Главные вкладки

    Сообщение на тему «Влияние практических методов обучения (моделирование, опыты и эксперименты) на саморазвитие дошкольников».
    статья по окружающему миру

    Подопригора Людмила Сергеевна

    Практические методы обучения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prakticheskie_metody_obucheniya_doshkolnikov.docx18.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Елань-Коленовский детский сад №1»

    Сообщение на тему:                    «Влияние практических методов обучения                             (моделирование, опыты и эксперименты) на саморазвитие дошкольников».

    Воспитатель:

    Подопригора Л.С.

    2020 г.

    Практические методы обучения дошкольников.

    Определение 1 Метод – это способ достижения поставленной цели, предполагающий определенную упорядоченную деятельность. Понятие о методах и приемах обучения

    Определение 2 Метод обучения – способ организованной и упорядоченной деятельности педагога и детей, направленной на достижение целей и задач образования в процессе обучения. Довольно часто понятие метод отождествляют с понятием приема. Однако это разные по содержанию и определению понятия.

    Определение 3 Прием – это часть метода, являющаяся его конкретным элементом.

    Методы обучения предполагают взаимосвязанную деятельность педагога и воспитанников, направленность которой зависит от поставленной образовательной цели. В связи с чем, каждый метод обучения органично включает в себя образовательную деятельность педагога и активную познавательную деятельность детей. Деятельность детей, в рамках метода обучения – активная и целенаправленная работа по восприятию и усвоению учебного материала, предоставляемого педагогом. Деятельность педагога, в рамках метода обучения – изложение материала, объяснение, организация совместной деятельности и т.д.

    Замечание 1 Итак, под методами обучения понимают все способы обучающей работы педагога и организацию познавательной деятельности детей, направленные на решение дидактических задач и освоение нового материала. Виды практических методов обучения дошкольников.

     Выделяют следующие виды методов обучения дошкольников:

    -  Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий.

    - Словесные методы: рассказ (педагога или детей), беседа, чтение художественной литературы.

    - Игровые методы: дидактическая игра, воображаемые ситуации с ролями.

    - Практические методы: упражнения, элементарные опыты, экспериментирование, моделирование.

    Практические методы обучения дошкольников – это методы, направленные на организацию познавательной деятельности детей дошкольного возраста, с целью усвоения ими новых знаний и умений, имеющих практический характер.

    Ведущими практическими методами обучения дошкольников являются:

    - Упражнение, Элементарные эксперименты и опыты Моделирование.  

     Упражнение – многократное повторение ребенком умственных или практических действий, с целью их закрепления и до ведения до состояния навыка. В процессе выполнения упражнений, детям предоставляется возможность овладеть различными способами умственной деятельности, сформировать учебные и практические умения. С помощью упражнений ребенок может усвоить большую часть содержания дошкольного обучения.

    Элементарные эксперименты и опыты направлены на приобретение ребенком дошкольного возраста новых знаний об определенном предмете, явлении или действии. Во время проведения эксперимента ребенок осуществляет воздействие на объект познания с целью установления его свойств, связей и т.д. В том случае, если предмет имеет какие-либо скрытые свойства, то их выявление осуществляется посредством организации элементарных опытов.

    Экспериментирование, как деятельность ребенка дошкольного возраста, формируется и развивается в русле его собственной активности на протяжении всего дошкольного детства. Опыты и экспериментирование направлены на развитие таких качеств и умений как наблюдательность, умение сравнивать, сопоставлять, аргументировано высказывать свое мнение, формулировать выводы. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

    Опыты, эксперименты различают как:

    • специально организованные,
    • самостоятельно организованные,
    • спонтанно возникающие.          

    Экспериментирование связано со  всей  детской   деятельностью :

    1)        игры, занятия, прием пищи,  прогулка,  сон;

    2)        рисование - зарисовка опытов и наблюдений;

    3)        ручной труд - поделки из  природного  материала;

    •        на прогулке - наблюдения за  погодой,  птицами,  насекомыми,  опыты с  песком,  снегом , льдом …

    •        во время  приема  пищи – молоко теплое,  белое…; хлеб  черный ; булка  белая,  мягкая; сухари  хрустят, а  в  бульоне  становятся  мягкими…

    В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

    Моделирование – это наглядно-практический метод обучения, предусматривает создание модели, которая включает в себе обобщенные образы основных свойств моделируемого объекта. Основа метода моделирования – это замещение реального предмета на его модель (изображение, макет, условный знак и т.п.). Первоначально способность к моделированию (замещению) формируется у детей в процессе игры, когда они заменяют реальные предметы игрушками или вовсе делают условное обозначение (например, палочка – это ложка, листок дерева – это деньги, камешки – это конфетки для куклы и т.п.). Кроме того, опыт моделирования (замещения) накапливается в процессе освоения ребенком речи, в изобразительной деятельности. Например, при освоении речи, педагогом для звукового анализа используются цвета: гласные буквы – красный цвет, согласные – синий цвет, что способствует не только усвоению звуковой основы слова, но и накоплению опыта моделирования.

    Выбор метода обучения детей дошкольного возраста чаще всего осуществляется педагогом в произвольной форме. При выборе метода педагог учитывает ряд факторов, таких как:

    - Цели образования, стоящие перед дошкольным учреждением, на основании государственного стандарта и установок современной дидактики.

    - Учет особенностей содержания изучаемой темы.

    -Особенность методики преподавания конкретной учебной дисциплины, обусловленные её спецификой.

    - Цель, задачи и содержание учебного материала конкретного возрастного уровня.

    - Учет особенностей и индивидуальностей детей, их возрастные возможности и потребности.

    - Уровень подготовленности детей.

    - Учитывают уровень воспитанности, развития и знаний.

    - Материальные и технические возможности детского образовательного учреждения, наличие необходимых наглядностей, методических и учебных пособий, технических средств.

    - Возможностей и особенностей педагога, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

    Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Становится очевидным, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение исследовательской деятельности в практику работы дошкольных образовательных учреждений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование метода наглядного моделирования в развитии связной монологической речи дошкольников

    Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.   Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрител...

    Методы и приемы обучения. Характеристика наглядных и практических методов обучения.

       Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Одни и те же приемы могут входит в раз...

    Сообщение по теме: "Влияние сказки на развитие речи детей раннего возраста".

    В рамках раннего возраста проводится показ театров кукол, игрушек, картинок на занятиях и в повседневной жизни. Театрализация художественных произведений помогает более эмоциональному и глубокомувоспр...