Наглядное моделирование в коррекционно-развивающем обучении
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Наглядное моделирование в коррекционно-развивающем обучении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naglyadnoe_modelirovanie_v_korrektsionno.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Наглядное моделирование в коррекционно-развивающем обучении
Х.Х. Чеколдаева,
МДОУ «ЦРР – детский сад №58»(Саранск)
Ребёнок растёт сам. Можно росту помешать, можно его задержать и заглушить, а можно создать благоприятные условия для расцвета и развития тех способностей, которыми природа одарила ребёнка.
Мы работаем с детьми с общим недоразвитием речи. И одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения в группе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи считаем использование наглядного моделирования.
Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет нам более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи ("стрелка" вместо глагола, "волнистая линия" вместо прилагательного в моделях предложения); схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов (схемы описательных рассказов), а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования; стилизованные обозначения "ключевых слов" основных частей описательного рассказа и др.
Так, например, в процессе заданий и игр закрепляем понимание детьми значения глаголов (игра "Помоги Наташе разложить вещи по местам"), развиваем понимание категорий рода у прилагательных (игра "Какие это фрукты?"), уточняем смысл логико-грамматических конструкций, включающих субъект действия, объект действия и предикат (сказуемое).
Игра "Помоги Наташе разложить вещи по местам"
Цель: закрепить понимание глаголов (вешать, класть, ставить и др.); практическое усвоение падежных конструкций с предлогами в, на.
Материал: большие предметные картинки с изображением шкафа, сумки, стола, холодильника, окна с подоконником, книжного шкафа (полки), журнального столика, дивана; маленькие предметные картинки, изображающие то, что можно поместить в шкаф, сумку, стол, холодильник.
Инструкция: "Куда я положу ключ (повешу юбку, поставлю банку сока и т. п.)? Где лежит тетрадь (висит юбка, стоит пакет молока и т. п.)?".
Ход выполнения задания: Педагог предлагает последовательно разместить маленькие предметные картинки под большими и ответить на вопросы.
Игра "Исправь ошибку"
Цель: развитие понимания логико-грамматических конструкций; практическое усвоение структуры простого предложения с прямым дополнением.
Материал: предметные картинки (рыба и мальчик, бабочка и девочка, кошка и мышка и др.), карточка со стрелкой, магнитная доска (для составления модели предложения).
Инструкция: "Смотри и слушай внимательно: "Рыба поймала мальчика". Исправь схему и скажи правильно, если я ошиблась".
Ход выполнения задания: Педагог последовательно предлагает детям прослушать предложения, иллюстрируя их с помощью двух предметных картинок и карточки со стрелкой. Ребенок должен исправить ошибку в предложении, правильно его произнести, предварительно переставив карточки.
В процессе коррекционного обучения большое внимание уделяем воспитанию словообразовательных навыков у детей с ОНР. Применение наглядных моделей способствует более точному и прочному усвоению детьми на практическом уровне отдельных словообразовательных операций. Например, в игре "Вкусный сок" дети, используя наглядную модель, практически усваивают способы образования относительных прилагательных со значением отнесенности к продуктам питания.
Игра "Вкусный сок"
Цель: практическое усвоение детьми относительных прилагательных со значением отнесенности к продуктам питания.
Материал: наглядная схема, изображающая стакан с падающей в него каплей (сока), вокруг него - изображения фруктов (стрелки направлены от фруктов к стакану).
Инструкция: "Я люблю яблочный сок. А ты?".
Ход выполнения задания: Педагог, указывая на схему, предлагает детям сказать, какой сок они любят. Дети отвечают, используя схему.
Продуктивным является использование наглядных моделей при формировании у детей умений конструировать предложения различных типов.
На первом этапе работы в данном направлении возможно обучение детей конструированию отдельных словосочетаний по наглядной модели.
Затем целесообразно использовать наглядные модели, максимально конкретизирующие структуру предложения (например, составление простого нераспространенного и распространенного предложения с прямым дополнением в игре "Кто из животных какую пользу приносит?"). В качестве элементов таких наглядных моделей могут быть использованы стилизованные изображения предметов, о которых говорится в предложениях, в сочетании с однотипным изображением отдельных членов предложения (например, изображение "стрелки" на мести сказуемого). При необходимости педагог помогает детям с помощью дополнительных вопросов, указаний, пояснений.
На первых занятиях, посвященных составлению простых предложений, дети составляют однотипные предложения по одной модели. В составляемые предложения включаются, как правило, беспредложные конструкции. В процессе последующих занятий можно предложить детям составлять предложения по двум-трем, а затем и большему числу моделей. В структуру предложений входят как беспредложные, так и предложные конструкции.
Постепенно модели усложняются, приобретают более абстрактный характер (изображение "волнистой линии" вместо определений, относящихся к предмету, о котором говорится в предложении; схематические изображения предлогов и союзов и др.). Такая работа над структурой предложений подготавливает детей к овладению полноценным лексическим и синтаксическим анализом предложения в период школьного обучения.
Игра "Кто какую пользу приносит"
Цель: составление простого распространенного предложения с прямым дополнением по заданной схеме.
Материал: наборное полотно с двумя карманами; предметные картинки.
Ход выполнения задания: Педагог показывает предметные картинки, расположенные в обоих карманах наборного полотна (в первом - с изображениями домашних животных и птиц, во втором - с изображениями тех предметов, которые связаны с пользой, приносимой животными и птицами). Демонстрируется наглядная схема, иллюстрирующая тип будущих высказываний детей ("курица - яйца").
Игра "Где лежит мяч?"
Цель: практическое усвоение падежных конструкций с предлогами на, под, в, за, из-за, из-под.
Материал: серия стилизованных сюжетных картинок (или схем), изображающих различное положение мяча по отношению к другим предметам (домашних животных и сказочных героев, играющих в "прятки").
Инструкция: "Посмотрите на картинку. Где лежит мяч?" (Куда Вова положил мяч? Куда закатился мяч? Откуда Вова достанет мяч? Куда спряталась кошка? Откуда выглядывает Филя?)
Применяя наглядные модели, педагог может существенно увеличить эффективность процесса формирования связного речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Интенсификация такой работы приобретает особую значимость в связи с тем, что дети с ОНР испытывают большие трудности в ситуациях, предполагающих использование монологической речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование комплексной коррекционно-развивающей программы дошкольников с нарушением интеллекта в условиях интегрированного обучения.
Дети с отклонениями в развитии нуждаются в коррекционно-педагогической и психологической помощи. Успешность воспитания, обучения, социально...
Наглядное моделирование в коррекционно-развивающем обучении.
В статье раскрыты возможности использования наглядных моделей в ходе коррекционно-развивающего обучения. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предме...
Использование наглядного материала и коррекционно-развивающих игр при подготовке детей с ОНР к обучению грамоте.
В статье представлен опыт организации и проведения работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР в соответствии с ФГОС ДО....
ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Метод наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, воображения, логического мы...
"Применение наглядного моделирования в коррекционно - развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи"
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету&rdquo...
Дифференциация звуков [х], [х,] посредством метода наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей с ОНР-III уровня
Закрепить навык дифференциации и правильного произношения звуков [х ], [х'] в словах, фразах...
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...