
- вопросы.

Предметно - развивающая среда:

телефон игрушечный; музыкальный проигрыватель; карта  https://cloud.mail.ru/public/4HPM/4Ych6WWGX; вырезанные картинки мальчиков и девочек для обозначения пройденных этапов; разные виды бумаги формата А4: калька, копировальная, самоклеящаяся, гофрированная, газетная, цветная, фольга, бархатная и т.д.; макеты полосы препятствий каждому: два стакана или баночки дном вверх на расстоянии 15-20 см друг от друга; баночка из-под гуаши или другая небольшая пластмассовая емкость с плотной крышкой, наполненная водой с приклеенной фигуркой мальчика или девочки; «склон» из картона прикрепленный к одному стакану;  вырезанные из зеленой бумаги цветочки с острыми лепестками, загнутыми вверх (по 5-7 цветков); неглубокая тарелка с водой; снежинки диаметром 4-5 см (по 5-7 каждому); болтик железный;  2 листа белой бумаги формата А4. (см. Приложение)

Ход НОД:

Часть I (создание мотивации)

Воспитатель: - Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:

Она бывает документом,

Плакатом, фантиком, конвертом,

Альбомом, книгой, упаковкой,

Письмом, газетой и листовкой,

Салфеткой, веером, талоном,

Неувядающим пионом.

Она бывает и деньгами,

А что же это?

Догадайтесь сами!

Ответы детей.

Воспитатель: Совершенно верно, ребята, это бумага. И знаете, что? Мы с вами столько узнали в последнее время о бумаге, что стали настоящими экспертами в бумажном деле. К нам на занятие  даже пришли гости, чтобы мы могли с ними поделиться своими знаниями. Дети здороваются с гостями. Раздается главная музыкальная тема из мультфильма «Фиксики», воспитатель оглядывается, замечает большой яркий телефон.

Воспитатель: Кто же нам так настойчиво звонит? Нужно ответить, может, что-то случилось… Подносит телефон к уху, делает вид, что разговаривает, удивляется, обещает спросить у ребят.

Воспитатель: Ребята! Нам звонила Симка. Произошло страшное! В бумажной стране в горах произошел обвал, Нолика  засыпало снегом, и он перестал выходить на связь. Скорее всего, он уже превратился в винтик. Только эксперты по бумаге могут помочь его найти! Мы поможем Симке отыскать Нолика в бумажной стране?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда давайте, скорее, будем действовать! Главное не забывать – в бумажной стране все препятствия мы будем должны преодолеть с помощью бумаги.

Часть II (проведение опытно-экспериментальной деятельности)

Воспитатель: Для того чтобы отправиться в бумажную страну, нам нужна карта, она тоже засыпана лавиной, вот она на столе, нам нужно разобрать завал. Давайте каждый по очереди возьмет один бумажный лист и назовет, какой это вид бумаги, так мы освободим нашу карту.

Дети по очереди подходят к столу, берут листы бумаги и называют, какую бумагу они взяли.

Воспитатель: Отлично, теперь у нас есть карта, и мы можем отправляться в бумажную страну! Проходите, пожалуйста, к столам.

 Дети проходят к столам, где приготовлены макеты «бумажной страны».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту, сколько препятствий нам предстоит преодолеть? Ответы детей. Как вы думаете, какое испытание нам предстоит пройти  сначала? Ответы детей.

Воспитатель: Верно, препятствие под номером 1, нам нужно перебраться с одной вершины на другую. Посмотрите перед собой, у каждого так же есть две вершины, а между ними пропасть, как же ее преодолеть с помощью бумажного листа? Давайте попробуем. Дети кладут на баночки – «вершины» лист бумаги и пробуют по нему «пройти» - ставят на лист емкость с водой, лист не выдерживает веса, прогибается, емкость падает. Так не получается, надо действовать по-другому. Дети предлагают свои варианты, в ходе обсуждения приходят к выводу, что бумагу надо сложить гармошкой. Выполняют эксперимент, кладут получившиеся гармошки на «вершины», проверяют: ставят на гармошку емкость с водой, бумага выдерживает. Делают вывод, что бумагу можно сгибать, она держит форму, ребра жесткости делают бумагу прочной. Звучит главная тема из мультфильма «Фиксики», воспитатель объявляет, что первое испытание пройдено и закрывает цифру 1 на карте картинкой с изображением мальчика и девочки.

Воспитатель: Ребята, мы молодцы, смогли преодолеть пропасть, сколько еще испытаний нам предстоит пройти? Ответы детей. Какое препятствие будем преодолевать теперь? Ответы детей. Верно, препятствие под цифрой 2. Нам нужно спуститься вниз по склону, и опять мы можем это сделать только с помощью бумаги. Давайте подумаем, какие свойства бумаги могут нам в этом помочь? Дети вместе с воспитателем обсуждают возникшую перед ними задачу, приходят к выводу, что лист бумаги нужно смять в «снежный ком» и скатить его по «склону». Выполняют опыт, проговаривают, что преодолеть препятствие им помогли свойства бумаги сминаться и держать форму. Звучит главная тема из мультфильма «Фиксики», воспитатель объявляет, что второе  испытание пройдено и закрывает цифру 2 на карте картинкой с изображением мальчика и девочки.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Так хорошо справляетесь со всеми испытаниями! Скажите, сколько мы уже прошли препятствий? Ответы детей. А сколько еще предстоит преодолеть? Ответы детей. Значит мы в самой середине пути! Предлагаю сделать привал и немного отдохнуть.

Физкультминутка

Предлагаю поиграть – листиком бумаги стать,

(Кружатся)

Как бумажный самолетик сможем мы легко летать.

(Руки-крылья, бегут по кругу)

Только, чур, чтоб не помяться, аккуратно приземляться!

(«Приземляются»)

Сможем пополам согнуться и обратно разогнуться.

(Наклоны вниз)

Или, словно, оригами, выберем фигуру сами.

(Замирают в произвольных позах)

Воспитатель: Ребята, мы отдохнули, набрались сил, давайте возвращаться к спасению Нолика. Нам предстоит пройти следующее испытание. Какой цифрой оно обозначено? Ответы детей. Верно, цифрой 3. Посмотрите, нам нужно пройти сквозь колючие заросли и попасть на другой берег реки. Как же нам это сделать? В процессе обсуждения воспитатель предлагает детям опустить колючие цветы в воду и посмотреть, что произойдет. Когда цветы  окажутся в тарелках с водой, бумага начнет намокать, лепестки станут тяжелее и цветы «распустятся», результаты эксперимента проговариваются.  По цветам дети «перейдут на другой берег». Звучит главная тема из мультфильма «Фиксики», воспитатель объявляет, что третье  испытание пройдено и закрывает цифру 3 на карте картинкой с изображением мальчика и девочки.

Воспитатель: Ребята, вот мы и добрались до финального испытания, посмотрите, здесь сошла лавина, похоже, что Нолик находится именно здесь, под этой толщей снега. Как же нам его вызволить из снежного плена? В ходе обсуждения дети делают вывод, что винтик тяжелый, а бумажные снежинки легкие, если создать движение воздуха, они разлетятся и освободят болтик. Из гармошки, по которой шли над «пропастью» делают веер и проводят эксперимент, бумажные снежинки разлетаются, под ними обнаруживается винтик. Звучит главная тема из мультфильма «Фиксики», воспитатель объявляет, что последнее  испытание пройдено и закрывает цифру 4 на карте картинкой с изображением мальчика и девочки.

Часть III (рефлексия)

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы! Смогли преодолеть все препятствия и вызволили Нолика из неприятностей, правда он все еще винтик, но мы его подзарядим, и с ним все будет в порядке! Пройти все испытания нам помогла бумага. Скажите, ребята, какие свойства бумаги помогли нам все преодолеть? Ответы детей. Да, ребята, сегодня вы смогли доказать, что вы настоящие эксперты по бумаге. И у меня для вас есть сюрприз, конечно же,  бумажный. Передает детям раскраски с Ноликом и Симкой.


Предварительный просмотр: