Применение наглядных, практических и игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с малой Родиной».
учебно-методический материал

Формирование нравственности и патриотизма в воспитании дошкольников по ФГОС - актуальная задача, которая стоит перед педагогическим сообществом. Ведь дошкольный возраст - время растить патриотов.  Именно в дошкольном возрасте идет процесс формирования знаний, чувств, оценок, интересов ребенка. Этим обусловлена необходимость формирования его личности через родную культуру. Нужно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте ощутил личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Тема  патриотического  воспитания  очень  актуальна,  поэтому  имеет

место  во  многих  документах  по  дошкольному  образованию.

Работа  по нравственному  воспитанию проводится  регулярно  и  в  системе.

Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_rmo.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №28

муниципального образования Усть - Лабинский район

Применение наглядных, практических и игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с малой Родиной».

Воспитатель МБДОУ №28

Пономарева Е.Ю.

Ст.Воронежская

2020г.

Применение наглядных, словесных, практических и игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с малой Родиной».

Формирование нравственности и патриотизма в воспитании дошкольников по ФГОС - актуальная задача, которая стоит перед педагогическим сообществом. Ведь дошкольный возраст - время растить патриотов.  Именно в дошкольном возрасте идет процесс формирования знаний, чувств, оценок, интересов ребенка. Этим обусловлена необходимость формирования его личности через родную культуру. Нужно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте ощутил личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Тема  патриотического  воспитания  очень  актуальна,  поэтому  имеет

место  во  многих  документах  по  дошкольному  образованию.

Работа  по нравственному  воспитанию проводится  регулярно  и  в  системе.

Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми.

 Во время работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию решаются следующие задачи:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,

детскому саду, улице, станице;

формирование бережного отношения к природе родного края и всему живому;

воспитание уважения к труду;

развитие интереса к русским традициям и промыслам;

расширение представлений о городах России;

знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

развитие чувства ответственности и гордости за свою малую Родину;

формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в

играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Использование различных форм и методов организации деятельности детей способствует воспитанию чувств патриотизма у дошкольников. В своей работе мы использовали такие методы как:

 1.Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь казаков в прошлом и людей в наше время , изменения в облике станицы, края, улицы, воздвигаемых новостройках и т.п.)

2. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

3.Беседы с детьми о стране, малой Родине;

4. Использование детских художественных произведений, репродукций картин (их рассматривание и обсуждение);

5. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

6. Знакомство детей с народной декоративной росписью;

7. Взаимодействие с родителями в данном направлении;

9. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, место, где живет и принимающего активное участие в общественной жизни.

При ознакомлении детей с малой Родиной, культурой, традициями и достопримечательностями создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания и детского творчества. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой мы знакомили детей с произведениями кубанских поэтов  Виталия Петровича Бардадыма,  Виталия Борисовича Бакалдина, Ивана Васильевича Белякова, Ивана Николаевича Бойко, Ларисы Степановой. В произведениях которых ярко описаны казачий быт, красота родной природы, удивительный мир животных, а главное-трудолюбие, доброта людей.

Нами разрабатывались конспекты НОД с целью формирования у детей представлений о мире, который их окружает, а также отношения к малой Родине и Отчизне, с  целью создать благоприятные условия, при которых у детей расширяется  кругозор, развиваются  познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания и детского творчества.  Некоторые из них:

НОД Тема: «Моя малая Родина».

НОД Тема: «Красота народного костюма. Головные уборы».

НОД Тема: «Казачья старина Кубанского куреня».

НОД Тема: «Народные кубанские костюмы».

НОД Тема: «История русского костюма»

НОД Тема: «Мои хорошие друзья»

НОД Тема: «Достопримечательности станицы».

НОД Тема: «Животные родного края»

НОД Тема: «Жизнь и труд казаков»

На этих занятиях мы использовали  иллюстрации картин природы родного края; фотографий с изображением станицы Воронежской, ее достопримечательностей; фотографий кубанских писателей и поэтов; просматривали видеосюжет о народных кубанских костюмах, плакатов с изображением орудия труда казаков в давние времена.

В работе по нравственно-патриотическому воспитанию мы используем дидактические игры. С раннего возраста дети активно познают мир, исследуя всё происходящее вокруг. Основным видом деятельности детей является игра, поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Дидактические игры позволяют шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний, так как одна из особенностей дидактических игр выражается в эмоционально-познавательном содержание самой игры. Образовательными структурными элементами дидактической игры являются воспитательная и развивающая задачи, а также правила с игровыми действиями. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Цель таких игр:

 -формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу станицы, номер дома.

 -Воспитывать у детей уважение к труду взрослых членов семьи, желание помочь. Учить детей строить отношения с другими людьми. Развивать речь детей.

-Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

-Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории своей станицы, памятниках и достопримечательностях .

-Знакомить детей с народными промыслами кубанских казаков, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

-Закрепить знания детей о профессии военного; развивать зрительное внимание; воспитывать гордость за нашу Армию. Воспитывать чувство гордости за наших прадедов, которые отстояли мир для нас.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Метод  проектов  один  из  перспективных  методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничеств. На основе подбора познавательных статей из истории станицы, родители с детьми  готовили информационные проекты  по заранее выбранной теме: семья Мельниковых «Сельское хозяйство станицы Воронежской», семья  Давыдовых «История кубанской игрушки», семья Пшеничных «Символика России и Кубани», семья Чибизовых «Воспитание к русским традициям и промыслам», семья Дерикошма «Любимый сердцу уголок», целью которых являлось развитие свободной  творческой  личности  ребенка, возможность  почувствовать  себя исследователем, объединить детей, родителей.

 В работе с родителями использовали разнообразные формы и методы:

КВН по Кубановедению;

«Круглый стол»;

Экскурсии

 Консультации в родительских уголках

игровые программы;

родительские собрания.

Совместно с родителями изготавливались лепбуки «Кубанские казаки» , «Русская изба», «Кубань- моя Родина», книга «Помним прошлое, ценим настоящее, смотрим в будущее».

Только совместное взаимодействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему позволит воспитать у ребенка чувство гражданственности, патриотизма; поможет последовательному и систематическому знакомству детей с родным краем, станицей Воронежской, воспитанию у них чувства гордости за людей, которые живут и трудятся в станице, любви к родному краю.

Литература

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: 1999. - 215с.

3. Воспитание в вопросах и ответах. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.portal-slovo.ru.

4. Знакомим детей с малой Родиной. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://ap2004.alledu.ru/document/380/839.

5. Нравственное воспитание детей в современном мире. Козлова С. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. 

6.Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду М. Просвещение, 1991

7. Менджерицкая Д. «Воспитателю о детской игре», М.: Просвещение,1982.

8. Р.А.Жукова « Игра как средство развития культурно-нравственных ценностей детей 6-7 лет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной"

Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой. Опора...

Семинар - практикум "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной".

В последнее время чувство  патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становиться задачей государственной важности. Поэтому среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечестве...

Перспективный план для детей средней группы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством Русских народных тряпичных кукол».

Перспективное планирование на год в средней группе на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством Русских народных тряпичных кукол"...

Перспективный план для детей старшей группы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством Русских народных тряпичных кукол».

Перспективное планирование на год в старшей группе на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством Русских народных тряпичных кукол"...

Годовой проект на тему "Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста или " С чего начинается Родина"".

Создание системы работы по формированию нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

Представление педагогического опыта. Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края»

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Р...