Наглядное моделирование (наглядно-практический метод обучения).
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике

Тинт Наталия Викторовна

   В сфере коррекционно-развивающей работы процесс обучения неизбежно должен стать более наглядным, динамичным и доступным для ребёнка. Это особенно важно в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи, когда на учебных занятиях необходимо создать наиболее благоприятный эмоциональный климат. Учитель-логопед является одновременно источником информации и организатором, как коллективной деятельности (в малых подгруппах), так и на индивидуальных лого –коррекционных занятиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naglyadnoe_modelirovanie_kategoriya.docx483.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   «Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал сам – понял».

                                                                                                                                    Конфуций

Наглядное моделирование (наглядно-практический метод обучения).

   В сфере коррекционно-развивающей работы процесс обучения неизбежно должен стать более наглядным, динамичным и доступным для ребёнка. Это особенно важно в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи, когда на учебных занятиях необходимо создать наиболее благоприятный эмоциональный климат. Учитель-логопед является одновременно источником информации и организатором, как коллективной деятельности (в малых подгруппах), так и на индивидуальных лого –коррекционных занятиях.

   Поэтому на своих занятиях я активно использую различные  педагогические инновации:

  1. Наглядное моделирование.
  2. Приёмы мнемотехники.
  3. Модульные плоскостные игры.

   Одними из самых эффективных способов обучения являются методы моделирования (реального, математического, наглядного, символьного, мысленного).

   Моделирование исключает формальную передачу знаний – изучение объекта или явления происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности, развивая мышление и творческие способности ребёнка любого возраста.

   Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

   Моделирование, в широком смысле слова – это замена действий с обычными предметами действиями с их уменьшенными образцами, моделями, муляжами, макетами, а также их графическими заменителями: рисунками, чертежами, схемами.

   В работе наглядное моделирование, позволяет предотвратить быструю утомляемость, создать интерес к занятиям, научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими.

                                                

   Метод наглядного моделирования (макетирования) развивает пространственное воображение, позволяя воспринимать сложную информацию и зрительно представить абстрактные понятия.

   

   Наилучшее педагогическое общение – это общение педагога и детей, способствующее творческому характеру учебной деятельности.

   На необходимость применения моделирования в учебной деятельности указывали в своих работах психологи П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.И. Непомнящий.

Использование технологии «мнемотехника» в коррекционно – развивающей работе логопеда.

   Мнемотехника - в переводе с греческого – «искусство запоминания», это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

   Использование  приема мнемотехники в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками в настоящее время становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, а ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.  Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

   Применение   мнемотехники строится от простого к сложному. Работа  начинается   с простейших мнемоквадратов, затем -  мнемодорожки, и позже –  мнемотаблицы.

                                   Таблицы могут быть цветными и черно- белыми.

Картинки по запросу мнемотехника для детей 4-5 лет Картинки по запросу мнемотехника для детей 4-5 лет

                                                           

                                                            Картинки по запросу мнемотехника для детей 4-5 лет

   Используя приёмы мнемотехники, я учитываю речевую патологию, нервно-психическое, соматическое состояние, возрастные особенности (негативизм, возбудимость, двигательная расторможенность, быстрая утомляемость) и адаптирую материал индивидуально для каждого ребёнка.

   Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами. Ткаченко Т. А.  – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Использование модульных плоскостных игр.

   Модульная игра – один из последних инновационных приёмов, игровой набор состоит из рабочего фона и более 80 ти элементов для игры, которые нужно располагать на фоне, составляя разнообразные задания/картинки, проговаривая и отрабатывая выбранную тему занятия.

   Подходит для детей с особенностями развития и нарушениями речи.

   В процессе игры у ребёнка развивается речевая активность, ребёнок учится понимать и употреблять часто встречающиеся в русском языке предлоги; понимать противоположности. В процессе игры развивается память, мышление и воображение (сюжетные игры, «что пропало, что добавилось»), формируются  временные представления; тренируется мелкая моторика; ребёнок запоминает формы, размеры, цвета и оттенки;  учиться  ориентироваться на листе н в пространстве (поставь диван слева, окно посередине); происходит стимуляция творческих способностей.        

.

https://pp.userapi.com/c831108/v831108805/33735/Uk1J0yRu85A.jpg                  https://pp.userapi.com/c831108/v831108805/3375d/eDjiD5Yqq6Y.jpg

  Модульные иргы я использую на занятиях со старшими дошкольниками, дети активно включаются в совместную деятельность и хорошо усваивают учебный материал.  

Благодаря различным инновационным приёмам, которые я использую на коррекционо-развивающих занятиях, у детей наблюдается устойчивая положительная динамика в их психоречевом развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядное моделирование в коррекционно-развивающем обучении.

В статье раскрыты возможности использования наглядных моделей в ходе коррекционно-развивающего обучения. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предме...

Наглядное моделирование в коррекционно-развивающем обучении

Наглядное моделирование в коррекционно-развивающем обучении...

Дифференциация звуков [х], [х,] посредством метода наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей с ОНР-III уровня

Закрепить навык дифференциации и правильного произношения звуков [х ],  [х'] в словах, фразах...

Наглядное моделирование (наглядно-практический метод обучения).

 В сфере коррекционно-развивающей работы процесс обучения неизбежно должен стать более наглядным, динамичным и доступным для ребёнка. Это особенно важно в обучении детей с тяжелыми на...

Применение наглядных, практических и игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с малой Родиной».

Формирование нравственности и патриотизма в воспитании дошкольников по ФГОС - актуальная задача, которая стоит перед педагогическим сообществом. Ведь дошкольный возраст - время растить патриотов. ...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...