НООД по окружающему миру "Красавица осень"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Учеваткина Марина Юрьевна

Формировать у детей старшей группы интерес и любовь к родной природе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

Образовательные: закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения. Учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

Развивающие: развивать мелкую моторику руки, создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания, продолжать развивать память, внимание через игры и игровые упражнения.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным. Воспитывать интерес к  лепке, эстетический вкус. Поощрять проявление активности и творчества.

Интеграция  образовательных  областей:

ОО «Познавательное развитие»: совершенствовать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты  с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Развивать умение детей участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их.

ОО «Социально- коммуникативное развитие»: развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу. Формировать  дружеские взаимоотношения между детьми; привычки сообща трудиться,  заниматься, умение самостоятельно находить  общие интересные занятия. Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.

ОО  «Физическое развитие»: совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной  деятельности (физ. минутки). Формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения.

Методические приёмы: организационный момент,  художественное слово, вопросно-ответная беседа,  игра «Отгадай, с какого дерева лист?»,    игра «Осенью», итог занятия.

Оборудование:

 Магнитофон, магнитная доска,  иллюстрации с изображением рябины, осенние листья из картона, макеты осенних деревьев, мяч, пластилин, салфетки.

      Здоровьесберегающие технологии:

 физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: День у нас сегодня необычный, ребята! К нам пришло много гостей. Поздоровайтесь с ними, улыбнитесь им.

- Ребята, а вы любите загадки?

Дети: Да!

Воспитатель : Слушайте внимательно:

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели.
Если небо хмурится, если дождик льется.
Как это время года зовется?

Дети: Осень.

Воспитатель: да, ребята время года сейчас осень. И в природе произошли изменения.

Воспитатель: Какие изменения произошли в природе?

Дети: дождь, холодно, пасмурно

 Воспитатель: Какая сегодня погода?

Дети: Облачная, пасмурная, холодная.

Воспитатель: Ребята, сегодня я буду волшебницей. Не верите? Я вам сейчас это докажу. Подойдите ко мне, закройте глаза и послушайте «волшебную» музыку.

(звучит музыка, листья, деревья, венок)

Воспитатель:  Ребята, а куда это мы с вами попали?

Дети: На осеннюю полянку

Воспитатель: Правильно, ребята на осеннюю полянку.

Воспитатель:  Несмотря на то, что на улице холодно, в группе у нас тепло и светло и мы с вами  в красивом осеннем лесу.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним как нужно себя вести в лесу.

1. Нельзя ломать ветки деревьев.

2. Нельзя топтать цветы, траву.

3. Нельзя кричать и включать громко музыку.

4. Нельзя разорять птичьи гнёзда.

5. Нельзя разрушать грибницы.

6. Нельзя разжигать костры.

7. Нельзя разорять муравейники.

Воспитатель: Молодцы, вы все хорошо знаете  правила поведения в лесу.

Воспитатель: Ребята, а я совсем забыла, как называются осенние месяца. Вы мне не поможете их вспомнить?

Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: А какой первый месяц осени, второй, третий?

Воспитатель: Какие вы молодцы!

Воспитатель: А сейчас у нас какой осенний месяц? Правильно – ноябрь.

Воспитатель: Погода осенью меняется часто. Дети, а как можно узнать какая будет погода?

 Дети: Посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру.

Воспитатель: Диктор расскажет про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Что такое осадки?

 Дети: Дождь, снег, туман.

Воспитатель: А ещё погоду осенью можно предсказать по народным приметам. Люди с далёких времён наблюдали за изменениями в природе и заметили, что:

Осенью паутина на ясную погоду.

Гром в сентябре - теплая осень.

Большие муравейники - к мягкой зиме.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько листиков под нашей ёлкой! Неужели эти листья с ёлки упали?

Дети:  Нет

Воспитатель: - Почему вы так решили?

Дети:  На ёлке растут иголки, а это листья

Воспитатель: - А вы можете определить, с каких деревьев упали эти листья?

Дети:  Да

Воспитатель: Давайте поиграем. Игра "Отгадай, с какого дерева лист?"

Воспитатель:  Каждый из вас берёт по одному листу, говорит, чей это лист и с какого дерева он упал, например: " Это еловая иголка. Она упала с ёлки". (Дети разбирают листья, поочерёдно называют их) - Это кленовый лист. Он упал с клена. - Это березовый лист. Он упал с березы. - Это рябиновый лист. Он упал с рябины. - Это дубовый лист. Он упал с дуба.

Воспитатель: А как называются деревья, на которых растут иголки (хвоя)? Дети:  Хвойные

Воспитатель: А как называются деревья, на которых растут листья?

Дети:   Лиственные

Воспитатель: Наша ёлка, какое дерево, хвойное или лиственное?

Дети:   Хвойное

Воспитатель: А берёза, дуб, клён?

Дети: Лиственные.

Воспитатель: Молодцы, правильно ответили на вопросы, а теперь мы будем играть с нашими листочками.

Физкультминутка«Осенние листочки».

      Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Повертел их, покружил

И на землю опустил.

Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с воспитателем произносят стихотворение.

 (Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся).

 (Дети садятся на стульчики) 

Игра "Погода осенью"

Воспитатель-Осень: У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель-Осень: Дети, а какая бывает погода осенью:

Когда идет дождь - дождливая.

Когда дует ветер - ветреная

Холодно - холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро - сырая

Хмуро - хмурая

Ясно – ясная

Солнце - солнечная

Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в ещё одну интересную игру, которая называется «Осенью».

 У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Птицы осенью — Птицы осенью улетают.

Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Воспитатель: Молодцы, правильно ответили на вопросы.

Воспитатель: Дети что-то тихо в лесу. Почему? Как вы думаете?

Дети: все птицы улетели в теплые края.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что у нас наступают холода, и птицам нечего будет есть.

Воспитатель: правильно уже поздно и все перелетные птицы улетели.

Воспитатель: А какие птицы остались у нас?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Верно, зимующие птицы.

Воспитатель: Назовите их?

Дети: Дятел, клест, снегирь, синица, воробей, голубь….

Воспитатель: Да, правильно. А как вы думаете, чем птицы питаются зимой?

Дети: Ягодками.

Воспитатель: Дети, оказывается, наша рябина спасает птиц от голода. У рябины, у калины есть плоды, и птицы клюют эти плоды.
А синицу и воробья мы с вами уже знаем, потому что они прилетают к нам на участок, и мы кормим их. Зимой мы делаем с вами кормушки и туда кладем для птиц что?

Дети: Крошки хлеба, зернышки, семечки.

 Воспитатель: Значит дети, осенью у животных и птиц много забот.

Воспитатель: Посмотрите, какая  рябина растёт у нас в лесу.  Только почему-то  она грустная. Давайте расскажем стихотворение про неё,  может она станет веселее!

Ребёнок читает стихотворение.

 Воспитатель: Не повеселела наша рябинка, как вы думаете почему?

Дети: Потому что она одна, потому что ягод может не хватить для всех птичек.

Воспитатель: Ребята, поможем рябинке?

Дети: Да.

Воспитатель: Я предлагаю вам приготовить угощения  для наших птичек, для этого вы должны присесть за столы.

 Дети садятся.

Воспитатель: Перед каждым из вас лежит тарелочка с листочками рябины, а ягоды вы должны сделать сами из пластилина.

 Воспитатель: Скажите, какого цвета будут ягоды?

Дети: Красного.

Воспитатель: А формы?

Дети: Круглой.

Воспитатель: Но прежде чем приступить к работе разомнём наши пальчики!

 (Пальчиковая гимнастика) “Осенний букет”.

Воспитатель:  Ребята, давайте соберём осенний букет.
Хором.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья берёзы.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).
Мы соберём.И маме букетик наш отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).

-Молодцы ребята!

Работа детей

Воспитатель: Посмотрите, какие чудесные угощения для птичек у вас получились. Молодцы!

Воспитатель: Вот подошло наше занятие к концу.

Воспитатель: Давайте вспомним, что мы делали на занятии? Что вам больше всего понравилось?