Конспект НОД Тема: «Путешествие в прошлое лампочки».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Роза Александровна Ткач

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с историей возникновения электрической лампочки;

Развивающие: Развивать у детей умения самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с пожароопасными и опасными предметами.

Воспитательные: Воспитывать любознательность, отзывчивость, интерес к объектам ближайшего окружения, умение делать умозаключение вследствие опытно-экспериментальной деятельности.

Методические приемы: создание проблемных и игровых ситуаций, загадывание загадок, экспериментирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ftskm.doc93.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в прошлое лампочки».

Старшая группа "Березка"

Воспитатель: Р.А. Ткач

Образовательная область: Познание (ФЦКМ)

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с историей возникновения электрической лампочки;

Развивающие: Развивать у детей умения самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с пожароопасными и опасными предметами.

Воспитательные: Воспитывать любознательность, отзывчивость, интерес к объектам ближайшего окружения, умение делать умозаключение вследствие опытно-экспериментальной деятельности.

Методические приемы: создание проблемных и игровых ситуаций, загадывание загадок, экспериментирование

Оборудование: Коробочка с ватным тампоном-запах керосина; костер-рисунок; керасиновая лампа; свечка; настольная лампа; лампочка

1. Вводная часть:

Приветствие:

Доброе утро! – солнцу и птицам.

Доброе утро! – улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым

Пусть доброе утро

Длится до вечера!

В: Ребята, скажите, а вы любите путешествовать?(ответы детей)

В:Я тоже очень-очень люблю путешествовать и предлагаю вам отправиться в увлекательное и интересное путешествие, но оно будет не только интересным и увлекательным, но еще и познавательным.

- А хотите узнать, куда мы отправимся?(ответы детей)

- А отправимся мы с вами в страну чудес и превращений. Вы не против?

(ответы детей)

- Но как же мы туда попадем?

Предполагаемые ответы детей (на самолете).

В: На самолете, мы туда не долетим.

Предполагаемые ответы детей (на поезде).

В: На поезде, мы туда не доедем и т.д.

В:А, я знаю, в этом нам поможет волшебная палочка, она ведь может делать чудеса.

В: делает несколько вращений палочкой и вместе с детьми произносит волшебные слова(абра-кадабра, сим-салабим), и они попадают в волшебную страну, т.е. останавливаются в групповой комнате, приготовленной к занятию).

В: Посмотрите, ребята, как здесь интересно, что это за место такое волшебное и свечение какое-то необыкновенно - сказочное? (дети рассматривают).

2. Основная часть

В: Мне кажется, вы хотите узнать, куда же мы попали и что это за свет такой сказочный? Но для этого отгадайте загадку:

Дом — стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.(предполагаемый ответ детей: лампочка)

В: Молодцы. Вы правильно отгадали. Это лампочка. Ребята, как вы думаете, всегда ли была электрическая лампочка? (ответы детей)

В: Нет, не всегда!Ребята, а вам интересно узнать, как люди освещали свои жилища, улицы до появления лампочки? (ответы детей)

В: Поэтому мы сейчас отправимся в прошлое электрической лампочки.

Но сначала закройте глаза, а я взмахну своей волшебной палочкой и мы с вами окажемся рядом с предметами, которые расскажут нам о прошлом лампочки.(дети закрывают глаза,  произносят волшебные слова)

Воспитатель:

Кто не верит. Пусть поверит.

Рада гостю я всегда,

Открывая в страну двери.

Приглашаю всех туда.

В: Ребята, посмотрите! Мы с вами оказались около костра (рисунок)

Присаживайтесь вокруг него.

– Давным-давно люди жили в пещерах, разводили огонь. А для чего они разводили огонь, как вы думаете?(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а давайте мы погреемся возле нашего костра.

Дыхательная гимнастика:

Наш костер разгорелся и язычки пламени жгут нам руки.

А теперь нам стало прохладно, как же стало холодно.

Костер стал угасать, и теперь мы его раздуем,

Давайте подуем на него, только не сверху, а снизу мы раздуваем наш костер.

Для этого мы наберем много воздуха в легкие и подуем все вместе. Посмотрите, наш костер разгорается, и нам опять становится тепло.

В:Ребята, вы нагрелись?

А теперь давайте пойдем дальше.

- Как вы думаете, человеку трудно было ходить по улице ночью без освещения? (ответы детей)

- А почему? (предполагаемые ответы детей: (ничего не видно, темно).

В: Правильно, ребята! Ничего не видно, темно. Поэтому люди придумали факелы. А вы знаете, что такое факел? (ответы детей)

В: Факел – это палка, на которую намотана тряпка, пропитанная специальным раствором, которую поджигают и получается факел, который не гаснет даже в дождь.А еще, факел не только освещает, но им еще зажигают олимпийский огонь.

В: Затем люди придумали лучину. Что это такое? Как вы думаете? (ответы детей)

В: Это просто щепка, заостренная на конце. Раз это щепка, то сделана она из чего? (ответы детей)

В: Обычно лучину делали из березы, она лучше горит. Один конец лучины закрепляли, а другой вверху зажигали. Лучину нужно было правильно расположить, чтобы она лучше светила, не упала. А если она упадет? Что произойдет? (предполагаемые ответы детей (возникнет пожар)

В: Правильно! Запомните, с огнем нужно обращаться очень осторожно!

От лучины было мало света, она быстро сгорала и сильно коптила.

– Это было не очень удобно, и люди придумали свечу. Подойдите все сюда, возьмите в руки свечи, посмотрите и скажите, из чего их делали?

Предполагаемые ответы детей.

- Свечи делали из пчелиного воска, бараньего сала. Давайте посмотрим, как она устроена?

Предполагаемые ответы детей (внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток)

- А теперь поставьте их на стол и посмотрим, как горит свеча.

Воспитатель зажигает свечу, показывает, как горит (во время эксперимента комментирует)

- Вы знаете, что глядя на огонь, каждый человек может успокоиться, подумать о чем-то приятном. Давайте присядем вокруг, посмотрим на пламя свечи (дети рассаживаются вокруг).

В: Посмотрите, как мерцают огоньки свечи. Они похожи и на зайчиков, и на облачко, на порхающую крылышками бабочку. Все это радует наш взор, нам легко и у нас поднимается настроение.

В: Ребята, а что будет, если подует ветер?

Предполагаемые ответы детей (свеча потухнет)

- Давайте изобразим легкий ветерок: наберем воздуха и подуем на свечи. (Дыхательная гимнастика: дети дуют, свечи гаснут)

– Как вы думаете, долго ли может гореть свеча? Она удобнее, чем лучина? Чем? А в чем неудобство свечи?

Ответы детей (можно обжечься, от нее может быть пожар, она коптит и дает мало света).

– Правильно, люди думали, думали и изобрели керосиновую лампу. Кто видел керосиновую лампу?

Ответы детей.

- Вот потому мы сейчас подойдем к следующему нашему объекту и посмотрим, что такое керосиновая лампа? (подходят и обращают внимание на керосиновую лампу)

- Вот это керосиновая лампа. Посмотрите, как она выглядит. А для того, чтобы она горела, в нее нужно залить керосин. Посмотрите, вот это керосин, (показывает керосин в колбе) это химическая жидкость и поэтому мы его не будет открывать. Но для того, чтобы вы могли ощутить его запах, я предлагаю вам заглянуть в волшебную коробочку (воспитатель проходит около детей с коробкой, в которой находится смоченный в керосине тампон. Дети определяют запах). Вот так пахнет керосин.

- А теперь посмотрим, как с его помощью горит лампа.(объясняет принцип ее действия): керосин заливается в специальную емкость, над которой находится горелка, керосин у меня уже залит, а в горелке находится фитиль.

- А как вы думаете, для чего нужно ламповое стекло?

Предполагаемые ответы детей (для защиты пламени от ветра)

– Ну что, ребята? Керосиновая лампа удобнее, чем свеча?

Ответы детей

– Да, с такой лампой можно было выходить и в дождь, и в ветер. Но все-таки керосиновая лампа не очень удобна. Почему же?

Предполагаемые ответы детей (заняты руки, коптит, тусклый свет, освещает только определенное место)

– И костер, и факелы, и лучина, свеча и керосиновая лампа не удовлетворяли потребности человека. И что же произошло потом? Присаживайтесь на стульчики. Я вам сейчас расскажу. (Дети садятся на стульчики)

- Прошло много лет.И однажды на фонарных столбах вдоль улицы вспыхнул свет, который ослепил всех прохожих, появилась электрическая лампочка (показывает лампочку)

- Давайте посмотрим, из чего она сделана? (из стекла) Правильно, из стекла. Любое стекло может расколоться от удара. Нажима, падения, поэтому к лампочке нужно относиться бережно и аккуратно.

А теперь, давайте выясним, как она работает?

Предполагаемые ответы детей.

- Сейчас я беру лампочки, вкручиваю их в настольную лампу. Готово! А теперь я предлагаю (вызывает кого-то из детей) подойти и включить лампы (одна загорается, а другая – нет).

Предполагаемые ответы детей (Одна лампа подключена к электричеству, а другая – нет).

- А теперь я предлагаю (вызывает ребенка) для следующего опыта. Преподнести ладошку к включенной лампочке, другую – к выключенной лампочке, но, не касаясь их. Что ты чувствуешь?

Ответ ребенка (заженная лампочка излучает тепло, выключенная – никаких ощущений)

-Ты так думаешь. А как думает у нас (вызывает ребенка)? Что ты чувствуешь?

Ответ ребенка (зажженная лампочка излучает тепло, выключенная – никаких ощущений)

- Все дети чувствовали одно и то же, поэтому никогда не прикасайтесь к зажженной электрической лампочке, чтобы не обжечься.

- Ну вот, теперь в наших домах много разных красивых светильников: на потолке висят люстры, на стенах - бра, на столах стоят настольные лампы, разноцветные гирлянды, светящиеся вывески, по вечерам освещаются улицы. Это так удобно.

2. Заключительная часть

В: Ну вот, ребята, вы и узнали о возникновении электрической лампочки.

Ребята, вам понравилось путешествие? (ответы детей)

- Вам было интересно? (ответы детей)

- Что больше всего запомнилось? (индивидуально спрашивает детей).

Предполагаемые вопросы: «Что тебе понравилось?», «Что тебе запомнилось?», «На что ты больше всего обратил внимание?», «Что ты сегодня расскажешь своим родителям?»

- Ребята, я очень надеюсь, что вы расскажете всем о том, что нового сегодня узнали.

– А мне тоже очень-очень понравилось сегодня с вами работать!