«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной"
статья (подготовительная группа)

Маляр Инна Анатольевна

Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой. 

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения. 

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными   представлениями  о том, что им близко и дорого. 

Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам ко всему, что окружает ребёнка с детства, - одна из главных задач педагога. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 «Рябинушка»

                                 Опыт работы 

 

на тему:  

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной" 

                                                               Воспитатель: Инна Анатольевна Маляр

 

 Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых помочь ребёнку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию нравственных чувств. 

 В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо. Беречь и умножать богатства.     

Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой. 

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения. 

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными   представлениями  о том, что им близко и дорого. 

Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам ко всему, что окружает ребёнка с детства, - одна из главных задач педагога. 

Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.  

Древние мыслители, размышляя о значении культуры для духовно-нравственного развития детей,  отмечали, что только через освоение культуры своего народа, лежит путь к нравственности. 

Любить Родину – значит знать её, знать,  прежде всего,  свою малую Родину. 

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, незнающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом,  свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

С. Михалков утверждал, что «только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнавать ее, стать подлинным патриотом». Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. 

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. 

 «Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитанности», - эти слова А.С.Пушкина актуальны и сегодня. 

Знакомясь с достопримечательностями своего городского округа города Кулебаки, Нижегородского края ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к богатствам национальной культуры.

Исходя из актуальности темы, мы  поставили перед собой следующую  цель. 

Цель: формировать представление детей о родном крае, о малой родине, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. 

 

В процессе работы над данной темой  мы определи  следующие задачи.  

Задачи: 

       -   формировать любовь к родному городу,  и интерес к прошлому и настоящему родного города. 

       -   формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности. 

       -   развивать бережное отношение к городу и к своему району (достопримечательности, культура, природа). 

       -  развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю. 

       -  воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому. 

       

Условия реализации задач.

 

  Для успешного построения образовательного процесса на краеведческом материале и решения задач социально-нравственного воспитания дошкольников, в первую очередь,  необходимы:  

Изучение методической литературы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной»  

Организация соответствующей предметно-пространственной развивающей среды; 

Разработка перспективных планов, конспектов занятий;  

Специальный подбор художественно-дидактических пособий, материалов и технических средств обучения (ТСО), презентации по теме. Особое внимание обращается на качество репродукций и экранно-звуковых пособий; 

Профессионально – грамотная  и  индивидуально дифференцированная работа воспитателя и социума ( музейных работников, работников библиотеки), взаимодействие с родителями. 

 

Приступая к работе,  мы провели диагностику – обследования на выявление следующего: 

 

  • Исторические памятники 
  • Социально-культурные учреждения 
  • Улицы нашего г.о.
  • Предприятия г.о.г. Кулебаки
  • Символы родного города 

Анализ результатов диагностики показал, что знания детей о региональной культуре поверхностны – 72%,  познавательный интерес к историко-культурному наследию Нижегородской области на низком уровне – 62%, сформированность у детей чувство любви к Родине, уважительное отношение к людям труда на среднем уровне – 54%.

Результаты диагностики позволили мне разработать перспективный план  работы с детьми, отобрать  активные формы и методы  гражданско-патриотического воспитания.

Начиная работу по нравствено-патриотическому воспитанию, особое внимание уделяли формированию интереса к культурно-историческим памятникам. Отбор соответствующего материала позволил сформировать у детей представление о том, чем славен родной город. Успех работы во многом зависел от ряда условий:  

 1. удачное расположение дошкольного учреждения. Далеко не каждое дошкольное учреждение имеет в своем ближайшем окружении такое количество памятников. 

2. использование разнообразных методов и приёмов при ознакомлении с памятными местами города. Это экскурсии, целевые прогулки, рассказ воспитателя, беседы с детьми, вечера досуга, тематические выставки. 

Некоторые знания о родном крае дети получают на занятиях по ознакомлению с окружающим, но основная часть мероприятий проводится в свободное от занятий время. 

Одной из основных форм ознакомления дошкольников с родным городом является экскурсия. 

Работа состоит из 3 этапов: 

1. подготовительный.  Его цель: уточнить имеющиеся у детей представления о родном городе. 

 2. работа с детьми, направленная на формирование у них знаний о городе и воспитание  на этой основе интереса и любви к нему. 

3. заключительный. Проводится сравнительный анализ, который даёт возможность вскрыть изменения в знаниях детей о родном крае и в проявлении своего отношения к нему. 

На первом этапеПри ознакомлении детей с родным городом мы старались опираться  на имеющийся у детей опыт, учитывали их психологические особенности. Принимали во внимание эмоциональность восприятия ими окружающего, образность и конкретность мышления и впечатлительность. Старались интересно и доступно рассказать им о нашем родном крае.        Наметили план ознакомления детей с родным городом.

 

В процессе занятий с детьми учили их: 

  • Давать оценку своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения; 
  •  Проявлять инициативу: самостоятельно выполнять задания, рассказывать на заданные и свободные темы; 
  • Учить видоизменять, комбинировать имеющиеся представления памяти и создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации; 

Развивали и формировали в детях: 

  • Развивали умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки; 
  • Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; 
  • Формировать положительное отношение к искусству; 
  • Развивать художественное восприятие, мышление, память, речь, воображение; 
  • Воспитывать интерес к искусству родного края; прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства.  

 

        Мы  пополнили  свои знания  об истории родного города, людях прославивших наш город.  Посетили Краеведческий музей нашего города «Теремок», где посетили выставку «Русская гармонь», в городской библиотеке № 2 нам показали и рассказали о старых улочках нашего города, о людях прославивших наш маленький город. 

Наиболее эффективных результатов по формированию патриотических чувств у дошкольников можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагога. При этом  работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса.

Цель моего взаимодействия с семьей - сформировать у родителей сознание необходимости целенаправленной работы по воспитанию у детей нравственно-этических понятий в условиях семьи и тесной взаимосвязи с дошкольным учреждением.

Старая истина – нельзя вырастить патриота, если не патриоты отец и мать - оправдывает себя и в настоящее время.

Содержание работы с родителями включает:

- определение роли родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств;

- определение форм и средств воспитания детей в семье;

- повышение педагогической культуры родителей, расширение их педагогического кругозора.

Для этого использую разнообразные формы работы взаимодействия с семьями:

- привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала;

- организация консультаций и индивидуальных бесед по темам:

         «Создание эмоционально-положительного климата в семье»;

         - Мастер- класс «Когда оживает глина», с известным мастером нашего г.о.г. Кулебаки В.П. Безумновым и его семьей.

         - открытое мероприятие «Древо моей семьи»;

- оформление книги памяти «Мы гордимся вами»;

          - проведение родительского собрания в форме КВНа «Нравственное воспитание детей».

         - привлечение родителей к организации и проведению праздников и развлечений;

Анализ результатов диагностики свидетельствует об  изменениях уровня знания моих воспитанников о региональной культуре:

сформированность знаний детей об историческом, культурном, национальном, географическом, природно-экологическом своеобразии Ставропольского края – 87%;

сформированность у детей чувство любви к Родине, бережному отношению к окружающей природе, нуждающейся в ее сохранении – 93%;

сформированность у детей толерантность, гуманные отношения к людям разных национальностей – 100%

В заключении, хочется подчеркнуть, что гражданско-патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве, являющемся важнейшим периодом становления человеческой личности. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина России.

Литература

1.Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2007.

2. Баранникова О.Н. Какого цвета Родина? – Рязань: РОИРО, 2005.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». – М.: Росвоенцентр, 2005.

4. Зацепина М.Б. Основы формирования общей культуры ребенка. Монография. – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004.

5. Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

6. Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

      7. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы». М., 2004. 

          8. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003. 10. Соболева Н.А. Российская Государственная символика: История и современность. – М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности

В материале рассмтриваются вопросы воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности...

АПО "НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ"

Воспитание нового гражданина нужно начинать с самых ранних лет. Чем раньше в сознании ребенка будет поселено чувство гордости за свое Отечество, чем раньше он приобщится к культурно-историческим и нац...

Приложение к АПО "НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ"

Планирование работы с детьми, взаимодействие с родителями по ознакомлению детей с родным городом...

Семинар - практикум "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной".

В последнее время чувство  патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становиться задачей государственной важности. Поэтому среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечестве...

Применение наглядных, практических и игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с малой Родиной».

Формирование нравственности и патриотизма в воспитании дошкольников по ФГОС - актуальная задача, которая стоит перед педагогическим сообществом. Ведь дошкольный возраст - время растить патриотов. ...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА «МУЗЫКА И ХОРЕОГРАФИЯ», А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Статья посвящена воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством образовательной деятельности на занятиях по физическому воспитанию, музыке и хореографии....